Donnerstag, 21. Mai 2009

БЕМИДБА

Шалом, друзья!

 

На сегодняшнем листке календаря 21-е мая, на еврейском – 27-е Сивана. Что нас ждёт в конце «нашей» недели и в начале еврейской?

 

Во-первых, завтра День Иерусалима. Это очень важная дата в жизни нашего народа, потому что Иерусалим –  один из столпов, на которых зиждется еврейское мировоззрение. Я могу много рассказать об этом городе и его роли в судьбе нашего и других народов, но давайте оставим это Еврейскому ликбезу и нашей гостье из Израиля. В субботу с прогрмаммой «Поклон тебе, свяитой Иерусалим» в общине выступит Людмила Шапира. Начало в 17 часов. Входной билет стоит 4 евро, для членов общины, как всегда, 50%-ная скидка.

Надо, наверное, сказать несколько слов об исполнительнице. Она поёт, как общеизвестные произведения, так и собственные песни, к которым пишет и тексты, и музыку.. Её песни звучат на русском, иврите и идише.  Кроме того талант гостьи дополняется ещё тем, что она сама себе аккомпанирует на фортепиано.

Людмила родилась в Саратове, , училась музыке в Ленинграде, работала в Красноярске. Уже 14 лет живёт в Израиле.Выступала с концертами в Австралии, Словакии, Литве. В Германии.её концерты прошли более, чем в 70-ти городах. И везде с успехом. В репертуаре Людмилы более 300 песен. Какие она выбрала для концерта в Оберхаузене, я не знаю. Знаю только, что лейтмотивом вечера, как мы договаривались, пройдёт тема Иерусалима.

 

Но я забежал вперёд. До субботы будет ещё пятница. У нас встреча Шаббата с кантором Ювалем Адамом. Для тех, кто ещё не бывал на таком мероприятии, сообщаю, что примернов течение часа проходит богослужение, которое представляет собой, в основном, пение прекрасных мелодий, написанных на тексты молитв, пиютов и псалмов, а также очень краткий рассказ о недельной главе. Потом проходит совместный ужин (мы просим не приносить мясные блюда – полагаю, что такое воздержание раз в месяц приносит пользу и физическому, и нравственному здоровью), на котором проходят различные выступления, проводятся конкурсы, в общем, как и полагается, проходит развлекательная программа, центром которой остаётся общение.

Начало встречи в 18 часов.

 

Ещё в субботу пройдёт эксукрсия в Золинген. Елена Банд приготовила интересный рассказ обо всём маршруте и, в частности, о замке графов Берг, который также включён в экскурсионный план этого дня. Сбор желающих в Дюссельдорфе у центрального расписания в 10 часов. Полагаю,  что число людей, желающих активно знакомиться со страной нашего проживания, и на сей раз будет не очень велико, хотя задача, которую ставит перед собой наш эксукрсионный клуб, благородна. Тем не менее, те, кто поедут в Золинген, узнают много нового, вырвутся из повседвной обстановки, активно и в компании соотечественников проведут несколько часов этого выходного дня. Но о поездках я ещё скажу пару слов. А пока переходим к воскресенью.

 

В воскресенье, как всегда, в 15 часов будет Еврейский Ликбез – я ещё не решил, какой теме будет посвящено занятие. Но оно будет обязательно полезным. И по-возможности интересным.  

 Затем пройдёт заседание клуба «Spiegel». Опять же мне неизвестны, какие темы приготовили Карин и Барбара, но знаю, что они (темы) тоже всегда полезны и интересны. Начало в 16.30. То есть как раз сможем после завершения Ликбеза спокойно перейти к следующему мероприятию. Тем более, что будут люди, которые придут только на «Spiegel», хотя жаль – оба эти клубанеобходимы практически  каждому нашему человеку, не знающему ни Германии, ни иудаизма.

 

Вернусь к теме экскурсий. 16 июня наша община планирует организовать поездку во Франкфурт. С Леонидом Раевским, который зарекомендовал себя опытным, вдувчивым и интересным экскурсоводом. Поездка будет автобусная, однодневная. Её стоимость – немаловажный вопрос –  28 евро, то есть в пределах нормы. Правда, цена может уменьшится, если мы соберём в поездку больше 30 человек. Но этим минимумом мы должны собраться, чтобы поездка вообще состоялась. Почему мы выбрали Франкфурт? Во-первых, это нетрадиционная экскурсия, которую другие экскурсионные бюро практически не предлагают. А жить в Германии в 200 километрах от этого самого высокого города Европы и не повидать его, было бы неправильно. Во-вторых, помимо взгляда на сам город, мы сможем заглянуть в его еврейскую историю. Согласитесь с тем, что нужно знать её – ведь мы приехали жить сюда вместо уничтоженного немецкого еврейства. И мы постепенно становимся уже им – немецким еврейством, по-крайней мере, наши дети уже оно. Давайте не отставать от них. В любом случае во Франкуфурте мы сможем увидеть Еврейский музей, который является уникальным для Германии. Экскурсии с Леонидом Раевским всегда всем нравились. Наша поездка не станет исключением.

Чтобы записаться на неё, надо позвонить по одному из телефонов 38 62 987 или 38 62 988 и оставить свои координаты. Не забудьте, что 16 июня – это вторник, то есть работающие с нами не смогут поехать. Но я, например, планирую взять на этот день отпуск, чтобы не пропустить возможность вновь увидеть Франкфурт, в котором я был лет 14 назад.

 

Ещё одна информация, правда, куда более «ближняя». На следующей неделе – праздник Шавуот – праздник, посвящённый тому, что наш народ получил Тору с её 10-ю заповедями. Мы планировали его проведение в большом помещении, и оно уже было даже снято, но потом соображения о том, что нам будет уютнее в нашем собственном доме, перевесили. Короче, в следующую субботу, 30 мая в помещении общины будет проходить празднование Шавуота. Чтобы не застать нас врасплох с чересчур большим количеством гостей, как, впрочем, и с чересчур малым, просим записаться по вышеназванным телефонам. Там вам ответят и на возникающие вопросы. Пока же могу сказать, что нас ждёт танцевально-развлекательная программа. Но главное заложено в названии вечера – «Вместе!», и это действительно самое важное – в праздники евреи должны быть вместе. Хотя бы в праздники.

 

Напомню, что в эти дни принято есть молочную пищу, а также употреблять много зелени. Помню, в нашей семье всегда готовили кныши с творогом и другими наполнителями молочного происхождения, куда вкладывали много укропа, петрушки, зелёного лука. Было вкусно и запоминалось. Хоть так запоминался праздник, ведь его смысл наши отцы нам особенно не рассказывали: то ли сами не знали, то ли боялись просвещать детей, понимая, чем это грозит при советской власти. По крайней мере, зная суть праздника, недельных глав мы не читали. А глава следующей недели именно этому и посвящена. Называется она, как и вся четвёртая книга Торы,

 

БЕМИДБА,

 

Что переводится как «В пустыне». Христианское название этой главы – «Числа», наверное потому, что речь в рней идёт об исчислении народа. Но в пустыне – оригинальное название. Ведь Тора была дарована именно в пустыне. Почему, кстати, в пустыне? Во-первых, Синайская пустыня была ничьей территорией, и каждый желающий мог беспрепятственно туда прийти, чтобы получить Тору – формальность, а соблюдена: ведь, если бы она вручалась не на нейтральной территории, а, скажем, в Израиле, то другие народы могли бы сказать, что они обойдены вниманием и Тора предназначалсь только евреям. Это не так, и сегодня любой человек может прийти к Торе. Во-вторых, желающий изучать Тору должен, как перед пустыней, стремиться к смирению. Что такое смирение? Это осознание своей малости, что явялется гарантией счастливой жизни  Конечно, не всё так однозначно, потому что человек одновременно является и великим, но и малым безуслвно тоже. Что же даёт смирение? Во-первых, для изучения науки, в том числе Торы, надо обращаться к людям, превосходящим тебя знанием и мудростью. Высокомерный же не принимает советов и наставлений от других людей.

Во-вторых, тот,  кто убежден в своем превосходстве, не станет напрягать силы ради выполнения предписаний, которые придуманы нашими мудрецами и которые кажутся ему незначительными.

В-третьих, смиренный человек все время пересматривает свои поступки, чтобы исправить сделанные ошибки. Высокомерный же глух к любым упрекам и не способен к самокритике. Поэтому зачастую он неисправим.

В-четвёртых, смиренный человек наслаждается жизнью, не обращая внимания на материальные обстоятельства; высокомерный же всегда недоволен своим жребием. Самодовольный человек убежден, как правило,  в том, что ближние его в долгу перед ним за его таланты, свершения или заслуги. Если он недостаточно вознагражден признанием или деньгами, он будет страдать от недовольства и разочарования.

В-пятых, если несчастье постигает высокомерного человека, он возмущается и негодует. Смиренный же может превозмогать беды, неудобства, жизненные неприятности и удары судьбы.

Смиренный человек имеет друзей, влюбленный в самого себя — нет. Он не может простить тех, кто обидел его или обращался с ним недостаточно почтительно; поэтому ему трудно ладить с другими.

«Смирение» - слово, казалось бы, не из «нашего репертуара». Тем более, что словари определяют его как «готовность подчиняться чужой воле». Но в еврейском понятии в отношении Торы– чужая воля – это многовековый жизненный опыт, накопленный нашим народом. И если принимать его осмысленно, то смирение будет в ладу с собственной волей. А то, что этот опыт будет осмыслен и принят, сомения у меня не возникает – знакомство с иудаизмом даёт право утверждать это. Да и знакомство вообще с жизнью. Так, воспитывая своих детей, мы не подвергаем ревизии те ценности, которые выработало человечество и которые были донесены до нас нашими родителями – мы уверены, что воспитываем правильно и требуем от ребёнка смирения. Мы – те же дети, которые не получили своевременно этих правил. Но можем получить их теперь.

Этому способствует ещё одна характеристика пустыни – её пустота. Интеллект еврея, прежде, чем в нем смогут укорениться идеи иудаизма, должен быть подобен пустыне, т. е. чист от всякого чуждого. С советскими евреями так не получается – в наших головах столько намешано, что сами разобраться не можем. Тем больше чести тем, кто смог всё-таки подойти к иудаизму с незашоренными глазамаи и любознательным сердцем. Чего себе и всем вам желаю.

 До встреч в Либеральной общине!

Ваш Лев Шварцман

 P. S. Пожелание хорошей недели включает в себя использрование возможности просмотра пао немецкому телевидению передач на еврейскую тему, которые нам любезно предоставила Карин. А именно:

27 мая, это среда по ARTE в 23.30 пройдёт программа "Free zone- road movie aus Israel".

На следующий день, в четверг 28 мая по каналу Bayr.R. в 16.45 будет выступать Елена Горелик (о ней писала "Делет"). Передача называется "Vermittlerin zwischen den Kulturen".

 

 

 

 

Keine Kommentare: