Freitag, 23. Januar 2009

ВАЕРА

Дорогие друзья!
Заканчивается очередная неделя. Ещё чуть-чуть и закончится очередной месяц. Он был насыщен событиями, в первую очередь, он останется в памяти как противостояние антиизраильских, антисемитских сил логике, здравому смыслу, справедливости и честности. Те, кто смотрел вчера передачу по первому немецкому каналу на эту тему, мог убедиться, сколько ещё зла есть в Германии. Кто же её "прозевал", сможет восполнить это по следующей ссылке:

http://www.wdr.de/themen/global/webmedia/webtv/getwebtv.phtml?p=4&b=215

Не могу сказать, что Михаэль Фридман убедительно защищал наши интересы, но делал это по-крайней мере искренне и горячо. Посмотрите.

В субботу в Бохуме пройдёт очередной митинг в поддержку Израиля. Его девиз: "Против любого антисемитизма - солидарность с Израилем!" Участие в таком митинге должно быть одобренным, поскольку в многотысячных арабо-исламских демонстрациях постоянно раздаются антисемитские лозунги, а то проходят и действия по адресу тех, кто поддерживает Израиль.
Место сбора в Бохуме -  Massenberstra?e (Hauptbahnhof). Начало митинга в 14 часов.

Что ещё ждёт нас в эти выходные дни? Ничего нового, всё знакомо и испытано:

В пятницу встреча "При свечах!" К нам присоединились новые абоненты, для них рассказываю: мы собираемся в 17 часов, каждый прихватывает что-то, что можно пожевать (вино и хлеб от общины), мы зажигаем субботние свечи и говорим о жизни. Запретных тем нет, единтсвенное что мы не делаем, не перемываем косточки общим знакомым. Разговоры бывают на возвышенные или обыденные темы - главное, что они интересны.

В суботу - русская школа с 10 часов. кто ещё не привёл в неё детей или внуков, допускает ошибку. Об этом говорит опыт (уже почти четырёхлетний) работы школы. Напоминаю, что возраст детей от 3 до 12 лет. С ними занимаются общшим физическим и эстетическим развитием, рисованием, пением. Есть и танцевальная группа - я упоминаю о ней особо, т. к. у неё несколько другой режим работы. Пусть те, кто желает, чтобы их наследники были изящны, пластичны и радостны, пусть позвонят, мы им скажем, в какие дни недели проходят занятия. Кстати, обычно это три занятия, а стоят они всего 5 (!) рублей в месяц!!! Дети начали выступать не только на наших внутренних праздниках - их уже начяинает узнавать и немецкий зритель.

В 13 часов начинаются курсы немецкого языка. Спросите у тех, кто на них ходит, стоит ли их посещать? Я уверен в том, что ответ будет положительным.

В 16 часов начинает работу киноклуб. Здесь нас с вами ждут новости. Во-первых, Иосиф Гитман больше не имеет возможности вести этот клуб. Во-вторых, мы перешли на новый принцип подбора фильмов. Так на сей раз будут предложены два новейших российских фильма. это нашумеывший "Адмирал" с Константином Хабенским (еврей, кстати) в главной роли, и "Бумажный солдат Алексея Германа младшего с Чулпан Хаматовой (татарка, кстати). Последняя лента стала Лауреатом Венецианского фестиваля. Я рассчитываю, что будет интересный просмотр и не менее интересное обсуждение. Про чай и кофе такого не скажешь, они будут скорее вкусными. Ещё раз, чтобы не перепутали: в 16 часов. И старайтесь, друзья, не опаздывать.

В воскресенье Еврейского ликбеза не будет - я уезжаю на открытие нового общинного Центра и синагоги в Ганновер. О впечатлениях, само собой, расскажу потом, а пока несколько слов о главе Торы, посвящённой этой суботе. Глава называется

ВАЕРА

Мы её недавно подробно разбирали на "Еврейском ликбезе", сейчас же я хочу обратить ваше внимание на одну вещь, связанную с именем Б-га, вернее, с его именами, упроминаемыми в Торе. Русский язык не передаёт всех нюансов. Например, перевод 6-го стиха, где Б-г обращается к Моисею, в Торе, которой я пользуюсь, звучит так: "...Я Господь и выведу вас из под ига египтян...И я приму вас к себе в народ, и буду вам Богом и вы узнаете, что я - Господь"  А вот дословный перевод этих же строк: "Я Ашем, и выведу Я вас из-под ига египтян.. . И возьму Я вас народом Себе и буду Я вам Элохейну, и узнаете вы, что Я Ашем..."
Так какое же имя у Всевышнего? У Него в Торе два имени: непроизносимое четырехбуквенное слово, тетраграмматон (йуд-хей-вав-хей), в дословном тексте обозначено как  ?Ашем?. В переводе с иврита оно означает ?Это Имя?, то есть поскольку его невозможно произнести, то вместо самого имени говорят слова "Это имя". Встречется оно в Торе около 7 тысяч раз. Второе же имя, ?Элохейну?, в традиционном русском (христианском) переводе звучит как ?Господь? или ?Бог?, что не позволяет понять заложенный в этом понятии смысл. Элохейну ? это высшее управление природными силами, это конкретное руководство. А Ашем ? абсолютное проявление Творца, этому миру не принадлежащее. Элохим олицетворяет силы природы, справедливость, а Ашем - милосерлие. Мне довелось на семинаре в Израиле от одного крупного авторитета в еврейской философии слышать, что четыре буквы - это исчезнувшая форма глагольного времени, означающая был всегда, есть и будет всегда. Зная плюсквамперфект и футурум 2, то есть предпрошедшее и послебудущее, можно понять, что названная временная форма возможна. А вот недавно прочитал у одного из комментаторов такой перевод четырехбуквенной аббревиатуры: ?Я тот, кем Я буду?, он понимает под этим абсолютную свободу и неограниченность Верховного творчества.
      Комментатор поясняет свою догадку на таком примере: Человек задумал построить дом. Он последовательно становится архитектором, инженером, строителем, дизайнером, владельцем, жильцом, потом, может быть, рекламным агентом, продавцом и т.д. Созданный по ?образу и подобию? Творца, он в акте творчества ?тот, кем он будет?. Конечно человек ограничен (размерами участка, бюджетом, законодательством и т.д.), в отличие от Творца, который, выбирая для себя роли, не ограничен никакими аспектами нашего материального мира.

И последнее: обратили ли вы внимание, что Элохейну очень напоминает мусульманского Аллаха, то есть налицо прямое заимствование у евреев. Это не повод для упрёка, просто неплохо было бы, если бы мусульмане получше знали свои корни.
Что же касается христиан, то они всегда пытались прочитать четыре буквы имени Бога. Поскольку Тора написана без огласовок, то поле для домыслов здесь оказалось широкое: четыре буквы были прочитаны как Егова, Яхве, Ягве, Йахве... Чтобы было понятнее, как рождались эти имена, запишем названные четыре  буквы на латинице: Y H W H.
Зная запрет на произнесение этих четырёх букв, по-моему, становится понятнее заповедь: "Не произносите имени Бога!.." Ранее, когда существовал Храм, имя Бога произносилось один раз в году первосвященников в праздник Йом Кипур, причём происходило это у него непроизвольно.

Жаль, что в воскресенье не будет Ликбеза, можно было бы поговорить подробней. Но доживём до следующего воскресенья! доживём интересно и плодотворно! От всего сердца вам этого желаю!
Ваш Л. Ш.

Keine Kommentare: