Donnerstag, 7. Januar 2010

ШМОТ

Дорогие друзья!
После недолгого перерыва, который мне кажется вечностью, перехожу к нашей традиционной еженедельной переписке. Хотя перепиской формально её назвать нельзя - тексты идут только в одну сторону. Правда, от вас приходят иногда материалы, но, честное слово, некогда их отбирать для этих писем. Но когда-то время на это найдётся. А пока органичиваемся новостями и темой недельной главы.
Сначала новости. Вышел очередной номер нашей газеты "Делет". Неопределённость срока окончания ремонта мешала её своевременному выпуску. То есть мы не знали, как, когда и, главное, где могут проходить мероприятия ? радость открытия была рядом, но каждый раз оказывалась недосягаемой. Даже в вышедший номер буквально накануне печати всё ещё вносились изменения, связанные с проведением мероприятий. Так мы планировали первую встречу в новом помещении провести 10 января, и в номер успели внести изменение :  перовое мероприятие пройдёт 17 января. И это будет киноклуб. Как вы понимаете, история с ремонтом сильно затянулась. Но мы уже на финишной стометровке. Переезд в новое помещение запланирован на вторник, 12 января. Правда, существует ещё масса недоделок, но я видел, как в Оберхаузене сдавался культурно-торговый комплекс CentrO -  там тоже была масса недоделок, и ничего, их доделали после торжественной сдачи, которая включала в себя перерезание ленточки открытия золотыми ножницами в руках министр-президента нашей Земли.. При этом сквозь стеклянные навесы протекала во время дождя вода и видны были, прикрытые щитами, строительные недоделки. Ну, вода у нас за шиворот капать не будет, но дел ещё много надо довести до конца. Даже до переезда. Завтра и в понедельник надо вымыть окна (ау, женщины!) ,  во вторник потребуются мужчины , грузчики (добровольцы, ау!) , погрузка начнётся в 9.00.
Сегодня прошло, очевидно, последнее перед собранием заседание правления. После него почти в полном составе мы пошли посмотреть новое помещение , все (некоторые видели его впервые) остались удовлетворены. Там действительно вложен огромный труд, за что ещё раз спасибо всем, кто приложил к ремонту руку. А новую общину можно будет посетить в указанное в газете время, начиная со следующего воскресенья. И не обращайте на всё ещё ведущиеся работы , они будут длиться долго. Из значительных мероприятий хочу назвать премьеру спектакля нашего театра "Снежная королева" - любой новый спектакль является большим событием в жизни театрального коллектива. Потом будет встреча Субботы с кантором, посиделки Ту би-Шват и завершится месяц отчётно-выборным собранием. Но я забежал далеко вперёд , надо поговорить о предстоящих выходных. А забежал я, чтобы сказать, что впереди много крупных и мелких мероприятий, которые будут ждать вас, дорогие друзья. Так что вы успеете насладиться уютом нового помещения, который мы создаём для вас.
Я столько говорю о новом помещении, но, честно говоря, думаю о старом -  мне жаль его. Мы провели здесь почти два года, и оно было нам родным домом. Пусть мы встречались с некоторыми сложностями, главные из которых , невозможность вместить на наши праздники всех желающих. Пусть у нас были там разные неудобства, связанные с приспособленностью помещений. Но мы в принципе неплохо устроились там, нам было уютно. В этом помещении 15 лет назад моя семья, а также семьи членов общины Ехиля Белиловского и Ефима Островского проходили курсы немецкого языка. Мы и помыслить не могли тогда, что в этих стенах пройдёт еврейская часть нашей жизни, что здесь будет петь в хоре Ефим, и блистательно выстраивать свои аргументы в спорах дискуссионного кдуба Ехиль. 22 месяца украшала вход и третий этаж этого здания таблички с названием нашей общины. Теперь она переместится на бывшее  здание банка ? когда я менял в нём марки на евро, то тоже не мог предполагать, что когда-то в нём будет теплиться еврейская жизнь. Что и здесь нас будут ждать взлёты и разочоравания, минуты счастья и грусти. Когда-нибудь мы простимся и с ним, потому что растёт наша община, как и наши запросы. Я ещё буду не раз возвращаться к тем, кто в банковских бронированных стенах создал это маленькое чудо. А сегодня я вспоминаю всех, кто делал ремонт в старом здании - их бескорыстным трудом был создан наш уют.
Сейчас мы прощаемся, очевидно, навсегда с помещением по Havensteinstra?e 52. В эти выходные в нём пройдут наши последние мероприятия. Побывайте на них, станьте свидетелем (и участником) "исторических" событий.
В последний раз мы зажжём свечи на нашей пятничной встрече ? она начнётся, как всегда в 17.30.
В последний раз здесь пройдут занятия русской школы.
В последний раз состоится встреча в "Еврейском ликбезе" - воскресенье, 15 часов. И хотя кухня наша уже запакована, мы найдём возможность сказать "Лэхаим!"  в последние дни и часы нашего пребывания здесь.
Не хочу показаться сентиментальным, а, впрочем, какая разница, какой я? ? не совру, если скажу правду: к радости нового помещения прибавляется грусть от расставания со старым. Короче, приходите , вместе всплакнём и вместе светло посмотрим в будущее.

Перехожу к недельной главе. Она называется

ШМОТ

Это первая глава одноимённой книги Торы. Перевод названия - "Имена" - ничего не говорит о её теме. А события меж тем в ней стремительные. Кстати, подтверждается старая еврейская мысль о том, что ничего нового под луной нет. Наша "уникальная" судьба уже не раз имела место в еврейской истории. А впервые это случилось  три с половиной тысячи лет назад. Наши предки, как и мы, оказались в диаспоре, и поддались, конечно, влиянию окружающего народа. В ущерб своим представлениям о мире. Правда, евреи в Египте, а это были, в первую очередь, дети колена Леви, сохранили всё-таки своё еврейство: язык, имена, обряд обрезания... То есть внешние признаки позволили не сломаться позвоночнику.  Стоит ли напоминать, что советские идеологи оказались поизощрённей египетских: мы с вами утеряли язык, в именах в лучшем случае сохранили первую букву, а обрезание знали только по многочисленным шуткам. Говорят, что ещё одна вещь помогла евреям не исчезнуть окончательно: это любовь и хорошее отношение друг к другу - евреи не предавали своих соплеменников. Но это не такая осязаемая категория, как язык и имя, не говоря уже об обрезании - гениальном изобретении нашего народа.
Дальше развитие истории нашего народа в Египте общеизвестно. Фараон под давлением общественного мнения (конечно, антисемитского , до тех пор это явление не было известно миру терпимому к чужим верованиям) начал преследование евреев. Причём, "окончательное решение еврейского вопроса" не было осуществлено, потому что фараон боялся уничтожить евреев, опасаясь их всемогущего Б га.  Поэтому он начал с малого - уничтожения еврейских мальчиков (это была проба пера). Одного ребёнка спасли, он впоследствии стал величайшим вождём нашего народа. Еврейская мысль не определила его как богочеловека (хотя искус, наверное, был), наоборот, в Торе не раз приводятся его ошибки, слабости, сомнения, которые мучают любого из нас. То есть его место в еврейской истории велико и одновременно скромно. Чтобы не обожествлять Моисея, наши мудрецы не особо афишировали день его рождения, хотя он известен. Это же касается и места захоронения. Когда такой страховки не было, известно, чем возвеличивание, пусть даже и выдающихся людей, заканчивалось. Например, массовым отмечанием в декабре-январе дня рождения еврейского раввина Йешуа, который родился вообще-то осенью. Или лежащими посреди Москвы мощами - один из самых варварских обычаев.   
Я чуть выще упомянул, что ни письменная Тора, ни устная не скрывают слабостей великого Моисея. А это было так легко, так соблазнительно... Но ложь претит еврейскому духу, что вовсе не означает, что нет евреев-лжецов. Надо просто помнить, что для иудаизма нет ничего выше истины. Так вот,  истина диктует сообщить, что после бегства из Египта  Моисей поселился среди идолопоклонников. Ведь даже на величайших людей окружающая среда оказывает влияние. Будущий обитатель московского мавзолея выразил эту мысль афористичне    й и точнее, помните?: ?Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя?. Так было и с Моисеем ? по требованию тестя ? неврея он не сделал своему первенцу обрезания. Чувствуя своё высокое предназначение, он для содержания семьи поддался на настояния того же тестя и стал простым пастухом. Потом он всё-таки стал тем, кто возглавил еврейский народ и вывел его из страны рабства. Глава "Шмот" (на идиш "Шмос") и заканчивается тем, что бог укрепил Моисея в его предназначении. Что это дало - об этом будет в следующей главе. А пока всё. Желаю вам, дорогие друзья, осмысленного отдыха!

Ваш Лев Шварцман

П. С. В самом начале я упомянул, что некогда разобрать ?завалы? присланных вами материалов ? они всегда интересны. Но вот всё же посмотрел и выбрал статью Эдуарда Шпигельмана об антисемитизме. Почему её? Потому что я выше говорил о том, что египтяне были первыми антисемитами на земле. За прошедшие сто с лишним поколений это явление расцвело буйным цветом. Да и плоды его оказывались страшными. Но вот автор статьи провозглашает оду антисемитам. Прав он?

Keine Kommentare: