Dienstag, 16. Juni 2009

БЕХААЛОТХА

Шалом, друзья!

 

Глобальное потепление совершено не отражается на температуре наступившего или наступающего лета. То, что я заговорил о погоде, совершенно не подтверждает избитой мысли о том, что нам не о чем поговорить. Просто, сейчас раннее утро четверга, я выглянул в окно и увидел то, что видим мы все в последние дни: хмурое утро холодного лета 2009-го года. А говорить нам есть о чём. Хотя бы о «подступающей» главе Торы

 

БЕХААЛОТХА

 

Это переводится как «Когда вспоминаешь». На этих страницах Торы происходит много событий, о которых мы будем подробно говорить на «Еврейском Ликбезе». Сейчас же я коснусь только одной темы: ухода тестя Моисея из лагеря евреев. Они, кстати, год провели у подножья Синая, получая всё новые заповеди. И уйти они захотели – давайте смотреть правде в глаза – потому, что не хотели ещё большего количества заповедей. Их психологию можно понять – великое поколение пустыни состояло всего лишь из людей с их слабостями и пороками. И Тора никогда этого не скрывала. Вот и сейчас она рассказывает, как люди потребовали у Моисея, а по сути у Бога, мяса – манна небесная им приелась. Но об этом – на Ликбезе, а сейчас вернёмся к тестю. Напомню, что его звали Итро, что он присоединился к евреям, хотя им не был, но еврейское стремление к справедливости ему так понравилось, что он принял иудаизм. При этом он получил новое имя – Ховев, что переводится как «возлюбивший Тору». И вот в 2249 году от сотворения мира, то есть 3520 лет назад, он заявляет Моисею, что возвращается к своему народу. И как Моисей его ни убеждал, он не соглашался оставаться. Моисей ему обещал Иерихона – ведь Итро не принадлежали ни одному из колен и надела в Израиле не получил. А Иерихон не вошёл ни в чьи земли. Сделано это было для того, чтобы, когда будет построен Храм, в качестве компенсации то колено, на чьей земле он будет стоять, получило Иерихон, то есть землю, принадлежащую всем.. Таким образом, Храм считался бы общим достоянием. Вот и обещал Моисей эту землю отдать Итро до того времени, как будет построен Храм. Но Итро не согласился. Он хотел вернуться в родные края, чтобы там людей, в первую очередь, своих родственников и друзей, обучать иудаизму. Его мотивы понять и одобрить можно. Тем более, что у него оставались там денежные долги, которые он обязательно хотел вернуть.

Моисей же видел большой вред, который будет нанесён идее иудазма, если Итро уйдёт. Ведь истинные мотивы его поступка не будут всем известны, и люди будут думать, что Итро ушёл, потому что разочаровался в иудаизме. Именно в это время начало складываться отношение евреев к тем, кто принял иудаизм. А отношение это очень сердечное – к герам относятся лучше, чем к евреям по рождению. Впрочем, мы об этом уже говорили.

В качестве компромисса было решено, что Итро уйдёт, а его сыновья останутся. И уже внуки Итро вошли в Эрец Исраэль через, получается, 39 лет.. Более 400 лет, пока не был построен Храм, они, а затем их потомки, жили в Иерихоне. Но они всегда стремились к духовной работе, а не к земледельческой. И в конце концов, многие из них стали большими знатоками Торы. Среди них были впоследствии даже члены Синедриона – Верховного суда Израиля.

 

В общем, насыщенная событиями глава на этой неделе. Когда у нас будет Свиток Торы, который мы будем читать по субботам? На этот вопрос нет ответа. Знаю только, что это обязательно произойдёт. Пока же у нас другие мероприятия.

 

Сегодня в 16.30 начнётся клуб «Бекицер». Напоминаю, что его тема будет очень неожиданна. И вызовет к жизни, уверен, полярные мнения. Мне  не терпится назвать её, но уж утерплю, не стану нарушать законов жанра. Кстати, интересно, разгадал ли кто-то простенько зашифрованное в газетном объявлении название темы. Приз победителю, как и было обещано, будет вручён на мероприятии.

 

В пятницу в 16.30 встреча «При свечах». Всё на ней будет, как обычно. Хотя будут и новинки. Одна из них – в соседнем помещении соберутся подростки. От 10 лет. Их клуб мы назвали «Арие». Это переводится как «лев» - древний символ еврейского народа. Мы просим всех бабушек, дедушек, не говоря уже о папах и мамах, привести детей на эту встречу – они получат в этом клубе много полезного и интересного. В первую очередь, национальную самоидентификацию, а это, безусловно, самое важное в любой диаспоре, тем более в нашей. В общем, если ваши дети не могут сами прибыть в общину, то приводите их: они будут среди своих сверстиников, а вы – среди своих. Все будут в выигрыше.

 

Если мы заговорили о подростках, то я решил напомнить о летнем лагере, срок записи в который истекает. Обидно будет, если наши дети не окажутся среди тех, кто полноценно проведёт 10 – 14 дней на границе Германии, Франции и Люксембурга. Вы помните, что в лагерь принимают детей с 8 лет? Напоминаю об этом, чтобы заверить в надёжности и безопасности пребывания там. Руководит лагерем опытная израильтянка, которая отвечает за молодёжное движение в Союзе прогрессивных евреев. Пребываение в лагере организовано так, что никаким «происшествиям» нет места. Чем раньше вы пошлёте ваших детей в лагерь, тем раньше они станут самостоятельными.

Это совсем не религиозный лагерь: ведь главное правило либерального иудаизма – каждый берёт нас ебя столько религиозных заповедей, сколько хочет и может. Конечно, празднуется национальный праздник –день Шаббат. Конечно, происходит ненавязчивое знакомство с еврейской традицией, но всё это неназойливо, всё нравится детям. Знаю об этом из многочисленных рассказаов побывших там детей, в первую очередь, моего среднего внука, который последние годы не пропускает ни одного заезда: ни летнего, ни зимнего.

 

В субботу у нас в общине Литературный салон. Ирина Борисовна Глушкина подготовила рассказ об Анне Франк. В его основе, насколько я знаю, известный дневник героической девочки, но его полная безкупюрная версия. Я сказал «девочки» - ей послезавтра исполнилось бы 80 лет. Ведущая Салона старше её на 5 лет.  Напоминаю, что Ирина Борисовна – очень интересная рассказчица., полагаю, что встреча станет запонающейся.

 

В воскресенье, как всегда в 15 часов, Еврейский Ликбез – это будет последняя встреча перед каникулами. Конечно, каникулы начинаются 1-го июля, но мне приходится на 10 дней раньше уехать в отпуск – он был запланирован много месяцев назад. О чём мы будем говорить на Ликбезе? Пока не знаю, часто я решаю это в последнюю минуту. Если не возникнет никакой актуальной темы, то будум говорить об очередной главе Торы. Той, на которой мы остановились в прошлый раз.

 

В этот же день пройдёт ещё третья встреча в цикле «Кумиры прошлых лет», который ведёт Елена Абрамовна Захарова. Интересно, судя по отзывам и анонсам, ведёт. Так получилось, что ни её первого рассказа об Оскаре Строке, ни второго – о Клавдии Шульженко, я не слышал. На сей раз ничего не должно помешать послушать её изложение судьбы и творчества Вадима Козина, певческого кумира, сгинувшего в сталинских лагерях.

 

Кажется, всё. Хотя ещё раз напомню, что запланированная поездка во Франкфурт висит на волоске – группа собралась почти полностью, но сроки подтверждения поездки почти прошли. Всё это выяснит Белла Горбачёва, она занимается организацией поездки, завтра – сегодя выходной. Надо сказать, что к нам присоединяется группа людей из либеральной общины Унны. Так что поездка может стать вдвойне интересной. Кто ещё колеблется, присоединяйтесь.

 

Теперь окончательно всё.

Полноценных выходных вам и удачной недели! Второе в какой-то мере связано с первым.

 

Ваш Л. Ш.

Keine Kommentare: