Шалом, друзья!
Я задержался с этим письмом – надеюсь, что в самом скором времени выйдет газета: работа над ней помешала. Поэтому буду краток. Как хорошая гадалка, стремящаяся побыстрее «выйти» на деньги: что было? что будет? что есть?
Была встреча «При свечах», «Еврейский ликбез» был и киноклуб имел место. Фильм смотрели российский – «Ветка сирени» - его выбрало большинство. Я же опустил мои монеты в другой стаканчик – мне хотелось посмотреть фотофильм. Но моё желание не сошлось со стремлением большинства. Хотя здесь решает не большинство, а сила желания посмотреть фильм – можно опустить побольше денежек и кардинально повлиять на результат выбора. Но уж, очевидно, не так уж сильно мне хотелось увидеть именно фотофильм. О чём я не жалею – «Ветку сирени» Павла Лунгина «можно смотреть», По-моему, это - не шедевр, но хорошо сработанная картина, учитывающая все правила жанра. А жанр этот - биографический фильм. На сей раз режиссер обратился к жизни Рахманинова. Поскольку я с ней был не очень хорошо знаком, то фильм оказался полезным и интересным… в меру.
А фотофильм, возможно, посмотрим в другой раз, на киноклубе – 2. Если на эту ленту выпадет жребий. Впрочем, я не исключаю, что сильное желание может повлиять и на жребий.
Теперь: что будет?
Всё то же: «При свечах», «Ликбез»… Да, форма этих мероприятий одинакова, но содержание делает их непохожими друг на друга, как непохож один день на другой, хотя, вроде, они одни и те же. Но об этом достаточно было сказано, я хочу перейти к мероприятию, которое происходит не чаще раза в год. Это – Песах – самый древний из наших праздников. В то время, как наши критики утверждают, что не было никакого Исхода из Египта, Устная Тора подсказывает, что мы празднуем 3322 годовщину этого события, наложившего отпечаток на всю цивилизацию. Поэтому мы, как и все евреи, отметим день рождения нашего народа. Отметим – коллективным Седером. В разные годы мы делали это по-разному (первый Песах в Оберхаузене прошёл ещё 14 лет назад. Тем, кто не знает, скажу, что организовывали его люди с активной жизненной позицией: Светлана и Ехиль Белиловские, Инна Белиловская, Мира Шлякцу, Яков и Раиса Шварцман…(кого-то точно не вспомнил!). Как видите, многие и поныне продолжают заниматься общественными добрыми делами.
Вобщем, это будет первый Седер в новом помещении и первый, на котором будет присутствовать раввин. Так что жизнь, как видите, не стоит на месте. Надеюсь, что встреча Песаха в этом году запомнится нам хорошим весенним настроем, новым импульсом к повышению качества еврейской жизни.
Несколько вещей хочу отметить. Во-первых, как всегда, многие придут без записи (уж не знаю уже, как убеждать в необходимости этого простого шага!). Мы рады всем, но заранее просим простить все неудобства, которые возможны при неопределённости в количестве гостей. Во-вторых, начнём мы Седер ровно в 18 часов. Это значит, что к этому моменту все должны быть уже за столами. Что предполагает более ранний приход. В-третьих, напоминаю, к сожалению, приходится, что на столе не должно быть мясных блюд (косточка, которая будет на тарелках и которая отдаёт дань старой традиции жертвоприношения, не должна стать предметом поедания). Но помимо мяса ИСКЛЮЧЕНЫ все продукты из зерна (кто любит крепкие напитки, захватите коньяк, а не водку), а также всех блюд, связанных с брожением. По-моему, это очень мудрый обычай, делающий Песах праздником не похожим ни на какой другой, и запоминающийся на всю жизнь детям (а мы во многом тоже большие дети, правда, жизнь у нас короче). Ещё раз подчёркиваю: любые продукты из зерна, кроме блюд, сделанных из мацовой муки, оскорбительны в этот день для любого еврея. (Правда, не все ещё понимают это). Избежим их в вечер Седера!
Пожалуй, всё, что надо упомянуть. Всё остальное – по ходу действия.
Теперь о том, что есть? То есть глава для обсуждения и изучения на наступающей неделе? Называется она
ЦАВ
(Прикажи, или Вели, или Заповедай)
И речь идёт о повелениях по поводу жертвоприношений. Надо сказать, что нас они касаются в самой малой степени, то есть нам эти правила интересны как часть истории нашего народа, не более. Мы на «Ликбезе» подробно рассматривали эту главу и нашли в ней, в самом деле, немало интересных вещей, но всё-таки не будем сегодня говорить об этом - должно же быть хоть какое-то преимущество у тех кто, ежевоскресно приходит на «Ликбез»?!) Но вот на одном любопытном моменте я остановлюсь.
Само собой, что жертвы могли быть и благодарственными. Вернее, должны были быть. Так вот интересно, за что же полагали наши предки надо благодарить Бога? Во-первых, если человек после тяжёлой болезни шёл на поправку. Во-вторых, если он возвращался из поездки по морю. Что неудивительно – даже сегодня опасно быть на воде, даже у берега. Особенно сомалийского. В-третьих, после возвращения из пустыни. Тоже легко понять. И последнее: если человек освобождался из тюрьмы. Как видите, все поводы уважительные. Как и причины большинства остальных предписаний.
Я обещал быть кратким – выполняю. Я всегда выполняю свои обещания. Кроме тех случаев, когда я их не выполняю.
Сейчас же мне сталось прицепить приложение. Сегодня выбрать его просто, потому что есть актуальные вещи. Это выступление Беньямина Нетаньягу в США, текст которого переведён на русский язык. Почитайте, не пожалеете.
Надо ещё поздравить всех вас, которые не придут на Седер, с главным праздником нашего народа! Мира вам и больше еврейства! Это пожелание для моих соплеменников. А для всех остальных – тоже больше знаний об еврействе. Такие знания, даже если в чём-то и разочаровывают, всё равно сближают нас. Что и требуется!
Кстати, о неевреях. Карин Хайм подготовила информацию о христианской Пасхе – это знание нам, евреям, тоже не повредит – ведь многие мало что знают о христианстве. Давайте изучать друг друга! Давайте поздравим всех, кто отмечает христианские праздники, вне зависимости от конфессии, с днями света и мира!
Информация Карин на немецком языке.
И самое-самое последнее. Сразу за первыми днями Песаха идёт первое апреля. В Германии День Веселья не очень-то и отмечается. Мы же можем привнести в нашу (и немецкую) жизнь, немного лёгкости. Я, например, устраивал уже здесь немало розыгрышей, распространявшихся, правда, в основном, на членов моей семьи. Когда-нибудь, когда буду писать не в третьем часу ночи, расскажу об этом. А пока хочу в честь Дня Веселья вспомнить хотя бы анекдот. Конечно же, еврейский. Какой выбрать? Ну, хотя бы этот:
Жена получает от своего мужа телеграмму: «Приеду 19.45 –Северный вокзал – привезу гремучую змею. Твой Йосиф».
На перроне они встречаются, жена осторожно оглядывает багаж.
- Где же у тебя гремучая змея?
- Какая змея? Что я, идиот, чтобы змей возить?! Просто, в телеграмме оставалось место для трёх слов, а я не хочу этой почте ничего дарить!
И по этому же поводу – я имею в виду День смеха. Только что мне Броня Гринберг из Израиля прислала ностальгический стишок. Улыбнитесь тоже!
Как вспомнишь советское время,
Как вспомнишь – на сердце тепло.
И чешешь задумчиво темя:
Куда ж это время ушло?
Нас утро встречало прохладой,
Вставала со славой страна,
Чего ж нам ещё было надо?
Какого, простите, рожна?
За рубль могли мы напиться,
Проехать в метро за пятак,
А в небе сияли зарницы,
Мигал коммунизма маяк.
И были мы все гуманисты,
И злоба была нам чужда,
И даже кинематографисты
Любили друг друга тогда.
И женщины граждан рожали,
А Ленин им путь озарял,
Потом этих граждан сажали,
Сажали и тех, кто сажал.
И были мы центром Вселенной,
И строили мы на века,
С трибуны махали нам члены
Такого родного ЦК.
Капуста, картошка и сало,
Какая пропала страна!
Чего же нам всем не хватало?
Любовь, комсомол и весна!
Мы шило сменили на мыло,
Тюрьму променяв на бардак.
Зачем нам чужая текила:
У нас был прекрасный коньяк!
С праздниками!
Л. Ш.
.
Keine Kommentare:
Kommentar veröffentlichen