Donnerstag, 19. Februar 2015

20.02.....26.02.2015

Шалом, друзья! Мы прошли экватор февраля.  Умеренно континентальный климат Германии позволяет легко переживать зиму, но всё равно с нетерпением ожидаешь тепла.  А потом, бывает, сетуешь на холодное лето. Или нестерпимо жаркое. Кстати, часто не помнится, каким было прошлое лето? Но всё равно по нему ностальгируешь.  Как по туманному прошлому. Борис Бендиткис из Оберхаузена предлагает вспомнить, каким оно было, наше прошлое. Присланный им клип «Вечная память ушедшим годам», ничего с еврейством не имеет. Если не считать того, что  жара и холод не различают людей по национальностям. Мы все дети того климата.

https://www.youtube.com/watch?v=iQ-M1hMHHto

Видеоряд этого клипа хорошо помогает вспомнить, что было с нами тогда. А что было с нашей общиной на прошлой неделе?

Это было недавно…

С большой еврейской общиной Германии было выступление Ангелы Меркель, заверившей эту общину, что вереи в общинах и индивидуально хорошо защищены в Германии. И с её слов немцы хотят жить с евреями вместе. Понятно, что её неожиданное выступлении е связано с призывом Нетаньяху переселяться евреям Европы в Израиль. Мне кажетсяч, чтобы жить с евреями, немецкой политике надо кардинально изменить отношение к исламу. Такой ислам не может вместе с евреями принадлежать Германии.

С малой же общиной тоже происходили события.  В пятницу сидели за шаббатным столом. Галине Мучник, нашей постоянной субботней музе, вручили цветы. Как выразилась одна из участниц застолья, ни в одной общине нет в субботу музыкального сопровождения. Вот, и выразили благодарность Галине. Потом мы беседовали о недельной главе. А в конце беседы задались вопросом: зачем нужна была Устная тора? Разве нельзя было всё записать и не иметь головной боли с разной трактовкой многих событий и положений? Ответы были интересные и …правильный. Его можно узнать либо у нас на Шаббате, либо на «Еврейском Ликбезе». Остальные пути длиннее. Добавлю ещё, что субботние халы испёк Валентин Трубин.

В воскресенье прошло ежегодное собрание. Здесь особо рассказывать не о чем, надо лишь, пожалуй, упомянуть, что небольшому количеству присутствующих помешало, скорее всего,  карнавальное шествие, проходящее прямо у дверей общины – многие не смогли из-за изменения автобусного расписания добраться. Правление получило положительную оценку работы. Ревизионная комиссия нарушений не обнаружила. Жизнь продолжается.

Продолжилась она сразу после собрания – состоялась премьера детского спектакля «Кошкин дом».  Надо сказать, что актёрские силы были неравны – взрослые явно переигрывали детей. В сравнении с нашей же «Снежной королевой» игра детей уступала, чему есть две причины: те дети владели русским языком лучше нынешних, родившихся уже в Германии, да и постарше были. Но всё равно спектакль детворе (и родителям) понравился. Много труда вложила Татьяна Сторожева. Очень украсило спектакль видеосопровождение, сделанное Владимиром Лившицем.

Переходим к более ранним временам, отражённым в еврейском календаре Луашана.

…Это было давно.

20.02

- 350 до н. э. -  В Иерусалиме завершено строительство Второго Храма. Сказано в книге Эзры: "И окончили они Храм к третьему дню месяца Адар, в (год), что был шестым годом царствования царя Дарьявеша" (Эзра 6:15). Напомним, что восстановление Храма началось при персидском царе Кире, затем оно было прервано на 18 лет и возобновлено при царе Дарии II – сыне Ахашвероша и царицы Эстер. Второй Храм простоял 420 лет и был разрушен римлянами в 70 г. н. э.

21.02

2010 — На заседании правительства Израиля было принято решение расширить список объектов национального наследия государства Израиль, включив в перечень расположенную в Хевроне Пещеру Праотцев ("Маарат а-Махпела") и находящуюся возле Бейт-Лехема (Вифлеема) гробницу праматери Рахели. Решение вызвало шумные и агрессивные протесты арабов и многих европейцев.

 22.02

1942 — Рядовой Абрам Левин лег грудью на амбразуру за год до Матросова, при освобождении Калининской области (был награжден орденом Отечественной войны I степени посмертно… через 15 лет).

 23.02

2003 — В больнице "Хадасса" в Иерусалиме умер бывший посол Израиля в Великобритании Ш. Аргов. Он был тяжело ранен арабским террористом и два десятка лет лежал полностью парализованным. Нападение на посла стало одним из поводов для начала Израилем антитеррористической операции в Ливане.

24.02

1976 — Пять еврейских активистов вышли на демонстрацию в Москве у здания Библиотеки имени В. Ленина с требованием разрешить всем желающим евреям СССР уехать в Израиль (в руках у участника демонстрации М. Нашпица был плакат «Визы вместо тюрем»). Участвовавшие в демонстрации М. Нашпиц и В. Цитлёнок в мае 1976 г. были приговорены к пяти годам ссылки.

25.02

1799 —Наполеон захватил Газу и впервые встретился с палестинскими евреями. Есть сведения, что он говорил им о необходимости восстановить древний Иерусалим, который вновь стал бы родиной для всех евреев – в обмен он просил верности Императору.

26.02 (7 Адара)

-1392 до н. э. (2368)n - Родился Моисей.

Это было недавно, это было давно.

1909 —Родился Александр Аронович Печерский  

На Западе о Собибoре написаны книги и сняты кинофильмы. Но в России о нем мало кто слышал. Гораздо больше известно восстание в Варшавском гетто в 1943 году. Но гетто – не концлагерь, и там хотя бы некоторые участники бунта были вооружены. А бунты в лагерях смерти – Заксенхаузене, Треблинке, Освенциме – неизменно заканчивались провалом. Лагерь Собибор был основан специально для истребления евреев в апреле 1942 года на территории Польши. Почти всех прибывавших сюда узников уничтожали в течение первых полутора-двух часов, и лишь небольшое число заключенных оставляли на время для подсобных работ. Лагерь был разделен на три сектора. В первый входили три мастерские (портняжная, сапожная и столярная), а также два барака для заключенных, которые обслуживали эсэсовцев и продолжали строительство лагеря. Во втором секторе принимали новых узников – отбирали одежду и прочее имущество и переводили в третий сектор, где были устроены газовые камеры, так называемые «бани». Всего за полтора года существования Собибора здесь было уничтожено около 250 тысяч евреев. Казалось, бежать из лагеря невозможно. Охрана состояла из 120-150 человек. В полутора километрах размещалась резервная охрана – еще 120 человек. Через каждые пятьдесят метров стояли вышки с пулеметами, между рядами колючей проволоки дежурили вооруженные часовые. Весь лагерь был опоясан тремя рядами проволочного заграждения высотой три метра. За третьим рядом проволоки – заминированная полоса шириной пятнадцать метров. Дальше – ров, заполненный водой, и еще один ряд заграждения. Восстание готовили всего две недели, надо было торопиться: ведь узников могли в любой момент отправить в газовые камеры и заменить другими. Один из участников восстания Томас Блатт так описывал настроение организаторов: «Мы знали свою судьбу… Мы знали, что находимся в лагере уничтожения и что наше будущее – смерть. Мы знали, что даже неожиданное окончание войны может спасти заключенных «обычных» концлагерей, но не нас. Только отчаянные действия могут прекратить наши страдания и, может быть, дадут нам шанс на спасение. И наша воля к сопротивлению росла и крепла. Мы не мечтали о свободе, мы хотели только уничтожить этот лагерь и предпочитали умереть лучше от пули, чем от газа. Мы не хотели облегчать немцам наше уничтожение». План побега разработал советский лейтенант Александр Печерский, но в самом восстании участвовали евреи из многих стран Европы. Среди помощников Александра была и восемнадцатилетняя голландская еврейка Люка (Гертруда Поперт), погибшая впоследствии при невыясненных обстоятельствах. «Она была моим вдохновением», – говорил о ней Печерский. Для прорыва Печерский выбрал участок, на котором можно было с наибольшей вероятностью преодолеть минную полосу. Он предложил, чтобы узники, бегущие на прорыв в первых рядах, бросали камни и доски на дорогу, подрывая мины. Он предусмотрел все детали побега: заранее были изготовлены ножи, которые раздали надежным людям, ножницы для разрезания проволочных заграждений. Кроме того, удалось вывести из строя двигатели автомашин, стоявших в гараже, и бронемашин у офицерского домика. Печерский организовал группы для нападения на склад с оружием, для обрыва электросети, линий связи… Но главное, он придумал, как избавиться от эсэсовских офицеров. Их решено было пригласить в мастерские будто бы для примерки одежды и получения мебели. При этом каждому назначили свое время. Пунктуальные немцы являлись каждый в свой срок. Доведенные до отчаяния узники, которые прежде никогда не убивали, зарубали их топорами. За час они расправились с большинством находившихся в лагере эсэсовцев. После этого колонна заключенных, построенных по сигналу якобы на вечернюю поверку, в считанные минуты вырвалась из лагеря в сторону леса. Всего бежало около 400 узников, из которых 80 погибли на минах и от пуль. 320 человек достигли леса. 170 из них были позже схвачены и казнены. Некоторых убили враждебно настроенные местные жители, но многие все же спаслись. Восемь евреев из числа бывших советских военнопленных Печерский привел в Белоруссию, где они влились в партизанские отряды. После восстания лагерь был уничтожен по приказу Гиммлера. Здания разрушили, а землю перепахали и засеяли. Сейчас на этом месте создан Польский национальный мемориал. После соединения партизанских отрядов с Красной армией всех партизан проверяли в Особом отделе и зачисляли в армию. Семь выживших собиборовцев дошли до самой Германии. А один, Семен Розенфельд, – до Берлина, где оставил на стене рейхстага надпись «Барановичи–Собибор–Берлин». Печерский был арестован и направлен в штурмовой стрелковый батальон – разновидность штрафбата, который формировался в Подмосковье. Командиром его был майор Андреев. Потрясенный рассказом Печерского о Собиборе, он помог штрафнику поехать в Москву, в Комиссию по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их пособников. Андреев рисковал жизнью: он не имел права выпускать Печерского за территорию штрафбата. В комиссии Печерского выслушали писатели Павел Антокольский и Вениамин Каверин, которые на основе его рассказа опубликовали очерк «Восстание в Собиборе» в журнале «Знамя» (1945, №4). Потом очерк вошел во всемирно известный сборник «Черная книга» – одно из первых собраний свидетельств о Холокосте, подготовленное Ильей Эренбургом и Василием Гроссманом. Сборник был запрещен к изданию в СССР в 1947 году и до сих пор не издан в России. В штрафбате Печерский был тяжело ранен, но выжил. После войны он жил в Ростове, работал администратором в Театре музыкальной комедии, но после 1948 года, когда началась борьба с «безродными космополитами», пять лет не мог устроиться на работу. Он жил на иждивении жены Ольги, с которой познакомился в подмосковном госпитале. После смерти Сталина Печерский смог устроиться на машиностроительный завод. Человек он был удивительный, о своей жизни и подвиге вспоминал как-то очень просто и даже буднично: «Я родился в Кременчуге в 1909 году, но детство провел в Ростове. Музыка и театр были в мире самыми важными для меня вещами. Я руководил кружком драматического искусства для любителей, работал в администрации [Дома культуры]. В 1941 году, когда началась война, я был мобилизован в звании младшего лейтенанта. Немного позже, в начале боевых действий, получил звание лейтенанта. В октябре 1941 года попал в плен. Там заболел тифом, но приложил все усилия, чтобы выглядеть здоровым, и меня не убили. В мае 1942 года я с четырьмя другими заключенными пытался бежать. Но нас поймали и отослали в штрафной лагерь в Борисове, а оттуда – в Минск. В Минске во время медицинского осмотра было выявлено, что я еврей. Я был отправлен вместе с другими военнопленными-евреями в подвал, который называли «еврейский погреб». Мы пробыли там в полной темноте десять дней. Потом, в сентябре 1942 года, нас перевели в трудовой лагерь СС в Минске. Там я оставался до отправки в Собибор». В 1980 году уже упоминавшийся мной Томас Блат приехал к Печерскому в Ростов. Он спросил у товарища: – Ты возглавлял самое успешное восстание нацистских узников во время Второй мировой войны. Тебе обязаны жизнью много людей. Получил ли твой подвиг признание? Печерский ответил саркастически: – Да, после войны я получил награду. Я был арестован, меня считали предателем, потому что я попал в плен к немцам. Считали так, даже несмотря на то, что немцы взяли меня раненым. После того как обо мне стали спрашивать люди из-за границы, меня наконец выпустили… Умер Печерский в 1990 году. Его именем названа улица в израильском городе Цфат. В Ростове память о нем не увековечена.

В. Жук "Забытый подвиг" "Совершенно секретно" № 11, 2008 год

Пусть всегда будет Солнце

ТРУМА

(Приношение)

В главе говорится о сборе пожертвований (приношений) на строительство переносного Храма (Мишканы) и даются подробные инструкции по его строительству и оснащению, в первую очередь, столa, занимающего важное место в еврейской символике. Впрочем, как и в жизни любого человека. И имеется в виду не письменный стол, или не, тем более, «стол заказов», а самый простой обеденный. Я это подчёркиваю, чтобы отметить отношение иудаизма к материальной стороне жизни. Наши мудрецы отвергают аскетизм и запрещают поститься без необходимости. Скорее наоборот, иудаизм придаёт огромное значение правильному и здоровому питанию.

Рассказывается здесь и о том, как печь суботние хлеба, как произносить благословения на еду  – жаль этого почти исчезнувшего обычая. Подробно объясняется, как строить Менору – светильник, изображение которого стало впоследствии гербом Израиля. И присутствует, кстати, на эмблеме общины «Перуш» (автор Юрий Сторожев). Правда, у нас семисвечник сделан летящей парусной лодкой. Символика эмблемы проста: парус говорит о нашей связи с прошлым, его наполненность – о стремлении вперёд, в будущее. И вечно горящие огни меноры. 

Но давайте коснёмся Меноры суть подробнее. Она символизирует мудрость Торы, которую евреи ассоциируют со светом. Считается, что только тот, кто изучает Тору, несёт с собой яркий свет. Не случайно менора является семисвечником.  7 – главная цифра в иудаизме, для которого числа обладают большим смыслом. В первую очередь, это семь дней творения. В Меноре средняя ветвь олицетворяет Субботу. Общеизвестно, что из иудаизма цифра семь стала центральной у многихт народов. Особенно бросается это в глаза в поговорках. Здесь и семь раз отрежь, и семеро одного не ждут, и семь бед – один ответ и много других. Я не собираюсь делать лингвистические исследования, просто, для примера приведу аналог поговорки «У семи нянек дитя без глазу. В переводе немецкая поговорка звучит так: Семь поваров испортят кашу. Уверен, что в других языках тоже семёрка фигурирует. Кстати, вспомнил молдавскую поговорку про невоспитанного человека: Ему не хватает семи домашних лет.  

Есть ещё одно толкование семи свечей: шесть светильников отражают 6 направлений в материальном мире: север, запад, юг, восток, верх и низ. А седьмой – это время. Таким образом, Менора – суть нашего мира.

Первая менора была изготовлена из цельного куска золота – мудрецы утверждают, что ни одному мастеру на земле не удавалось это сделать. Даже Моисей не смог понять принципы её изготовления, и Всевышнему пришлось создать Менору самому. Так вот, огонь семисвечника говорит о том, что только божественного света в мире недостаточно, кроме небесного света нужен ещё свет, идущий снизу. Вся наша Вселенная с её светом солнца и звёзд пуста и холодна, если в ней не живёт человек. И только он может исправить этот мир, только он может привнести в него добавочный свет.

 

Эту мысль можно продолжить: ведь исправление мира начинается с исправления себя, а этому может помочь, в первую очередь, Тора. То есть еврейское мировоззрение. Которое предлагает зажигать Менору.

Кстати, судьба той, золотой, Меноры неизвестна. Есть несколько  версий того, что произошло с ней после того, как римляне увезли её в Рим: то ли ею завладели вестготы, то ли вандалы. Есть и другие версии, но оставим их историкам – нам важно, что Менора погибла, но её свет не забыт евреями до сих пор. Храм Соломона был построен таким образом, чтобы свет через окна поступал не вовнутрь, а, наоборот, внутренний свет пробивался наружу. Может быть и потому, что для горения меноры использовалось оливковое масло только первого отжима, совершенно чистое.И  тот свет излучается до сих пор. Наши субботние огоньки – крошечная часть того света.

Всё будет хорошо, я это знаю, знаю.

Впрочем, вы тоже это знаете. Будет хорошо на Шаббате в пятни цу (18 часов).

Хорошо будет ребятам из воскресной школы – она начнётся в 14 часов. Хорошо будет и тем, кто не придёт на «Еврейский Ликбез», а не придут все. И всё потому, что в воскресенье у нас концерт (почти) всех наших танцевальных коллективов.  Два не будут принимать участие по различным причинам, тем не менее 3 – 4 обязательно выступят. Надеюсь, что все, кто придёт, получат удовольствие. Да что там «надеюсь» - уверен, друзья! Во-первых, будут премьеры нескольких танцев, во-вторых, танцуют наши уж больно хорошо. Входной билет стоит 4 евро, само собой, что для членов общины – вдвое меньше. В общем, не деньги. А продукт за эти «неденьги» можно получить качественный. По-крайней мере, ВСЕ выступления ВСЕХ наших коллективов проходили ВСЕГДА с большим успехом. Нет, я вас, друзья, не уговариваю, скорее наоборот: чем меньше будет публики, тем больше места будет для танцоров. Хотя я бы им этого удовольствия не доставил: давайте оставим им клочок зала, а то растанцевались, понимаете ли, так, что зрителю сесть негде. Начало в 16 часов.

Там за горами, за лесами есть маленькая страна.  

Сегодня у нас опять БББ . бенефис Бориса Бендиткиса. Он прислал кучу материалов. Начнём с рассказа о дерзкой операции израильской армии, о которой говорил весь мир. А Израиль скромно молчал.

http://www.kontinent.org/article_rus_478ffa23f35bd.html

А это – краткая история войны Судного дня.

http://rusplt.ru/society/na-sushe-v-vozduhe-i-na-more-15116.html

Сейчас в интернете гуляет рассказ Зиновия Гердт о Мейерхольде.

https://www.facebook.com/masha.callersalas/posts/787621317953573

Придвигаемся к сегодняшним дням. Здесь материал об эмиграции евреев из Франции

http://newsru.co.il/world/11jan2015/walls456.html

.А здесь рассматриваются причины антисемитизма в Европе.

http://www.mk.ru/politics/2015/02/18/eto-ne-prosto-antisemitizm-eto-ubiystva-bezopasna-li-evropa-dlya-evreyskoy-obshhiny.html

Холокост  - нескончаемая тема. Ещё раз о нём.

http://www.t-s.by/blog/2013/11/chernyj-obelisk-ili-istoriya-ob-antisovetskom-pamyatnike/

Актуальный материал: воспоминания узницы Освенцима.

http://www.jewish.ru/history/facts/2015/01/news994327754.php

Познакомьтесь с реакцией нью-йоркского горсовета на провокацию палестинцев

http://newswe.com/index.php?go=Pages&in=view&id=7849

Здесь выступает Бобби Мкакферрин с израильским симфоническим оркестром. И на сегодня всё, хотя…

https://www.youtube.com/watch?v=NjR_brUhYNs#t=16

Мы начали с нееврейского материала, будем последовательны, закончим таким же.  Фрида Рувинская (Оберхаузен) прислала материал об удивительном русском мальчике. Посмотрите всё внимательно – не пожалеете. И не пожалеет, что мы отступили от  нашей основной темы.

http://lenta.ru/articles/2015/02/12/gordei/

Хорошей Субботы, хорошей недели, хорошей жизни!

Ваш Л. Ш.

Keine Kommentare: