Donnerstag, 13. Mai 2010

БЫМИДБАР (В пустыне)

Здравствуйте, друзья! Шалом!

 

Надеюсь, что все вы здоровы и даже тень неблагополучия не омрачает ваши лица и ваше настроение. Мне вас не хватало в моём добровольном трёхнедельном изгнании. Но время для дела я находил и в санатории. Хотя немного занимался и собственным здоровьем. А главное, что даёт немецкий санаторий, этот был уже мой третий, - это то, что он убеждает человека заниматься своим здоровьем. Не могу не отметить, что первые два раза были не очень убедительными, судя по тому, как я им впоследствии занимался. Поглядим, что будет теперь – мощный импульс для того, чтобы думать о нём, по крайней мере, я получил. Может быть и пишу об этом для того, чтобы иметь свидетелей моих благородных намерений - в этом случае наверняка легче будет их реализовывать.

Что я успел за это время сделать помимо всяких процедур, визитов к врачам, к которым собирался годами, и всяких прочих оздоровительных мероприятий, будет видно со временем. Или не видно. Но два проекта я написал и страниц 130 всяких - разных записей сделал.

А теперь – к нашим делам, по которым я успел соскучиться. Надо прямо сказать, что жить еврейской жизнью в эти недели я не смог. Была, наверное, возможность посетить местную общину, но она (возможность) была скорее теоретической – расписание санаторной жизни этому не способствовало. А правила пребывания настрого запрещали пользоваться свечами. Так что я не только не зажигал субботних свечей, но не смог таким способом помянуть даже день рождения моей покойной матери, а он был круглый – до 90-летия она не дожила 7 лет.

Единственное, что я смог сделать, это посетить старое еврейской кладбище. Оно заперто, надпись на воротах предупреждает об ответственности за надругательство над могилами. Мне пришлось перелезть через ограду, чтобы осмотреть надгробные памятники двухсот- трёхсотлетней давности. Надписи на всех плитах сделаны на святом языке, последние десятилетия перед закрытием кладбища, а оно относится примерно к 1933 году, отступали от этого правила, и имена усопших можно прочитать на латинице. Кладбище может вызвать интерес у тех, кто интересуется еврейской стариной: памятники, изображения на них и пр.

 

А теперь надо окунуться опять в то, чего был лишён всё это время. В первую очередь, это грядущая недельная глава. Она начинает собой четвёртую книгу Пятикнижия Моисея, именуемого Торой, и называется она, как и вся Кинга,

 

БЫМИДБАР

 

Это переводится как «В пустыне», хотя нам с вами более известно название из  христианских переводов Торы, именуемого у них Старым Заветом: «Числа», что происходит от второго, бытующего у евреев, названия этого раздела – Книга чисел. Это связано с тем, что речь идёт здесь о переписи евреев, причём, уже четвёртой, после Исхода.. На сей раз евреи исчисляются по их происхождению, то есть по признаку принадлежности к тому либо иному колену.

Мы совсем недавно говорили об этой главе подробно на «Ликбезе», поэтому не хочется повторяться. Скажу только, что исчисленные по коленам мужчины в возрасте от 20 до 60 лет, обучились военному строю. Причём, он освящался знамёнами. Оказывается, это тоже еврейское изобретение, которое потом переняли все государства. Ну, вот описание четырёх главных еврейских флагов: на одном было вышито растение, чьи корни напоминают человеческие фигурки, на других изображены лев, орёл и бык. То есть, как видите, всё это можно лицезреть и сейчас на государственных флагах и гербах многих стран. На еврейских же знамёнах были ещё вышиты буквы: на одном – первые буквы имён праотцов, на следующем – вторые, на третьем – третьи, и на четвёртом – последние. Причём, эти буквы образовывали слова, символизировавшие какие-либо черты еврейского народа. Так, например, вторые буквы имён складывались в слово «беца», что означает «выгода» - здесь подразумевалось, что надо быть честным в делах и сторониться воровства. Только в этом случае можно было рассчитывать на выгоду. Помимо этого каждое колено  имело дополнительно свой флаг, и были они разного цвета. Эти цвета соответствовали 12-ти цветам нагрудника первосвященника. Давайте возьмём для примера флаг колена Нафтали: он был рыжевато-пурпурного цвета, цвета вина,  и на нём была изображена лань. Цвет символизировал Тору, которую наши мудрецы сравнивали с вином, а именно представители этого колена были усердны в занятиях Торой. Что же касается лани, то ей был уподобил Нафтали в благословении Якова. И так с каждым знаменем – оно было продумано и символично.

А теперь представьте, какой трепет охватывал другие народы, когда они видели евреев в строю под невиданными до тех пор знамёнами. И теперь ещё вид государственной символики вызывает у многих граждан гордость и даже слёзы, а что говорить тогда, когда это было впервые? Еврейская память сохранила навсегда то величие, которое испытал каждый, стоя под этими знамёнами. Когда евреев сманивали в разные другие религии, они вспоминали  тогдашнее величие и говорили себе: «Что нам могут дать они по сравнению с той радостью, которую мы испытали тогда, когда стояли под величественными и божественными знамёнами?!»

 

На этом приятном моменте я закончу краткий экскурс в главу и перейду к другим важным событиям. Во-первых, вчера был День Иерусалима – он отмечается в годовщину освобождения города от арабской оккупации в 1967-м году. Я много читал и много рассказывал об Иерусалиме, жаль, надо будет как-нибудь повторить этот рассказ в рамках «Ликбеза». Сейчас же скажу только, что с этим городам у евреев связан не только хребет их истории, но и одна из самых важных составляющих мировоззрения.

Когда я был в Израиле, как несётся жизнь! – уже 19 лет назад, то мне чрезвычайно повезло – я побывал в тех местах, которые рядовой израильтянин, не говоря уже о туристах, посетить не может. В Иерусалиме мне показали комнату, в которой проходила тайная вечеря. Это святое для христиан место было превращено арабами в нечто подобное общественному туалету. Причём, неофициальному – просто в эту комнату, находящуюся поблизости от Западной Стены,  можно было забежать и в лучшем случае помочиться, а в худшем... Так оно и выглядело тогда, 19 лет назад – сейчас не знаю. Теперь сравните это с тем, как бережно относится Израиль ко всему, имеющему значение для других религий, в том числе и ислама. Этим я хочу сказать, что без евреев у Иерусалима нет будущего. Может быть, поэтому большинство участников нашего дискуссионного клуба поддержало решение правительства Израиля о продолжении строительства в Восточном Иерусалиме новых домов. Он никогда не был столицей арабов и Бог даст не будет!

Я хотел сейчас рассказать ещё кое-какие вещи об этом городе, но вспомнил, что частично говорил об этом на концерте, посвящённом 60-летию Израиля. Поэтому повторяться на сей раз не буду.

Я не случайно заговорил о том концерте – просто искал плавный переход к тому, что 1-го мая исполнился уже год со дня смерти Александра Левина. Жаль, что меня не было в это время в Оберхаузене – мои цветы тоже легли бы на могилу этого талантливого музыканта.

А теперь два слова о предстоящем празднике. Это – Шавуот - День получения Торы. Да, мы знаем, что Тора писалась на протяжении, примерно, 500 лет (по другой версии была вручена в готовом виде – пусть каждый выбирает ту версию, которая ему по душе). Но её когда-то всё равно начали создавать – этому событию и посвящён праздник. Свод законов и запись исторических хроник создали уникальную Книгу, которая включает в себя море житейской мудрости. И не только житейской - если отделять повседневность от философии. В том-то и дело, что иудаизм сумел избежать этого отделения – каждый еврей умеет находить высокое в бытовом и в высоком продолжает стоять ногами на земле.

Когда говорят о Шавуоте, то в первую очередь вспоминают о сердцевине этического воззрения человечества – десяти заповедях. Да, они основополагающи в нравственном поведении человека. Да, они более всего известны. Но сколько других, менее значимых, но не менее необходимых правил придумали наши мудрецы! Вся этическая жизнь еврея была продумана и расписана учёными, философами. Эту гигантскую работу тоже совершил наш народ.

Ну, возьмём, например, одно, на первый взгляд, не этическое правило, но тем не менее имеющее непреходящее значение. Вспомнил я о нём, потому что оно имеет отношение к главе Бымидбар, о которой говорилось выше. На вопрос, почему Тора была вручена (или начала создаваться) в пустыне? И ответ мудрецов на этот вопрос многослоен. Один из них таков – перед Торой, как и перед пустыней, человек должен быть смиреннен. А это, в свою очередь, требует постоянного включения в круг общения людей более мудрых, чем мы сами. Гордый же хочет не учиться, а учить. Смиренный глух к критике, ему недоступна и самокритика. Тот, кто влюблён в себя, более трудно переживает несчастья и беды. Он не знает дружбы.

Чем это не этическая формула? А выведена она из простого вопроса: почему Тора связана с пустыней, а не с землёй Израиля.

Вот этот праздник мы и хотим отметить в общине в ближайший вторник. Мы сделаем это по-семейному: посидим, поговорим, попьём вина в честь праздника. Приходите, друзья, мы обязаны в главные дни еврейского календаря быть вместе! Начало, напоминаю, в 18 часов. Конечно, в выходной день удобней встречаться, но что делать, если мы живём не по еврейскому календарю? Уж как-то будем с этими издержками мириться.

А что касается выходных, то завтра, то есть 14 мая у нас, как всегда, встреча «При свечах». Начало в 17.30.

В субботу, 15 мая, в рамках «Литературного салона» Елена Банд проведёт рассказ о поэзии военной поры и стихах о войне. Начало в 16 часов.

В воскресенье «Ликбез» ещё проходить не будет – он начнёт функционировать с 23-го мая. Но зато в воскресенье будет работать киноклуб. На сей раз Инна Альперович предложит нам на выбор ленты российских авторов. Это «Поп» Владимира Хотиненко с Сергеем Маковецким в главной роли. И «Юрьев день» - здесь играет Ксения Рапопорт.

Премьера фильма «Поп» состоялась чуть более месяца назад. Какова будет его судьба – сказать трудно. По-крайней мере, режиссёр известен, исполнитель главной роли – прекрасный актёр. 

 

Второй фильм, так, очевидно, случайно получилось, тоже имеет отношение к русскому православию. Я об этой картине читал очень разноречивые отклики. Сможем составить себе собственное мнение, если выберем его. Кстати, «Поп» тоже не однозначен в оценках. Тем интереснее будет смотреть.

Начало киноклуба в 16.30.

 

Вот, пожалуй, и всё, о чём хотелось сказать. И так, наверное, разболтался.

 

Хочу сказать ещё только, что прикладываю к этому письму материал об Иерусалиме. Это не «парадный» Иерусалим – он подлинный. Вглядитесь в его облик и пусть он западёт в ваши сердца. Потому что Иерусалим ещё необычайно красив и своеобразен.

 

Предлагаю ещё один материал, который пару дней назад прислал раввин Моше Навон. Материал этот не имеет отношения к событиям недели, но он имеет отношение к ситуации с Израилем вообще. Прилагаю его, потому что сегодня он ещё актуален. Дай Бог завтра положение изменится к лучшему.

 

Кстати, забегая вперёд, напоминаю, что с раввином Навоном мы будем иметь возможность увидеться в следующую пятницу – он впервые будет у нас проводить встречу Субботы. На русском языке. Но об этом я смогу ещё проинформировать более подробно в следующем письме. А пока все вам хорошего, друзья!

Ваш Л. Ш.

 

 

 

Keine Kommentare: