Freitag, 29. Januar 2010

БЕШАЛАХ (Когда послал...)

Друзья, шалом!

Сегодня всё будет по традиционной схеме: что было, что будет и что есть.

Было:

Мы потихоньку обживаемся в нашем новом помещении. Все находят его очень хорошим, чтобы не сказать, прекрасным, но для тех, кто знает, что ещё задумано и планируется, оно таким не кажется. Главное, мы в нём потихоньку обвыкаемся. О первых репитициях и первых днях рождения я уже писал. Русская школа тоже начинает вписываться в предлагаемые обстоятельства. Теперь могу сказать о первом большом мероприятии. Большом – во всех смыслах. Во-первых, за ним многомесячный труд, во-вторых, оно громоздко по реквизиту и декорациям, в-третьих, в нём занято большое количество участников, в-четвёртых, столько зрителей наши стены ещё не вмещали.Я  имею в виду премьеру спектакля «Снежная королева», на которой в воскресенье побывало более 100 (!) человек, правда, многие дети сидели по два на стуле. Постановка всех порадовала: исполнителями  детских ролей (Даниэль Ключников, Аня Мельник, Максим Фельдман, Катя Белан, Влада Щарбак), богатством декораций (художник - постановщик Юрий Вагнер, художник Леонид Сокальский), изыском костюмов. Я не пишу об исполнителях взрослых ролей – в числе известных нашей среде актёров были и довольно удачные дебюты. Я не поленюсь перечислить всех актёров – их вдохновенный труд этого заслуживает. На сцене блистали: Инесса Резникова, Юрий Вагнер, Леонид Мельник, Наталья Лукашева, Анна Гетце, Елена Ос ман, Людмила Лысенко. Не «испугались» эпизодических ролей Андрей Мельник, Михаил Шилин. Хорошо танцевала Аля Красс. Ну и надо упомянуть, конечно, главного героя воскресного вечера – Михаила Непомнящего, и не только потому что ему удалось удержать внимание детей и взрослых в роли Сказочника, но и потому, что весь этот спекталь именно он задумал и осуществил. Это его третья постановка в нашем театре, и очень жаль, что судьба у спектаклей такая недолговечная. Забегая вперёд, хочу сказать, что не показать эту работу в других городах, да и ещё раз тем, кто не доверился афише и не пришёл на премьеру в Оберхаузене, было бы большим грехом. Поэтому мы начинаем искать человека, который смог бы и, главное, захотел, повлиять на прокатную судьбу «Снежной королевы». Я имею в виду, что нам нужен человек, который бы на гонорарной основе организовывал спектакли (и не только) на выезде. Причём, это могут быть и несколько человек. Правда, спектакль очень громоздок, но игра стоит свеч – его должны посмотреть малыши и их родители. Каждый, кто побывал на премьере, кто видел и слышал реакцию детей, согласится со мной. Взрослый залразразился, напрмер, хохотом, когда кто-то из детей в сцене с разбойниками вполне искренне воскликнул: «Какой ужас!» И это относилось к тому, что происходило на сцене. В данном случае сцена и зал дышали одним воздухом. Это потдверждается другой ремаркой юной зрительницы, обращённой к подруге: «Твою маму связывают!» Короче, народ и партия были в эти полтора часа едины.

Я очень много строк уделил премьере, но, во-первых, это неординарное событие само по себе, во-вторых, оно оказалось вполне «на уровне». Поздравление всем, кто прикоснулся к созданию «Снежной королевы»! И здесь тоже должны прозвучать имена. На импровизированном банкете после премьеры я произнёс тост, кторый не забывал никогда после подобных мероприятий: «За тех, кото не видно было на сцене!» Для того, чтобы этот праздник состоялся много и вдохновенно трудились Инна Белиловская, пошившая занавес, Альберт Кильтау, создавший систему для подвески, Юрий Вагнер, придумавший, куда прятать его и настоявший на «росте» сцены, Юрий Сторожев, осуществивший этот рост, Борис Рыбинский, создавший возможность осветить и озвучить спектакль и Вячеслав Блюм, осуществивший это. Я перечислил только самое важное из того, что было сделано этими людьми для того, чтобы у спектакля был успех. Все они работали с душой, потому что не могут плохо делать дело. Всем им спасибо!

Вот и всё, что было. Теперь о том, что будет. Эти выходные намечаются очень насыщенными.

В пятницу в 17 часов начнётся первый Каббалат Шаббат в новом помещении. То есть встреча Субботы, если по-русски. Приезжает наш кантор Пауль Юваль Адам. После традиционных молитв и песнопений (напоминаю, что Юваль является профессиональным певцом), будет, как всегда застолье. По нашим правилам, напоминаю, мы избегаем мясных блюд и требуем не приносить их. Не считайте это какой-то игрой или ханжеством, мы в повседневной жизни, хотя и не едим кошерного мяса, но должны помнить о людях, которые рядом с нами. А рядом с нами за субботним столом могут оказаться (в этот Шаббат наверняка окажутся) люди, для которых некошерное мясо на столе – величайший грех. И оскорбление, если хотите. В самом деле – уж не заню, какой моральной деградации должен быть тот, кто сознательно принесёт в наш общинный дом свинину, хотя ест её за милую душу дома. И это воспринимается как должное. Так почему же одно правило мы выполняем, а другое нас отталкивает. Впрочем, пишу об этом всуе – абсолютное большинство наших людей понимает правильно это требование. Более того, один вечер без мясного – только полезно. И нетрудно, в конце концов, без мяса, которое наши мудрецы рекомендуют есть только тогда, когда испытываешь страстное непреодолимое желание. Давайте сделаем так, чтобы в этот вечер, как и в другие в нашем помещении, это желание не возникало.

Как пройдёт наш Шаббат, зависит, в первую очередь, от  нас самих. Шаббат – это ведь общение. Как пообщаемся, таким и будет наше настроение. Мы же, организаторы, предлагаем только рамки этого общения, то есть наши темы, наша форма, ваше содержание.

На следующий день помимо русской школы – это само собой – мы проводим небольшую встречу, посвящённую Ту би-Швату. Такие посиделки в последние годы всё чаще называется Седером, это слово можно перевести как «порядок». Вот и мы попробуем в определённом порядке, также как в прошлом и в позапрошлом году, пить вино и есть фрукты. Как Шаббат, так и Седер открыты для всех желающих. Напоминаю, что начало Седера в 16.30.

А в воскресенье – отчётно-выборное собрание общины. В 10.30. Что тут скажешь, кроме призыва: «Все на выборы!» Участие в любом мероприятии общины – показатель активности её членов, а уж собрание – венец этих показателей. Могу призвать ещё раз тех, кто хочет активно принять участие в работе общины, кто готов к общественно-полезному труду, заполнить форму из письма, которое все получили и отправить в общину. Пятница – последний день для внесения в списки кандидатов в органы управления общиной, после неё начнёт работать избирательная комиссия.

Теперь о том, что есть.

Есть глава Торы, которой будет посвящена наступающая Суббота. Называется она

БЕШАЛАХ

(Когда послал...)

Эта суббота носит название Шаббат Шира, то есть Суббота Песни. Какой песни? Почему? Я полагаю, что лучше всего об этом может рассказать рав Реувен Пятигорский. Ему слово.

Суббота, на которую выпадает чтение недельной главы Бешалах, носит особое название — Шабат Шира, Суббота Песни. Разговор идет о той Песне, которую запели евреи при выходе из Египта, когда увидели, что спасены — поскольку армия фараона, спешившая за ними вдогонку, неожиданно утонула. Вплоть до последних минут положение казалось безвыходным: с одной стороны море, с другой преследователи, в середине — несколько миллионов людей, с детьми и стариками, не обученные воевать, скованные тяжелым обозом и стадами скота. Историю Исхода вы знаете: море расступилось, евреи прошли посуху, египтяне бросились за ними, вода сошлась, врагов не стало. Вот тогда и запели сыновья Израиля свою Песню, благодаря Всевышнего за спасение.

Песня называется Шират Аям, «Песня (исполненная) на море». Когда в синагогах во время чтения Торы доходят до стихов этой Песни (книга Шмот, 15-ая глава), все присутствующие встают. Слова «Песни на море» молящийся еврей произносит каждое утро, в конце так называемых Песукей Дезимра (перед молитвой Шма). И все же ее чтение по свитку Торы всегда происходит в атмосфере особого, праздничного подъема. Мы как бы заново переживаем наше спасение, выражая признательность за то, что остались живы.

Живой — по-еврейски хай, две буквы — хет и йод. Если вспомнить, что у каждой буквы есть свое числовое значение, хет — восемь, йод — десять, то получим 18, число, символизирующее жизнь (вы, наверное, заметили, что в Израиле многие носят брошки и медальоны с двумя этими буквами). Так вот, стихов в «Песне на море» ровно 18. Как видим, неслучайно.

Торжественное чтение Шират Аям происходит два раза в году. Первый раз — при чтении Торы в Шабат Шира, когда читается наша сегодняшняя глава Бешалах. И второй раз — на Песах, вернее, на седьмой день праздничной пасхальной субботы. Ибо на седьмой день после Исхода из Египта и произошло чудо на море.

И еще одно неслучайное совпадение с праздниками. Согласно еврейскому календарю, Шабат Шира всегда выпадает на дни, близкие к празднику Ту-би-Шват — или перед ним, или после. Иногда оба эти дня совпадают…

Итак, перед нами «чудесная» глава. Она, на самом деле, рассказывает об одном из самых удивительных чудес, совершенных Всевышним на глазах целого народа. И подобными чудесами полна история еврейского народа. Вот только один из примеров.

В разгар Второй мировой войны литовская ешива «Мир» спаслась от рук нацистов самым удивительным образом. Много книг вышло на эту тему. Одна из них, написанная равом Эльхананом Йосефом Эрцманом, так и называется — Нес Аацала шель Ешиват Мир, «Чудо спасения ешивы Мир».

Рассказывать о переезде из местечка Мир в Вильнюс нескольких десятков ешиботников через охваченные паникой Западную Белоруссию и Литву — это отдельное захватывающее повествование. Еще больше неразрешимых проблем встало на пути из Вильнюса к границе с Россией. Неожиданно ешиботники получают транзитные визы и отправляются в долгое путешествие на восток. Кто ожидал этого от советских властей? Вместо того, чтобы посадить пейсатых евреев в тюрьму или лагеря, русские коммунисты ставят штампы в их паспортах! Разве не чудо? Ешиботники, как интуристы, пересекают Союз и добираются до Владивостока. С ними крупнейшие раввины современности: р.Грозовский, р.Левинштейн, р.Шмулевич, р.Котлер.

Из Владивостока ешива перебирается в Японию, оттуда в «свободный город» Шанхай, который, перед тем как в него вступили японцы, союзники Германии, стал убежищем для тысяч беженцев. Существуют документы, свидетельствующие о тайной договоренности японцев с немцами «окончательно решить еврейский вопрос» в Шанхае. Планировалось, сославшись на американские бомбардировки города, объявить евреям, что их перевозят на безопасный остров, а по пути затопить транспорты с переселенцами. О тайном заговоре стало известно руководителям общины. В последний момент удалось откупиться взяткой в полмиллиона долларов… События разворачивались так, что постоянно только чудеса и невероятные стечения обстоятельств спасали евреев. Ешиботники жили в ветхом здании, а вокруг под ударами авиации рушились целые районы. Но стоило евреям переехать, как на следующий день здание рухнуло. И множество других, таких же невероятных примеров…

Кто-то возразит: ешиву «Мир» спасал Всевышний, но почему Он не спас еврейство Европы? На этот вопрос у нас нет простого ответа. Вышедших из Египта, Он провел через море. Но евреев, оставшихся в Египте, Он не спасал.

Ешива «Мир» была центром, где изучалась Тора. Может, в этом ответ?

Думаю, что на этом можно закончить. Осталось приложить к этому письму, как в последнее время я стараюсь делать, что-то интересное. Над темой я долго не стал размышлять – сегодня, 27-го января, день освобождения заключённых Освенцима. В Германии отмечается как день жертв нацизма. В связи с этим предлагаю вам, друзья, посмотреть фильм, ссылку на который прислала Кира Нагутова. Полагаю, что он отвечает и дате, и еврейскому чуду, и вообще состоянию еврейской души. Посмотрите его обязательно!

http://learnmitzvot.com/showsubvideos.php?id=118

Осмысленных и радостных вам выходных!

Ваш Лев Шварцман

Keine Kommentare: