Dienstag, 16. Juni 2009

НАСО – 2

Шалом!

 

В очерёдности чтения глав Торы иногда происходит разнобой. Он вызван, как я уже писал однажды, разным подходом к чтению сдвоенных глав, а также тем, что в Израиле и диаспоре, бывает, читаются различные главы. Так на нашей истоической родине в предстоящую субботу будут читать главу «Бехаалотха», а  диспоре – «Насо. Потому что в диспоре Шавуот совпал с субботой и в этот день читались специальные праздничные отрывки. Мы же говорили об «израильской» главе. Чтобы войти в «нужный ритм» назовём сегодняшнюю рассылку по диаспорской главе, но присвоим ей номер:

 

НАСО – 2

 

Напомню, что неделю назад мы говорили о Соте — процедуре, происходившей, когда муж подозревал жену в неверности.

Ещё в этой главе говорится об именах ниисим – предводителей колен. Надо сказать, что комментарии к сегодняшней главе занимают в Талмуде два больших тома. Поэтому, говоря об именах, мы можем только «лизнуть» тему – уж слишком она обширна.

Наши мудрецы утверждают, что у каждого имени есть глубокие скрытые значения. Каждое имя говорит нам о характере того человека, который его носит. Если Тора называет кого-нибудь "бея" (сын такого-то), то имя отца приоткрывает сведения о характере или поведении сына. Некоторые из наших мудрецов знали, как угадывать характер человека по его имени.

Вот один из мидрашей. Рав Меир: услышав чье-нибудь имя, мог судить о характере этого человека. Однажды в ешиву поступил ученик по имени Кидор. "Остерегайтесь его!" — посоветовал он остальным ученикам.

- Ребе, — возразили они, — он изучает Тору; с чего бы это нам подозревать его?

- Послушайтесь меня, — настаивал р. Меир, — и будьте осторожны.

Однажды ученики пошли в купальню, оставив свои одежды.

Когда они вышли оттуда, то увидели, что пропали  все их пожитки. Пропали вместе с Кидором.

Когда ученики пришли на занятия, р. Меир заметил, что на всех другая одежда.

- Почему вы все сегодня переоделись? — спросил он. И ученики рассказали о том, что с ними приключилось.

- Разве я не предупреждал вас? — сказал р. Меир. — Вам не следовало доверять ему.

- Ребе, — поинтересовались они, — как ты смог узнать об этом сразу, как только тебе представили его?

- Очень просто, — ответил р. Меир. — Я догадался об этом по его имени. У имени Кидор есть скрытое значение, ибо сказано: "Ки дор таафухот эйма — род развращенный они" (Дварим 32:20).

Вы скептически улыбнётесь и скажете: «Сказка!». Не знаю. Однажды мне нужно было заключить важный договор с одной организацией. Я решил навести справки о её руководительнице и спросил приятеля – журналиста, не знает ли он её. Он мне ответил:

- Я близко её не знаю, но я знаю её девичью фамилию – Объедкова. Человек с такой фамилией не может быть порядочным.

Так оно и оказалось. Совпадение? Нет, я поверил приятелю, что фамилии просто так не даются, они отражают часто суть человека. И Объедковым просто так не назовут. А первые Объедковы передавали свои гены последующим поколениям.

С именами, конечно, дело обстоит сложнее, но они тоже прочно связаны с личностью их носителя. Конечно, не последнюю роль в этой связи играет психология, но не только она. А несоответсиве имени личности часто исправляется путём присвоения псевдонимов. Вот классический пример. Каким вы себе представляете человека с именем Александр Пепликер? Допускате, что это вдохновенный поэт? Сердцеед? Красавец? Вряд ли. Хотя он именно таким и был. И в него были влюблены сотни красивых женщин. Правда, весь Израиль знал его под именем Александр Пэн, и у вас, убеждён, складывается совершенно другой образ. Таких примеров можно приводить много. Смена имени означает частично смену личности. Аврам стал зваться Авраамом. И эта одна буква отразила совершенно нового человека, готового стать автором и реализатором грандиозной идеи – единобожия и торжества справедливости. То есть того, что теперь называют иудаизмом. Это же касается и его жены Сарай, ставшей Сарой.

В имени человека скрыта энергия добра и зла. К сожалению, родители часто выбирают имя только по его звучанию. А о прекрасной еврейской традиции – давать имена ушедших в мир иной родственников – забывают. А ведь имя передаёт в какой-то мере часть личности того, кто его носил. И сохраняет память о живущих на земле, а это, может быть, самое важное в том, что нас делает людьми.

В Каббале есть много мистического толкования имён. Есть и такая её часть как нумерология ономастики. Эта тоже интересная вещь, но поговорим о ней как-нибудь на Еврейском Ликбезе.

Очередной будет в ближайшее воскресенье. На последнем занятии мы читали книгу Рут. С комментариями, конечно. И касались, само собой, основной темы книги – отношения к тем людям, которые приняли иудаизм. Тема актуальная, как и три тысячи лет назад. Когда в эпоху Судей писалась эта книга. Тема и деликатна, и нам надо её знать, чтобы правильно, а это значит сердечсно, относиться к тем, кто добровольно примкнул к нашему народу. А такие случаи не минуют и нашу общину. Причём, в скором времени.

Но вернёмся к меропритиям. Ликбез будет в 15 часов. Больше ничего в воскресенье не запланировано. Причина проста: наша газета – основной источник информации – вышла по разным причинам только 2 июня. (Газету можно получить во всех русских магазинах, а также в общине). Это значит, что не все, кто заинтересован, смогли бы своевремено узнать о проводимых меропритяих. Поэтому отдохнём друг от друга в эти выходные. Отдохнём лишь в какой-то мере. Потому что кое-что всё0таки пройдёт. Поэтому вернёмся на день раньше - в субботу. Здесь тоже ничего неизвестного не предусмотрено: немецкий язык в 13 часов. А вот в русской школе занятий не будет. Вернее, они будут носить праздничный характер. Потому что в этот день завершается учебный год, и дети смогут показать родителям и всем заинтересованным то, чему они научились за 9 месяцев. Это будет открытый урок и одновременно концерт: вокальный ансамбль, танцевальный коллектив, пианисты, чтецы  смогут продемонстрировать умения и навыки. Будет устроена выставка детских художественных работ. Всем, кому это интересно, а также тем, у кого есть дети и внуки, не посещающие пока русскую школу, рекомендуется прийти в этот день в общину. Вернее, в немецко – русско – еврейский Центр «Трио», при котором и создана шкрола «Кенгу.РУ». Для младших детей праздник начнётся в 10.30, для тех, кто постарше – в 12.00.

Вернёмся ещё на один день назад, в пятницу. В 17.30 встреча «При свечах». Получатели этих писем уже наизусть знают о порядке проведения встреч. Но вот их суть непредсказуема. Да и форма будет постоянно обновляться. И обратите внимание на то, что летом эти встречи будут начинаться на полчаса позже. Приходите общаться!

На что ещё хочу обратить ваше внимание? Ах, да, на попытку организации экскурсионной поездки во Франкфурт. Она пройдёт 16 июня (это вторник). Все подробности мы сообщим позже, когда будем знать время и место выезда. Он будет из Оберхаузена, возможно, также из Мюльхайма и Дуйсбурга. Тем, кто намеревается поехать в эту интересную экскурсию с Леонидом Раевским – его знают все, кто путешествует либо читает «Еврейскую газету» - надо, как можно быстрее записаться по телефону 0208 – 38 62 987 (это община). Быстрее – потому что мы дней через 5 должны уже дать все данные. Надеемся, что группа соберётся. В противном случае будут разочарованы те, кто экскурсию организовывает, а это может лишить нас в будущем их энтузиазма. Не хотелось бы...

И ещё об одной записи: в Еврейские лагеря. Как можно больше представителей подрастающего поколения (от 8 до 18 лет) должно воспользоваться возможностью отдохнуть в либеральном еврейском лагере, который будет проводиться на сей раз в Заарланде. Я знаю по отзывам тех, кто там уже побывал, что лагеря проходят прекрасно. Одного из моих внуков, который был разочарован пребыванием в ортодоксальных лагерях и которого пару лет назад мне с трудом удалось уговорить поехать в либеральный, теперь отттуда никакими силами не оттянуть. Там вправду интересно, познавательно и полезно. Так утверждают ВСЕ дети и их родители. Вот и призываю вас, уважаемые папы и мамы, уважаемые бабушки и дедушки, обязательно отправьте ваших, пусть даже и сопроотивляющихся, детей в лагерь. (тогда станете  многоуважаемыми). Конечно, это стоит денег. Но для тех, кто работает, еврейское развитие детей - прекрасное вложение денег, а для тех, кто зависит от социальных пособий, есть возможность получить помощь. Причём, в разных городах эта возможность и размеры помощи разные. Будем обсуждать в каждом конкретном случае.

Чтобы записаться в лагерь, надо обратиться ко мне (0208 – 93 75 229 или 0176 – 615 - 76 566). Процедура оформления достаточно проста.

Помимо либерального есть ещё лагерь Конгресса русскоязычного еврейства, чьим членом наша община является. Судя по отзывам – туда тоже ездили наши дети – этот лагерь по-своему хорош. Просто, я его меньше знаю, и находится он далековато, под Берлином. Но если есть желание, то его ворота тоже широко открыты для наших детей.

И ещё о детях. У нас начинает на более регулярной, чем до сих пор, основе работать подростковый клуб, который мы назвали «Арие» - это означает Лев, и это один из символов иудаизма. Скорее даже он должен зваться «Львёнок», правда, не знаем пока, как это будет на иврите, а на немецком тоже непонятно, как одним словом назвать дитёныша льва? Но неважно. А важно, что 12 июня (это пятница)  в 17.30 пройдёт первая встреча. В принципе мы ожидаем детей от 10 до 16 лет. Что их там ждёт? Сюрпризы. Скажите своим детям об этом и повлияйте на их приход в этот день в общину – не пожалеете. И сами, кстати, можете прийти – попадёте на «Встречу при свечах».

Я бы на этом месте закончил бы, если бы следующая неделя не была насыщена нестандртно. Не знаю, когда мне удастся написать следующее недельное письмо, возможно, что не успею проинформировать вас о меропрриятии, что пройдёт в следуюший четверг, 11 июня. Почему четверг? Потому что это праздничный день, все свободны. Потребуется свобода не только от бытовых и трудовых обязанностей, но и в своих мыслях. А именно они понадобятся в этот день на нашей встрече. Дело в том, что в16.30 пройдёт заседание (ну и слово!) дискуссионного клуба «Бекицер». Я приглашаю вас всех. Тема встречи будет настолько неожиданна и непривычна, что, я полагаю, поначалу она вызовет недоумение: о чём тут спорить? Но увидите, тема раскроется с очень неожиданной стороны. Я её простенько зашифровал в газетном объявлении. Предусмотрен приз тому, кто её разгадает. При наличии большего, чем один, числа удачливых  «расшифровальщиков», среди них будет проведена лотерея. Приз будет вручён на заседании «Бекицера». Итак, приходите, не пожалеете.

Вот и всё. Желаю вам от всего насоса кровеносной системы хороших выходных и радостной недели! Кстати, эта мышца на иврите называется «лев». Так что в продолжение разговора об именах -

Лев Шварцман

Хотя по-русски моё имя, как общеизвестно, означает другое. А если эти два значения объединить, то получится Львиное Сердце. Получается, что мы с Ричардом I – тёзки. Уж не знаю, почему он удостоился такого имени, но не сомневаюсь, что оно ему подходило. Как любая прижившаяся кличка. Кстати, в его правление в Англии произошли еврейские погромы. Хотите верьте, хотите нет, но он наказал виновных. Что для 12-го века кажется почти невероятным. Этим и запомним его.

 

 

 

 

 

 

Keine Kommentare: