Freitag, 12. März 2010

Ваякель и Пикудей

Шалом, друзья!

Еженедельные письма не только дисциплинируют их авторов, но и подчёркивают быстротечность времени. Только что я писал о празднике Пурим, и вот уже ещё одна неделя промелькнула – проскакала. А ведь из таких недель складываются месяцы, годы, десятилетия. Банальное наблюдение, но оно не может быть тухлым. Потому что ход времени преследует нас постоянно и то, что мы время от времени его замечаем, вполне нормально. То есть получается, что наша неделя – это минутная стрелка, а вся жизнь – часовая.  Ну, можно ещё день секундной стрелкой назвать, но у меня такое ощущение, что неделя и есть секундная стрелка. Наверное, потому, что мало что успеваю – дела никак не кончаются. Так что произошло у нас в последнюю «секунду»?

Во-первых, был «Ликбез». К сожалению, людей на нём было мало. Говорено – переговорено на эту тему много, жаль, что мало что меняется. Что я могу сказать? – наши ликбезовские разговоры будут существовать, даже если будет только один слушатель. Это будет означать, что станет больше на одного человека, который поближе соприкоснулся с нашим мировоззрением,. Хотя КПД такой работы будет невелик, но он будет.

Понедельник начался с женского дня. Его отмечали все наши коллективы художественного творчества. И это было приятно и женщинам, и ... мне. Приятно, что они становятся по-настоящему коллективами.

Во вторник к нам пришла делегация женщин из одной интернациональной организации. Это были первые гости в новом помещении.  Мы (встречу активно помогали подготовить и провести Людмила Лысенко и Михаитл Шилин) показали наши «хоромы», рассказали немного об иудаизме, гости заглянули на репетицию детского танцевального коллектива, потом слушали песни репетирующего хора. Завершило встречу вино-кофепитие. С беседой. Которая была интересной и, надеемся, полезной. На прощании гостьи получили по цветочку в честь 8-го марта, к которому они тоже проявили интерес.

В остальном новостей не было: шли репетиции, работала библиотека, кстати, в её фонде появилось много новых книг – их передал Леонид Лернер, трудилась социальная служба. Ну и потихоньку продолжается наш нескончаемый ремонт.

Что нас ждёт в выходные? В пятницу, конечно, «При свечах». И не только при свечах, но и при свидетелях того, что наши встречи проходят интересно, полезно и душевно. Всё остальное можно только лично пережить – мои рассказы по сравнению с жизнью бесцветны. Начало в 17.30, хотя в последнее время мы чуть задерживаемся. Пора переходить на летнее время.

 

Потом, «Еврейский ликбез». Опять в воскресенье, опять в три часа, опять..., нет, я жду большего количества участников. Говорить мы будем, очевидно, о той главе Торы, на которой остановились. Хотя я помню о своём обещании поговорить о семейной жизни – тема очень интересная, может быть, займёмся ею.

Теперь о текущей главе. Правда, на сей раз их традиционно будет две. Эти главы идут всегда в паре, и называются они

Ваякель     и   Пикудей

(И собрал...)             (Подсчёты) 

В первой идёт речь о строительстве переносного Храма, Мишканы. Когда Моисей объявил о том, что будет строиться Храм и нужны на это средства, то без всяких разговоров евреи стали жертвовать золото и драгоценности. И когда всего за два дня было собрано всё необходимое, пожертвования продолжали поступать. В этом проявилась щедрость нашего народа, направленная на общественные нужды. Во многих евреях это качество сохранилось по сию пору. Мудрецы определили, что нашему народу свойственны сострадание, скромность и хэсед  (добрые дела).

Да, честно говоря, мы с вами встречали довольно часто наших соплеменников без этих черт, но это уже следствия советского образа жизни. Тем ценнее те наши евреи, которые сохранили генную память о необходимости совершать добрые дела. И понимают, что мы всегда были сильны взаимопомощью. Вспомните, сколько евреев было спасено в послевоенные годы от голода с помощью Джойнта?! То есть при помощи денег, собранных американскими и английскими евреями для своих советских братьев. А послевоенное поколение помнит о джойнтовских вещевых посылках, которые помогали нам сохранять достойный образ жизни в 70-е годы. Больше всего мне запомнилась из всех вещей, которые сваливались на нас из организации с непонятным названием Джойнт, серая шубка, которую долгое время носила моя жена и которую мы не могли бы на свои зарплаты сами приобрести..Такие посылки получали все, на чьи имена приходили вызовы в Израиль. Были люди, которые так боялись КГБ, что относили в эту организацию почтовые извещения о посылках, мол, не знаю, откуда эта провкация, мы ни в чём не нуждаемся. Таких были единицы – большинство с благодарностью пользовались щедрой помощью евреев, с которыми были незнакомы и которые несмотря на это давали деньги для своих братьев, которым не повезло с местом рождения. История Джойнта – это история еврейской взаимопомощи на протяжении последних почсти 100 лет. Я упомяну только, что именно Джойнт выкупал румынских евреев у Чаушеску и перевозил их в Израиль.Но вернёмся к собятиям Торы..

Во второй главе Моисей даёт отчёт народу об использровании собранных средств. Кстати, вот ещё одно доказательство тоого, что Тора прводит истинные события – Моисей приводит точные цифры того, что собрали: 29 талантов и 730 шекелй золота, а также 100 талантов и 1775 шекелей серебра. Кто-то из критиков скажет, что в Торе спеециальн, для правдоподобности, приведены якобы точные цифры. Что ж, каждый может мыслить, как ему хочется. Но вот ещё одна подробность, которую я расцениваю тоже, как знак правдоподобия. Моисей никак не мог вспомнить, на что он истратил часть серебра. Он очень боялся, что его заподозрят в том, что он присвоил себе это серебро. Но в конце концов его осенило, что он забыл посчитать крюки, на котрые подвешивались завесы. Можно такую подробность придумать? Можно, наверное, но, по-моему, никто тогда не думал, что когда-нибудь появятся критики, ищущие прорехи в ткани исторческого рассказа Торы.

Моше решил дать отчёт тогда, когда случайно услышал такой  разговор двух людей: «Что-то шея Моше стала полней», «Что ты хочешь, в его руках столько общественных денег!» Конечно, всегда находятся люди, которые подозревают, что не существует людей, способных бескорыстно трудиться на общее благо. Но Моисей сделал совершенно правильный вывод – всегда нужно отчитываться. Мало того, что совесть чиста, нужно ещё дать людям полный отчёт, чтобы не было никаких кривотолков. Именно поэтому сборщики денег на Храм носили такую одежду, в которой можно было бы спрятать деньги. Инижнее бельё они из этих же соображений не должны были носить, и широкие пояса.

Отчёт Моше был принят. Мишкана построена. Движение к созданию нашего народа и его мировоззрения продолжалось.

На этом хочу попрощаться и пожелать хорошей недели. Её смогут урасить некоторые телепередачи – их перечень прислала Карин.

12 марта, пятница 

«Die neuen Nonnen von Moskau». ARTE. 22.40 – 0.10

«Katharina, die Gro?e»          Phoenix. Начало в 0.30

  

13 марта, суббота.

Худ. к/ф  «Alles auf Zucker». ARTE. 14.30–15.55               

«Der letzte Rabbiner» Передача о Лео Треппе. Phoenix. 20.15–21.00

  16 марта, вторник

 «Die langste Stra?e der Welt» ч. 1-я. Путешествие из Москвы во Владивосток. NDR 15.15 – 16.00

17 марта, среда

«Die langste Stra?e der Welt» ч. 1-я. Путешествие из Москвы во Владивосток. NDR                      

                                                                                                                          15.15 – 16.00

«Geheimnisvolle Orte: Die russische Botschaft». Phoenix: 20.15–21.00

Карин, спасибо! Всем, кто не видел, настоятельно рекомендую посмотреть фильм «Alles auf Zucker». Не пожалеете! Даже, если и не всё из немецкого поймёте.

Всё! До следующего письма!

Ваш Л. Ш.

     Да, чуть не забыл – надо же согласно уже родившейся традиции отправить какой-нибудь материал.  Даже если вы это видели, всё равно приятно услышать и посмотреть на известного еврейского певца. Пусть в эти холодные дни нас согревает еврейской искусство.         

http://www.youtube.com/watch?v=HnY1Qm_JR1Y

Keine Kommentare: