Donnerstag, 26. Januar 2012

Бо 5772

Шалом, друзья!
Вот и ещё одна неделя отодвинула нас оттуда и придвинула туда. Вы понимаете, куда. Но давайте не будем о грустном. Давайте о весёлом, о «Хаве», например. Клайпедские девочки и мальчики доставят вам удовольствие интересным танцем.
http://www.youtube.com/watch?v=0Ij5OQ1-RLI&NR=1&feature=endscreen
Сейчас пришла очередь вспомнить,
ЧТО БЫЛО
Помимо пятничной встречи «При свечах» и занятий в воскресной школе «Ами» (дети старше пяти лет, не посещающие нашу школу, начали уже в их короткой ещё жизни что-то важное упускать), был ежегодный январский концерт хора «Рина», посвящённый очередной годовщине его (хора) основания. Сразу оговорюсь, что объявленное в «Делете» участие в концерте театра общины, который с недавнего времени носит имя «Рэй», не произошло. По организационным причинам. Празднование их 5-летия, которое по случайности происходит в тот же день, что и день рождения «Рины», перенесено на конец марта. Оно будет приурочено к Международному дню театра. Что ж, будет в общине на один концерт больше. Кроме того, зрители в прошедшее воскресенье не «заметили» отсутствия театра. По простой причине – слушая хор «Рина», они забыли обо всём. Мне довелось слышать исключительно положительные отзывы. Хор и вправду хорошо принимался. Добрая часть программы была представлена хором впервые. Галина Мучник предоставила возможность выступить и большинству солистов с самостоятельными песнями. Кажется, мне удалось рассказать зрителям интересные истории некоторых песен. Всё это сделало концерт запоминающимся. Надо ещё упомянуть оригинальный восточный танец, подготовленный участницей хора Галиной Нуримардановой – он украсил арабскую песню, включённую в программу концерта. Да и сам факт звучания арабской песни в еврейском хоре уже знаменателен. В общем, концерт удался. Жаль зрителей собралось не очень много. По-крайней мере меньше, чем мы приготовили стульев. Не могу не заметить, что примерно половина зрительного зала была заполнена коренными жителями нашего города. Приятно, что их было не мало, и не очень вдохновляет, что «наших» было маловато. Что ж, они не знают, что потеряли. А мы знаем. Но именно это знание нас и беспокоит.
После концерта хор «Рина» остался на праздничный ужин. Помимо тостов и хороших слов звучало много песен – обычное дело на посиделках хора. Много заслуженно приятных фраз услышала Галина Мучник – её бессменное руководство хором на протяжении шести лет можно оценить только как отличное. «Рина» хорошо звучит, имеет богатый репертуар, отзывается на любое приглашение выступить. На концерте я привёл такую статистику: за 6 лет хор принял участие в проведении 28-ми встреч Субботы и 39-ти праздников, выступил с 34 концертом, причём, 20 из них дал за пределами общины. Не могу не заметить, что из этих 20 концертов и выступлений, только в 2011 году прошло 11. В общем, «Рина» заслужила небольшой праздник, и община по мере возможностей организовала его. Мы благодарны всем участникам хора и, конечно, Галине Мучник – его мозгу и сердцу.
Пришла очередь сказать о том,

ЧТО БУДЕТ
Это легко перечислить: «При свечах» (пятница, 18.00), еврейская школа «Ами» для детей от 5 лет (про русскую школу «Кенгу.Ру» я уже не упоминаю) в воскресенье в 11 часов, «Еврейский Ликбез» тогда же, но в 15.00 и показ фильма в «Виде-О!-салоне». Фильм мы покажем «Ходорковский» - он наделал много шума на последнем берлинском фестивале. Поговорим и об этом. А потом обсудим увиденное на экране. Конечно, его можно посмотреть и дома, но коллективный просмотр имеет определённые преимущества. Как впрочем, и всё остальное, имеющее светлые и тёмные стороны. «Как сказал один человек, у которого умерла тёща, когда у него попросили деньги на похороны». Не помню, кому принадлежит эта фраза, но часто употребляю её. Так что, приходите: посмотрим, почаёвничаем, поговорим.
Впереди ещё радио, предлагающее еврейскую тематику. К сожалению, она есть только на два последних дня месяца.
Samstag, 28. Januar, 18.05 - DeutschlandRadio Kultur: „Bleib mir gesund und versuche, Deine Mutter zu retten." Ilse und Marie – Briefe aus Berlin
Sonntag, 29. Januar, 9.30-10.00, Deutschlandfunk: Essay und Diskurs: Antisemitismus – Von der Wannseekonferenz zum Remer-Prozess – Vom Erbe des Antisemitismus.

Ещё сделаю анонс на мероприятие следующей недели. Ничего не планируйте на пятницу третьего февраля. У нас пройдёт встреча Субботы, пропустив которую вы многое упустите. Поверьте мне.
А теперь о том, что
БУДЕТ ВСЕГДА
Речь сегодня у нас пойдёт о разделе
Бо (Иди)
Давайте сначала вспомним, о чём там речь.
На Египет обрушиваются три последние казни: полчища саранчи съедают весь урожай и всю зелень; кромешная, тьма опускается на страну и, наконец, погибают все первенцы.
Бог даёт закон – это первая заповедь, данная всему еврейскому народу: вести календарь, отсчитывая месяцы по новолунию. Далее, все евреи должны принести пасхальную жертву. Это ягнёнок, его кровью надо помазать косяки дверей всех еврейских домов. Благодаря этой отметине, Бог, во время уничтожении египетских первенцев, минует ("пасах" на иврите – отсюда название праздника) эти дома. Запеченное на огне мясо этой жертвы в ту же ночь должно быть съедено вместе с мацой и горькой зеленью.
Гибель первенцев наконец привела фараона к решению отпустить евреев. Они поспешно покидают Египет, приготовленное тесто не успевает взойти, и в дорогу с собой они берут мацу (опресноки). Египтяне отдают им золото, серебро и драгоценные одеяния.
Евреи получают заповеди, предписывающие вечно праздновать годовщину Исхода, очищая свои дома от всего квасного, кушая мацу, и рассказывая детям об освобождении из рабства. Они также получают заповедь о возложении тфилин.
В прошлый раз мы говорили о том, какое естественное объяснение находят десять казней. На сей раз давайте коснёмся пасхальной жертвы. Итак, евреи получили точные указания, как поступить с жертвенными животными. Надо упомянуть, что принесение жертв было для того времени обычным делом. Даже прогрессивным, конечно, на фоне человеческих жертвоприношений. Так вот, евреям предписывалось взять ягнёнка, а точнее, баранёнка (по одному на семью) и привязать его к кровати. А через четыре дня умертвить его. Возникает вопрос: почему именно ягнят надо было принести в жертву? Ведь всё имеет смысл, хотя он иногда и скрыт от нас. Но не в этом случае: дело в том, что это животное являлось идолом у египтян. Не единственным, правда, но важным идолом. Не удивляйтесь, вспомните священных коров Индии. Отнимите три с половиной тысячи лет, и вы поймёте, что означали тогда бараны для египтян. Поэтому евреям предписывалось уничтожить богов чужой страны, а посему чуждых им. Но не совсем чуждым. Вспомните опять же, миновали ли нас с вами чужие боги и чужие ценности в нашем прошлом. Да что там в прошлом?! – и сегодня многие признаки чужих религий можно увидеть у наших евреев. Конечно, они – пленённые младенцы, конечно, они имеют право выбора. Как и те, которые начали обожествлять овец и крокодилов. Им тоже казалось, что они поступают правильно и мудро. Поэтому понадобилось, чтобы евреи отреклись от чужих культов. Самым радикальным способом: уничтожая их символы. В первую очередь, чтобы убедиться, что такие «боги» беспомощны. Как каменные идолы, амулеты, иконы и прочие атрибуты разных религий. (Говоря об этом, не могу не упомянуть, что дальше всего от язычества ушёл ислам). Но мало было умертвить чужих богов – надо было продемонстрировать всем, что они настолько беспомощны, что не могут защититься даже от унижений. Не случайно предписывалось держать их несколько дней привязанными к кроватям. Представьте себе их блеющими и неспособными освободиться от простых пут. Вы помните, что много египтян ушло с евреями в пустыню? Полагаю, что не в малой степени их подвигло на это зрелище своих богов у еврейских кроватей.
Наверное, были евреи, которые «на всякий случай» не хотели убивать жертвенных священных животных – мало ли что? Возможно, поэтому было предписание смазать косяки и притолоки дверей кровью ягнят. Говорилось, что в домах, не отмеченных этим знаком, погибнут первенцы. (Хотел почему-то написать «все первенцы», но вспомнил, что первенец может быть только один. А потом вспомнил другое: в египетских домах первенцев было больше: поскольку египетское общество отличалось развратом, то у одной женщины могло (и было) несколько первенцев, то есть детей от разных мужчин. Поэтому египтян от вследствии этой казни погибло много). В общем, сомневающимся и нерешительным не осталось выхода: все ягнята были зарезаны. Их мясо должно было быть съедено зажаренным на огне вечером 15-го нисана. Вы спросите, почему зажаренным, а не, например, сваренным? А для того, чтобы все могли видеть, что это ягнец. Варить-то следует в кастрюле, а там поди разбери, чьё мясо: верблюда или суслика? Я написал, чтобы «все могли увидеть», это не совсем точно: как можно увидеть, ч о у другого в кастрюле или даже на столе? Поэтому следовало зажарить ягнёнка на открытом огне – тогда распространялся запах, говорящий об объекте приготовления. В общем, было сделано всё, чтобы евреи присоединились к развенчиванию чужих идолов. (Опять не точно: можно было обойтись без слова «чужих» - своих-то идолов у евреев не могло быть). Ещё один момент – ягнёнок должен был быть зажарен на вертеле целиком, опять же для того, чтобы можно было убедиться, что это не курица и не антилопа. Посмотрите, как работала еврейская мысль: ягнёнка не следовало есть на голодный желудок, а только в конце трапезы. То есть чтобы никто не мог увидеть, что есть «рвение» к идолу. Даже такое. Сытное, ленивое поглощение мяса демонстрировало презрение к египетскому божку. Психологически точнее не придумаешь. Надо помнить об этом, когда мы сегодня едим традиционного пасхального ягнёнка. Вернее, если едим. Хотя есть заповедь – есть пасхальную жертву. Сегодня нет жертвоприношений. Надеюсь, что никогда и не будет. Поэтому мы и не едим косточку, лежащую перед нами на пасхальной тарелке. Но она присутствует, и мы помним, как и почему это было.
А сейчас к вашим гостинцам. Начнём с фильма, присланного Леонидом Айзенбергом из Бохума, о большой хоральной синагоге Петербурга.
http://www.youtube.com/watch?v=iyQGjDvhLuQ&feature=related
Владислав Белопольский (Дуйсбург) прислал мелодию из кинофильма «Список Шиндлера». Помню, я включил её в один из слайдофильмов концерта нашего покойного оркестра «Кешет» к 60-летию Израиля. Она, сопровождающая текст выступления Аденауэра о вине немецкого народа перед еврейским производила неизгладимое впечатление. Более выразительной музыки на тему Холокоста я не слышал. Я очень переживал, когда у меня, разбив стекло, украли магнитофон из автомобиля вместе с диском, на котором была эта мелодия. Не помню, кто её там исполнял, помню только, что коллектив из России. И вот тоже прекрасное исполнение да ещё с голосом Тамары Гверцители. Спасибо!
http://www.youtube.com/watch?v=w08jgqCG2V8&feature=related
Трагическое и комическое всегда рядом. Вот такую банальную мысль я выскажу. Но подкреплю её ссылкой. И честным словом, что это я не специально, просто я иду хронологически по следам вашим присылок.
http://e.mail.ru/cgi-bin/link?check=1&cnf=2dc7ec&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DCkeEmVwt9is&msgid=13270531140000000817;0,1
Этот материал я не буду комментировать – здесь любые слова не отобразят чувств.
http://e.mail.ru/cgi-bin/link?check=1&cnf=af352e&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DBtXiTV0ve_g%26amp%3Bfeature%3Dyoutube_gdata_player&msgid=13272535400000000568;0,1
Об Оскаре Строке мы уже видели материалы. Но вот Григорий Рубинштейн из Бохума прислал ещё один. Что ж, кашу маслом не рисуют. Послушаем ещё одну вариацию.
http://e.mail.ru/cgi-bin/link?check=1&cnf=b07b90&url=http%3A%2F%2Fwww.playcast.ru%2Fview%2F502005%2F58e665624e9b63c775558eb14a7aaabf528dc29apl&msgid=13274815960000000912;0,1
Получается, что неделя была удачная на ваши материалы. Надеюсь, они будут приходить обильно и в будущем. Всем спасибо!
В заключение тоже присланная шутка:

Стокгольм, Общество русских писателей.
Корреспондент "Dagens Nyheter", одной из центральной газет Стокгольма,
получил задание написать статью о жизни и творчестве русских писателей в Швеции Утро выходного дня. Небольшая комнатка. За столом одинокая молоденькая
секретарша.
- Простите, я хотел бы сделать репортаж о жизни русских писателей, где
я могу их найти?
- Извините, но сегодня суббота и все писатели ушли в синагогу.
Хорошей недели!
Ваш Лев Шварцман

Keine Kommentare: