Donnerstag, 4. März 2010

КИ ТИСА (Когда возьмёшь)

Шалом, друзья!

Начинаю с главного слова прошедшей недели: «тесно!» - нам в новом помещении, как ни стран(ш)но это звучит, тесно. Нынешний зал минимум на четверть больше предыдущего, и мы рассчитывали, что в нём за столами смогут поместиться примерно 100 гостей. Это оказалось иллюзией – 100 человек могут, конечно, сесть, но при этом совершенно не будет места для выступлений. И ещё: придётся приобретать дополнительные столы. Нам повезло в воскресенье со штормовой непогодой – полагаю, что именно она не позволила прийти ещё большому количеству гостей. Будь этот день ласков, у нас были бы большие проблемы с приёмом гостей. Тем более, что опять абсолютное большинство предварительно не записалось. В общем, на сей раз обошлось. Осталось же главное – праздником все без исключения остались довольны. Более того, его назвали лучшим вечером за всю историю общины. Что ж, приятно, не зря работаем.

На вечере были,  действительно, приятные моменты. Во-первых, организаторов обрадовало то, что очень много людей пришло в маскарадных костюмах: было на кого посмотреть и неплохо получалось себя показать. Эта непосредственность многих людей, незакомплесованность и желание подурачиться очень радуют. И чего, вправду, нам быть такими зажатыми? Я не хочу упрекнуть тех, кто пришёл без костюмов,но я им не завидую. В общем, раскрепостились чуток. Хочу назвать несколько интересных костюмов (их носители это заслужили): Клоун (им оказался Александр Соломонович Михлевич, который через день отмечал свой 81-й год рождения), Карлсон (впервые пришедшая на вечер обаятельная и артистичная Анна Мертенс), Ковбой (ироничная Ирина Ширман), Царица Савская (бесподобная Любовь Меджибовская)... Хорошо смотрелись в косюмах, названия которых я определить не могу, Семён Хасанов со своей спутницей. Хор «Рина» превратился в табор во главе с Цыганским бароном Валентином Гинзбургом – цыганские песни прозвучали свежо и весело. Не хочу кого-либо пропустить, но всех назвать не могу, хотя бы потому, что не всех запомнил и не всех знаю. Отмечу только, что дети тоже были в костюмах – ярко смотрелся в костюме клоуна герой спектакля «Снежная королева» Даниэль Ключников. Кстати, очень хорошо получилось, что встреча в подростковом клубе «Арие» прошла одновременно – дети под руководством Аркадия Хаета мастерили маски – из ещё неблагоустроенного подвального помещения то и дело раздавался смех.

Теперь переходим к пункту «во-вторых»: мы отметили годовщину со дня первого выступления танцевального коллектива (руководитель Светлана Нейман). Танцоры выступили блестяще: интересная постановка, яркие костюмы, бескорыстно пошитые Зоей Меркуловой (зал в её честь разразился аплодисментами), слаженность движений – всё было на высоте. Респект, Светлана и все танцоры! Кстати, после вечера к танцорам присоединилась ещё пара участников. Блестяще!

Пополнение ожидается и у  театрального коллектив – он тоже был привлечён к проведению вечера. Наши актёры разыграли Пуримшпиль – вся история известных событий была изложена средствами театральной сцены. Герои были традионны: царь Ахашверош (Юрий Вагнер), Эстер (Анна Гетце), Аман (Леонид Мельник), Мордехай (Михаил Непомнящий), царица Ващти (Александра Блюм). Трудно кого-либо выделить, и надо ли? – все играли вдохновенно. Но вот выдумку и фантазию актёров в создании костюмов, я хочу подчеркнуть особо – они были «слеплены» самими артистами, в их создании принимала участие и Наталья Лукашева, и не уступали настоящим.

Завершилось это представление выступлением детского танцевального коллектива Руского Центра «Трио» (руководитель Наталья Митраева) – это была премьера танца. Еврейского. Он тоже был встречен гостями праздника с восторгом.

Надо обязательно отметить живую музыку Якова Шварцмана – его пение и игра всегда украшали наши вечера, но на сей раз он был в особом ударе. Все, кто хотел, а таких было много, натанцевались всласть.

Что ещё было достойно упоминания? Вкусные умынташи, которые напекли Инна Белиловская и Ирина Ширман. Поклон! Традиционные треугольные булочки были в большом количестве и двух видов. Кстати, лотерея на сей раз прошла, с одной стороны, банально, с другой – свежо для нашей общины: в одном из умынташей вместо повидла или мака был сюрприз: тот, кому он достался, стал обладателем Звезды Давида из золота. Достался этот умынташ Леониду Мельнику. Что ж, хорошая и недешёвая память!

Упомянуть надо ещё многих людей: тех, кто возводил стены нашего тесного помещения, кто их красил. Тех, кто расставлял стулья и столы, накрывал их, убирал помещение -  слишком длинным окажется список. Спасибо всем, кто отдаёт труд, время и знания нашему общему делу!

Что ещё было на прошедшей неделе? Встреча Шаббата прошла, как всегда, уютно и интересно. Разговор как-то завертелся вокруг психических заюолеваний, и присутсвующие обменялись рассказами, анекдотами, свидетельствами, определениями, вечными сравнениями «там и здесь»... Потом, как обычно, пели и слушали песни.

Экскурсия в Дюссельдорф – сильный дождь не повлиял на желание знакомиться с окрестностями только на двоих экскурсантов. Что ж, бывают обстоятельства непреодолимой силы – Елена Банд, возможно, решит повторить эксрсию под названием «Дорога Барбароссы». Кстати, я получил по этому поводу интересное письмо от Александра Меламеда, который указал на ошибки, прокравшиеся даже в короткое изложение моих скудных знаий об этом немецком кайзере. Спасибо ему за замечания и за интересные дополнения, Он, кстати, счтает, что назвать эту экскурсию надо бы во множественном числе - «Дороги Барбароссы», и убедительно обосновывает это предложение.

Ну, хватит смотреть назад, давайте поглядим в противоположную сторону. К этому времени должна была выйти наша газета. Это не случилось из-за моей сумасшедшей занятости. Более того, я не знаю, когда она выйдет. Поэтому будем перебиваться пока этими нашими письмами. Тем более, что сегодня это сделать просто: на ближайшие выходные у нас ничего не запланировано. Кроме, встречи «При свечах» (пятница 17.30) и «Еврейского ликбеза» (воскресенье 15.00).

В обоих этих мероприятия бьётся главный (если такой бывает) пульс нашей общины. Они отражают неподдельный интерес к еврейской жизни, поэтому, чем больше людей на них присутствует, тем здоровее наша община. Вот я и призываю вас, друзья, способствать здоровью общины. А заодно и собственному, потому что это вещи взаимосвязанные.

Кто ещё это не сделал, не забудьте заказать мацу, вино, другие продукты. Кто пробовал, знает, что в прошлые годы очень вкусны были солёные огурцы. Но без огурцов провести Песах можно, а вот без мацы – нет. И кошерное вино желательно: давайте хоть в этой малости будем соблюдать Традицию – она не так уж неразумна. Ведь эти, казалось бы простые вещи, делают праздник неповторимым, создают ему особую атмосферу и особый вкус. А событие, произошедшее с нашим народом три с половиной тысячи лет назад, заслуживает того, чтобы его вкус был с нами всегда.

Мы, кстати, будем проводить Седер в первый пасхальный вечер, и будет он проходить на сей раз 29 марта в помещении нашей общины. Говорю об этом загодя, чтобы вы записывались. Хотя телефона у нас ещё нет... Пользуйтесь тем, что у меня всегда в кармане. 0208.9375229. В общем, запись начинается.

Так устроена еврейская жизнь – цикл праздников незавершаем. Только что отметили Пурим, уже заботимся о пасхальном столе. До него осталось четыре недельные главы. Первая из них

КИ ТИСА

(Когда возьмёшь)

Имеется в виду, «когда возьмёшь сосчитать сынов Израиля...» Это третья перепись, вернее, пересчёт евреев. Первый был когда семья Якова пришла в Египет – их было 70 человек, второй – при выходе из Египта: по одной версии 600 тсяч мужчин, по другой -  всего душ, и вот третий, в первый год пребывания в пустыне. Хотя прошло немного времени после последнего подсчёта, но много человек умерло от эпидемии чумы. Религиозные авторитеты утверждают, что она явилась наказанием за грех золотого тельцы.

Подсчёт проводился просто, почти, как у нас в киноклубе: каждому надо было сдать одну мелкую монету в пол-шекеля. Сумма говорила о числе евреев. Кстати, это стало обычаем – жертвовать ежегодно небольшую сумму. Вы уже догадались, что я клоню к нашим членским взносам. То есть содержать свою общину – это была всегда еврейская забота.

Ещё говорится в этой главе о вручении Моисею скрижалей. Они были сделаны из сапфира и на них, как известно, были нанесены 10 заповедей. Буквы, говорят мудрецы, были не выбиты, как мы себе представляем часто, а прорезаны в сапфире, причём, насквозь. Так что текст читался с обеих сторон.

Здесь же рассказывается о золотом тельце. Почему именно это животное должно было стать новым божком для евреев? А почему в Индии оно до сих пор является священным? А почему в те времена в Египте богами были нильские крокодилы, овцы, коровы?.. Кстати, не все евреи отнеслись к тельцу как к Богу, для многих он исполнял функцию иконы, то есть люди считали, что шхина (божественное присутствие) будет располагаться именно на этом священном животном. В иконе тоже много осталось от язычества, но это сегодня, а тогда многие отнеслись к иконе в виде тельца, вполне терпимо.

И ещё одно замечание: вопреки расхожему обвинению, это не евреи сделали тельца. Дело в том, что с ними вместе из страны рабства вышло много египтян, которым нравились еврейские жизненные ориентиры, которые уважали (боялись) еврейского Бога. Их трудно обвинять – если евреи растеряли В Египте за 210 лет свои относительно свежие ценности (в Союзе это произошло гораздо быстрее, хотя возраст мировоззрения был очень солиден), то что говорить об иноверцах, да ещё язычниках, да ещё из Мекки безнравственности, Древнего Египта. (Пару недель назад, как известно, было установлено, что самый известный фараон Тутанхамон умер от врождённых болезней, вызванных инцестом его родителей).

Короче, в истории с тельцом евреи оказались большими упрямцами, причём их упрямство может иметь две стороны: хорошую и плохую. Сейчас мы говорим о плохой. Кстати, евреи считают самыми упрямыми среди животных, не осла, нет, собаку, среди птиц – петуха, а среди людей – евреев. И моя статистика говорит, что евреи упрямы. Я, правда, опросов не проводил, но одного еврея я хорошо знаю – он упрям. И жена ему это постоянно твердит.

Потом Моисей разбил скрижали, но всё-таки получил потом вторые. И народная память говорит, что от его лица стал исходить какой-то свет – оно стало лучезарным. Что ж, вполне реалистичная метафора. А может, и не метафора.

Я на этом закончу, а то, напоминаю, что Моисей 40 дней получал от Бога устную и письменную Торы, при этом он старался с пользой использовать каждую минуту этого времени и практически не спал. Я этому верю, потому что сам почти не сплю уже пятый год. Я это к тому, что сейчас должно наступить это «почти». Так что иду на покой, который будет коротким, но беспокойным.

На прощанье сообщу, что в качестве «прицепа» к этому письму я посылаю фрагмент из кинофильма Эльдара Рязанова «Старые клячи». Уже не помню, кто прислал мне его – я получаю от вас, друзья, много всяческих ссылок, но вот времени их аккуратно сортировать нет.

http://ourtube.narod.ru/i/001.html

И ещё одно приложение, Это письмо, гуляющее в интернете. Его, кажется, прислала Кира Нагутова. Кто не читал, посмотрите. Впечатляет.

Хорошей всем недели!
Ваш Л. Ш.

P.S.   

Cамое последнее. В понедельник наступает день, который вызывает некоторые споры. То есть Международный женский. Ну, международный он потому лишь, что огромная масса русскоговорящих людей живёт между разными народами, а женский он по определению. Споры же по его поводу  вызываются, потому что  он производное советского менталитета и  привычки, оставшейся с тех времён. Его противники говорят, что это - чисто советский праздник с социалистическими корнями. Сторонники же утверждают, что политическая сущность праздника давно выхолощена. Тогда первые справедливо спрашивают, почему же этот праздник не приживается нигде на Западе? Я, правда, заметил, что он начинает приобретать сторонников, в первую очередь, в лице владельцев цветочных магазинов – в этот день русские им «делают план».

Мне кажется, что ко всему надо подходить с головой. Вот, меня, например, раздражает так называемый мужской день. Который был днём Совесткой  армии и на наших гдазах превратился в «мужеский» день. В России, всё ещё тяготеющей к патриотизму, граничающему с национализмом, он называется «Днём защитников отечества». В Израиле, к слову, где женщины на равных защищают родину, такой день не мог бы возникнуть как мужской. С этим «праздником» я никак не могу согласиться. Я, во-первых, вспоминаю о его истоках. О том, что возник он на большой лжи о победе Красной армии под Псковом и Нарвой, которые были взяты немцами практически без боя. Немцы просто не успели пойти дальше, ведь через пару дней был подписан Бресткий мир. А дата 23 февраля возникла совершенно случайно: поскольку советскому правительству слишком поздно пришла в голову идея отметить годовщину создания армии (указ был подписан 28 января 1918 г.), то решили отпраздновать 17 февраля. А этот день – не подумали – пришёлся на понедельник, вот и перенсли его  на воскресенье, 23 февраля. А спустя 20 лет Сталин придумал, что доблестаня Красная армия остановила в этот день немцев под Псковом и Нарвой.

Во-вторых, даже если не обращать внимания на эту изначальную ложь, то всё равно для меня он очень искусственный и манерный, этот мужской день, находяйщийся рядом с  женским. Мне кажется стыдным, что женский день копируется для мужчин. Он снимает женщину с того пьедестала, на который мужчины её воздвигли. Он своей повторимостью принижает день 8-го марта. Именно 8-го марта, потому что так сложилось, что день, выбранный для защиты прав женщин-труженниц, стал днём всех женщин. Короче, я за него! Мне нравится, что есть один день, когда можно выразить чувства всего года. И возможно, этот праздник в дальнем от России зарубежье без подпитки погибнет, тем не менее женщинам нашего поколения, будем считать, повезло – их ещё чествовали. Нельзя исключить, что его как-то сохранят наши дети и внуки – будут рассказывать своим детям, что в дни их молодости, они помнят, покупали женщинам цветы и подарки. А возможно,  он потихоньку начнёт завоёвыть планету – ведь как по историческим меркам мгновенно  возник День влюблённых. Этот день имевший отношение к христианскому святому стал распространяться даже в Израиле, не исключаю, что его привлекательность завоюет когда-нибудь и мусульманский мир.

Но вернёмся к 8-му марта. Дорогие женщины, читающие это письмо, я поздравляю вас с Днём, который позволяет высказать всё, что мы, мужчины, чувствуем к вам. Ведь вы любите, когда чувства не только ощущают, но о них вам и говорят. Вот я и говорю: вы – смысл нашей жизни. Всё, что мы делаем, мы делаем для вас. Мы и так дураки, а без вас мы бы стали полными идиотами. Мы любим вас.

Можно, конечно, найти лучшие, из достпных нам, слов. Но самые талантливые из нас уже нашли их. Я по памяти воспроизведу Байрона:

Люблю я женщин и всегда любил,

И никогда об этом не жалею.

Один тиран когда-то говорил:

- Имей весь мир одну большую шею,

Я б эту шею с маху разрубил.

Моё желанье и проще и скромней –

Поцеловать – наивная мечта -

Весь женсикй род в одни уста.

С праздником, дорогие женщины! Пусть окружающие вас мужчины выразят хотя бы в этот день своё восхищение вами! А оно у них, уверен, есть.

Л. Б.

                 

Keine Kommentare: