Donnerstag, 14. Januar 2010

Вайера (И явился)

Дорогие друзья!

Позавчера мы переехали. Спасибо всем, кто пришёл на помощь! Но вся картина выглядела бы много напряжённее, если бы Юлиана Ланг не договорилась с местным евреем, который выделил нам для перезда бусик и большую бригаду грузчиков. Все вместе мы осуществили переезд за три (!) часа. Правда, всё наше имущество мы свалили как попалось в новом помещении, теперь приходится разбирать завалы. Но ничего, я надеюсь, что в субботу начнёт работать русская школа. А в воскресенье в 15 часов пройдёт «Еврейский ликбез» и в 16.30 киноклуб.

Вы обратили уже внимание, что встречи «При свечах» в пятницу не будет? – просто всё ещё находится в завалах, а удастся ли с ними до завтрашнего вечера разобраться, я не уверен. Так что зажжём на сей раз субботние свечи дома. И нальём вина. И посыпем на белый хлеб такую же соль. И скажем полагающиеся слова: «Барух ата Алохейну...». Я знаю, что есть люди, которым трудно произнести слово «Бог», который заповедал... Предлагаю им высказаться в том плане, что благословен еврейский народ, придумавший зажигать субботние свечи. Важно, чтобы во всех еврейских домах загорелись в эти часы еврейские огоньки, объядиняющие между собой нас всех, живущих сегодня. И параллельно со всеми теми, кто жил раньше и дал нам жизнь нам. В рамках нашей общей судьбы. Мы должны ощущать связь с нашими еврейскими предками. И делать её неразрывной. Иудаизм начал зарождаться, конечно, давно. Но с другой стороны, если считать, что одно поколение – это треть века, потом на арену выходит следующее, то от наших истоков нас отделяет всего каких-то 142 поколения.  Причём, «каких-то» нельзя употреблять – эти поколения создали прекрасное учение, имя которому иудаизм. Но вернёмся к нашим мероприятиям.   

В субботу пройдёт эксурсия в соседний Эссен. Елена Банд относится серьёзно к подготовке материала и выбору маршрутов. Полагаю, что время на экскурсии не будет потрачано впустую. Все, кто проявляет интерес к краеведческим красотам, не прогадаеют, если не засилятся в этот день дома. Свежий воздух, прогулка, знакомство с новым – уже этот перечень заставляет не сидеть дома. Не «киснуть» перед экраном телевизора.

Традиционно группа собирается на вокзале Дюссельдорфа. Кто хочет получить более подробную информацию, может обратиться к экскурсоводу. Телефон Елены –  0203.4796691. Но поскольку она человек подвижный, можно найти её по мобильному телефону: 0163.4553947. Приятных впечатлений, друзья! И подруги, конечно.

«Ликбез» будет продолжать знакомство с Торой либо мы поговорим об еврейском взгляде на любовь, секс, семью.

А Киноклуб предложит тем, кто захочет провести несколько часов в зимний (или уже весенний?) день перед большим экраном в обществе других ценителей хороших, интересных кинокартин. Что нам предлагает Инна Альпервоич на сей раз?

Во-первых, это кинолента «Соблазн». Припоминаю, что с таким названием было несколько лент. Но полагаю, что немногие из нас видели израильские художественные фильмы, а это именно израильский фильм. Киноиндустрия на нашей исторической родине  находится, это не секрет, в зачаточном состоянии. Это не значит, что в Израиле не снимаются интересные фильмы, нет хороших мастеров. Но всё это эпизоды – сравнивать  израильское кино с американским или российским пока не приходится. Хотя, повторяю, отдельные работы достаточно хороши. Понравится ли нам фильм «Соблазн» - не знаю. Доверяю выбору ведущей киноклуба, с удовольствием посмотрю его, если он будет выбран. Тем более, что снят этот фильм в интересном жанре, это, если можно так сказать, любовный детектив.

На одном из последних кинопросмотров один из зрителей высказался за то, чтобы представлять только один фильм. Извините, но это будет уже не наш киноклуб. Выбор одного из двух фильмов является нашей «фишкой», и  мы от неё не откажемся. Пока не придумаем другую, более интересную. Не откажемся также и от голосования деньгами – это интересный приём, особенно в сравнении с обычным поднятием руки. Принятом на собрании. Предложение по отказу и от этой «фишки» тоже не принимается. Я это всё к тому, что нам и на сей раз будет предложен ещё один фильм - для выбора. Это российская лента «Простые вещи». Если израильский фильм снят в начале нулевых годов, то российский в их середине (2006). Он собрал несколько премий на родине и один за границей. Его жанр – тригикомедия. Больше я ничего об этих фильмах не знаю – всё остальное нам расскажет Инна Михайловна. А мы доверимся её рассказу и нашей интуиции и, надеюсь, не прогадаем.

А теперь перейдём к недельной главе. Она называется

Вайера

(И явился)

В ней говорится о десяти казнях египтян. Помимо этого затрагиваются разные вечные темы. Давайте я попробую хотя бы только обозначить некоторые из них.

В этой главе упоминается вечная проблема отношения к другим людям:  справедливо или милосердно?. Что важнее? В какой пропорции их совмещать? Возникновение этих вопросов связано с тем, что люди пытались понять, чего больше из этих полюсов поведения в отношении Бога к человеку? Конечно, наша справедливость и наше милосердие носят локальный характер, но мы без них не можем жить комфортно. Такое же отношение мы ждём и к себе.

Упоминается в этой главе и о том, что нельзя быть свободным от общества, в котором живёшь. Это не по силам даже очень крепким людям. Так евреи в Египте не только переняли самые худшие нормы местного населения, но и не захотели избавиться от них. Но и в самом добром обществе нашему народу, то есть каждому из нас, надо сохранять нашу национальную самобытность.

Можно в этой главе найти и мысли об уважении, как ни странно, к врагу. Именно уважение соблюдали Аарон и Моисей к фараону, с которым вели переговоры об исходе евреев из Египта. Этот подход применяется не только в дипломатии, но и в быту. «Уважаемый господин...» пишем мы людям, которых не уважаем. Помню, как я удивлялся, когда читал начало какого-нибудь обращения диссидентов: «Уважаемый господин Брежнев...»  Это правило, как видите, тоже берёт начало в Торе. Оказывается есть этикет, который является неписанным законом общения. Бог говорил Моисею, что фараону надо оказывать должное уважение, потому что он владыка. Хорошо знать правила жизни, хорошо знать Тору.Тогда и генсека империи зла «зауважаешь». Он, кстати, тоже чей-то отец, дедушка... Кто-то его любит, уважает искренно.

По поводу фараона: как помните, Бог обещал ожесточить его сердце. По поводу этого места есть десятки комментариев, но я хочу обратить внимание на один момент, который отражён в таком мнении наших мудрецов. Они говорили, что тому, кто хочет совершить добро, очиститься, подняться оказывается помощь сверху. А тому, кто хочет опуститься небеса не мешают. Это ещё раз говорит о том, что еврейский взгляд на мир предполагает наличие свободы воли у человека – он может выбрать, по какому пути идти: добра или зла. И на выбор этого пути не может повлиять даже сам Господь. То есть каждый их нас несёт ответственность за свои поступки. Это несколько отличается от взглядов других религий, но именно это и привлекает меня в иудаизме.

Вот ещё одна интересная мысль этой главы: надо обязательно привлекать к знакомству с нашей философией молодёжь. Чем раньше человек узнает о наших ценностях, тем легче ему их освоить. Банальная вообщем-то мысль. Но она поясняется парадоксальным образом. Мудрецы говорили, что длина пути возвращения к Торе больше, чем длина ухода от неё. Я думаю, что это относится не только к молодёжи, это мы знаем по себе. Уж очень далек наш с вами путь возвращения к истоку. Но ничего, будем понемногу преодолевать его.

О самих казнях я писать не буду – поговорим о них на «Ликбезе», поближе к Песаху.  Упомяну только, что история с казнями подходит всем евреям: и верующим, и атеистам. Ведь наука сегодня объясняет все казни как вполне возможные явления, в том числе и природные. Вообще надо сказать, что практически все «чудеса» Торы происходят в рамках законов физики. А все пророчества - на уровне подсознания и интуиции. Поэтому иудаизм универсален по сути – он подходит всем.

На этом остановлюсь. Хотя затрагиваемых тем в этой главе ещё много. Моя же цель – не пытаться объять неподъёмное, а просто, скажу честно, вызвать у вас, друзья, интерес к иудаизму – системе взглядов, начинающей складываться около четырёх тысяч лет назад и позволившей нашему народу не только выжить, но и стать тем, кем он стал.

Посылаю, кстати, статью, которая давно лежит у меня кем-то присланная и которая подходит к тем соображениям, которые я изложил в последнем абзаце. Да нет, эта тема пронизывает моё сегодняшнее письмо. Я к ней, как вы заметили, возвращаюсь постоянно. Потому что она – суть существования нашей общины.

Приятных выходных вам и хорошей предстоящей недели!

Ваш Л. Ш.

Keine Kommentare: