Freitag, 10. April 2015

ШМИНИ 5775

Шалом, друзья!

Это письмо придёт к вам в последний день Песаха. Он – праздничный. Поэтому я включаю поздравление. Конечно, оно относится к началу праздника, но пасхальные песни прекрасно лягут и на последний день. Всем дожить до следующего Песаха в здравии и добре!

https://www.youtube.com/watch?v=bP8b2cliqeQ

Это было недавно…

Шаббат мы не встречали. Это был вечер первого Седера, и мы решили проводить его в семьях. А на следующий день  мы собрались на второй Седер. Зал был почти полон.  Раввинессу мы «уступили» Кёльну, поэтому обходились сами. По-моему, обошлись. После обязательных элементов  Седера, мы перешли к викторинам, конкурсам, играм. Все они были, само собой, на пасхальные темы. Такие формы легче и надёжней воспринимаются нашими, не совсем готовыми к длительным молитвенным вдохновениям евреям. Но основные и обязательные части пасхального вечера нами были выполнены. А учитывая вторую чсть вечера, даже перевыполнены. Осталось сказать, что победительницей основной викторины стала Светлана Гертсберг, впервые переступившая порого нашей общины. Неплохое начало!

На следующий день раввинесса провела занятие в «Еврейском Ликбезе». Интересным рассказом она ликвидировала в учёбе слушателей большой пробел в знаниях. А слушателей было немало. Её рассказ о Песахе стал страстным монологом об иудаизме, в первую очередь, либеральном. Да и в последнюю очередь – возникнув всего 200 лет назад, он тем не менее стал самым массовым в еврейской религии и самым перспективным. Поскольку лучше всего отвечает запросам сегодняшнего еврея.

Затем Наталья провела занятие в детской школе «Ами». Занятие, которое плавно перешло в мини-Седер. Детям было, конечно же, интересно всё, что происходило за праздничным столом. И не только детям, но и присутствующим здесь же их родителям, как и участникам нового танцевального коллектива, руководимого Василиной Лившиц. На шоколад в подарок получили только дети  - взрослым вредно.

В воскресенье же состоялся показ спектакля «Три красавицы» в либеральной общине Унны. Конечно, же зрителям спектакль понравился. Уточним: немногочисленным зрителям. Что ж, поделать, если основная часть нашего брата не верит рекламе и легче идёт на профессиональную чепуху, чем на хорошую самодеятельность. Жаль, конечно, что те, кто не пришёл, никогда не узнают, что они потеряли. Разве что им расскажут те, кто пришёл. Но наши актрисы и режиссёр готовы работать даже для 6 зрителей (такая норма существовала в советское время для того, что состоялся, например, показ фильма) – прекрасно, если даже один человек станет чуть чище и благородней после встречи с искусством. А наши «Три красавицы» - настоящее искусство.

…Это было давно.

Нижеследующая информация взята, как обычно,  из еврейского календаря.

10.04

1516 —  В Венеции созданно первое еврейское гетто. Квартал был  окружен стеной и объявлен единственной частью города, где разрешалось жить евреям. Термин «гетто» как исключительное обозначение замкнутого еврейского квартала появился именно тогда, потому, что этот район носил такое название из-за расположенной недалеко пушечной мастерской (по-итальянски ghetta).

11.04

1893 — В еврейской земледельческой колонии Весёлая Александровского уезда Екатеринославской области родился Лейба (Лев) Зодов (Задов, Зиньковский) - начальник контр-разведки батьки Махно, впоследствии оперуполномоченный ГПУ в Одессе. Известно его выражение: «Я Лёва Задов, со мной шутить не надо». 29 сентября 1938 года расстрелян в тюрьме киевского НКВД. Реабилитирован в 1990 году.

12.04

1951 — Кнессетом принята резолюция о провозглашении 27-го числа месяца Нисан Днем Памяти Катастрофы и Героизма еврейского народа.

13.04

1942 — Фашистами расстрелян Праведник народов мира Антон Шмидт - сорокалетний унтер-офицер вермахта, вывозивший на военном грузовике евреев из Литвы в относительно безопасную пока Белоруссию. Шмид спас более трехсот жизней, за что был судим нацистским судом. Oтверг довод адвоката, оправдывавшего подсудимого тем, что он, дескать, спасал этих людей в заботе о сохранении специалистов для обслуживания нужд вермахта.

14.04

2013 —Ко Дню Независимости Центральное бюро статистики сообщило, что в Израиле проживает 8.018 млн. жителей, что почти в десять раз больше, чем 806000 граждан при его создании. Еврейское население составляет 6.042 млн. человек (75.3% от всех жителей), арабы - 20.7% и 1.658 млн. человек других национальностей. В 1948 году только в одном городе Тель-Авив-Яффо было более 100.000 жителей. в 2013-м 14 городов имели более 100.000 жителей, шесть из них имели более 200.000 жителей - Иерусалим, Тель-Авив-Яффо, Хайфа, Ришон ле-Цион, Ашдод и Петах-Тиква.

 15.04

1946 —Акция организации Ханокмин (Карающий ангел): в лагере пленных фашистов  под Нюрнбергом - отравление ядом около четырнадцати тысяч буханок хлеба. Множество пленных отравилось, но смертельных случаев не было.

16.04

1988 — Уничтожен в Тунисе Абу-Джихад - один из главарей ООП. Неизвестная группа из 30 человек около 2 часов ночи ворвалась в дом, перебила охрану, застрелила Абу-Джихада. Утром три автомобиля, на которых приехала группа, были обнаружены на морском берегу. Израиль ответственности на себя не взял

М ежду прошлым и будущим.

10.04.73 — Пала крепость Масада.

 "Элеазар хотел еще продолжать свою речь, как они в один голос прервали его, бурно потребовали немедленного исполнения плана и, точно толкаемые демонической силой, разошлись. Всеми овладело ка­кое-то бешеное желание убивать жен, детей и себя самих; каждый старался предшествовать в этом другому, всякий хотел доказать свою храбрость и решимость тем, что он не остался в числе последних. При этом ярость, охватившая их, не ослабела, как можно было бы подумать, когда они приступили к самому делу — нет! До самого конца они остались в том же ожесточении, в какое привела их речь Элеазара. Родственные и семейные чувства у них хотя сохра­нились, но рассудок брал верх над чувством, а этот рассудок говорил им, что они таким образом действуют для блага любимых ими существ. Обнимая с любовью своих жен, лаская своих детей и со слезами запечатлевая на их устах последние поцелуи, они испол­няли над ними свое решение, как будто чужая рука ими повелевала. Их утешением в этих вынужденных убийствах была мысль о тех насилиях, которые ожидали их у неприятеля. И ни один не оказался слишком слабым для этого тяжелого дела, — все убивали своих ближайших родственников одного за другим...Не будучи в состоянии перенести ужас совершенного ими дела и сознавая, что они как бы провинятся пред убитыми, если переживут их хотя одно мгновение, они поспешно стащили все ценное в одно место, свалили в кучу, сожгли все это, а затем избрали по жребию из своей среды десять человек, которые должны были заколоть всех остальных. Распо­ложившись возле своих жен и детей, охвативши руками их тела, каждый подставлял свое горло десятерым, исполнявшим ужасную обязанность. Когда последние без содрогания пронзили мечами всех, одного за другим, они с тем же условием метали жребий между собою: тот, кому выпал жребий, должен был убить всех девятерых, а в конце самого себя. Все таким образом верили друг другу, что каждый с одинаковым мужеством исполнит общее решение как над другими, так и над собой. И действительно, девять из оставшихся подставили свое горло десятому. Наконец оставшийся самым последним осмотрел еще кучи павших, чтобы убедиться не остался ли при этом великом избиении кто-либо такой, которому нужна его рука, и найдя всех уже мертвыми, поджег дворец, твердой рукой вонзил в себя весь меч до рукояти и пал бок о бок возле своего семейства. Рано утром римляне, в ожидании вооруженного сопротивления, приготовились к сражению, накинули наступательные мосты на крепость и вторглись в нее. Каково же было их удивление, когда вместо ожидаемых врагов на них отовсюду повеяло неприветливой пустотой и кроме клокотавшего внутри огня над всей крепостью царило глубокое молчание. Озадаченные этим явлением, они, наконец, как при открытии стрельбы, подняли боевой клик для того, чтобы этим вызвать находившихся внутри. Этот клик был услышан женщинами, которые вылезли из подземелья и по порядку рассказали римлянам о всем происшедшем. В особенности одна из этих женщин сумела передать в точности обо всем, что говорилось и делалось. Римляне все-таки не обратили внимания на их рассказ, так как не верили в столь великий подвиг, а постарались потушить пожар, быстро пробили себе путь и втеснились во внутренние помещения дворца. Увидев же здесь в самом деле массу убитых, они не возрадовались гибели неприятелей, а удивлялись только величию их решимости и несокрушимому презрению к смерти такого множества людей".(Иосиф Флавий)

Пусть всегда будет Солнце

ШМИНИ (восьмой).

Первым в .той главе стоит слово «вайей» = и случилось. Обычно оно означает, что произойдёт какое-то горестное событие. Таки оно в этой главе и происходит – гибнут сыновья Аарона. Это же слово встречается в рассказе об иудейском царе Ахазе. Он в 20 лет воссел на престол и за 16 лет, которые он правил, нанёс большой вред иудаизму. Он пытался вернуть евреев к язычеству. Так, он, например, установил в Иерусалиме статую божеству Ваалу. Но поначалу он для уничтожения монотеизма выбрал долгий, но верный путь. Он запретил изучение Торы детьми, рассчитывая, что поколение, которое вырастет без знания, не произведёт учителей, и изучение иудаизма остановится. Вред, нанесённый Ахазом еврейскому народу был велик, но конечной цели он не достиг - наши мудрецы  были убеждены, что всегда найдутся люди, которые будут изучать Тору. Могу подтвердить этот тезисизвестным мне примером.

В моём родном городе в самом начале 90-х годов возникла проблема чтения Свитка Торы и проведения молитв в синагоге. Все помнят, каким был отток евреев в то время. В конце концов у нас не осталось ни одного человека, который мог бы читать Тору, совершать обряды. В 1991 г. я был в Израиле на семинаре, который назывался «Сержанты религии». Его программа предусматривала встречу с главным сефардским раввином Израиля. Он, как и полагается мудрецу, рассказал нам всякие умные вещи, потом предложил задавать вопросы. Я решил уточнить возможность реализации родившейся в связи с нашим «кадровым» кризисом идеи: проводить службы в синагоге посредством видеомагнитофона?  Так сказать, электронный кантор. Раввин ответил положительно, чему я очень подивился, ведь этим нарушались установления Субботы. Это потом я понял, что можно нарушить правило, но при этом сохранить возможность его существования. Надо сказать, что до видеомагнитофона у нас тогда не дошло: вдруг отыскался человек, который до войны в еврейской гимназии учил иврит и смог разобраться в сложностях Свитка. Мы были спасены. Потом и он уехал, нашёлся следующий. Потом ещё один. За это время научился этому делу мой ровесник, никогда ранее не знавший иврита. Он пользовался поначалу русским подстрочником, потом научился читать на иврите. То есть, как нас учит опыт Хануки, кувшин с маслом всегда найдётся. Даже сегодня, при нашей массовой потере интереса к иудаизму, всё равно он не погибнет. Как не погиб при Ахазе. Хотя, надо сказать, ему (иудаизму) сейчас трудно, с одной стороны никто не преследует, как было в советское время, с другой – и без преследования он многим неинтересен. Я призываю вас, друзья, поддерживать его. Тем, что знакомиться с ним, тем, присутствовать на литургических мероприятиях, тем, что оставаться евреем, не ассимилироваться…А то наше время попадёт в книги, которые начнутся словом «вайей» – и случилось с нашим поколением страшная вещь – оно перестало быть еврейским. Не допустим!

Всё будет хорошо, я это знаю, знаю.

Просто перечислю, что нас ждёт в ближайшие дни.

Пятница – Встреча Шаббата – 18.00

Воскресенье – школа «Ами» - 11.00

                            «Еврейский Ликбез» . 15.00

Про репетиции не пишу – их будет немало.

Там за горами, за лесами есть маленькая страна.

Эта неделя заканчивается днём героизма и Катастрофы еврейского народа. Вот очерк, присланный Борисом Бендиткисом (Оберхузен), об одном из  героев.

http://club.berkovich-zametki.com/?p=16291

В эту же тему от того же корреспондента 10 памятников жертв Катастрофы.

http://jewishnews.com.ua/ru/publication/10_samih_trogatelynih_pamyatnikov_zhertvam_holokosta

Опять Борис Бендиткис: материал о Юрии Левитане.

http://esoreiter.ru/index.php?id=0215/02022015164953.html&dat=news&list=02.2015

Продолжаем тему второй мировой войны. Борис Бендиткис прислал материал о дивизии, треть которой состояла из евреев.

http://www.liveinternet.ru/users/3166127/post280118810/

Снова Бендиткис. На сей раз с материалом об Эрнсте Неизвестном. Русском или еврейском скульпторе. Обратите внимание на дискуссию после статьи.

http://www.novayagazeta.ru/arts/67920.html

Мира Чернявская прислала из Израиля статью о предательстве Обамы интересов Израиля. Может быть, не всё так однозначно, тем не менее,  с этим мнением познакомиться надо.

http://mnenia.zahav.ru/Articles/5873/obama_predal_israel

Борис Бендиткис знакомит нас с мусульманскими проблемами Франции.

http://www.newsru.co.il/world/05apr2015/france24_009.html

Материал Феликса Канделя, которого мы когда-то знали как Камова «Врата исхода нашего» Рекомендую. А нам рекомендовал Борис Бендиткис.

http://berkovich-zametki.com/2012/Zametki/Nomer5/Kremer1.php

Опять Борис Бендиткис. Он прислал материал о высоком интеллектуальном потенциале еврейского народа. Мы говорили об этом на одном из наших  праздников. Может быть, в более деликатной форме, но говорили. Кстати, о деликатности – против фактов, как говорится» не попрёшь. А они на весах автора этой статьи.

http://www.ideas4god.com/2013/04/05/pochemu-u-evreev-neveroyatno-vysokij-iq/

«Осанна Израилю» называется статья, присланная всё тем же Б. Бендиткисом.

http://kackad.com/kackad/%D0%BE%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0-%D0%B8%D0%B7%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BB%D1%8E/

Почитайте ещё раз о крепости Масада. Прислал Борис Бендиткис.

http://salat.zahav.ru/Articles/5109/masada_taina

Не поверите, но снова Борис Бендиткис. О деловой хватке трёх молодых израильтян.

http://salat.zahav.ru/Articles/7839/izrailtyane_kormyat_new_york_shakshukoi

Сами знаете, кто прислал эту ссылку. О том, за что можно гордиться Израилем.

http://newrezume.org/news/2015-01-30-7335

Леонид Айзенберг )Бохум) поделился статьёй о Моше Даяне – легендарном герое Шестидневной войны.

http://www.sem40.ru/famous2/m276.shtml

И ещё материал от Бориса Бендиткиса. Он о русских, ставших евреями.

http://www.liveinternet.ru/users/4198118/post263620471/

Нутомимый Борис Бендиткис:  Интересный сюжет, сравнивающий израильтян и россисян.

https://www.youtube.com/watch?v=CWW7LUTIKWU&feature=youtu.be

Григорий Бейдер (Лос Анжелес) не поленился прислать материал о Градском.

http://www.rubezh.eu/Zeitung/2011/08/13.htm

Теперь ссылка на Приложение:

http://www.brfanl.ruhr-ju.de/Приложение шмини 5775.doc

А закончим танцами на льду. Прислал Леонид Айзенберг из Бохума.

https://www.youtube.com/watch?v=u-KFg6-ea0Y&feature=player_embedded

Прощаюсь с вами, надеюсь, до следующй пятницы. Пока же всем Шаббат шалом! И сразу же Шавуа тов!

Ваш Л. Ш.

 

 

Keine Kommentare: