Donnerstag, 18. Juni 2015

Корах 5775

Шалом, друзья!

Посмотрите (и послушайте) кадры со студенческого фестиваля песни на идиш в Лодзи (2013). Прислал Борис Бендиткис  (Оберхаузен).

https://www.youtube.com/watch?v=BD-X0Z-ASqU&feature=youtu.be

Это было недавно…

Что же составило суть нашей общественной и личной жизни в последние семь дней? Во-первых, был клуб «Шпигель». Карин Хайм продолжала рассказывать о художниках группы «Синий всадник». Во-вторых, была  Встреча Субботы. Тех, кто смог это сделать в общине, на сей раз оказалось немного: болезни, отъезды...  Но ощущения от этого не пострадали. Правда, разговоры у нас получились несколько суматошными, с присутствием политических мотивов, но уж как получилось. 

В воскресенье была школа «Ами»– детей тоже было негусто. Погода? Близкие каникулы? Более важные дела? Остались два воскресенья, потом начнём новую жизнь с сентября.

 

В воскресенье прошёл показ Театра моды. Возникло два замечания: а) смотреть на действо было очень интересно, б) зрителей было очень мало. Как это может быть? Почему? Такой показ проходит в наших стенах, да и не только в наших впервые. Знать о том, что будет интересно, конечно, люди не знали, но они также не знали, что будет неинтересно. Хотя бы из любопытства пришли бы. Билет-то стоил смешные 2,50 евро. Да, особой рекламы не было, но нашу газету читают более двух тысяч человек. Скажем, половина из них – женщины, которым такое мероприятие ближе. (Хотя и я смотрел его с удовольствием). Если бы интерес проявили 5 процентов тех женщин, , которые прочитали о мероприятии, зал был бы полон. Мне жаль тех, кто не увидел этого показа – они не знают, что потеряли. Но ещё больше мне жаль тех, кто участвовал в этом мероприятии: модельеры, модели... Часть из них приехала издалека (250 км), чтобы продемонстрировать платья, которые пошили местные модельеры: Оксана и Антонина. Наша община, чем могла, помогла организаторам показа. С его руководителем, Еленой, мы договорились о сотрудничестве. Так что, впереди, возможно, новые показы. Кстати, первый из них запланирован уже на 28-е июня, на нашем вечере на воздухе, который завершит нынешний сезон жизни общины.

 

Я пишу в этом разделе только о мероприятиях, но жизнь-то текла в общине своим чередом. Были репетиции хора и театрального коллектива, прекрасное выступление на фестивале танца отпраздновали подопечные Светланы Нейман, продолжали работать детские танцевальные группы Елены Осман и Лизы Гольд (спортивные танцы), прошло занятие немецким языком, которое ведёт на общественных началах Ирина Соколовская, проходили занятия в музыкальной студии русско-немецко-еврейского Центра «Трио», да и вообще работала русская школа... Шёл обмен книгами в библиотеке. Всё шло своим чередом, но самое важное, что работала социальная служба. Все занятия хороши, когда человек здоров, а когда заболевает, да ещё не очень хорошо может изъясниться с медиками, то  названная служба становится точно самой важной. А прошедшие недели были жаркими у социальных работников, которых координирует Татьяна Сторожева. Контингент у нас, как известно, не самый молодой, а тут, как сговорились – многие заболели. Но мы справляемся с проблемами, хотя мечтаем, чтобы поменьше было у нас такой работы.

 

Это было давно.

 

19.06

1650 — День траура и поста по жертвам погромов Богдана Хмельницкого. Объявлен центральным органом еврейского самоуправления в Польше - ВААДом четырех земель

 

20.06

2005 — На КПП "Эрез" задержана террористка-смертница с поясом шахида весом в 10 кг. От бытовой травмы её лечили в больнице "Сорока" в Беер-Шеве, куда она имела доступ по медицинскому разрешению. Вот она и решила воспользоваться моментом.

 

 

21.06

2003 — В Нью-Йорке умер писатель Лион Юрис, автор "Эксодуса". Эта книга была библией еврейских диссидентов СССР. Она вернула тысячам советских евреев гордость за своё происхождение. Первый перевод романа на русский язык был сделан в одном из лагерей заключённым А. Шифриным. Когда Шифрин побывал впоследствии в Нью-Йорке и рассказал о своём труде и о значении книги для советских евреев самому Юрису, тот попросил его: "Позвоните моему папе и расскажите об этом, а то он никак не верит".

ВНИМАНИЕ! «Эксодус» имеется в библиотеке общины.

 

 

22.06

2010 — С базы "Пальмахим" запущен в космос израильский спутник "Офек-9". 23 июня он прислал первые снимки в центр управления полетом.

 

23.06

1919 — 2-й погром в Сквире. Город занял Мазуренко... Убито 65 чел. Большинство жертв были расстреляны... Были случаи истязания. На еврея Боруха Шнорина напали громилы, избивали, рубили шашками. В это время подошел еще один хулиган и с возгласом: "Хиба так бьют жида!" показал, как нужно "бить" - откусил кусок мяса от его руки. Христиан (даже коммунистов) не трогали... (Показания г. Лабунского)

 

24.06

1983 — Сирия закрыла все учреждения ООП. Я. Арафат тоже был выслан.

 

25.06

1959 — В прессе появились сообщения о продаже Страной оружия Германии: автоматов Узи, гранатомётов, боеприпасов к ним, что вызвало бурю негодования. Правда, Генеральный директор министерства обороны Ш. Перес утверждал, что полученные деньги идут на перевооружение армии, но это не спасло Страну от правительственного кризиса и отставки правительства.

 

Есть только миг между прошлым и будущим

 

19.06.1900 — Родился Герман Фридрих Гребе - немецкий инженер, праведник народов Мира. Умер 17 апреля 1986 года

Герман Фридрих Гребе родился в 1900 году в маленьком городке Грефрат, Северный Рейн-Вестфалия, Германия. Он происходил из бедной семьи – его отец был ткачом, а мать помогала ему содержать семью, работая прислугой. Кроме экономических трудностей, протестантская семья Гребе испытывала и другие лишения, так как жила в районе, населенном, в основном, католиками. В 1924 году Герман Фридрих Гребе женился и вскоре завершил инженерное образование. В 1931 году Гребе вступил в нацистскую партию, но быстро разочаровался. В 1934-м – через год после прихода Гитлера к власти – на партийном собрании он открыто критиковал политику нацистов в отношении еврейских предприятий. Ему не пришлось долго ждать, чтобы убедиться в опасности своего поступка: гестапо арестовало Гребе, и последующие несколько месяцев он находился в тюремном заключении в городе Эссен. К счастью, его вскоре освободили без судебного разбирательства. Гребе работал в строительной компании Йозефа Юнга в Золингене. В 1938 году руководство направило его следить за возведением укреплений на западной границе Германии, а летом 1941-го, вскоре после нападения Германии на СССР, берлинское отделение Организации Тодта направил его в канцелярию железнодорожной администрации Рейха, находившуюся во Львове. Его задачей было подбирать строительных рабочих для строительства и восстановления зданий, необходимых для поддержания железнодорожных коммуникаций на Украине. Прибыв в Волынь – северо-западный район Украины в сентябре 1941 года, Гребе сразу же открывает главную контору фирмы в Здолбунове и оттуда руководит работой всех отделений, находящихся на территории Волыни и Советской Украины. В строительных работах, проводимых компанией Юнга, было занято около 5 000 человек, широко использовался труд еврейских рабочих. Гребе видел, как нацисты и их украинские помощники относятся к еврейскому населению. Однажды, 2 октября 1942 года, он стал свидетелем массового расстрела евреев на летном поле неподалеку от Дубно, когда около 5 000 евреев: мужчин, женщин и детей, – построили голыми перед заранее выкопанными рвами, а команда эсэсовцев и украинцев хладнокровно расстреляла их. После войны его берущие за душу свидетельства об ужасающих сценах уничтожения людей в Дубно и по всей Украине были представлены на Нюрнбергском процессе, на котором он выступал как обвинитель. Гребе не удовлетворяла роль стороннего наблюдателя за немыслимыми злодеяниями. Возмущенный до глубины души, он решил спасти как можно больше евреев. Утверждая, что это необходимо для укрепления военной мощи Германии, он намеренно принимал такие объемы работ и заключал такое количество контрактов, с которыми его компания справиться не могла. В результате возникала необходимость в большем количестве еврейских рабочих. Чтобы защитить своих сотрудников и членов их семей, Гребе был готов преодолеть большие расстояния. Он не колебался, когда возникла необходимость рискнуть своим положением и собственностью, а потом – и жизнью. В июле 1942 года из своих источников в Вермахте Гребе узнал о приближающейся акции уничтожения евреев Ровно. Здесь у него работало 112 евреев из местечек Острог, Мизоч и Здолбунов. Гребе быстро добыл для них «охранную грамоту» и поспешил в Ровно . Пригрозив оружием, он заставил полицейских освободить 150 евреев в последнюю минуту. Украинские помощники нацистов уже были готовы отправить обитателей гетто на место сбора, откуда их забирали на смерть.Освобожденных счастливчиков Гребе повел пешком в Здолбунов, подальше от опасности. Немцы, тем временем, продолжали уничтожать евреев Волыни. Когда несколько месяцев спустя евреев Здолбунова сначала заключили в гетто, а потом начали депортировать, Гребе обеспечил 25 своих рабочих фальшивыми «арийскими» документами. Позже по нескольку человек он перевозил их на собственной машине в полтавское отделение фирмы, за сотни километров на восток, где их никто не знал. На самом деле никакого полтавского отделения не существовало: Гребе создал и содержал его на собственные средства с единственной целью – обеспечить убежище своим еврейским рабочим. С приближением Красной Армии группе удалось перейти на сторону русских. Среди спасенных были Тадеуш Глас с женой и сыном , Альбина Вольф и ее дочь Люция , Барбара Фауст, Китти Гродецка и другие. Дорога в Полтаву была чрезвычайно опасной для всех участников. Если бы машину Гребе остановили на одной из многочисленных дорожных застав, то и спаситель, и спасаемые были бы обречены на смерть. Со временем нерентабельное ведение дел и странные поступки Гребе стали вызывать подозрение у руководителей компании в Солингене. Они предполагали отозвать его и судить за растрату, но их намерения не осуществились. После краха немецких позиций в восточной части Польши, Гребе и группа евреев, работавших в его конторе, переехали сначала в Варшаву, а затем в Рейнленд. В сентябре 1944 года он и около 20 его подчиненных перешли линию фронта на сторону американцев, и Гребе еще некоторое время выполнял функции советника по линии Зигфрида (немецкая линия обороны на суше). С февраля 1945 по осень 1946 гг. Гребе активно сотрудничал с отделом по расследованию военных преступлений, участвовал в подготовке к Нюрнбергскому процессу. Он был единственным немцем, выступавшим на заседаниях суда в качестве свидетеля обвинения. В результате он и его семья стали постоянно получать угрозы. В 1948 году Гребе решил эмигрировать в США. Вскоре после переезда его семьи в Сан-Франциско, он продолжил свою деятельность по привлечению к судебной ответственности военных преступников, живущих в Федеративной Республике Германия. Это еще больше восстановило против него послевоенное немецкое общество и превратило его в персону нон-грата на его родине. 24 марта 1965 года Яд Вашем удостоил Германа Фридриха Гребе почетным званием Праведник народов мира.

Всё будет хорошо, я это знаю, знаю.

В пятницу в 15.30 пройдёт Еврейский Ликбез с Натальей Вержбовской. Вход свободный.   Те, кто слушал уже её рассказы, конечно же, придут. Я же пишу для тех, кто ещё не знает, насколько интересен иудаизм в изложении нашей раввинессы. Я написал, что вход свободный, а вот выход планируется прямо на Каббалат Шаббат, который начнётся в 17 часов. Конечно, это мероприятия друг от друга независимые, но хочется-то успеть в этой жизни всё узнать, везде побывать. Вот и успевайте – мы такую возможность предоставляем.

В субботу в 11 часов начнётся большой праздник по поводу 10-летия русской школы «Кенгу.Ру». Автором идеи создания школы и мотором всех эти десяти лет являлась Ирина Антоновна (в школе мы пользуемся именами- отчествами) Рябченко. Она отдаёт много сил и знаний тому, чтобы у наших детей сохранялся русский язык. Вот и праздник пройдёт по её сценарию. Сообщаю об этом просто для информации – список присутствующих, а это ученики, их родители, бывшие учителя уже составлен. В следующем письме расскажу, как прошло.

В воскресенье – школа «Ами».  

Пусть всегда будет Солнце

Недельная глава называется «Корах». Это имя человека, восставшего против Моисея. Сам по себе факт уже интересен: у великого Моисея были оппоненты,  да ещё готовые взяться за оружие. И расправился с ними Моисей очень жёстко.  В этой главе – множество поводов для интереснейших разговоров, что и мы проделывали в прошлые годы.  Я хочу вернуться к одной из тем, к тому, что произошло с сыновьями Кораха, после того, как он был уничтожен. То есть мы знаем, что Моисей их пощадил. Поскольку мятежников числом в 250 человек поглотила земля, то можно спросить и по-другому: почему Всевышний помиловал cыновей главного мятежника?  Потому что сын за отца не отвечает? Но во-первых, иудаизм так не считает, во-вторых, сыновья Кораха были среди восставших. Ответ, мне кажется, прост: сыновья хоть и не пошли против отца, всё-таки понимали его неправоту. То есть три Павлика Морозова древности, хоть и не «заложили» своего отца, но всё равно были не на его стороне. Мне вообще история с Павликом Морозовым представляется не такой простой, как её выдают в постсоветское время. Как во времена нашей молодости не все считали Павлика героем, так и сегодня - не все полагают, что он, предав отца, поступил неправильно. Меня нельзя заподозрить в уважении к советской власти, но вот в истории с Павликом Морозовым я почему-то на её стороне. Хотя почему «почему-то»? Мне кажется, что убеждения Павлика Морозова были искренними. Пусть он ошибался, но ему было всего 13 лет. Мы в его возрасте что-то понимали в большой жизни? Я не хочу касаться сути многочисленных версий того, что произошло в 1932 году в деревне Герасимовка на Урале. К слову говоря, мне довелось там быть – но вот с людьми поговорить не получилось. Сегодня правды уже никто не узнает: то ли было так, как излагала советская власть и мальчик  выдал отца – врага советской власти, кстати, бывшего председателя сельсовета. То ли выступил против отца – гуляки и пьяницы. Для нас это безразлично, нам важно, что Павлик имел другие взгляды, чем его отец. Как дети Кораха. И нам безразлично, повторяю, был ли отец против того, чтобы Павлик шёл в пионеры, то ли Павлик мстил  родителю за поруганное детство. Ведь  отец бросил мать Павлика с четырьмя детьми, ушёл к другой женщине и продолжая избивать членов своей бывшей семьи. Предположим, повторяю, что советская версия верна. Так почему Павлик не имел права действовать согласно убеждениям? Только потому что его врагами оказались родственники? Тогда я спрошу, как должны были относиться дети нацистских преступников к своим отцам? Осудив их, они тоже стали предателями?  Сыновья Кораха с самого начала знали, что их отец неправ в своей зависти к Моисею, в желании свергнуть его. Однажды Моше зашёл к ним в шатёр, и они не знали, как поступить: приветствовать гостя, вызвав тем самым гнев отца, или вести себя вызывающи, вопреки своим взглядам? Они выбрали второй путь. Как Павлик. Правда, их простили. А Павлика Морозова родственники зарезали ножом.

После казни отца сыновья Кораха полностью перешли на сторону Моисея, и в этом тоже было  поражение Кораха. Они не могли вслух осудить отца, но Моисей и не требовал от них этого. Как видим, он был деликатен. Прошло время, сыновья Кораха написали несколько псалмов, рассказывающих о ситуации с бунтом отца. В одном из них они писали, что от человека, который выбирает в жизни неправильный путь, не остаётся ничего. Как от их отца, умного и талантливого человека. Ничего хорошего не осталось - память о нём и у того поколения, и у последующих негативна. Если бы Павел Морозов остался жить, он бы мог сказать о своём отце, алкоголике и воре, тоже правду. Кстати, сегодня пионеру – герою было бы всего 96 лет. А мать его умерла в 1983-м году – о том, что она была в наши дни жива, нам не сообщали. Конечно, нельзя сравнивать  родственников Павлика и Кораха – повторяю: Павлика зверски зарезали вместе с его 8-летним (!) братом. Только этот факт говорит о том, с кем ему пришлось иметь дело. Я не исключаю, что зарезал их кто-то другой, а не отец с дедом, (есть даже совершенно фантастическвая  версия, будто руку приложили чекисты, чтобы спровоцировать репрессивную кампанию против крестьянства), но полагаю, что это были всё-таки родственники – пропойцы. У Кораха были не алкогольные, а другие мотивы: неудовлетворённость своим положением, жажда власти, зависть. Но его сыновья это понимали и были против отца. С мальчиком из 20-го века их объединяет принципиальность и последовательность. А это вызывает уважение. Конечно, яблоко от яблони, как говорится, совсем рядышком падает, но бывает, что на яблоне растут совсем другие фрукты.

Тема «Противостояние рордителей и детей» могла бы превратиться в хорошую дискуссию. Случись такое, я был бы на стороне тех, кто выступит против родителей. Которых, конечно, надо уважать. Надо только, чтобы было за что уважать. Кораха было за что уважать, но и было за что осуждать. Уроки Торы актуальны и через века. Расстанемся на этом с нашей темой и перейдём к следующему разделу.

Там за лесами, за горами есть маленькая страна.

Начнём с рекомендации Кирилла Мозора из Эссена. Он прислал ссылку на рецензию книги Якова Кедми «Безнадёжные войны». Напомню, что это - руководитель «Нативы» - одно это уже говорит о том, какой он располагает информацией. В сопроводительной записке Кирилл пишет: «На мой взгляд каждый советский еврей просто ОБЯЗАН её прочитать. Мне было очень интересно". Я доверяю этому мнению, и при первой возможности начну её читать. У вас, друзья, таких возможностей больше. Начинайте!

http://jewishnet.ru/articles/1523/

Переходим к ссылкам Бориса Бендиткиса.

Подробная история израильского гимна «Хатиква»

https://www.facebook.com/yashecht/posts/686071048164236

Сокрытая правда всегда взрывается. Особенно если она «политкорректна». Вот её маленькая частица.

http://www.newsru.co.il/world/15jun2015/jew465.html

Антисемитизм бывает не только мусульманским.  В этой заметке он – французский.

http://www.newsru.co.il/world/15jun2015/hendler456.html

А вот фотопрогулка по Израилю.

http://newsru.co.il/arch/photo/25may2015/hula.html

Заметка о посещении Майклом Дугласом Израиля.

http://www.newsru.co.il/israel/16jun2015/douglas_0015.html

О попытках делегитимизации Израиля

http://www.polosa.co.il/blog/95537/

О кардинале, говорящем на идиш.

http://newrezume.org/news/2015-05-06-8836

Об одесских корнях моделей Ренуара.

http://www.migdal.org.ua/times/114/23276/?&print=1

Загляните в один из не совсем обычных  кварталов Тель-Авива.

https://www.youtube.com/watch?v=JQX9hskl-mQ

http://www.lookatisrael.com/tel-aviv-sarona/

http://www.lookatisrael.com/sarona-novaya-zvezda-tel-aviva/

И в очередной раз о сельском хозяйстве Израиля.

http://www.liveinternet.ru/users/pmos_nmos/post363799350/

Стихи об израильской военщине

http://www.liveinternet.ru/users/nonnchen/post340379010/

Вячеслав Война (Москва) прислал удивительный документ – фильм, снятый в 1945-м году Бернстайном и Хичкоком для того, чтобы человечество помнило, что натворили нацисты. Фильм считался утерянным, но совсем недавно был найден. Посмотрите отрывок из него.

https://openrussia.org/post/view/7892/

Eвгений Каган из Бохума прислал фрагменты выступления  израильского политика Беннета.

http://mignews.com/news/politic/world/010615_214256_26617.html

Материал о Леониде Пастернаке.

http://www.ng.ru/ng_exlibris/2015-05-28/4_vaskin.html

 Инна Белиловская (Оберхаузен) прислала рассказ «Дурная примета». Рекомендую.

http://ruspioner.ru/cool/m/single/4678

Этого памятника и этой информации у нас ещё не было. Хотя история о спасении еврейских мужей немецкими жёнами известна, даже фильм был об этом снят. Всё равно стоит посмотреть материал, присланный Михаилом Местером (Бельцы),

Мария Хейфец из Билефельда прислала видео о митинге в Москве в поддержку арабов Газы.  

https://www.youtube.com/watch?t=73&v=oxfZD6my78I

Послушайте, что некоторые (точнее, большинство) имамы говорят об евреях. Так, конечно, много интеллекта, но и у слушателей его не больше.

https://www.youtube.com/watch?v=hef5OVLHKJQ

Фрида Рувинская (Оберхаузен) рекомендует сайт «Жизнь замечательных людей». Он бесконечен, но это не значит, что он нам не нужен. Есть там и еврейские имена.

https://www.youtube.com/playlist?list=PLrPq5nnVwphORJ7O3y67bFyhAlMM_cIc5&src_vid=yA608R6uqD4&feature=iv&annotation_id=annotation

Начали песнями на идиш, давайте ими закончим. Поёт Карстен Тройке. Посылка от того же Бориса Бендиткиса.

https://www.youtube.com/watch?v=y86LEvb-prc

Что ж, пора прощаться. Хорошего вам, друзья, настроения!

Ваш Лев Шварцман

Keine Kommentare: