Donnerstag, 28. Mai 2009

НАСО

Друзья, шалом!

Что было на истекшей неделе? Главное, чем для меня она отмечена – это годовщина концерта, который дала наша община к 60-летию Государства Израиль. Это был замечательный концерт, и очень жаль, что есть такая помеха, как смерть – только она смогла уничтожить дело наших рук, в первую очередь, Александра Левина. Его талант невосполним. Бесконечно жаль, что не существует больше оркестра «Кешет», никогда не будет звучать еврейская музыка в прекрасном исполнении оркестра Александра Левина. И если бы он смог возродиться, то безусловно носил бы его имя.

На прошедшей неделе был концерт израильтянки Людмилы Шапиро, обладающей прекрасным голосом, пишущей интересную музыку. Приятно было услышать известные и новые еврейские мелоди, в первую очередь об Иерусалиме. .

И всё остальное было по плану. По плану пройдёт и следующая неделя. Напомню о ней.

Завтра, в пятницу, как всегда, встреча «При свечах». (чуть не написал «свеча при встречах»). В последний раз в этом сезоне она начнётся в 17 часов. В новой газете будет сообщено, что время мероприятий сдвигается вперёд на полчаса. Кстати, газета почти свёрстана – но появится она, очевидно, лишь во вторник. Но обо всех мероприятиях июня читатели будут своевременно проинформированы. А потом, на время школьных каникул, у нас будет перерыв в работе.

Но вернёмся к предстоящей неделе. Значит,  в 17 часов соберутся те, кто хочет обязательно провести пятничный вечер не так, как всегда, то есть не включая телевизор, отрываясь от будней и желая общаться с единомышленниками.

В субботу в 13 часов – немецкий язык. Я не упоминаю о занятиях в русской школе, потому что по-сути – это будет последнее занятие: 6 июня будет завершающий праздник. Потом каникулы.

Ну и главное: в субботу в помещении общины будет проведён праздник Шавуот. Это -День рождения морали, нравственности. День рождения десяти заповедей. Шавуот – праздник, который занесён в Тору. Это значит, что его нужно обязательно праздновать. Заповедь празднования лежит на каждом еврее.Кстати, сколько человек вместится в помещение нашей общины? У нас было снято большое помещение на этот день, но, честно говоря, я от него отазался – не хотелось, чтобы мы выглядели вишенкой в кастрюле компота. А это исключить нельзя – на последниках праздниках все присутствующие помещались в родном помещении. Поэтому мы остановились на нём. Опыт у нас есть: в большем помещении мы будем ужинать, во втором – танцевать. Само собой, и там, и там будут проводиться конкурсы, игры, лотерея...В обоих залах будут проходить концертные выступления. Приходите, друзья, но не забывайте всё-таки записаться по тел. 0208 – 38 62 987 – это поможет поудобнее разместиться.

Ещё одно: в течение многих лет у нас сложилась цена входного билета на праздники в 6 евро (для членов общины – 3). Но на сей раз есть возможность эту стоимость резко снизить – вход будет в эту субботу стоить 2 евро, а для членов общины 50%, то есть 1 евро. Я понимаю, что (разумная) цена для исполнения заповеди не должна иметь большого значения, но всё равно – приятно. Хочу напомнить, что мы - не коммерческое предприятие, и заработать на наших же соплеменниках не намерены. Но мы и не благотворительная организация, более того, у нас нет для этого никаких финансовых возможностей. Так что, приходите и не думайте о меркантильном в этот день. Важно, что мы будем «Вместе!». Это, мне кажется, главное.

Кстати, сегодня разговаривал с одним алевитом (кто не знает, когда-нибудь расскажу об этом народе), который сожалел, что его соплеменники не такие, как евреи. По его представлениям, евреи - всегда горой друг за друга, всегда держатся вместе. Хотите честно? Я думаю, что это миф, рождённый когда жили наши отцы и деды. Если посмотреть на нас, то вывод можно сделать прямо противоположный: даже в праздники мы не хотим быть вместе. И ещё: я был пару недель назад для подготовки одного городского мероприятия, в котором будем принимать участие и мы, в общине алевитов. Само собой, они не получают никакого финансирования, и существуют только за счёт членских взносов. Из этих денег они оплачивают помещение и несут все расходы общинной жизни. Естественно, я поинтересовался о том, каков размер взноса? Мне ответили – 10 евро в месяц. Тогда я спросил, сколько платят получатели социальной помощи, и услышал, что именно они платят 10 евро. А работающие – несравнимо больше. И членов общины у них не меньше, чем у нас, и число жителей сопоставимое. Вспомнил, как о выходе из нашей общины заявило сразу несколько человек, которым мы напомнили о том, что надо бы погасить задолженость. Хотя у нас 2 евро в месяц, но, видать, это очень много для  того, чтобы быть «Вместе!». Так что те же алевиты завидуют нашей сплочённости и дружбе. А я завидую им.

Начало праздника Шавуот в 16.30.

В воскресенье у нас заседание киноклуба. Его новые  ведущие всегда выбирают фильмы значимые, которые стали событиями в киножизни. Так, один из фильмов в воскресенье завоевал восемь «Оскаров». Это «Милионер из трущоб» - лучший фильм последнего американского кинопраздника. Второй фильм «Чтец» - у него «Оскар» за лучшую женскую роль. Это фильм немецкого режиссёра, его работа стала гордостью немецкого кинематографа..Прийти стоит. Наш киноклуб является хорошей альтернативой киномакулатуре, которая заполняет российский телеэкран. А в немецкие кинотеатры мы не ходим. Если смотреть на нас, то правы были те, кто говорил, что будет сплошное телевидение, а кино умрёт. Для нас оно уже умерло. Но давайте продлим его агонию – большой экран, особая атмосфера кинозала ( у нас не шуршат поп-корном), и, главное, обмен мнениями (чаепитие при этом вторично).

Вот и все мероприятия мая. Хотя я ещё не упомянул о Еврейском Ликбезе. У тех же алевитов, это совершенно точно, на подобные занятия ходит человек 70. Секрет тот же: они хотят занть свои корни, им жаль растерять то, что их предки изобрели. Хотя слово «изобрели» подходит лишь частично. Выстрадали – вот точное слово. И к нашим праотцам оно тоже относится в полной мере. В полнейшей Давайте знакомится с выстраданным. Я не знаю, какая тема станет главной в нашем воскресном разговоре. Так в прошлый раз я собирался говорить о той главе, на которой мы остановились, да решил пару слов сказать об Иерусалиме, чей день мы накануне праздновали. Да так и не дошёл до главы – Иерусалим тема бесконечная. Так что вернёмся к главе. Хотя чего это я? Конечно же, мы будем говорить о Шавуоте. Есть такая традиция – в Шавуот беседовать о Торе всю ночь. Какая ночь, если мы не можем выходным днём на один час собраться!? Но попытайтесь прийти, рассказ точно будет о Шавуоте, его философии. У нас получится точно так, как описано в Торе: евреи сказали сделам и запомним! То есть выполним заповеди, а потом поймём, что они значат? Да, Традицию надо понимать и исполнять. Но если не понимаем, то исполнять нужно и без этого, Поэтому и стоит на первом месте исполнение.

К главе нашей мы ещё обязательно вернёмся. Будем догонять остальное еврейство. А оно сейчас будет читать парашу

НАСО

В ней есть много интересных моментов, я же хочу остановиться на одном. На церемонии, которую трудно не назвать дремучей, если глядеть из сегодняшнего дня. Судите сами. Бог учит Моисея, что если муж заподозрил жену в неверности, то он может привести её к раввину - тот даст ей выпить специальной жидкости, и, если она не изменяла, то ничего не произойдёт, а если грешна, то живот её опухнет. И позор её станет публичным.

Первое, что приходит в голову – чистая психология и самовнушение. И действует это только на невежественных людей, которых было полно в древности. Но скажите, чем отличается этот способ от современного детектора лжи? По сути, ничем.

Наши праотцы были озабочены тем, чем и мы сегодня. Адюльтер и ревность всегда были важными составляющими человеских отношений. Счастливых или убийственных. Поэтому в Талмуде есть целый трактат, посвящённый этой важной теме. Но вернёмся к страшной процедуре.

Во-первых, жена могла в любой момент без объяснений отказаться пить эту горькую воду. В этом случае она не объявлялась виновной, но её брак, по желанию мужа, мог считаться расторгнутым. Она не могла выйти замуж повторно за своего нынешнего супруга, а также за того, кто подозревался в любовной связи с ней. При этом она будет считаться честной женщиной и хулить ее будет запрещено.
 Во-вторых, только муж, который сам чист, может просить раввина о такой процедуре.
«Мужчина будет чист от греха, тогда та женщина будет отвечать за свой грех». Если муж (внимание!) когда-либо нарушал чистоту своей семейной жизни - даже не будучи пойман! - и даже (опять внимание!) не с этой женой(!) - горькая вода на его жену действовать не будет, и он об этом предупреждался.

 В-третьих, если жена благополучно проходила эту унизительную публичную процедуру, то и  оправдание её должно было быть публичным. .Надо полагать, что в этой семье жена уже до самого конца играла первую скрипку. И муж должен был понимать это. Либо семья, избавившись от подозрений, становилась прочной. Сама церемония являлась в конечном итоге своеобразным психоаналитиком, который помогает современной семье.

Надо ли сегодня, когда мы говорим о вечности Торы, прибегать к этой процедуре? Нет, конечно. Хотя психологически она была выверена точно. В наши дни она действовать не будет, хотя изменились только методы, но не их суть. Но из Торы мы можем вынести понимание важности этой проблемы для счастья семьи. И необходимость поиска методов её укрепления.

На этом позвольте проститься. Об остальном мы договорим в Еврейском Ликбезе. А пока – до встречи на мероприятиях общины «Перуш»!

Ваш Лев Шварцман

Keine Kommentare: