Donnerstag, 25. Februar 2010

ТЕЦАВЭ (вели, прикажи)

Шалом, друзья!

Какой сложилась прошедшая неделя? Всякой. То есть неплохой.Можно сказать, хорошей. Одним из самых важных событий в жизни нашей общины стала Встреча Субботы с новым раввином. Который многим знаком, поскольку работал в дуйсбургской общине. Что наложило на него много шрамов. Это рабби Катц. Несколько необычно для нас прошло проведённое им богослужение. Необычно – по сравнению с тем, что мы привыкли слышать у нашего кантора. Но оба подхода имеют свои преимущества.

Приятно, что было немало народу – молитвенный зал был заполнен почти «под завязку». Во время трапезы мы смогли благодаря разработанному когда-то интервью познакомиться с раввиным поближе. И это хорошо, потому что интереснее человека ничего нет.
Кстати, насчёт того, что «людей неинтересных в мире нет». Мне пришлось совсем недавно побывать на похоронах умершего коллеги, их проводил евангелический пастор. Так вот, он начал с того, что «der russische Dichter Ewtuschenko hat gesagt, dass uninteressante Menschen gibt's es nicht". Я потом разговаривал с несколькими присутсвующими, все отметили, что это выражение очень понравилось. Вот так, добираются стихи Евтушенко до немецкого обывателя.

Ещё одним значительным событтием недели стал второй показ спектакля «Снежная королева». Зал был опять полон, хотя особой рекламы не было – только эта рассылка да бесхитростные объвления в нескольких русских магазинах. Успех спектакля повторился. По-моему, благодаря удачной актёрской комбинации детей и взрослых на сцене.  Это решение режиссёра спектакля Михаила Непомнящего можно оценить как отличное. Кстати, и труда он вложил немало, чтобы заставить детей так точно передавать его видение сказки. Теперь надо показывать этот спектакль ещё, и ещё. Повторяю, что нам нужны менеджеры, которые смогли бы организовать новые встречи со зрителями. Ау?

В киноклубе зрители выбрали фильм «Похороните меня за плинтусом». Я не смог побывать на показе. По имеющимся сведениям картина понравилась – особых разногласий в её оценке не было. Не знаю, пили ли после просмотра чай с печеньем, но, может быть, это и есть самое ценное в таких встречах: пообщаться, высказать своё мнение о фильме, выслушать чужое.

Теперь о том, что нас ждёт в предстоящие выходные. Начнём с пятницы – встреча «При свечах» стала собирать большее, чем обычно, количество участников. Это приятно. На уже упомянутом Шаббате вместе с раввином была проинтервьюирована по случаю дня рождения также Этель Исааковна Резник. Так вот, на вопрос, как она любит отдыхать, Этель Исааковна сказала, что очень любит приходить на встречи «При свечах». Рад был это слышать – невпустую, значит, суетимся...

 Встречаемся, как обычно, в пол-шестого.

В субботу Елена Банд приглашает в Дюссельдорф. Маршрут и название её экскурсии – «Дорога Барбароса». Не знаю, что это за дорога, а времени принять участие в экскурсии, к сожалению, нет. Жаль... Не смогу пополнить знания об этом германском кайзере, чьё имя было использовано в названии плана нападения на СССР. Что знаю о нём? Что был, очевидно, рыжебород, о чём говорит его имя, что похоронен где-то недалеко от Магдебурга. И что каждые сто лет, согласно преданию, он встаёт из могилы, чтобы посмотреть, едина ли германия? Очевидно, для того, чтобы легче было вставать, похоронен он в сидячем положении.

Но вернёмся в Дюссельдорф – здесь он оставил следы пребывания. Я полагаю, что эти следы интересны, и Елена Банд наверняка хорошо ознакомилась с ними, чтобы донести их до сведения экскурсантов. Все, кто решит присоединиться к полезному (на воздухе и пешком) и познавательному времяпрепровождению, должны собраться в 10 часов у главного расписания центрального вокзала в Дюссельдорфе. Можно и наоборот: у центрального расписания главного вокзала. В любом случае потеряться там невозможно.

А в воскресенье у нас большое мероприятие – вечер, посвящённый Пуриму. Мы всё время требовали, чтобы те, кто приходит на праздник, записывались, но телефон-то в общине до сих пор не работает – технические сложности. Поэтому мы опять будем в затруднительном положении, если не будем знать, сколько столов накрывать и стульев ставить. Поэтому прошу всё-таки записываться по моему телефону: 0208 – 937 52 29 или 0176 – 615 76 566.

Напоминаю, что стоимость входа – 6 евро. Члены общины платят половину этой цены. Ещё одно: напоминание: на собрании обсуждалась проблема неуплаты членских взносов, и собрание потребовало строже относиться к должникам. В частности, не предоставлять им скидок. Что ж, будем выполнять предписания – у того, кто будет реализовывать билеты, будет список, в который будут внесены только аккуратные  плательщики нашей общины. Остальным придётся, нет обессудьте, заплатить полную цену (погасить задолженности можно прямо на входе, можно также договориться об этом погашении частями). Придётся заплатить, если, конечно, вы придёте без карнавальных костюмов. Вы помните, друзья, что для стимуляции веселья, а оно идёт не снаружи, а изнутри и переодевание способствует расслаблению и веселью, мы решили освободить от платы за вход всех, кто «наденет на себя маску весёлого человека». Не стесняйтесь – попробуем просто подурачиться. Само собой, что будет возможность защиты своего костюма. Хотя, что успеем провести, тоже большой вопрос: частенько многие элементы наших вечеров просто выпадают из-за их многочисленности.

Меня уже несколько человек спрашивали, что приносить из еды. Особых предписаний в этот праздник нет – об умынташах знают все. А в остальном, как в любой еврейский праздник, принято есть много и вкусно. Единственое  ограничение, которое мы накладываем на себя в общине – не приносим мясных блюд. Но об этом мы уже много раз говорили.

Что ещё? Ну да, это общеизвестно, что в этот праздник надо выпить много вина. С нашей стороны мы обеспечим достаточно вина, а вы, пожалуйста, обеспечьте его потребление.

Праздник в воскресенье будет первым в новом помещении. От того, как он пройдёт, будет, возможно, зависеть будущее наших праздников вообще. Давайте попробуем раскрепоститься и повесельться так, как требует наша Традиция. А она в связи с пуримскими событиями существует уже 2380 лет. Так почему на нас она должна остановиться? Не должна. И в отношении недельных глав тоже. Поэтому я перехожу к главе, которая называется

ТЕЦАВЭ

(вели, прикажи)

Как известно, в этой главе ни разу не упоминается имя Моисея. Наши мудрецы связывают это с тем, что он сам попросил Бога, чтобы тот, если не простит народу греха золотого тельца, вычеркнул его из Книги. Ну, вот, в наказание за шантаж, за то, что к своим словам надо относиться взвешенно, и нет имени величайшего из наших соплеменников в одной из глав Книги.

А вообще глава начинается с указания зажигать светильник, то есть Менору. И использовать для этого только оливковое масло. Еврейские мыслители задавались вопросом, а почему именно масло и именно этому маслу отдано предпочтение. И пришли к выводу, что оливковое дерево символизирует наш народ. Так не единожды у пророков оливковое масло – самое чистое из всех масел: так и еврейский народ должен стремиться к полюсу нравственной и духовной чистоты. Чтобы получить масло из оливы, её плоды надо выжимать, сдавливать и выбивать. Это сродни еврейскому народу, который давили, избивали, выжимали из него все соки, и это делало его в конечном итоге только чище.

Далее, все жидкости между собой смешиваются. И только масло не смешивается. Опять ассоциация с нашим народом, который никогда до конца не поглощался другими народами, хотя многим из них ой как этого хотелось. И не смешивался с ними, оставаясь самим собой на протяжении тысячелетий. А что касается попыток этого смешивания, то, когда масло смешивают с другими жидкостями, оно всплывает на поверхность. Еврейский народ в бесчисленных смешениях всегда играл первостепенную роль: он дал миру монотеизм, мораль и цель. Он в смешении с другими народами играет непропорционально большую роль в их судьбе. Примеров этому великое множество. И в конечном итоге судьба народа иудейского, как и менора, освещала путь человечества.

Хватит об этой главе, хочу пару слов сказать о наступающем празднике. Во-первых, прилагаю статью рава Йосефа Соловейчмка «Уроки выживания».

Два слова об авторе. Он принадлежит к известнейшей раввинской семье Соловейчиков, мудрецов и комментаторов, лидеров еврейского мира. Сам Йосеф (1903 – 1993) - один из самых выдающихся умов ХХ-го века. Родился в Гродно, умер в Бостоне. Прилагаемая статья напрямую связана с событиями Пурима. Рав Соловейчик призывает нас сделать выводы из уроков, которые давала жизнь нашему народу.

Конечно, я от имени правления поздравлю с Пуримом всех, кто придёт на праздник, а те, кто не придут, те, кто живут от нас далеко, примите с этим письмом самые сердечные пожелания мира и добра! Этот праздник связан со спасением нашего народа, но мы все связаны между собой отзвуками любых событий. Это письмо читают не только евреи, всем нам добра и мира!

Прошу не забывать, что наступающая суббота называется Шаббат Захор – Суббота Помни. Она учит нас не забывать зло, которое совершили нам наши враги. Мудрецы знали, что многие из нас устроены так, что забывают зло, которое нам сделали. Какая-то есть в нас непростительная простительность. Но мы должны уметь не только любить, но и ненавидеть тоже. Для этого надо помнить, как с нами обходились. Не прошать! Помнить! Захор! Иначе всё будет повторяться.

Ваш Л. Ш.

П. С. По случаю праздника прилагаю слайдофильм об Израиле. (  http://files.mail.ru/VOAVYD  ).  Посмотрите ещё раз на прекрасную землю, о которой столько веков так страстно мечтали евреи. Правда, вернувшись, они нашли не страну, текущую молоком и мёдом, а страну истекающую последними соками. И превратили её в рай. Эту композицию мне прислали друзья из Израиля. А из Молдавии прислали следующую подборку фотографий. Она из Румынии. Посмотрите её для сравнения.   ( http://files.mail.ru/K4VUFB  ) Конечно, это не значит, что на нашей исторической родине не встречаются благоглупости и просто глупости. И будь у меня смешной слайдофильм об Израиле, я б приложил его. Но под рукой оказалась Румыния. Что ж, нам всё равно над чем улыбнуться. Или посмеяться. Пурим – это праздник веселья. Ведь сказали мудрецы, что с приходом месяца адара увеличивают радость. Вот и давайте посильно делать это.  

П. С. П. С. Друзья, не забывайте, что подходит к концу срок заказа мацы и пасхального вина. Нельзя без них остаться в следующий праздник!

Keine Kommentare: