Freitag, 24. Januar 2014

Мишпатим 5774

Шалом, друзья! Опять пролетела неделя. Эта единица времени самая обиходная, хотя в ней нет явного астрономического начала. Прямого нет. Но всё равно она изначально  связана с луной, с её четырьмя фазами, проходящими за 28 дней. То есть на каждую фазу приходится семь дней, что и является неделей. Большинство справочников скажет вам, что неделя родилась в Древнем Египте, но не верьте им, неделя – это еврейское изобретение. Хотя бы потому, что дни недели не имели тогда названия, кроме дня покоя, то есть Шаббата. А у египтян не было этого дня покоя – это уж точно еврейское открытие. В конце концов, этот простой учёт и подсчёт времени перенял весь мир. Напомню, что в Древнем Риме  была 8-дневная единица времени. А сегодня неделей пользуются все, хотя она – производное лунного календаря. Так к чему я это всё? А к тому, что пролетела очередная единица времени, в иврите звучащая как шавуа (от шева = семь), а в русском как неделя (от ничего НЕ ДЕЛать). У нас она прошла в еврейском варианте. Но об этом через пару минут, а пока встряхнёмся.

   Анатолий Франко из Эссена прислал ещё на прошлой шавуа прекрасную песенку. Я её приберёг на сегодня. Слушайте!

http://www.liveinternet.ru/users/3166127/post293239066/

А теперь к тому, чем мы заполнили последние семь дней.

Б Ы Л О

Была встреча Субботы с её традиционным, выверенным тысячелетиями, набором действий.

Завершилась Суббота для нас праздником Ту би-Шват. Он стал в общине необходимым: уж очень красивы и продуманы его ритуалы. На столе лишь фрукты и вино (для детей соки). И из этого простого набора наш народ сумел сделать интересное действо, красивое и интригующее. Мы смогли внести маленькую лепту в эту традицию, предложив разговор на основную тему праздника, спев красивые песни. А когда программа была исчерпана, народ всё равно не хотел расходиться, так что получилось личное время. Часть его заполнила Ася Давидовна Фалькович, которая рассказала добрых два десятка анекдотов и весёлых историй. В общем, по отзывам присутствующих, вечер получился тёплым и домашним. И еврейским, само собой.

В воскресенье в самом упрощённом варианте праздник деревьев состоялся в школе «Ами». Всё было, как у взрослых, только вместо вина сок, да разговоры более простые.

В воскресенье же прошёл ежегодный концерт хора «Рина». Не могу не отметить, что все концерты этой серии были интересны. Не стал исключением и нынешний, более того, он стал вершиной зимних концертов. Благодаря хорошему, заметно выросшему, звучанию хора, благодаря точному выбору репертуара, благодаря незаурядному видеооформлению, точности выбранной интонации. И ещё: впервые в концерте приняли участие другие коллективы: детский танцевальный (Елена Осман), взрослый (Светлана Нейман), дуэт гитаристов, исполнителей еврейских песен (Михаил Шилин и Хартмут Кер). А теперь назову «основных героев», хотя их имена всем известны: это руководитель хора Галина Мучник, и, извините за противоречивость, творческий создатель технического сопровождения Владимир Лившиц. Хор называть поимённо не буду – но благодарность всем его участникам.

Во время концерта я поздравил с юбилеем солистку хора Евгению Михайловну Респондек. Когда я назвал её возраст, зал удивлённо и недоверчиво загудел – и впрямь не дашь ей 75-ти лет. Я говорю об этом, чтобы перейти к тому, что после концерта участники хора были приглашены ею по этому красивому поводу к застолью. Юбиляром был приготовлен вкусный и обильный стол. Звучали поздравления, показывались сценки, пелись песни… Те, кто был на юбилеях, празднуемых в хоре впервые, были поражены, как интересно и дружно это проходит в «Рине». Что ж, я очень рад тому, что в хоре такая атмосфера, которую можно определить как семейную. Ещё раз комплимент его руководителю.

И последнее: концерт настолько оказался интересным, что я приму все меры для того, чтобы именно эта программа могла повториться.

А теперь к тому, что было на этой неделе в разные годы, столетия и даже тысячелетия. Мы переходим к рубрике 

К А Л Е Н Д А Р Ь

25.01                                                                                                                                                   1894 — Родился Авраам Зайде Хеллер - раввин из Цфата, автор книги "Битва за Цфат - легенда и реальность". Во время Войны за Независимость принял xалахическое постановление, разрешающее фортификационные работы в Цфате в субботу, что значительно сказалось во время боёв с сирийцами. Умер 22 деакбря 1990 года. Метки:

26.01

1946 — Опубликовано специальное постановление Совета народных комиссаров РСФСР «О мероприятиях по укреплению и дальнейшему развитию хозяйства Еврейской автономной области», которое среди прочих мер предусматривало отправку в область 50 учителей и 20 врачей, «в первую очередь еврейской национальности»

 

27.01

2013 — В Международный день памяти Холокоста газета «Sunday Times» опубликовала карикатуру на премьер-министра Израиля, строящего стену на телах палестинцев, используя их кровь как цемент.

 

28.01

1996 — Демонстрация выходцев из Эфиопии под окнами канцелярии премьер-министра, протестующих против уничтожения во всеизраильском "Банке крови" их донорской крови в предположении, что она заражена СПИДом. Это газета "Маарив" провела журналистское расследование и выявила сей факт.

 

29.01                                                                                                                                                1808 — Иезекииль Харт - первый еврей, избранный в парламент Канады, не смог подтвердить свои полномочия, поскольку отказался принимать присягу в соответствии с христианскими обычаями. А другой ритуал предусмотрен не был. Харт был членом разветвленной семьи коммерсантов и общественных деятелей, игравшей в 18–19 вв. заметную роль в экономической и общественной жизни Канады. Члены этой семьи вместе с другими выходцами из Англии, а также из Нидерландов и Германии основали в 1768 г. первую в Канаде еврейскую общину (в Монреале; 107 человек к 1831 г.), воспринявшую от евреев Нью-Йорка сефардский ритуал. В 1832 г. община добилась для евреев Канады полных гражданских прав и освобождения от христианской формулы присяги, что открывало им доступ в парламент и к государственным должностям.

 Метки:

30.01                                                                                                                                                  1894 — Родился Борис III, болгарский царь (1918-43). Во время 2-й мировой войны Болгария примкнула к странам фашистской Оси, но царь сумел противостоять объявлению войны Советскому Союзу. Он скончался 28.8.1943 вскоре после бурного разговора с Гитлером. Подозревают, что причиной смерти мог быть не сердечный приступ, а убийство. Царь активно противодействовал планам фашистов депортации болгарских евреев в лагеря смерти. Благодаря его действиям большинство евреев Болгарии остались живы.

31.01                                                                                                                                                1950 — Кнессетом принят закон о запрете двоежёнства и определён возрастной ценз для вступления в брак - 17 лет, а если ранее - только по решению суда. Закон вызвал недовольство среди йеменитов.

                                                                    Материал из еврейского календаря „Luanshana"

Метки:

Что принесут нам следующие семь дней? Это мы узнаем из раздела

 

Б У Д Е Т

 

Пятница, 24-е января, 16 час. 30 мин. Начинается новая серия рассказов в клубе «Spiegel». Карин Хайм и Александр Райф, уверен, подготовили интересные материалы. О Германии на немецком языке. Милости просим!

 

В 18 часов начнётся Встреча Субботы. В нашем дискуссионном клубе темы разговоров знает только ведущий, а на этих посиделках не знает никто. Нет, конечно, в разговорах будет и недельная глава, но главное содержание субботних встреч – общение. Поскольку мы уже много лет встречаем Субботу в нашем небольшом коллективе, который, к слову, открыт для всех, то наше общение можно назвать семейным. И хорошо, что семья у нас не маленькая.

 

В субботу нас ждут два мероприятия: встреча в оберхаузеновской службой, объединяющей или, вернее, пытающейся объединить, все организации иностранцев. Мы представляем евреев через нашу общину и всех русскоговорящих через русский Центр «Трио». Пойдём мы на встречу небольшой группой, выступать там будут балетные девочки Елены Осман. Я расскажу через семь дней, как всё пройдёт.

В тот же день, в 19 часов, начнётся выступление нашего хора в клубе К 14 (Lottringerstr. 64). Там будет проходить презентация израильского вина. Когда мы его представляли  1-го мая, кто-то из этого клуба взял визитку и связался с фирмой, торгующей этим вином. Если помните, наш успех в продаже вина был более, чем скромным. Здесь же, надеюсь, результат будет более солидным. Во-первых, презентация не проходящее мероприятие, а специальное. Во-вторых, публика у этого известного в городе клуба, давно уже сложилась. И, полагаю, что, несмотря на стоимость входного билета в 15 евро, в зале не будет пусто. Организаторы пригласили наш хор попеть еврейские песни под продажу еврейского вина. Мы сделаем это с удовольствием.

 

В воскресенье, как всегда, школа «Ами». Но не только: ранее объявленные занятия в группе «Tanz dich fit» наконец-то начнутся. Вести их будет Лея Миневич. Она предлагает (беру из рекламы) восточный танец, эротик-пластику, латино-леди, и проработку проблемных зон. Понятно, что это группа для женщин, которые хотят выглядеть лучше, чем теперь. Лея обещала подходящую индивидуальную программу. Ограничений по возрасту нет – каждая, которая молода, либо чувствует себя такой, либо хочет это ощущение сохранить или получить, может прийти в группу. Начало занятий по воскресеньям будет в 11 часов. Это удовольствие не совсем бесплатное. Вернее, совсем по традиционным меркам недорогое. При одном занятии в неделю, плата составит 20 евро в месяц. При усиленном занятии, то есть дважды в неделю, чуть дороже. Будь я женщиной, обязательно пошёл бы. Чтобы вам нравиться, дорогие мужчины.  Ну и чтобы другие бабы завидовали.

 

Переходим ко второй половине воскресного дня. В 16 часов у нас в гостях танцевальный коллектив «Хора» из бохумской еврейской общины. Коллектив – не новичок в еврейской хореографии. Я их выступления не видел, но слух об этой танцгруппе хороший. Вход свободный. Приходите! Особенно те, кто посетит занятия у Леи в 11 часов – вы ведь будете уже выглядеть более грациозно, сексуально и привлекательно.

 

Теперь о понедельнике. В 17 часов в общине начнётся то, что мы назвали приёмом в честь участников ленинградской блокады. У нас в поле зрения есть 6 участников блокады. Если вам известны ещё люди, сообщите им, что мы ждём их в этот вечер. Что касается не участников, то мы будем рады всем, кто придёт к нам на это мероприятие. Оно обещает быть нескучным. Посидим, поговорим о жизни и, конечно, смерти. Повторяю: будем рады всем, кто пожелает этот вечер провести с теми, кто был в блокаде.

Хочу напомнить, что 9 февраля в общине отчётно-выборное собрание. Каждый член общины может предложить себя в любой из органов управления.

 

БУ Д Е Т   В С Е Г Д А

 

Глава называется «Мишпатим». Это название можно перевести как Законы, Установления, правопорядок. Мы однажды решили назвать её Порядки. Но о чём она, вы, конечно, поняли. Вот её краткое содержание.

 

После 10 заповедей Бог даёт народу Израиля множество законов. Среди них  о рабе-еврее; наказаних за убийство, похищение, насилие; законы гражданского права о возмещении ущерба, предоставлении займов, ответственности за вверенное имущество; правила, обеспечивающие справедливое судопроизводство. Также упомянуты законы, остерегающие против притеснения пришельцев, правила соблюдения праздников и приношения плодов урожая в Иерусалимский Храм, запрет смешения мясного с молочным и заповедь о молитве. В общей сложности глава «Мишпатим» содержит 53 заповеди — 23 предписания и 30 запретов. Бог даёт обещание привести народ Израиля в Святую Землю и запрещает евреям перенимать языческие обычаи её нынешних обитателей.

В прошлые годы мы много говорили об еврейских законах – многие из них до сих пор действуют, войдя, как основа, в правовые системы многих стран. Но вот парадокс – в любом учебнике вы найдёте утверждение, что основой современной юриспруденции стало Римское право. Хотя оно само выросло из еврейского. Вот цитата из Википедии:

„Римское право явилось образцом или прообразом правовых систем многих других государств, является исторической основой романо-германской (континентальной) правовой семьи".

Да, древние римляне сделали юриспруденцию более стройной, систематизировали её. Но фундаментом ей всё же послужила еврейская правовая мысль. Римляне её продвинули вперёд, но одновременно утащили и назад. Хотя бы потому, что у евреев все люди были равны перед законом, а у римлян совершенно разный подход права был к плебеям и к патрициям. Что ж, это не первый случай, когда человечество не хочет отдавать законную пальму первенства евреям. Давайте посмотрим,  что говорил еврейский закон, например, о судьях.

Так, судье запрещалось слушать защиту одной стороны, участвующей в процессе, без присутствия второй.

Приговор суда должен был выноситься большинством голосов. Вы помните, конечно, классическую формулу, не оставляющую камня на камне от демократической системы: при демократии решение принимает большинство, а поскольку большинство составляют, мягко говоря, не очень умные люди, то демократические решения глупы. Хотите верьте, хотите нет, но еврейские мудрецы предусмотрели это тысячи лет назад и звучало эта предусмотриельность так: не должны приниматься решения большинства, если это большинство составляют невежды и неучи. Надо исполнять решения только талмидей хахаим – мудрецов талмуда.  Поэтому в судьи избирались, а не назначались, как в Риме, только мудрые люди. И должно их было быть нечётное количество. Потому что мнения могли разделиться, а решать всё могло большинство в один голос. Но только не в делах, которые могли закончиться смертным приговором – здесь решение суда должно было быть в большинстве в минимум два голоса.

В Израиле не было прецедентного права. И это правильно, потому что нет в мире двух одинаковых случаев. Судьи в каждом деле должны были досконально разобраться и принять решение сообразно своей совести и законам Торы.

Судья не должен был быть ни с одним участником процесса в каких-либо отношениях. Не говоря уже о том, что взяточничество было начисто исключено в еврейском суде. Потому что судья – взяточник рушит всю систему правосудия и, в конечном итоге, основу еврейского мировоззрения - справедливость. Да что взятки? – судье запрещалось даже комплименты в свой адрес выслушивать от одного из участников процесса. Система нравственной чистоты судей пестовалась и была приоритетной во всей правовой системе. Её нарушение рушило бы мир. Впрочем, о взяточничестве мы когда-то уже говорили подробно. Давайте от судей перейдём к свидетелям.

Лжесвидетельство - тоже большой грех. Вернее, преступление. Поэтому мудрецы составили список тех,, кто не мог принимать участие в процессе в качестве свидетеля. Например, злодеи. Значение слова «злодей» несколько расплывчато. Так, Ушаков говорит, что это человек, способный на злодеяния. Давайте пользоваться определениями «негодяй, «подлец». То есть тот, для которого мало что есть святого. Который может обмануть, которому судьба другого человека менее ценна, чем собственное благополучие, которого легко подкупить. В свидетели была закрыта дорога и вору. И игроку в азартные игры.  

Ещё один закон, связанный с лжесвидетельством. Если судье казалось, что свидетель лжёт, но доказать это невозможно, то судья должен был прервать заседание и не выносить приговор. То есть он не должен был считать, что вина лежит на совести свидетеля, он ни в коем случае не должен выносить несправедливый приговор. Судья должен устранить все причины, которые могут повлиять на приговор. Вот самый, мне кажется, яркий пример: если один из участников процесса богат и хорошо одет, а другой, скажем, одет очень бедно, то судья должен прервать процесс и заставить обе стороны так одеться, чтобы разница в их материальном положении не так резко бросалась в глаза. Всё. Больше не хочется говорить. Вспоминается патриции и плебеи древнего Рима и отданное ему отцовство современной юриспруденции. Напомню, что даже граждане Рима делились на шесть классов согласно их имущественному положению. Не говоря уже о том, что у неграждан было четыре класса, куда входили в том числе женщины, иностранцы, рабы… А мы когда-то говорили об еврейском отношении к рабам, на которых распространялись все законы. Ладно, перейдём к рубрике

Е С Т Ь

 

Сегодня материалов будет совсем немного, зато включён длинный концерт.

 

Мария Носилова из Бохума прислала материал о куклах. Само собой, еврейских. Там интересны и комментарии.

ttp://isrageo.wordpress.com/2013/01/04/5grafa/

Кружным путём пришла ко мне следующая ссылка, корреспондент не был указан. Простите. Она об Эйхмане.

http://oadam.livejournal.com/268158.html

Давайте завершим церемонией вручения премии федерации еврейских общин России. Ею с нами поделился Нахман Левит (Торонто)

 

http://www.liveinternet.ru/users/rinarozen/post305246679/

 

Желаю вам, друзья, хорошей Субботы успешной недели! То есть Шаббат Шалом и Шавуа тов!

Ваш

Лев Шварцман

 

 

Keine Kommentare: