Donnerstag, 10. April 2014

Ахорей мот 5774

Шалом, друзья! Начнём с номера, который посвящён Песаху. Тот, кто дождётся его конца, тот в этом убедится. Прислал этот линк Нахман Левит из Торонто.

http://www.youtube.com/watch?v=O4RoJ60wuH0

Б Ы Л О

Вечер пятницы собрал у стола тех, кто обычно приходит на это еженедельное мероприятие с бесхитростным названием «При свечах». Мы вводим потихоньку маленькие ритуальные изменения, которые направлены в сторону более точного исполнения традиционных вещей. Этим занимается Валентина Плаксина, благодаря ей наши встречи замерцали новыми красками. Но мы ещё в пути.

В воскресенье, как всегда, прошли занятия в школе  «Ами». Дети готовятся к Песаху – им рассказывают, что это такое, они разучивают праздничные песенки, мастерят, рисуют. И обедают, конечно. Среди них всегда находится кто-то, кому что-то из еды не нравится. Но их родители к обеду претензий не имеют – утверждают, что вкусно. А почему бы нет, если с недавних  пор этим у нас занимается профессиональный повар. Впрочем, о нём вы читали в последнем номере «Делета». Я как принимающий участие в этих обедах, могу подтвердить, что всё вкусно. Но на моё мнение не стоит обращать внимание, потому что я на всё могу сказать, как говорил мой приятель – поляк: «Ой, вкусьно!»

«Еврейского Ликбеза» не было, община была отдана под премьеру спектакля «Три красавицы». Что сказать? Вся информация у вас, друзья, об этом спектакле есть.  Вы не знаете только, как он прошёл. А может вам кто-то из публики уже рассказал. Если нет, то слушайте: прошёл он очень хорошо. Какие критерии ответственны за оценку спектакля? Реакция зрителей? Правильно - они долго аплодировали. Но аплодисменты – это выражение итога зрительских чувств, а про их развитие я могу вам сказать самое важное: люди в зале на протяжении всего спектакля смеялись и плакали. И это высшая оценка труда актёров и режиссёра. И драматурга, конечно. Напомню их имена: пьеса Валентина Красногорова, поставила её Татьяна Сторожева, блестяще играли Марина Бетцофен, Лариса Волова и Наталья Лукашова.  Были и накладки, конечно, – я это, как видите, не замалчиваю, но они были, хоть и досадные, но мелкие. Те, кто придёт на следующий показ, а он будет 20-го апреля, уверен, их уже не увидят и не услышат.                                                                                          После спектакля коллектив театра и их близкие, не изменяя традиции, оказались за столом, который подготовила община. Были тосты, ласковые слова, объятия и песни… Я не могу не назвать ещё раз тех четырёх красавиц, которые сделали этот прекрасный спектакль: Татьяна Сторожева в качестве дебютанта – режиссёра и три актрисы – Марина Бетцофен, Лариса Волова и засл. артистка театра «Рэй» Наталья Лукашова. Все они были на очень высокой для самодеятельности высоте. Приходите, друзья, 20 апреля, когда будет второй показ спектакля. В этот раз мы поставили 70 стульев, но проплешины в зрительном зале просматривались. Хотя цена на билеты смешная. Мне трудно понять нашу публику, которая пропускает важные события в культурной жизни эмиграции. Которая не посещает мероприятия, проходящие на РОДНОМ ЯЗЫКЕ. Немцы проявляли интерес, сожалели, что нет перевода, а мы оказываемся равнодушны к тому, что, казалось бы, нельзя пропускать. Сказал бы я, как гениальный Маяковский: «Очень жаль мне тех, которые…», да не могу придумать продолжения в рифму. Но вы поняли, кого мне жаль.

90 лет исполнилось, как вы понимаете, старейшему члену общины Ирине Борисовне Глушкиной. Валентина Плаксина, Михаил Шилин и я поздравили её и пожелали прожить безболезненно последнюю четверть жизни. Михаил пел еврейские песни, юбиляр даже танцевала. Дай Бог всем нам, кто вступит в клуб долгожителей, такую старость: бодрую и физически, и духовно.

Ещё прошла встреча с новым правлением  дюйсбургской общины. Как говорится в протоколах, стороны выразили уверенность в необходимости сотрудничества. Первое впечатление от встречи вполне положительное. Слова были сказаны правильные, какие последуют дела, вы узнаете, друзья, в самое ближайшее время.

Переходим к тому, что называется

В   Т Е  В Р Е М Е Н А   В  Э Т И   Д Н  И

12.04

1806 — Иерусалим посетил немецкий путешественник У. Зеетцен. Он оставил интересные воспоминания и статистику: "Количество жителей - 9 тысяч: 4 тысячи мусульман, 2 тысячи иудеев, 1400 православных, 800 католиков...". Зеетцен составил карту Мёртвого моря, описал его флору и фауну.

 

Метки:

13.04

1942 —Фашистами расстрелян "Праведник мира" Антон Шмидт - сорокалетний унтер-офицер вермахта, вывозивший на военном грузовике евреев из Литвы в относительно безопасную пока Белоруссию. Шмид спас более трехсот жизней, за что был судим нацистским судом, отверг довод своего адвоката, оправдывавшего подсудимого тем, что он, дескать, спасал этих людей в заботе о сохранении специалистов для обслуживания нужд вермахта.

 

14.04

73 — "Воодушевлённые речью своего вождя Элеазара-бен-Яира все находившиеся в крепости Масада закололи своих жён и детей, а затем себя, чтобы не достаться на поругание врагу" (текст С. Дубнова)

Метки:

15.04

1946 — Акция организации Ханокмин (Карающий ангел) в лагере пленных фашистов Сталаг-13 под Нюрнбергом - отравление ядом около четырнадцати тысяч буханок хлеба. Множество пленных отравилось, но смертельных случаев не было.

 

16.04

1942 —Из Украины в Берлин поступило сообщение о том, что отныне Крым является judenrein (очищенным от евреев).

 

17.04

1905 —Погром в Мелитополе, продолжался 2 дня, был остановлен самообороной из представителей еврейской и русской молодежи. Получив отпор, погромщики стали грабить магазины и лавки христиан.

 Метки:

18.04

1559 — В Кремоне сожжено большое число еврейских священных книг из-за того, что они, якобы, клевещут на христианское учение. Большую роль в обличении Талмуда сыграл Vitttorio Eliano, внук Илии Левита, крещённый еврей, ставший священником и цензором еврейских книг.

                                                                                                                                  Календарь Луашана

Б У Д Е Т

Пятница – святое дело. 18 часов для нас – святое время. Благословения, песни, ужин и беседа – святые деяния. Если не был бы евреем, сказал бы: «Ради всех святых, присоединяйтесь!» Скажу проще – сделайте шаг к святости. Она вас чуть поднимет над обыденностью.

В субботу мы едем с Леонидом Раевским в Малин и Лёвен. С ним не бывает скучно. Именно поэтому пришлось нам пересесть на автобус большего размера. Только что мне позвонила Татьяна Сторожева с сообщением, что пару человек не могут поехать в связи с нездоровьем. Что ж, отдадим  свободные места другим клиентам Раевского, рвущимся в эту поездку. Для всех, кто записался, сообщаю, что выезжаем мы с остановки туристических автобусов в 8 утра.

В воскресенье в 11.15 начнётся школа «Ами». Занятие будет необычное – для детей, которым сначала покажут интересный фильм и проведут игры, будет проведён пасхальный обед. Да и всё будет вертеться вокруг Песаха. В этот раз к ним приезжает наша раввинесса. Будет, уверен, интересно. Приглашаем и других детей, родители которых хотят, чтобы они провели полезный и важный день. То есть все дети, имеющие еврейские корни, могут в этот день быть гостями общины. Брухим аваим! Вы догадались, что я сказал, кажется, «Willkommen

«Еврейский Ликбез» будет проводить Наталья Вержбовская. Полагаю, да нет, уверен, что будет интересно. Во-первых, потому что в иудаизме всё интересно, во-вторых, потому что Наталья – интересный рассказчик. Начало в 15 часов.

Если у кого-то есть вопросы, которые можно задать раввину, то им тоже следует подойти к 15 часам, потому что примерно в 16 наша раввинесса сможет проводить индивидуальный приём.

В понедельник мы проводим с Натальей Вержбовской  пасхальный Седер. Начало в 18 часов. (В газете была неточность с указанием времени, само собой, будет действовать более позднее, а именно – 18.00). Надо сказать, что этот праздник всегда собирал в нашей общине самое большое количество гостей. Хотя слово «гости» для членов общины не совсем подходит – они у себя дома. Я вспоминаю Песах, когда не мог пробраться по залу к микрофону, но в последние годы количество участников Седера как-то утряслось. Правда, я всегда боюсь того, что придёт слишком много людей, и нам некуда будет всех посадить. Как говорится, мечта, которая, не да Бог, осуществится. Пока такое не случалось. Может быть, поэтому мы не категоричны в требовании предварительной записи. Да и первый Седер в этом году приходится на понедельник. Так что, предсказать наполненность зала  в этот вечер невозможно. Кто его знает, сколько людей захотят провести Песах ВМЕСТЕ с другими соплеменниками, к которым традиция требует испытывать в эти дни беспричинную любовь?! Тем более, что большинство из нас, извините за правду, в условиях семьи не отмечает, как надо бы, еврейские праздники. Так что, ждём-с! Напоминаю, что с собой надо принести праздничные закуски. Вино, мацу предоставит община. Среди принесённого не должно быть хлебобулочных изделий, а в широком смысле – ничего того, где присутствует мука. Ничего консервированного, ничего перебродившего, всё без майонеза и уксуса. И конечно, ничего мясного – кошерного мяса, к сожалению, не купить: далеко и дорого. Пива и водки приносить тоже не надо. Что значит «не надо» - зап-ре-ще-но! В общем, вы поняли: на столах могут быть рыбные блюда, молочные, овощные… Конечно, можно приготовить изделия из муки, но сделанной из мацы – её можно купить в общине. Как и мацу – мы её заказали с упреждением на забывчивость наших людей.  Так что, никаких, пожалуйста, кондитерских изделий из обычной муки. Согласитесь, что в этих запретах присутствует элемент игры, способствующей поддержанию памяти народа. Вот и получается, что благодаря, не в последнюю очередь, этим законам, Песах является самым древним праздником на Земле. Сохранили наши предки его и передали нам. Не расплескать бы содержимое их эстафеты, передать бы её нашим детям.

Б У Д Е Т  В С Е Г Д А

Глава называется Ахорей мот (После гибели). Вот её краткое содержание:

После смерти сыновей Аарона Бог повелевает ему и другим коэнам проявлять особую осторожность в храмовой службе. Далее описана главная служба первосвященника, совершаемая в Йом кипур. Проведя тщательную подготовку и облачившись в специальные одежды, первосвященник вступает в Святая Святых Храма. Он приносит жертвы, включая двух козлов, одного из которых выбирают по жребию для жертвенника, а второго, несущего грехи всего народа, посылают в пустыню "к Азазелю". Тора формулирует обязанности каждого еврея в Йом кипур. Затем повторяет строгий запрет на употребление крови в пищу. Пролитую кровь убитых птиц и животных надо покрывать песком или опилками. Тора предостерегает евреев от подражания безнравственным обычаям египтян и хананеев. Перечисляются запрещенные сексуальные связи. Нельзя также сожительствовать с женой во время ее месячных.

Помимо законов Йом Кипура речь в главе идёт о нравственной чистоте с акцентом на рассмотрении интимных отношений. В тексте главы  рассматриваются запрещённые связи, в число которых входят cексуальные отношения между близкими родственниками, одновременное сожительство с двумя женщинами, одна их которых является дочерью второй, сожительство с сестрой жены, если жена ещё жива, прелюбодеяние с замужней женщиной, совокупление с животным, однополая любовь... Что касается последней, то новое время внесло коррективы в отношениe человечества к ней. В  иудаизме именно его прогрессивная ветвь первой признала право человека свободно реализовывать свои cклонности, в том числе гомосексуальные. В этом, кстати, сила иудаизма, его жизненоспособность.

Весь вопрос гомосексуализма сводится к одному простому вопросу: это врождённая склонность или (зло)благоприобретённая. Если первое, то откуда же у евреев подход к этому явлению, как к страшному греху – ведь человек не виноват, что он таким родился. Противники этого взгляда возражают, что и садист, и растлитель детей, не говоря уже о маньяках, тоже родились  «не такими», значит ли это, что в их преступлениях нет вины? Хорошо, возражают оппоненты, но общество должно защищать себя, поэтому с этими преступниками надо бороться. А гомосексуалисты никаких преступлений не совершают – пусть живут себе, как хотят. Ладно, а как быть с заповедью «плодитесь и размножайтесь»? Разве человечество не должно защищать себя и от самоуничтожения? А ведь гомосексуализм ведёт к нему.

Я этот заочный спор привожу для того, чтобы сказать, что он был, конечно, известен  еврейским мудрецам. И взгляд на гомосексуализм у евреев был не так однозначен, как это выдаётся сегодня ортодоксами. Точнее, оба взгляда на гомосексуализм находили отражение в еврейской философии и, следовательно, в практике жизни иудеев. В Торе, самом древнем еврейском письменном источнике, зафиксировано крайнее выражение взгляда на рассматриваемое явление – смертью должна стать расплата за этот грех. Но еврейской истории не известен ни один случай применения смертной казни в наказание за однополую связь. Это значит, что преобладал противоположный взгляд, знающий, что человек не всегда властен над своей природой. При этом евреи хорошо понимали, что гомосексуализм – это отклонение от естественного пути. Геи и лесбиянки – это альбиносы интимной жизни. Имеющие право на эту жизнь. Кстати, к лесбийской любви в иудаизме никогда не было такого жёсткого отношения, как к гомосексуальной, хотя она тоже не поощрялась как противоестественная. Причина этой разницы лежит чисто в поле физиологии, чего мы касаться не будем.

Как уже было упомянуто, первыми в новое время совершил прорыв либеральный иудаизм – здесь признали однополую любовь. Сегодня в нашем движении отношения к гомосексуалам точно такое же, как к гетеросексуалам. Хотя главный либеральный раввин России совсем недавно высказался за запрет парада гомосексуалистов в Москве. Правда, названы им были причины, не имеющие ничего общего с неприятием людей, имеющих другую сексуальную ориентацию. В последние десятилетия происходит «смена ориентации» и у ортодоксов. Всё большее количество их раввинов выступает за толерантность по отношению к «однопольщикам».

Описывая  запрещенные связи, Тора употребляет особое выражение: "не приближайся к ним".  То есть не искушай себя испытанием, не провоцируй проверку своих нравственных устоев. Полагаю, что многие согласятся с этим положением Торы. Напомню, что иудаизм осуждает любое действие, побуждающее к безнравственности. Более того, Тора прямо запрещает даже безнравственные мысли. Так что, давайте думать о чём-нибудь приятном, а его много будет в следующем разделе, который называется

Е С Т Ь

Начну с Приложения к письму. Вот его адрес, любезно подготовленный Владимиром Лившицем:

http://www.brfanl.ruhr-ju.de/11_04_14.doc

Наш постоянный корреспондент Леонид Айзенберг (Бохум) поделился материалом о «взаимоотношениях» евреев и Майдана.

 http://durdom.in.ua/uk/main/article/article_id/21361.phtml\

Нахман Левит (Торонто) порадовал нас интересным материалом «Золотая Адель». Вроде, финальная часть событий происходила недавно, но я почему-то ничего об этой истории до сих пор не слышал.

http://ochendaje.livejournal.com/357106.html

Он же прислал материал об Израиле.

 http://www.russian-globe.com/N143/SMI.IsraelCanBeProud.htm

Повторение – мать учения! Это я к материалу, присланному Марией Хейфец (Билефельд). Вспомним, что писал Махмуд Эсамбаев о своей приёмной матери.

http://www.liveinternet.ru/users/rinarozen/post279521813/

Я хочу завершить наше сегодняшнее свидание песней, которая у нас уже была. Но она очень мощная – я прослушал сейчас её два раза. Чуть ниже помещаю фотографию, которая снята и прислана всего пару дней назад. Она служит иллюстрацией песни. И во всех случаях мы говорим: «Никогда больше не повторится то, что случилось с нами и человечеством в середине двадцатого века. Песню прислал Леонид Айзенберг.

http://www.youtube.com/watch?v=OIuJDj8vk2M>
http://www.youtube.com/user/NilitzikChen?v=OIuJDj8vk2M

                                        

Мне осталось, друзья, поздравить вас с праздником рождения нашего народа! Пусть и под страшной фотографией из Москвы. Но нам сегодня ничего не страшно – мы были, есть и будем. Звучит, как разделы моего еженедельного к вам письма. Спасибо, что читаете, просматриваете, бросаете взгляд. Я хочу, чтобы мы жили и преуспевали. С детства помню выражение на идиш: «Аф цылухыс аллен сонным!» Это переводится примерно так: «Назло всем нашим врагам!» С праздником!

Ваш Лев Шварцман

Оставил «на закуску» ещё один материал, присланный Леонидом Айзенбергом. Он о силе нашего духа, рассказанной русским человеком через призму Мосады.

http://www.liveinternet.ru/users/jostr/post278972645/

 

Keine Kommentare: