Donnerstag, 21. Januar 2010

Бо (Войди...)

Шалом, друзья!

Самое трудное в письме – это найти первую фразу. В этот раз я её нашёл, сообщив вам эту банальность. А теперь к самому письму.

В новом помещении нам ещё далеко до уюта – очень много недоделано, очень многое предстоит подправить и завершить. Но обычная жизнь общины, к которой мы за последние два года привыкли,  уже началась. Полным ходом идут репетиции. Особенно театрального коллектива, ведь в воскресенье премьера спектакля. С завтрашнего дня мы начинаем реализацию на него билетов. Предварительных заявок так много, что мы с Михаилом Яковлевичем Непомнящим пожалели, что не запланировали два спектакля в этот день. Не исключаю, что так и придётся поступить.

Начал на новом месте репитиции хор, танцевальная группа... Так получилось, что в первые же дни в наших коллективах один за другим праздновались дни рождения двух участников. Нехитрые застолья, кстати, прошли, как всегда, весело и интересно. Но мне вот стало интересно, о чём  подумали наши соседи, которые на протяжении длительного ремонта очень внимательно наблюдали через окна, которые выходят прямо на наши помещения. Наверное, удивились, являются ли нашей конечной целью  застолья? Но они, конечно, видят и другую нашу деятельность и, полагаю, удивляются всё-таки нашей настырности.

Что ещё? Фестиваль самодеятельно творчества, который должен был пройти в  феврале  в Ганновере, переносится на июль и, очевидно, в Берлин. Это хорошо, поскольку уж очень сильно мы сейчас заняты. Надо готовиться к встрече Шаббата в следующую пятницу, к отчётно-выборному собранию в следующее воскресенье. Я полагаю, что приглашения на него до всех дошли. Напоминаю, что все, кто чувствует себя в силах приносить общественную пользу, кто имеет желание войти в один из органов управления общиной, должны заполнить полученную форму и выслать или передать её в общину. А дальше, как говорится, будет выбирать народ. Мы хотим, чтобы команда, которая поведёт нашу общину дальше, была мудра, работоспособна и справедлива.

Но перейдём к предстоящим выходным. В пятницу встречи «При свечах» ещё не будет. И дело не только в том, что несколько постоянных участников этих встреч будут на концерте хора, но и наша неустроенность ещё даёт себя знать. Потерпим ещё одну недельку. Тем более, что, возможно, ещё кто-то захочет присутствовать там, где будет выступать хор. Дело в том, что это будет форум «Интеграция в Оберхаузене». Его девиз – «Образование, встречи, участие» (по-немецки это звучит менее косноязычно, так как все три слова начинаются на букву «В». Вот вкратце его программа: начало в 15 часов – гостям будет предложено кофе с выпечкой. Затем будет выступать наш дуэт – Надежда Данилова и Геннадий Коган. Запланировано приветсвенное слово городского главы. Потом будет представлен проект гамбуркских организаций под названием «Гювен», что в переводе с турецкого означает «доверие». 17-ти часов публика будет ждать с нетерпением. Нет, это будут не горячие закуски, будет выступать хор «Рина». Затем – интервью, беседы, обмен мнениями, и всё на тему интеграции. В конце выступит известный... уж не знаю, как будет по–русски кабаретист, шоумен, что ли?

Всё продлится до 19 часов. Осталось назвать адрес в Оберхаузене (Heinrich-Heine-Gymnasium)- это на Lohstr. 29  Не пугайтесь неизвестного названия уицы –на самом деле это Mulheimer-str., совсем рядом с ратхаусом. Забыл упомянуть, что вход свободный. Город Оберхаузен говорит нам: «Милости просимт на разговор!»

Про премьеру в воскресенье я уже сказал. Если у вас есть желание побывать на ней, а в нашем театре впервые будут выступать юные и взрослые артисты вместе, обратитесь в общину за билетами. Коль вам их не хватит, то наши работники запишут ваш телефон, и если наберутся зрители на ещё один «зал», то мы, как я сказал, сделаем двойную премьеру.

Напомню, что в связи с премьерой в это воскресенье не будет «Еврейского ликбеза». Впрочем, об этом было в газете.

«Ликбеза» не будет, а парашу (недельную главу) никто ещё не отменял. На сей раз она называется

Бо

(Войди...)

В ней продолжается - помните? – рассказ о 10-ти казнях, которым были подвергнуты египтяне. А завершается – Исходом. Я хочу остановиться только на последнем, вернее, его непреходящем значении. В том числе и для нашего поколения. Начнём с того, что мы ничем не отличаемся от предыдущих поколений наличием скептиков, насмешников, просто глубоко незадумывающихся людей. Я имею в виду их отношение к иудаизму. Ведь тогда, на его заре, скептики, готовые ассимилироваться, были в не меньшем количестве, чем теперь.

Продолжим тем, что и чистые душой люди есть в любом поколении. Давайте возьмём Иосифа, который долгое время находился в диаспоре. В одиночестве. Без надежды когда-либо жить еврейской жизнью. Тем не менее, он соблюдал её правила. Сегодня большинство этих правил принадлежат всему человечеству, но тогда они были прерогативой небольшой группы людей, решившей изменить мир, облагородить его. Так вот, Иосиф продолжал быть монотеистом, хотя все окружающие его люди были язычниками. Кто из нас способен устоять перед верованиями, которые не столь складно и реалистично излагают картину мира, как иудаизм? То-то!.

Иосиф отмечал по мере возможности Шаббат, не называя его так, конечно. Но седьмой день недели был для него не рядовым событием, хотя окружающие, возможно, об этом и не догадывались.

Иосиф чтил своего отца. Это ясно из того хотя бы, что он выполнил его желание  встретиться с братьями в Шхеме, хотя это было далеко небезопасное путешествие.

Иосиф избегал воровства. В первую очередь из казны государства. Вся его деятельность была направлена на благо страны, где он жил, на её процветание, а не разворовывание.

Он не прелюбодействовал – стоит вспомнить историю с Потифак, женой его хозяина. И даже умудрился не возжелать её, одну из самых красивых женщин Египта.

Он любил братьев, тех, ближе которых нет, то есть своих кровных братьев. Он не мстил им, хотя, как вы знаете, было за что.

Он выполнял заповедь по оказанию помощи нуждающимся.

Он был гостеприимен.

Короче, он был кошерным человеком, что в то время было тождественно понятию «еврей». А мы какие? Чему тождествены? Что передадим нашим потомкам?

Ваш Л. Ш.

 P. S. Сегодня я прилагаю статью, конечно, о нас, о евреях. Мы себя знаем изнутри, не всегда, кстати, с лучшей стороны. А что другие думают о нас? Давайте почитаем. И возгордимся, что не так уж мы плохи.

Keine Kommentare: