Freitag, 29. Januar 2010

БЕШАЛАХ (Когда послал...)

Друзья, шалом!

Сегодня всё будет по традиционной схеме: что было, что будет и что есть.

Было:

Мы потихоньку обживаемся в нашем новом помещении. Все находят его очень хорошим, чтобы не сказать, прекрасным, но для тех, кто знает, что ещё задумано и планируется, оно таким не кажется. Главное, мы в нём потихоньку обвыкаемся. О первых репитициях и первых днях рождения я уже писал. Русская школа тоже начинает вписываться в предлагаемые обстоятельства. Теперь могу сказать о первом большом мероприятии. Большом – во всех смыслах. Во-первых, за ним многомесячный труд, во-вторых, оно громоздко по реквизиту и декорациям, в-третьих, в нём занято большое количество участников, в-четвёртых, столько зрителей наши стены ещё не вмещали.Я  имею в виду премьеру спектакля «Снежная королева», на которой в воскресенье побывало более 100 (!) человек, правда, многие дети сидели по два на стуле. Постановка всех порадовала: исполнителями  детских ролей (Даниэль Ключников, Аня Мельник, Максим Фельдман, Катя Белан, Влада Щарбак), богатством декораций (художник - постановщик Юрий Вагнер, художник Леонид Сокальский), изыском костюмов. Я не пишу об исполнителях взрослых ролей – в числе известных нашей среде актёров были и довольно удачные дебюты. Я не поленюсь перечислить всех актёров – их вдохновенный труд этого заслуживает. На сцене блистали: Инесса Резникова, Юрий Вагнер, Леонид Мельник, Наталья Лукашева, Анна Гетце, Елена Ос ман, Людмила Лысенко. Не «испугались» эпизодических ролей Андрей Мельник, Михаил Шилин. Хорошо танцевала Аля Красс. Ну и надо упомянуть, конечно, главного героя воскресного вечера – Михаила Непомнящего, и не только потому что ему удалось удержать внимание детей и взрослых в роли Сказочника, но и потому, что весь этот спекталь именно он задумал и осуществил. Это его третья постановка в нашем театре, и очень жаль, что судьба у спектаклей такая недолговечная. Забегая вперёд, хочу сказать, что не показать эту работу в других городах, да и ещё раз тем, кто не доверился афише и не пришёл на премьеру в Оберхаузене, было бы большим грехом. Поэтому мы начинаем искать человека, который смог бы и, главное, захотел, повлиять на прокатную судьбу «Снежной королевы». Я имею в виду, что нам нужен человек, который бы на гонорарной основе организовывал спектакли (и не только) на выезде. Причём, это могут быть и несколько человек. Правда, спектакль очень громоздок, но игра стоит свеч – его должны посмотреть малыши и их родители. Каждый, кто побывал на премьере, кто видел и слышал реакцию детей, согласится со мной. Взрослый залразразился, напрмер, хохотом, когда кто-то из детей в сцене с разбойниками вполне искренне воскликнул: «Какой ужас!» И это относилось к тому, что происходило на сцене. В данном случае сцена и зал дышали одним воздухом. Это потдверждается другой ремаркой юной зрительницы, обращённой к подруге: «Твою маму связывают!» Короче, народ и партия были в эти полтора часа едины.

Я очень много строк уделил премьере, но, во-первых, это неординарное событие само по себе, во-вторых, оно оказалось вполне «на уровне». Поздравление всем, кто прикоснулся к созданию «Снежной королевы»! И здесь тоже должны прозвучать имена. На импровизированном банкете после премьеры я произнёс тост, кторый не забывал никогда после подобных мероприятий: «За тех, кото не видно было на сцене!» Для того, чтобы этот праздник состоялся много и вдохновенно трудились Инна Белиловская, пошившая занавес, Альберт Кильтау, создавший систему для подвески, Юрий Вагнер, придумавший, куда прятать его и настоявший на «росте» сцены, Юрий Сторожев, осуществивший этот рост, Борис Рыбинский, создавший возможность осветить и озвучить спектакль и Вячеслав Блюм, осуществивший это. Я перечислил только самое важное из того, что было сделано этими людьми для того, чтобы у спектакля был успех. Все они работали с душой, потому что не могут плохо делать дело. Всем им спасибо!

Вот и всё, что было. Теперь о том, что будет. Эти выходные намечаются очень насыщенными.

В пятницу в 17 часов начнётся первый Каббалат Шаббат в новом помещении. То есть встреча Субботы, если по-русски. Приезжает наш кантор Пауль Юваль Адам. После традиционных молитв и песнопений (напоминаю, что Юваль является профессиональным певцом), будет, как всегда застолье. По нашим правилам, напоминаю, мы избегаем мясных блюд и требуем не приносить их. Не считайте это какой-то игрой или ханжеством, мы в повседневной жизни, хотя и не едим кошерного мяса, но должны помнить о людях, которые рядом с нами. А рядом с нами за субботним столом могут оказаться (в этот Шаббат наверняка окажутся) люди, для которых некошерное мясо на столе – величайший грех. И оскорбление, если хотите. В самом деле – уж не заню, какой моральной деградации должен быть тот, кто сознательно принесёт в наш общинный дом свинину, хотя ест её за милую душу дома. И это воспринимается как должное. Так почему же одно правило мы выполняем, а другое нас отталкивает. Впрочем, пишу об этом всуе – абсолютное большинство наших людей понимает правильно это требование. Более того, один вечер без мясного – только полезно. И нетрудно, в конце концов, без мяса, которое наши мудрецы рекомендуют есть только тогда, когда испытываешь страстное непреодолимое желание. Давайте сделаем так, чтобы в этот вечер, как и в другие в нашем помещении, это желание не возникало.

Как пройдёт наш Шаббат, зависит, в первую очередь, от  нас самих. Шаббат – это ведь общение. Как пообщаемся, таким и будет наше настроение. Мы же, организаторы, предлагаем только рамки этого общения, то есть наши темы, наша форма, ваше содержание.

На следующий день помимо русской школы – это само собой – мы проводим небольшую встречу, посвящённую Ту би-Швату. Такие посиделки в последние годы всё чаще называется Седером, это слово можно перевести как «порядок». Вот и мы попробуем в определённом порядке, также как в прошлом и в позапрошлом году, пить вино и есть фрукты. Как Шаббат, так и Седер открыты для всех желающих. Напоминаю, что начало Седера в 16.30.

А в воскресенье – отчётно-выборное собрание общины. В 10.30. Что тут скажешь, кроме призыва: «Все на выборы!» Участие в любом мероприятии общины – показатель активности её членов, а уж собрание – венец этих показателей. Могу призвать ещё раз тех, кто хочет активно принять участие в работе общины, кто готов к общественно-полезному труду, заполнить форму из письма, которое все получили и отправить в общину. Пятница – последний день для внесения в списки кандидатов в органы управления общиной, после неё начнёт работать избирательная комиссия.

Теперь о том, что есть.

Есть глава Торы, которой будет посвящена наступающая Суббота. Называется она

БЕШАЛАХ

(Когда послал...)

Эта суббота носит название Шаббат Шира, то есть Суббота Песни. Какой песни? Почему? Я полагаю, что лучше всего об этом может рассказать рав Реувен Пятигорский. Ему слово.

Суббота, на которую выпадает чтение недельной главы Бешалах, носит особое название — Шабат Шира, Суббота Песни. Разговор идет о той Песне, которую запели евреи при выходе из Египта, когда увидели, что спасены — поскольку армия фараона, спешившая за ними вдогонку, неожиданно утонула. Вплоть до последних минут положение казалось безвыходным: с одной стороны море, с другой преследователи, в середине — несколько миллионов людей, с детьми и стариками, не обученные воевать, скованные тяжелым обозом и стадами скота. Историю Исхода вы знаете: море расступилось, евреи прошли посуху, египтяне бросились за ними, вода сошлась, врагов не стало. Вот тогда и запели сыновья Израиля свою Песню, благодаря Всевышнего за спасение.

Песня называется Шират Аям, «Песня (исполненная) на море». Когда в синагогах во время чтения Торы доходят до стихов этой Песни (книга Шмот, 15-ая глава), все присутствующие встают. Слова «Песни на море» молящийся еврей произносит каждое утро, в конце так называемых Песукей Дезимра (перед молитвой Шма). И все же ее чтение по свитку Торы всегда происходит в атмосфере особого, праздничного подъема. Мы как бы заново переживаем наше спасение, выражая признательность за то, что остались живы.

Живой — по-еврейски хай, две буквы — хет и йод. Если вспомнить, что у каждой буквы есть свое числовое значение, хет — восемь, йод — десять, то получим 18, число, символизирующее жизнь (вы, наверное, заметили, что в Израиле многие носят брошки и медальоны с двумя этими буквами). Так вот, стихов в «Песне на море» ровно 18. Как видим, неслучайно.

Торжественное чтение Шират Аям происходит два раза в году. Первый раз — при чтении Торы в Шабат Шира, когда читается наша сегодняшняя глава Бешалах. И второй раз — на Песах, вернее, на седьмой день праздничной пасхальной субботы. Ибо на седьмой день после Исхода из Египта и произошло чудо на море.

И еще одно неслучайное совпадение с праздниками. Согласно еврейскому календарю, Шабат Шира всегда выпадает на дни, близкие к празднику Ту-би-Шват — или перед ним, или после. Иногда оба эти дня совпадают…

Итак, перед нами «чудесная» глава. Она, на самом деле, рассказывает об одном из самых удивительных чудес, совершенных Всевышним на глазах целого народа. И подобными чудесами полна история еврейского народа. Вот только один из примеров.

В разгар Второй мировой войны литовская ешива «Мир» спаслась от рук нацистов самым удивительным образом. Много книг вышло на эту тему. Одна из них, написанная равом Эльхананом Йосефом Эрцманом, так и называется — Нес Аацала шель Ешиват Мир, «Чудо спасения ешивы Мир».

Рассказывать о переезде из местечка Мир в Вильнюс нескольких десятков ешиботников через охваченные паникой Западную Белоруссию и Литву — это отдельное захватывающее повествование. Еще больше неразрешимых проблем встало на пути из Вильнюса к границе с Россией. Неожиданно ешиботники получают транзитные визы и отправляются в долгое путешествие на восток. Кто ожидал этого от советских властей? Вместо того, чтобы посадить пейсатых евреев в тюрьму или лагеря, русские коммунисты ставят штампы в их паспортах! Разве не чудо? Ешиботники, как интуристы, пересекают Союз и добираются до Владивостока. С ними крупнейшие раввины современности: р.Грозовский, р.Левинштейн, р.Шмулевич, р.Котлер.

Из Владивостока ешива перебирается в Японию, оттуда в «свободный город» Шанхай, который, перед тем как в него вступили японцы, союзники Германии, стал убежищем для тысяч беженцев. Существуют документы, свидетельствующие о тайной договоренности японцев с немцами «окончательно решить еврейский вопрос» в Шанхае. Планировалось, сославшись на американские бомбардировки города, объявить евреям, что их перевозят на безопасный остров, а по пути затопить транспорты с переселенцами. О тайном заговоре стало известно руководителям общины. В последний момент удалось откупиться взяткой в полмиллиона долларов… События разворачивались так, что постоянно только чудеса и невероятные стечения обстоятельств спасали евреев. Ешиботники жили в ветхом здании, а вокруг под ударами авиации рушились целые районы. Но стоило евреям переехать, как на следующий день здание рухнуло. И множество других, таких же невероятных примеров…

Кто-то возразит: ешиву «Мир» спасал Всевышний, но почему Он не спас еврейство Европы? На этот вопрос у нас нет простого ответа. Вышедших из Египта, Он провел через море. Но евреев, оставшихся в Египте, Он не спасал.

Ешива «Мир» была центром, где изучалась Тора. Может, в этом ответ?

Думаю, что на этом можно закончить. Осталось приложить к этому письму, как в последнее время я стараюсь делать, что-то интересное. Над темой я долго не стал размышлять – сегодня, 27-го января, день освобождения заключённых Освенцима. В Германии отмечается как день жертв нацизма. В связи с этим предлагаю вам, друзья, посмотреть фильм, ссылку на который прислала Кира Нагутова. Полагаю, что он отвечает и дате, и еврейскому чуду, и вообще состоянию еврейской души. Посмотрите его обязательно!

http://learnmitzvot.com/showsubvideos.php?id=118

Осмысленных и радостных вам выходных!

Ваш Лев Шварцман

Donnerstag, 21. Januar 2010

ВДОГОНКУ.

ВДОГОНКУ.

Дорогие друзья!
Хочу исправить маленькое недоразумение. Вчера в письме, я не упомянул о клубе "Spiegel". То есть не сказал, что его в эту субботу по всё тем же организационным причинам не будет. Хотя в программе мероприятий в "Делет" он есть. Но слишком много всякого навалилось в последнее время, поэтому встретимся с Карин Хайм теперь уже в феврале.
И ещё одно: в Иерусалиме произошла неприятная вещь - представительница либерального движения была задержана и допрошена полицией за то, что у Стены плача (Котелет) надела талит. Право на ношение которого во время молитвы, как считают ортодоксальные евреи, есть только у мужчин. Для них женщина в кипе и талите - это крушение мироздания. Ну для них ладно, но при чём здесь полиция? И почему такое допускает правительство? Протест по этому поводу написали свыше 300 либеральных евреев Германии. В их числе председатель правления Союза прогрессивных евреев Германии доктор Мюльштайн. Прочитайте его письмо, для тех, кому трудно по-немецки прилагается мой перевод. Читайте, возмущайтесь, высказывайтесь!
Ваш Л. Ш.

И ещё одна информация.

27 января город Оберхаузен проводит мемориальное мероприятие, посвящённое Дню освобождения лагеря смерти Освенцим. 
Это событие в последние годы стало Днём памяти жертв национал-социализма. 

В программе мероприятия, которое начнётся в 12 часов, значится выступление обербургомистра, управляющими делами миграционного Совета. Прилагаю флайер этого мероприятия.

 Предусмотрено выступление также школьников. Место его проведения - Panoramagalerie des Schlosses Oberhausen

 

Бо (Войди...)

Шалом, друзья!

Самое трудное в письме – это найти первую фразу. В этот раз я её нашёл, сообщив вам эту банальность. А теперь к самому письму.

В новом помещении нам ещё далеко до уюта – очень много недоделано, очень многое предстоит подправить и завершить. Но обычная жизнь общины, к которой мы за последние два года привыкли,  уже началась. Полным ходом идут репетиции. Особенно театрального коллектива, ведь в воскресенье премьера спектакля. С завтрашнего дня мы начинаем реализацию на него билетов. Предварительных заявок так много, что мы с Михаилом Яковлевичем Непомнящим пожалели, что не запланировали два спектакля в этот день. Не исключаю, что так и придётся поступить.

Начал на новом месте репитиции хор, танцевальная группа... Так получилось, что в первые же дни в наших коллективах один за другим праздновались дни рождения двух участников. Нехитрые застолья, кстати, прошли, как всегда, весело и интересно. Но мне вот стало интересно, о чём  подумали наши соседи, которые на протяжении длительного ремонта очень внимательно наблюдали через окна, которые выходят прямо на наши помещения. Наверное, удивились, являются ли нашей конечной целью  застолья? Но они, конечно, видят и другую нашу деятельность и, полагаю, удивляются всё-таки нашей настырности.

Что ещё? Фестиваль самодеятельно творчества, который должен был пройти в  феврале  в Ганновере, переносится на июль и, очевидно, в Берлин. Это хорошо, поскольку уж очень сильно мы сейчас заняты. Надо готовиться к встрече Шаббата в следующую пятницу, к отчётно-выборному собранию в следующее воскресенье. Я полагаю, что приглашения на него до всех дошли. Напоминаю, что все, кто чувствует себя в силах приносить общественную пользу, кто имеет желание войти в один из органов управления общиной, должны заполнить полученную форму и выслать или передать её в общину. А дальше, как говорится, будет выбирать народ. Мы хотим, чтобы команда, которая поведёт нашу общину дальше, была мудра, работоспособна и справедлива.

Но перейдём к предстоящим выходным. В пятницу встречи «При свечах» ещё не будет. И дело не только в том, что несколько постоянных участников этих встреч будут на концерте хора, но и наша неустроенность ещё даёт себя знать. Потерпим ещё одну недельку. Тем более, что, возможно, ещё кто-то захочет присутствовать там, где будет выступать хор. Дело в том, что это будет форум «Интеграция в Оберхаузене». Его девиз – «Образование, встречи, участие» (по-немецки это звучит менее косноязычно, так как все три слова начинаются на букву «В». Вот вкратце его программа: начало в 15 часов – гостям будет предложено кофе с выпечкой. Затем будет выступать наш дуэт – Надежда Данилова и Геннадий Коган. Запланировано приветсвенное слово городского главы. Потом будет представлен проект гамбуркских организаций под названием «Гювен», что в переводе с турецкого означает «доверие». 17-ти часов публика будет ждать с нетерпением. Нет, это будут не горячие закуски, будет выступать хор «Рина». Затем – интервью, беседы, обмен мнениями, и всё на тему интеграции. В конце выступит известный... уж не знаю, как будет по–русски кабаретист, шоумен, что ли?

Всё продлится до 19 часов. Осталось назвать адрес в Оберхаузене (Heinrich-Heine-Gymnasium)- это на Lohstr. 29  Не пугайтесь неизвестного названия уицы –на самом деле это Mulheimer-str., совсем рядом с ратхаусом. Забыл упомянуть, что вход свободный. Город Оберхаузен говорит нам: «Милости просимт на разговор!»

Про премьеру в воскресенье я уже сказал. Если у вас есть желание побывать на ней, а в нашем театре впервые будут выступать юные и взрослые артисты вместе, обратитесь в общину за билетами. Коль вам их не хватит, то наши работники запишут ваш телефон, и если наберутся зрители на ещё один «зал», то мы, как я сказал, сделаем двойную премьеру.

Напомню, что в связи с премьерой в это воскресенье не будет «Еврейского ликбеза». Впрочем, об этом было в газете.

«Ликбеза» не будет, а парашу (недельную главу) никто ещё не отменял. На сей раз она называется

Бо

(Войди...)

В ней продолжается - помните? – рассказ о 10-ти казнях, которым были подвергнуты египтяне. А завершается – Исходом. Я хочу остановиться только на последнем, вернее, его непреходящем значении. В том числе и для нашего поколения. Начнём с того, что мы ничем не отличаемся от предыдущих поколений наличием скептиков, насмешников, просто глубоко незадумывающихся людей. Я имею в виду их отношение к иудаизму. Ведь тогда, на его заре, скептики, готовые ассимилироваться, были в не меньшем количестве, чем теперь.

Продолжим тем, что и чистые душой люди есть в любом поколении. Давайте возьмём Иосифа, который долгое время находился в диаспоре. В одиночестве. Без надежды когда-либо жить еврейской жизнью. Тем не менее, он соблюдал её правила. Сегодня большинство этих правил принадлежат всему человечеству, но тогда они были прерогативой небольшой группы людей, решившей изменить мир, облагородить его. Так вот, Иосиф продолжал быть монотеистом, хотя все окружающие его люди были язычниками. Кто из нас способен устоять перед верованиями, которые не столь складно и реалистично излагают картину мира, как иудаизм? То-то!.

Иосиф отмечал по мере возможности Шаббат, не называя его так, конечно. Но седьмой день недели был для него не рядовым событием, хотя окружающие, возможно, об этом и не догадывались.

Иосиф чтил своего отца. Это ясно из того хотя бы, что он выполнил его желание  встретиться с братьями в Шхеме, хотя это было далеко небезопасное путешествие.

Иосиф избегал воровства. В первую очередь из казны государства. Вся его деятельность была направлена на благо страны, где он жил, на её процветание, а не разворовывание.

Он не прелюбодействовал – стоит вспомнить историю с Потифак, женой его хозяина. И даже умудрился не возжелать её, одну из самых красивых женщин Египта.

Он любил братьев, тех, ближе которых нет, то есть своих кровных братьев. Он не мстил им, хотя, как вы знаете, было за что.

Он выполнял заповедь по оказанию помощи нуждающимся.

Он был гостеприимен.

Короче, он был кошерным человеком, что в то время было тождественно понятию «еврей». А мы какие? Чему тождествены? Что передадим нашим потомкам?

Ваш Л. Ш.

 P. S. Сегодня я прилагаю статью, конечно, о нас, о евреях. Мы себя знаем изнутри, не всегда, кстати, с лучшей стороны. А что другие думают о нас? Давайте почитаем. И возгордимся, что не так уж мы плохи.

Donnerstag, 14. Januar 2010

Вайера (И явился)

Дорогие друзья!

Позавчера мы переехали. Спасибо всем, кто пришёл на помощь! Но вся картина выглядела бы много напряжённее, если бы Юлиана Ланг не договорилась с местным евреем, который выделил нам для перезда бусик и большую бригаду грузчиков. Все вместе мы осуществили переезд за три (!) часа. Правда, всё наше имущество мы свалили как попалось в новом помещении, теперь приходится разбирать завалы. Но ничего, я надеюсь, что в субботу начнёт работать русская школа. А в воскресенье в 15 часов пройдёт «Еврейский ликбез» и в 16.30 киноклуб.

Вы обратили уже внимание, что встречи «При свечах» в пятницу не будет? – просто всё ещё находится в завалах, а удастся ли с ними до завтрашнего вечера разобраться, я не уверен. Так что зажжём на сей раз субботние свечи дома. И нальём вина. И посыпем на белый хлеб такую же соль. И скажем полагающиеся слова: «Барух ата Алохейну...». Я знаю, что есть люди, которым трудно произнести слово «Бог», который заповедал... Предлагаю им высказаться в том плане, что благословен еврейский народ, придумавший зажигать субботние свечи. Важно, чтобы во всех еврейских домах загорелись в эти часы еврейские огоньки, объядиняющие между собой нас всех, живущих сегодня. И параллельно со всеми теми, кто жил раньше и дал нам жизнь нам. В рамках нашей общей судьбы. Мы должны ощущать связь с нашими еврейскими предками. И делать её неразрывной. Иудаизм начал зарождаться, конечно, давно. Но с другой стороны, если считать, что одно поколение – это треть века, потом на арену выходит следующее, то от наших истоков нас отделяет всего каких-то 142 поколения.  Причём, «каких-то» нельзя употреблять – эти поколения создали прекрасное учение, имя которому иудаизм. Но вернёмся к нашим мероприятиям.   

В субботу пройдёт эксурсия в соседний Эссен. Елена Банд относится серьёзно к подготовке материала и выбору маршрутов. Полагаю, что время на экскурсии не будет потрачано впустую. Все, кто проявляет интерес к краеведческим красотам, не прогадаеют, если не засилятся в этот день дома. Свежий воздух, прогулка, знакомство с новым – уже этот перечень заставляет не сидеть дома. Не «киснуть» перед экраном телевизора.

Традиционно группа собирается на вокзале Дюссельдорфа. Кто хочет получить более подробную информацию, может обратиться к экскурсоводу. Телефон Елены –  0203.4796691. Но поскольку она человек подвижный, можно найти её по мобильному телефону: 0163.4553947. Приятных впечатлений, друзья! И подруги, конечно.

«Ликбез» будет продолжать знакомство с Торой либо мы поговорим об еврейском взгляде на любовь, секс, семью.

А Киноклуб предложит тем, кто захочет провести несколько часов в зимний (или уже весенний?) день перед большим экраном в обществе других ценителей хороших, интересных кинокартин. Что нам предлагает Инна Альпервоич на сей раз?

Во-первых, это кинолента «Соблазн». Припоминаю, что с таким названием было несколько лент. Но полагаю, что немногие из нас видели израильские художественные фильмы, а это именно израильский фильм. Киноиндустрия на нашей исторической родине  находится, это не секрет, в зачаточном состоянии. Это не значит, что в Израиле не снимаются интересные фильмы, нет хороших мастеров. Но всё это эпизоды – сравнивать  израильское кино с американским или российским пока не приходится. Хотя, повторяю, отдельные работы достаточно хороши. Понравится ли нам фильм «Соблазн» - не знаю. Доверяю выбору ведущей киноклуба, с удовольствием посмотрю его, если он будет выбран. Тем более, что снят этот фильм в интересном жанре, это, если можно так сказать, любовный детектив.

На одном из последних кинопросмотров один из зрителей высказался за то, чтобы представлять только один фильм. Извините, но это будет уже не наш киноклуб. Выбор одного из двух фильмов является нашей «фишкой», и  мы от неё не откажемся. Пока не придумаем другую, более интересную. Не откажемся также и от голосования деньгами – это интересный приём, особенно в сравнении с обычным поднятием руки. Принятом на собрании. Предложение по отказу и от этой «фишки» тоже не принимается. Я это всё к тому, что нам и на сей раз будет предложен ещё один фильм - для выбора. Это российская лента «Простые вещи». Если израильский фильм снят в начале нулевых годов, то российский в их середине (2006). Он собрал несколько премий на родине и один за границей. Его жанр – тригикомедия. Больше я ничего об этих фильмах не знаю – всё остальное нам расскажет Инна Михайловна. А мы доверимся её рассказу и нашей интуиции и, надеюсь, не прогадаем.

А теперь перейдём к недельной главе. Она называется

Вайера

(И явился)

В ней говорится о десяти казнях египтян. Помимо этого затрагиваются разные вечные темы. Давайте я попробую хотя бы только обозначить некоторые из них.

В этой главе упоминается вечная проблема отношения к другим людям:  справедливо или милосердно?. Что важнее? В какой пропорции их совмещать? Возникновение этих вопросов связано с тем, что люди пытались понять, чего больше из этих полюсов поведения в отношении Бога к человеку? Конечно, наша справедливость и наше милосердие носят локальный характер, но мы без них не можем жить комфортно. Такое же отношение мы ждём и к себе.

Упоминается в этой главе и о том, что нельзя быть свободным от общества, в котором живёшь. Это не по силам даже очень крепким людям. Так евреи в Египте не только переняли самые худшие нормы местного населения, но и не захотели избавиться от них. Но и в самом добром обществе нашему народу, то есть каждому из нас, надо сохранять нашу национальную самобытность.

Можно в этой главе найти и мысли об уважении, как ни странно, к врагу. Именно уважение соблюдали Аарон и Моисей к фараону, с которым вели переговоры об исходе евреев из Египта. Этот подход применяется не только в дипломатии, но и в быту. «Уважаемый господин...» пишем мы людям, которых не уважаем. Помню, как я удивлялся, когда читал начало какого-нибудь обращения диссидентов: «Уважаемый господин Брежнев...»  Это правило, как видите, тоже берёт начало в Торе. Оказывается есть этикет, который является неписанным законом общения. Бог говорил Моисею, что фараону надо оказывать должное уважение, потому что он владыка. Хорошо знать правила жизни, хорошо знать Тору.Тогда и генсека империи зла «зауважаешь». Он, кстати, тоже чей-то отец, дедушка... Кто-то его любит, уважает искренно.

По поводу фараона: как помните, Бог обещал ожесточить его сердце. По поводу этого места есть десятки комментариев, но я хочу обратить внимание на один момент, который отражён в таком мнении наших мудрецов. Они говорили, что тому, кто хочет совершить добро, очиститься, подняться оказывается помощь сверху. А тому, кто хочет опуститься небеса не мешают. Это ещё раз говорит о том, что еврейский взгляд на мир предполагает наличие свободы воли у человека – он может выбрать, по какому пути идти: добра или зла. И на выбор этого пути не может повлиять даже сам Господь. То есть каждый их нас несёт ответственность за свои поступки. Это несколько отличается от взглядов других религий, но именно это и привлекает меня в иудаизме.

Вот ещё одна интересная мысль этой главы: надо обязательно привлекать к знакомству с нашей философией молодёжь. Чем раньше человек узнает о наших ценностях, тем легче ему их освоить. Банальная вообщем-то мысль. Но она поясняется парадоксальным образом. Мудрецы говорили, что длина пути возвращения к Торе больше, чем длина ухода от неё. Я думаю, что это относится не только к молодёжи, это мы знаем по себе. Уж очень далек наш с вами путь возвращения к истоку. Но ничего, будем понемногу преодолевать его.

О самих казнях я писать не буду – поговорим о них на «Ликбезе», поближе к Песаху.  Упомяну только, что история с казнями подходит всем евреям: и верующим, и атеистам. Ведь наука сегодня объясняет все казни как вполне возможные явления, в том числе и природные. Вообще надо сказать, что практически все «чудеса» Торы происходят в рамках законов физики. А все пророчества - на уровне подсознания и интуиции. Поэтому иудаизм универсален по сути – он подходит всем.

На этом остановлюсь. Хотя затрагиваемых тем в этой главе ещё много. Моя же цель – не пытаться объять неподъёмное, а просто, скажу честно, вызвать у вас, друзья, интерес к иудаизму – системе взглядов, начинающей складываться около четырёх тысяч лет назад и позволившей нашему народу не только выжить, но и стать тем, кем он стал.

Посылаю, кстати, статью, которая давно лежит у меня кем-то присланная и которая подходит к тем соображениям, которые я изложил в последнем абзаце. Да нет, эта тема пронизывает моё сегодняшнее письмо. Я к ней, как вы заметили, возвращаюсь постоянно. Потому что она – суть существования нашей общины.

Приятных выходных вам и хорошей предстоящей недели!

Ваш Л. Ш.

Donnerstag, 7. Januar 2010

ШМОТ

Дорогие друзья!
После недолгого перерыва, который мне кажется вечностью, перехожу к нашей традиционной еженедельной переписке. Хотя перепиской формально её назвать нельзя - тексты идут только в одну сторону. Правда, от вас приходят иногда материалы, но, честное слово, некогда их отбирать для этих писем. Но когда-то время на это найдётся. А пока органичиваемся новостями и темой недельной главы.
Сначала новости. Вышел очередной номер нашей газеты "Делет". Неопределённость срока окончания ремонта мешала её своевременному выпуску. То есть мы не знали, как, когда и, главное, где могут проходить мероприятия ? радость открытия была рядом, но каждый раз оказывалась недосягаемой. Даже в вышедший номер буквально накануне печати всё ещё вносились изменения, связанные с проведением мероприятий. Так мы планировали первую встречу в новом помещении провести 10 января, и в номер успели внести изменение :  перовое мероприятие пройдёт 17 января. И это будет киноклуб. Как вы понимаете, история с ремонтом сильно затянулась. Но мы уже на финишной стометровке. Переезд в новое помещение запланирован на вторник, 12 января. Правда, существует ещё масса недоделок, но я видел, как в Оберхаузене сдавался культурно-торговый комплекс CentrO -  там тоже была масса недоделок, и ничего, их доделали после торжественной сдачи, которая включала в себя перерезание ленточки открытия золотыми ножницами в руках министр-президента нашей Земли.. При этом сквозь стеклянные навесы протекала во время дождя вода и видны были, прикрытые щитами, строительные недоделки. Ну, вода у нас за шиворот капать не будет, но дел ещё много надо довести до конца. Даже до переезда. Завтра и в понедельник надо вымыть окна (ау, женщины!) ,  во вторник потребуются мужчины , грузчики (добровольцы, ау!) , погрузка начнётся в 9.00.
Сегодня прошло, очевидно, последнее перед собранием заседание правления. После него почти в полном составе мы пошли посмотреть новое помещение , все (некоторые видели его впервые) остались удовлетворены. Там действительно вложен огромный труд, за что ещё раз спасибо всем, кто приложил к ремонту руку. А новую общину можно будет посетить в указанное в газете время, начиная со следующего воскресенья. И не обращайте на всё ещё ведущиеся работы , они будут длиться долго. Из значительных мероприятий хочу назвать премьеру спектакля нашего театра "Снежная королева" - любой новый спектакль является большим событием в жизни театрального коллектива. Потом будет встреча Субботы с кантором, посиделки Ту би-Шват и завершится месяц отчётно-выборным собранием. Но я забежал далеко вперёд , надо поговорить о предстоящих выходных. А забежал я, чтобы сказать, что впереди много крупных и мелких мероприятий, которые будут ждать вас, дорогие друзья. Так что вы успеете насладиться уютом нового помещения, который мы создаём для вас.
Я столько говорю о новом помещении, но, честно говоря, думаю о старом -  мне жаль его. Мы провели здесь почти два года, и оно было нам родным домом. Пусть мы встречались с некоторыми сложностями, главные из которых , невозможность вместить на наши праздники всех желающих. Пусть у нас были там разные неудобства, связанные с приспособленностью помещений. Но мы в принципе неплохо устроились там, нам было уютно. В этом помещении 15 лет назад моя семья, а также семьи членов общины Ехиля Белиловского и Ефима Островского проходили курсы немецкого языка. Мы и помыслить не могли тогда, что в этих стенах пройдёт еврейская часть нашей жизни, что здесь будет петь в хоре Ефим, и блистательно выстраивать свои аргументы в спорах дискуссионного кдуба Ехиль. 22 месяца украшала вход и третий этаж этого здания таблички с названием нашей общины. Теперь она переместится на бывшее  здание банка ? когда я менял в нём марки на евро, то тоже не мог предполагать, что когда-то в нём будет теплиться еврейская жизнь. Что и здесь нас будут ждать взлёты и разочоравания, минуты счастья и грусти. Когда-нибудь мы простимся и с ним, потому что растёт наша община, как и наши запросы. Я ещё буду не раз возвращаться к тем, кто в банковских бронированных стенах создал это маленькое чудо. А сегодня я вспоминаю всех, кто делал ремонт в старом здании - их бескорыстным трудом был создан наш уют.
Сейчас мы прощаемся, очевидно, навсегда с помещением по Havensteinstra?e 52. В эти выходные в нём пройдут наши последние мероприятия. Побывайте на них, станьте свидетелем (и участником) "исторических" событий.
В последний раз мы зажжём свечи на нашей пятничной встрече ? она начнётся, как всегда в 17.30.
В последний раз здесь пройдут занятия русской школы.
В последний раз состоится встреча в "Еврейском ликбезе" - воскресенье, 15 часов. И хотя кухня наша уже запакована, мы найдём возможность сказать "Лэхаим!"  в последние дни и часы нашего пребывания здесь.
Не хочу показаться сентиментальным, а, впрочем, какая разница, какой я? ? не совру, если скажу правду: к радости нового помещения прибавляется грусть от расставания со старым. Короче, приходите , вместе всплакнём и вместе светло посмотрим в будущее.

Перехожу к недельной главе. Она называется

ШМОТ

Это первая глава одноимённой книги Торы. Перевод названия - "Имена" - ничего не говорит о её теме. А события меж тем в ней стремительные. Кстати, подтверждается старая еврейская мысль о том, что ничего нового под луной нет. Наша "уникальная" судьба уже не раз имела место в еврейской истории. А впервые это случилось  три с половиной тысячи лет назад. Наши предки, как и мы, оказались в диаспоре, и поддались, конечно, влиянию окружающего народа. В ущерб своим представлениям о мире. Правда, евреи в Египте, а это были, в первую очередь, дети колена Леви, сохранили всё-таки своё еврейство: язык, имена, обряд обрезания... То есть внешние признаки позволили не сломаться позвоночнику.  Стоит ли напоминать, что советские идеологи оказались поизощрённей египетских: мы с вами утеряли язык, в именах в лучшем случае сохранили первую букву, а обрезание знали только по многочисленным шуткам. Говорят, что ещё одна вещь помогла евреям не исчезнуть окончательно: это любовь и хорошее отношение друг к другу - евреи не предавали своих соплеменников. Но это не такая осязаемая категория, как язык и имя, не говоря уже об обрезании - гениальном изобретении нашего народа.
Дальше развитие истории нашего народа в Египте общеизвестно. Фараон под давлением общественного мнения (конечно, антисемитского , до тех пор это явление не было известно миру терпимому к чужим верованиям) начал преследование евреев. Причём, "окончательное решение еврейского вопроса" не было осуществлено, потому что фараон боялся уничтожить евреев, опасаясь их всемогущего Б га.  Поэтому он начал с малого - уничтожения еврейских мальчиков (это была проба пера). Одного ребёнка спасли, он впоследствии стал величайшим вождём нашего народа. Еврейская мысль не определила его как богочеловека (хотя искус, наверное, был), наоборот, в Торе не раз приводятся его ошибки, слабости, сомнения, которые мучают любого из нас. То есть его место в еврейской истории велико и одновременно скромно. Чтобы не обожествлять Моисея, наши мудрецы не особо афишировали день его рождения, хотя он известен. Это же касается и места захоронения. Когда такой страховки не было, известно, чем возвеличивание, пусть даже и выдающихся людей, заканчивалось. Например, массовым отмечанием в декабре-январе дня рождения еврейского раввина Йешуа, который родился вообще-то осенью. Или лежащими посреди Москвы мощами - один из самых варварских обычаев.   
Я чуть выще упомянул, что ни письменная Тора, ни устная не скрывают слабостей великого Моисея. А это было так легко, так соблазнительно... Но ложь претит еврейскому духу, что вовсе не означает, что нет евреев-лжецов. Надо просто помнить, что для иудаизма нет ничего выше истины. Так вот,  истина диктует сообщить, что после бегства из Египта  Моисей поселился среди идолопоклонников. Ведь даже на величайших людей окружающая среда оказывает влияние. Будущий обитатель московского мавзолея выразил эту мысль афористичне    й и точнее, помните?: ?Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя?. Так было и с Моисеем ? по требованию тестя ? неврея он не сделал своему первенцу обрезания. Чувствуя своё высокое предназначение, он для содержания семьи поддался на настояния того же тестя и стал простым пастухом. Потом он всё-таки стал тем, кто возглавил еврейский народ и вывел его из страны рабства. Глава "Шмот" (на идиш "Шмос") и заканчивается тем, что бог укрепил Моисея в его предназначении. Что это дало - об этом будет в следующей главе. А пока всё. Желаю вам, дорогие друзья, осмысленного отдыха!

Ваш Лев Шварцман

П. С. В самом начале я упомянул, что некогда разобрать ?завалы? присланных вами материалов ? они всегда интересны. Но вот всё же посмотрел и выбрал статью Эдуарда Шпигельмана об антисемитизме. Почему её? Потому что я выше говорил о том, что египтяне были первыми антисемитами на земле. За прошедшие сто с лишним поколений это явление расцвело буйным цветом. Да и плоды его оказывались страшными. Но вот автор статьи провозглашает оду антисемитам. Прав он?