Freitag, 19. März 2010

ВАИКРА (И воззвал)

Шалом, друзья!

Ничего особенного на прошедшей неделе не было. Так, текучка. Хорошо прошла встреча «При свечах» - Яков Шварцман вдохновенно пел еврейские песни. На «Ликбезе» людей было немного, но присутствующие говорили, что им было интересно. Своим чередом шли репетиции. Театр, кстати, начал работать над новой пьесой. Ремонт продолжается. Маца прибыла, и её выдача происходит ежедневно. В общем, текучка.

А что впереди? В пятницу - встреча «При свечах». Мы всё ещё начинаем её по зимнему времени – в 17 часов 30 минут. Надеюсь, что, как всегда, будет интересно. Впрочем, как может быть неинтересно, когда люди общаются?

В воскресенье - «Ликбез». В 15 часов. А после него, то есть в 16.30 начнётся киноклуб. На сей раз его ведущая, Инна Альперович, приготовила новинку: на одной чаше весов будет фильм «Ветка сирени» известного режиссёра Павла Лунгина, а на другой – сразу две ленты – фотофильм «Дама с собачкой Юрия Колтуна и короткометражное «Близкое объятие»  В последней картине снялись Чурикова и Филозов – уже одно это обещает удовольствие. В общем, нас ожидает интересный эксперимент. А главное – какой бы фильм мы ни выбрали, встретимся с настоящим искусством. Повторяю – в воскресенье в 16.30. Погоду на выходные обещают хорошую, вызванное ею настроение дополнит радость от просмотра хорошей киноработы. Приходите!

Ну и ещё об одном мероприятии должен сказать, хотя до него ещё больше недели. Я о Песахе. Мы встретимся в первый пасхальный вечер в нашем помещении на общинном Седере. Это будет 29 марта (понедельник). Начнём мы в 18 часов. С нами в этот вечер будет раввин Моше Навон. Напоминаю, что он говорит по-русски. Это первый Седер, когда нам будет помогать проводить его раввин. Да ещё так, что все будут понимать его. Правда, в этот вечер с нами будут и несколько немецких евреев. Но ничего, разберёмся. Так, чтобы всем было комфортно. Последнему будет способствовать факт предварительной записи. Вы помните, что мы не хотим сюрпризов, когда столы будут либо пустовать и всем мешать, либо их надо будет спешно затаскивать. Позвоните по телефону 0208-93 75 229. Это мой телефон. Кстати, вроде разрешается проблема с телефонизацией нашей общины – в самом скором времени мы сообщим вам новые номера. А пока я буду записывать участников нашего Седера самолично.

Ладно, давайте посмотрим, что за недельная глава ожидает еврейский народ на предстоящей неделе. В прошлый раз речь шла о последних двух главах второй книги Торы или Пятикнижия Моисея. А на этой неделе начинается третья книга – Ваикра. Также называется и её первая глава -

ВАИКРА,

что переводится как «И воззвал». Не знаю, какое другое слово может точнее передать смысл выражения «ваикра», с которым Бог обращается к Моисею для приглашения его в уже отстроенную Мишкану. Это слово выражает особое уважение к тому, кого «воззывают». В других местах Торы Всевышний призывая кого-то употребляет слово «ваикар», имеющее оттенок того, что призыв происходит в какой-то мере случайно. Устная Тора говорит, что Моисей был очень скромным человеком, и такое обращение его смутило. Он сказал Богу, что выполняет его волю, но не хочет это слово вписывать в названии главы Торы. Но поскольку Бог не внял его просьбе, Моисей попросил дать знать, читателям Торы, что он не хотел этого слова. Тогда Бог, диктующий ему Тору, приказал букву алеф в этом слове написать более мелко, чем остальные буквы. Так и пишется это слово в Торе на протяжении минимум двух с половиной тысяч лет.

Как мы знаем, каждый, даже самый незначительный знак пишется в Торе так, как этого требует Традиция. Поэтому и стоит Свиток Торы так дорого: сойферы, переписчики Торы, настолько напрягают зрение, чтобы перенести все нюансы, что быстро теряют его. Поэтому в трудоспособном возрасте им надо столько заработать, чтобы обеспечить своё будущее.

Я уже говорил как-то, что сравнительный анализ двух Свитков показал, что в них отыскалось всего шесть мельчайших отличий. Причём, одна Тора была из Испании, другая - из Польши, то есть встретилась сефардская и ашкеназийская школы написания Свитков. И разница в их возрасте была в 500 лет. И всего шесть маленьких разночтений! Вернее, разнописаний. Вот такое отношение к Книге книг. И когда еврейский народ называют народом книги, то имеют в виду не то, что наш народ склонен к чтению, а то, что это народа самой главной книги . Торы. Поэтому писать второе слово в этом выражении надо с большой буквы: народ Книги.

Вся эта глава посвящена жертвоприношениям. Она рассказывает, что и как надо жертвовать. Я не буду на этом останавливаться, и не только потому, что нет Храма, и принесение в жертву животных сегодня не актуально. Но и потому, что либеральный иудаизм принципиально против жертвоприношений. Они были необходимы в древнее время как альтернатива человеческим, которые приносили язычники. Сегодня прогрессивный иудаизм не ограничивается косметическими изменениями в Галахе – во многом она устарела. Поэтому либералы говорят «нет!» жертвоприношениям животных. Поэтому не будем на них останавливаться. Хотя правила их применения достаточно интересны.

Но мало ли интересных вещей? Вот сегодня Владислав Григорьевич Белопольский прислал штучку, которой спешу с вами поделиться, предварительно отредактировав её:

Один человек попросил Бога:
- Господи, я бы хотел узнать, что такое Рай и что такое Ад.
Бог подвёл его к двум дверям, в одну из них он впустил человека. Там был огромный круглый стол, на середине которого стояла чаша, наполненная вкусно пахнущей едой.
У человека потекли слюнки.
Люди, сидящие вокруг стола, выглядели голодными и больными, просто умирающими от голода.
У каждого была ложка с длинной ручкой, прикрепленной к руке.
Они могли доставать еду из чаши, но не могли поднести ложку ко рту, так как ручки ложек были слишком длинными.
Человек был потрясен видом их несчастья.

Бог сказал: "Ты сейчас видел Ад".
Затем они направились ко второй двери. Господь отворил
и ее. Сцена, которую увидел человек, была идентична предыдущей. Тут был такой же огромный круглый стол, такая же чаща, которая заставляла рот наполняться слюной.
Люди, сидящие вокруг стола, держали такие же ложки с очень длинными ручками. Только на этот раз они выглядели сытыми, счастливыми. Они были погружены в приятные разговоры друг с другом.
Человек сказал Господу: «Я ничего не понимаю".
»Это просто, -
 услышал ответ,- Эти научились кормить друг друга. Те же думают только о себе".
Ад и Рай устроены одинаково. Разница - внутри нас.
 

На этой мудрой мысли я прощаюсь с вами до следующей недели. А возможно встретимся и раньше – на мероприятиях общины «Перуш»

Ваш Л. Ш.

П. С. Не помню, прилагал ли я уже эту ссылку, в крайнем случае отправите её в мусор. Или посмотрите ещё раз – я это сделал.

http://www.youtube.com/watch?v=_a79NCOsPJ0&feature=player_embedded

Keine Kommentare: