Freitag, 28. August 2009

Ки теце

Шалом, друзья!

Когда начинаю писать эти обращения, всегда мысленно касаюсь вечной и нескончаемой темы – быстролётности времени. В самом деле, лучше всего она прослеживается в недельном цикле жизни. Не успели оглянуться и ещё одна неделя нашей жизни пролетела. В пятницу вечером евреи садятся за стол и спрашивают себя: «А как она пролетела? Чем была заполнена? Какой след оставит в нашей жизни?» Прстые, мелкие, казалось бы, вопросы, но и недели вроде бы мелки, а меж тем они является кирпичиками, из которых строится эизнь. И много мелких ответов на эти мелкие вопросы тоже складываются в один большой ответ на главный вопрос: «Как мы живём?» А из ответа на него уже легче выводится ответ на вопрос: «Зачем мы живём?»

Не знаю, но именно такие мысли вызвало у меня желание отчитаться перед вами за истекающую (кровью? молоком и мёдом?) неделю. Помимо суеты (репетиции, социальная служба, приём новых членов...) она была в нашей общине заполнена подготовкой к ремонту нового помещения (подготовка – это пока только рассуждения, как сделать дешевле и лучше?), встречей по поводу мероприятия, которое мы планируем провести с другими религиозными общинами Оберхаузена, концертом хора «Рина» в Дуйсбурге, тиражированием и распространением «Делета», выпуском его же на немецком языке – газета будет отпечатана в ближайшие дни). Были, как всегда, радости и огорчения, но это и есть жизнь. Главное в ней – это то, что мы идём в правильном направлении. Я имею в виду путь общины, хотя это правило подходит и для жизни каждого из нас. Короче, неделя для мення была заполнена настолько, что и это послание пидёт к вам позже обычного – не было времени написать его вовремя. Но жизнь торопится, перейдём к следующей неделе.

Она начнётся с того, что в еврейских общинах и во всём еврейском мире будет читаться глава

Ки теце

Когда выйдешь...

В этой главе 74 заповеди (27 постанавляющих и 47 запрещающих), причем многие из них относятся к заповедям, регулирующим отношения между людьми. Обратите внимание, запретов почти вдвое больше чем постановлений.

Я не буду сегодня рассказывать о главе, пусть она говорит сама за себя. Для этого процитирую несколько стихов из неё.

Когда выйдешь ты на войну против врагов твоих, и отдаст их Бог, Всесильный твой, в руки твои, и возьмешь у них пленных, и увидишь среди пленных женщину красивую, и возжелаешь ее, и захочешь взять ее себе в жены,  то приведи ее в дом свой, и пусть она обреет голову свою и не стрижет ногти свои, И снимет с себя одежду пленницы, и пусть сидит в доме твоем и оплакивает отца своего и мать свою месяц, а затем войдешь к ней и станешь мужем ее, и она будет тебе женой.
Если же случится, что ты не захочешь ее, то отпусти ее, куда она пожелает, но не продавай ее за серебро, не издевайся над ней, ибо принудил ты ее.


Если окажется на человеке грех, за который по закону полагается ему смерть, и будет он умерщвлен, то повесишь его на дереве. И не оставляй труп на ночь на дереве, но погреби его в тот же день, ибо поругание всесильного повешенный, не оскверняй же земли твоей, которую Бог, Всесильный твой, дает тебе в удел. 

А если в поле встретит человек обрученную девицу эту, и схватит ее, и ляжет с нею, то пусть умрет мужчина этот, который лежал с нею, один;

 Девице же не делай ничего: нет на девице греха, за который полагается смерть, ибо как поднимается человек на ближнего своего и убивает его - так же и это дело,  ибо в поле встретил он ее, кричала девица обрученная, но некому было спасти ее.

Если встретит человек девицу, девственницу, которая не обручена, и схватит ее, и ляжет с нею, и будут они застигнуты, то пусть даст мужчина этот, лежавший с нею, отцу этой девицы пятьдесят сребреников, и ему она будет женой, за то что насиловал ее, не может он развестись с ней во все дни его. 

Если увидишь ты быка брата твоего или ягненка его, заблудившихся, не проходи мимо них; верни их брату твоему.

Если же не близко к тебе брат твой или ты его не знаешь, то приведи их в дом свой, и будут они у тебя, пока не затребует их брат твой, и тогда возвратишь их ему.

Так же поступай и с ослом его, так поступай и с одеждой его, и так же поступай со всякой потерей брата твоего, которую он потеряет, а ты найдешь; не проходи мимо.

Если увидишь ты осла брата твоего или быка его, упавших на дороге, не проходи мимо; подними их вместе с ним.

Если попадется тебе птичье гнездо на дороге, на каком-либо дереве или на земле, с птенцами или с яйцами, а мать сидит на птенцах или на яйцах, то не бери матери вместе с детьми.

Тора многослойна. Я уверен, что без мудрых комментариев вам не разобраться во всех тонкостях приведённых отрывков. Ну, например, почему, когда речь идёт о войне, употреблено единственное число: «Когда выйдешь на войну...»? Почему евреи со своим почти священным отношением к браку, говорят вдруг о пленённых наложницах? Почему речь идёт чуть ли не о самосуде: «...то повесишь его на дереве»? Что означаеют слова о «брате, которого не знаещь?»

Без Устной Торы, повторяю, трудно постигнуть Письменную. Для этого мы и собираемся по воскресеньям, чтобы послушать мудрых комментаторов Торы, да и самим попытаться выступить в их роли:  ведь первая задача Торы – научить нас думать.

Вот я в очередной раз вас приглашаю на Еврейский ликбез, который, как всегда, пройдёт в воскресенье в 15 часов. Сразу после него начнётся встреча в киноклубе. Какие фильмы подготовила для нас на сей раз Инна Альперович, мы узнаемс в 16.30. Могу только сказать, что у неё на руках был примерно десяток хороших и прекрасных фильмов – что она для нас выбрала, выяснится через 2 дня. Единственное, о чём можно пожалеть, что по правилам нашего клуба нельзя посмотреть оба фильма. Будем надеяться, что мы выберем наиболее достойный нашего внимания.

Чего-то я пошёл в обратном порядке. От воскресенья перехожу к субботе. В 16 часов Карин проведёт «Spiegel". Я не знаю, какую тему она приготовила. Кроме того, многие темы возникают спонтанно. Главное – мы будем пару часов находиться в доброжелательной атмосфере немецкого языка, где можно послушать красивую речь, что-то сказать, не очень, конечно, красиво,  узнать новое.

Ещё о субботе. Не в эту, а в следующую, то есть 5 сентября, начнётся учебный год в русской школе эстетического развития «Кенгу.Ру». Напомню, что в ней занимаются дети с трёх лет. Занимаются очень хорошими делами: поют, танцуют, рисуют, учат русский язык (у нас уже будут заниматься дети с первго по пятый класс), читают стишки, поют песенки, короче, школа не зря определяется как школа эстетического развития. Она полезна, мы хотели бы примерно такую же открыть и еврейскую. Но пока не получается. А вот, кто хочет дать своим детям русский язык и дёшево их развить, должны прийти к 10 часам 5 сентября. Русский Центр «Трио» говорит: «Милости просим!»

Теперь перехожу к пятнице. В 17.30 начнётся встреча «При свечах». Она пройдёт почти, как обычно. А вот в следующий раз вас ждут новшества.

На этом заканчиваю. Перехожу к пожеланиям доброго здоровья и хорошей недели. Шавуа тов!

Ваш Лев Шварцман

Keine Kommentare: