Donnerstag, 9. Februar 2012

Итро 5772

Шалом, друзья!
Времени на это письмо в обрез. Поэтому сразу к «Хаве». Её танцует Янукович.
http://rutube.ru/tracks/1099306.html?v=6061c4e487d54499feee69ac715c9eee
И сразу к тому,

ЧТО БЫЛО
Была встреча Субботы и было общее собрание. И то, и другое прошло хорошо. Суббота, как обычно, хорошо, а собрание, уж не знаю, можно ли о том, что происходит раз в год, сказать «как обычно». Может быть, и как обычно, потому что ничего нового не было: я рассказал о делах общины за прошедший год, причём, бочку мёда я разбавил достаточным количеством, нет, не яблок, это не Рош-а-Шана, хотя тоже раз в год. Рассказали о своём участии в работе правления Валентина Плаксина и Михаил Непомнящий. Об исполнении бюджета в 2010 году доложил собранию Вячеслав Нейман. В общем, нашу работу признали удовлетворительной. Я сейчас настолько спешу, что даже нет времени подивиться вслух тому обстоятельству, что работа может быть только удовлетворительной или неудовлетворительной. Хорошей, например, не бывает. Раз нас оценили по первому варианту, то будем работать дальше.
Ещё был праздник Ту би-Шват, с которого я только что пришёл. По-моему, он (праздник) удался. Вино, фрукты, благословения, выступление хора и песни, песни, песни… Жаль, что оставались свободные места за столами и осталось много фруктов. Что ж, сами виноваты. Сами решите, кто?
Не состоялся межрелигиозный диалог. По глупому недоразумению. О времени нового сообщим дополнительно.
Немного того,
ЧТО БУДЕТ,
а будет тоже совсем немного (повтор одного и того же слова произведён мною специально). В субботу в 16 часов будет Литературный салон – Елена Банд будет рассказывать о Пушкине. Мы привязались к круглой годовщине со дня его гибели. Полагаю, что будет интересно.
В воскресенье, как всегда, в 11 часов школа «Ами». А вот Ликбеза не будет – я с театром уезжаю в Ханновер на показ спектакля «Моя кошерная леди». Это первая наша такая далёкая поездка. Поглядим, что получится.
Валентина Плаксина уезжает в воскресенье в Билефельд – там встречается руководство либеральных общин.
Теперь о средствах массовой информации. Вернее, об одном – телевидении. На предстоящей неделе оно предлагает:
Donnerstag, 9. Februar, 20.15-21.45, Phoenix: Hitlers Stellvertreter. Dokumentation, 2005.
Freitag, 10. Februar, 20.15 3sat: Legenden – Hans Rosenthal.
Sonntag, 12. Februar, 20.15-22.35, 3sat: Der Pianist. Spielfilm von Roman Polanski (2002)
Dienstag, 14. Februar, 14.55-16.35, arte: Kiss me, I'm Jewish. Dokumentation 2010.

Переходим к вечному, к тому,

ЧТО БУДЕТ ВСЕГДА

Недельная глава называется
Итро. Перевод не требуется, это имя. Тестя Моше. Давайте кратко вспомним, о чём там речь?

Итро, услышав о великих чудесах, которые Всевышний совершил для народа Израиля, приходит из Мидьяна в стан Израильтян вместе с женой Моше и двумя его сыновьями. Он даёт Моше совет установить систему судей и старейшин, чтобы облегчить задачу управления народом и судопроизводства.
Сыны Израиля располагаются лагерем у горы Синай. Всевышний сообщает им, что Он избрал их быть Ему "царством священников" и "святым народом", в ответ на что народ провозглашает: "Все, что Б-г сказал, - сделаем!"
В шестой день третьего месяца, через семь недель после Исхода, Б-г "спускается" на вершину горы в звуках грома, сверкании молний, столбах дыма и трубных голосах шофара и велит Моше подняться.
Всевышний провозглашает Десять заповедей, заповедующих народу Израиля: знать и верить в Б-га; не поклоняться идолам; не произносить имя Б-го всуе; соблюдать Субботу; почитать родителей; не убивать; не прелюбодействовать; не похищать; не лжесвидетельствовать; не желать чужого имущества. Народ вопиет к Моше о том, что такое раскрытие Б-жественного для них невыносимо, и чтобы он сам получил Тору и передал ее им.
В этом месте Торы впервые появляются 10 заповедей. Мы о них говорили и будем ещё это делать. Сегодня же я хочу сказать пару слов о пятой заповеди, о почитании родителей. Обратите, друзья, внимание, заповедь не обязывает любить родителей, во-первых, чувство не подвергается проверке, так что требовать любви – это громадный абсурд. Во-вторых, мы так или иначе любим своих родителей. Что не мешает иногда огорчать их. Поэтому требование есть почитать их. Что это означает конкретно? Честь отдавать, что ли? Стихи посвящать? Песни? Это тоже, но в первую очередь, надо заботиться об их нуждах. Обеспечивать едой, питьём, крышей над головой, одеждой… Надо заметить, что мудрецы не предписывали для этого использовать собственные средства, нет, на содержание родителей должны расходоваться их деньги. Если они у них есть, конечно. Обычно же дети должны организовывать только организацию обеспечения. Гулять с ними, сопровождать их, уделять время, развлекать… И конечно, обращаться почтительно, с уважением. Еврейская память хранит много историй и примеров уважительного отношения к тем, кто дал нам жизнь. Впрочем, уважение распространяется и на мачеху, на отчима. Примеров я сейчас приводить не буду – они известны, а кроме того нет времени.
Эта заповедь единственная, за которую в тексте обещается награда: продлятся дни жизни твоей. Не надо это понимать буквально, имеется в виду, что наша жизнь продлевается в детях, а они будут относиться к нам, как мы относились к своим родителям. И их дети будут относиться к ним точно так, как они относились к нам. Так сказать, цепная реакция справедливости.
Говорят, что первые четыре заповеди вызвали усмешку у одного мудреца. Потому что все они были о Б-ге, который призывал не поклоняться другим богам, а только ему, требовал не произносить его имени по пустякам, устанавливал специальный день для поклонения ему… Но когда этот мудрец дошёл до 5-й заповеди, он понял, что Всевышний, создавая заповеди, думал не о себе, а о людях. Ведь что ему до почитания родителей? Ан нет, есть, оказывается, дело.
Традиция предписывает оказывать родителям почитание и после их смерти. Минимум два раза в год надо давать на благотворительные цели в память о них. Не считая юрцата (от немецкого Jahrzeit, то есть годовщина смерти. И как уже говорилось, если мы покажем пример своим детям в исполнении пятой заповеди, то и наши дети будут помнить о нас. А это главное, что нужно человеку после ухода в лучший мир.
Не могу не привести строки Гамзатова (делаю это по памяти, возможны неточности):
Тобой, отец, гордился я немало,
И лишь тебя боялся одного. А кем теперь гордиться, как бывало?
По-прежнему бояться мне кого?
И вдруг над материнскою могилой Раздался голос, излучая свет: «Отцом гордись и впредь, сыночек милый,
Его лишь бойся до скончанья лет!»
:
Амен!

А теперь давайте заглянем на склад ссылок. В нём хранятся только свежие, присланные за последнюю неделю. Начну с Леонида Айзенберга, нашего постоянного корреспондента. Он прислал трагический материал о гетто.
http://foto-history.livejournal.com/1361104.html


Нахман Левит, это имя уже встречалось нам не раз по таким же поводам, прислал из Торонто материал о художнике.

http://e.mail.ru/cgi-bin/link?check=1&cnf=b28dab&url=http%3A%2F%2Fwww.liveinternet.ru%2Fusers%2F3162595%2Fpost167112892%2F&msgid=13283464410000000314;0,1

Он же прислал ссылку на фильм о холокосте.

http://e.mail.ru/cgi-bin/link?check=1&cnf=f6e1df&url=http%3A%2F%2Fvideo.yandex.ru%2Fusers%2Fco-il%2Fview%2F4%2F...&msgid=13286355510000000914;0,1

А сейчас, внимание! – извинение. Я получил вот это письмо:

Уважаемые блогеры!
В одном из комментариев в вашем блоге я обнаружил своё стихотворение "Верните евреев" с авторством Евтушенко.
К сожалению, это уже не первый случай, когда в Интернете моё стихотворение распространяется с этим автором.
Прошу вас, по мере возможности, исправьте эту неточность. Прилагаю своё стихотворение с копирайтом.
Всех благ и успехов!
Исай Шпицер, Мюнхен

Приношу извинения автору стиха. Если вы помните, я сопроводил письмо сомнениями, что стих принадлежит Евтушенко. Пусть автор не обижается, так как дальше фраза прозвучит двусмысленно, но просто, я почувствовал, что это не Евтушенко. Но кто знает Шпицера и кто не знает Евтушенко?! Вот и приписывают известному имени понравившиеся строки. Вот что пишет сам Исай Шпицер по этому поводу (его стихи я нашёл в интернете):

Мне душу известие греет:
(А много ли надо поэту?)
Стишок мой «Верните евреев!»
Растряс тишь да гладь Интернета.

У славы стою на пороге.
Есть высшая в этом оценка:
Какой-то восторженный блогер
Прикнопил к стишку Евтушенко.

Готов я с известным поэтом
На пару делить шкуру славы.
Стишок мой гуляет по свету,
Выходит, что оба мы правы.

Извиниться за ошибку – мало. Даже, если она чужая. По-еврейски надо бы исправить нанесённый ущерб. Самое простое, взять чей-то стих и приписать его Исаю. Будем квиты. Но я поступлю по-другому: в качестве компенсации помещу стих Исая Шпицера. Конечно, на еврейскую тему.


Еврей рождается борцом.
Уже комочком при рожденье -
В нём память прошлых поколений
О рабстве, злобе, униженье.
Еврей рождается борцом.

Еврей рождается бойцом.
Спасибо вам, антисемиты,
Что как народ мы монолитны.
Что наши мышцы крепко сбиты.
Еврей рождается бойцом.

Еврей рождается творцом.
Неистребима в нём сердечность,
В его ученье – человечность,
Оно, как и Земля, - навечно.
Еврей рождается творцом


На этом попрощаемся. Хорошей недели!
Ваш Лев Шварцман

Keine Kommentare: