Donnerstag, 20. August 2009

Шофтим

Щалом, друзья!

Вот и лето прошло, славно нам в нём бывало... Этим каламбурчиком начнутся мои небольшие заметки в выходяшей на этой неделе «Делете». Они будут посвящены маленькому юбилею в жизни общины – её четырёхлетию. С одной стороны очень скромная дата, с другой – нами проделана огромная работа по объединению евреев округи в одну общность. И общность эта - еврейская. Я думаю, этим сказано всё. Хотя о чём говорить? – наша жизнь протекает на глазах большинства из вас, вы всё видите, знаете и во всём участвуете. Правда, полтора месяца участвовать было не в чем – на время каникул общинная жизнь замерла.По-крайней мере, внешне. Но потихоньку продолжалась социальная работа, руководители коллективов продумывали будущие творческие победы, делегация общины побывала в Берлине на ежегодной встрече либерального еврейства. Количество мест, которое оплачивал Союз было, разумеется, ограниченным – поехали те, кто давно планировал; до сих пор у них это не получалось. А за свой счёт могло поехать любое количество гостей. От нашей общины таких было на сей раз четверо. И я думаю, что никто из нас не пожалел о потраченном времени и деньгах – встреча в Берлине проходит поразительно интересно. Читайте о впечатлениях  троих из группы в выходящей «Делет». Я очень рассчитываю, что ничего не помешает газете появиться уже в конце этой недели. В ней будет будет план работы на остаток августа и сентябрь. Не буду сейчас о сентябре, да и о предстоящих выходных, которые всегда становятся предметом моей «рекламы» говорить много не придётся – в первое время мы раскачиваемся, Хотя уже приступили к работе хор, танцевальный коллектив, театр, всё равно на полные обороты мы пока не вышли. Этому есть, конечно, причины. Вернее, причина: мы очень долго не знали, как сложится судьба нашего помещения и не могли строить планы. Все знают, что подписанный полтора года назад договор, предполагал повышение арендной платы с 1 сентября 2009 года. При его подписании, я надеялся, что за полтора года мы получим финансирование, которого добиваемся уже почти три года, но это, как вы знаете, пока не произошло – суды завалены работой, а тут надо ещё заниматься разборками между еврейским и организациями. Это крайне неприятное дело суд оттягивал, сколько мог. Но всему приходит конец, я думаю, что и завершение нашего процесса не за горами. Но вернёмся к помещению. В ситуации, которая была у нас с помещением полтора года назад, я бы подписал договор и с чёртом, лишь бы иметь крышу над головой, которая нам была бы по карману. За это время сменился владелец дома и трудные переговоры с ним, которые продолжались почти всё лето, принесли в общем-то нам успех, но всё равно условия аренды нового помещения много привлекательней. Оно будет для нас относительно дешёвым, пока не начнётся финансирование. Правда, в нём нас ожидает большой ремонт, но у нас уже есть опыт таких работ всем миром. Полагаю, что справимся и на сей раз. Короче, к 1 ноября мы должны въехать в новое помещение. Как мы будем себя там чувствовать? – трудно сказать, но мы должны жить по принципу: хорошо там, где мы есть! Смею надеяться, что нам будет там взаправду комфортно. Поглядим...

Не могу не отметить заслугу в получении этого помещения, впрочем, как и нынешнего, моей дочери. Продолжаю считать, что она это делает «не ради папы», а ради нашей с вами общины, ради нашей еврейской общности. По-крайней мере, в поиске съёмной квартиры для папы она вообще не принимала участия. Поэтому время от времени и ворчит мама, что надо бы квартиру поменять. Но у папы нет времени, а дочки приоритеты тоже носят общественный характер. Спасибо ей за это!

Я так спешу высказаться, что перескакиваю с одной темы на другую. Помните, я заговорил о планах на предстоящие выходные? Возвращаюсь к ним.

В пятницу мы возобновляем встречи «При свечах». Приглашаю всех, кто ещё на них не бывал. Те же, кто знает дорогу в общину, надеюсь, придут - после долгой разлуки нам есть что рассказать друг другу.

В воскресенье в 15 часов приглашаю вас на Еврейский ликбез. Не могу ещё назвать его тему, возможно мы продолжим знакомиться с Торой с того места, где остановились. Возможно, будет выбрана другая тема. Это не важно, важно то, что мы сможем с вами ещё чуть продвинуться в познании еврейской мудрости. Без неё можно, конечно, прожить, что мы и делали почти всю жизнь, но ущербность этого состояния могут оценить лишь те, кто знает, чего мы лишены. То есть те, которые ходят на Ликбез. Поэтому призываю: приходите и оцените мудрость ваших предков, вашего народа. Будет лишний повод глубинам этой мудрости подивиться и своей национальной принадлежности порадоваться.

Мы в этом письме не можем так подробно, как на Ликбезе говорить о Торе. Но хотя бы упомянуть недельную главу обязательно надо. На предстоящей неделе ею станет

Шофтим

Вы помните, что названиями глав Торы стало одно из первых слов этого раздела. В нашем случаем шофтим – это судьи. Начинается она так: « Судей и исполнителей поставь себе во всех вратах… чтобы судили народ справедливым судом». Обратите внимание на слово «во всех».  Имеется в виду, что только при условии, что ВО ВСЕХ МЕСТАХ будут суды, они будут судить справедливо. Согласитесь, что если судов  мало, они завалены работой, а это, в свою очередь, приводит к тому, что судьи не могут полноценно вникать в суть дела. Да возьмите хоть наше дело. Я написал выше, что судье неохота заниматься еврейскими делами, но если бы суд не был завален работой, если бы административный суд был бы не только в Дюссельдорфе, мы не стали бы так долго ждать, справедливость давно бы восторжествовала.

Далее идут тредования к суду и судьям. Мы уже как-то говорили на Ликбезе об этом подробно. И вот Тора опять возвращает нас к проблемам суда, потому что чрезвычайно важен этот институт в жизни народа. Это один из трёх столпов, на которых стоит общество. Поэтому неприемлемы в суде взятки.Поэтому всегда надо искать и добиваться правды. Поэтому всегда нужна объективность. Без личной предвзятости. В этой главе записаны, на мой взгляд, главные еврейские слова: «Справедливости, справедливости добивайся!»

Вы скажете, что ничего нового Тора не говорит, и моржу понятно, что суд должен быть справедливым. Но Тора-то сказала об этом раньше всех, ещё на заре цивилизации. И сравните, пожалуйста, с тем, как сегодня, спустя минимум три тысячи лет (!),  работают суды в тех странах, откуда мы приехали. Я ездил этим летом ненадолго на родину, в Молдавию. Так за это «ненадолго» такого наслушался о судах, методах управления современных коммунистов, сотрудниках полиции, что не раз думал: «Слава Б-гу, что мы избавились от той «справедливости». Но с другой стороны жаль, что мы также избавлены от еврейской. Большинство юридических (не говоря уже о моральных) законов современного западного общества построены на еврейском опыте. И римское право, заодно с греческим, тоже выросло из еврейского. Но с другой стороны, жаль, что мир всё таки мало знает еврейское мировоззрение – он стал бы много совершеннее. А не знает он его, во-первых, из-за высокого самомнения и, во-вторых, из-за предубеждённости против всего еврейского. С другой стороны он (мир) начинает проявлять интерес к еврейской жизни, и стыдно, если мы о ней ничего рассказть не можем. Потому что сами её не знаем. 

Но вернёмся к главе. Хотя мы от неё никуда особенно не уходили. Мы все знаем, что в Торе 613 заповедей. Из них только в главе Шофтим 41.

Часть из них учит, например, правилам ведения войны. А их очень много. Например, о взаимоотношениях с солдатами вражеской армии. Я об этом упоминаю не только для того, чтобы показать, что наши мудрецы обдумывали весь спектр проблемы, даже неожиданных, но и для того, чтобы подчеркнуть, что такая проблема взаправду существует. Вот как мы относимся к бывшим солдатам вермахта? Непростой вопрос, но у нас есть опыт Торы, мнения её мудрецов. В свежем номере нашей газеты будет статья о семье, в которой несколько человек воевали в годы войны в немецкой армии, пичём два из них на Восточном фронте. непростая проблема.

Но вернёмся к войне. Пару лет назад на одном из Шаббатов я рассказал, что еврейским солдатам запрещено было вырубать плодовые деревья при осаде вражеского города. Именно в этой главе говорится об этом. И это перекликается с отношением евреев к живой природе, о чём мы говорили на празднике Ту би-Шват. В общем, мы должны испытывать безмерное уважение к мудрецам еврейского народа, вырабатывавшим его мировоззрение – самое, на мой взгляд реалистичное. Эти мудрецы были раввинами. И не случайно в этой же главе к нам обращаются «приди к судье». А судьи кто? Раввины. Тора призывает относится к ним, мудрецам, с огромным уважением. Не так, как относятся известные нам деятели в «некоторых» общинах. Сколько раввинов сменило руководство дуйсбургской общины? И не только здесь смотрят на раввина, как на исполнителя воли не закона, а правления, не всегда, кстати, праведного.  Раввин в таких общинах – бесправный наёмный работник, зависящий от своего работодателя. Уже по одной этой причине он не может быть объективным, то есть ищущим справедливости. Я мечтаю, чтобы мы дожили до времени, когда у нас будет свой раввин. Точнее, не «свой» а наш. Который будет нашим духовным лидером, посредником между нами и еврейским законом, мудрым и вечным. (Его вечность не в догматизме, а в способности избегать её). Благодаря поддержке Союза прогресивного иудаизма с нами на осених праздниках будет раввин. Русскоговорящий израильтянин Моше Навон с супругой Мериам. Об этом будет информация в «Делете», но я спешу уже сейчас поделиться этой новостью с вами, друзья.   И от этого визита у нас станет чуть больше тепла и справедливости. Той, которую нам предписано искать!

Ваш Лев Шварцман

Keine Kommentare: