Freitag, 10. September 2010

Шалом, друзья!

Шалом, друзья!
О многом я не успел сказать в последнем коротком письме. Коротком, потому что день его написания был несколько напряжённым, сейчас объясню, почему. В тот день состоялась встреча в правительстве нашей земли, на которой присутствовали руководитель отдела правительства занимающегося межрелигиозными отношениями. Он был со своими подчинёнными и с одним из юристов госканцелярии. Другую половину стола занимали представители либерального еврейства нашей Земли. Тема разговора, надеюсь, вам понятна – ущемление либеральных общин в помощи государства. Вы помните, что несмотря на то, что Земельное Объединение на суде, состоявшемся почти год назад, признало де юре наше существование в качестве еврейской общины, а этому они сопротивлялись три года, мы не получили до сих пор ни единого цента. Руководитель упомянутого отдела, присутствовал тогда на суде, он обещал впредь оказание помощи. Но договор Земли с Объединением действует до 31 декабря 2013 года, и до тех пор правительство не знает, как оказать нам помощь. Когда я пишу нам, то имею в виду три либеральные общины нашей Земли: Оберхаузен, Кёльн и Унна. Вот на этой встрече и обсуждалось, как нам выжить в предстоящие два года. Конечно, никаких определённых обещаний не прозвучало, никаие цифры не были названы, но, я полагаю, что помощь нам всё-таки будет оказана. Конечно, на неё нельзя будет не то что роскошествовать, скромно жить будет трудно, но после пяти лет полного безденежья, мы как-то прорвёмся. А пока, конечно, трудно.
В этой связи не могу не упомянуть, о том, что существует, в том числе и в еврейской среде, мнение, что нашим общинам помогать не надо. То есть раз мы не способны сами себя содержать, то, значит, не нужны такие общины - нахлебницы. Особенно этот взглял свойственен евреям, которые не прошли потребительскую школу СССР, где каждый был счастлив, если мог что-то отщипнуть от государственной лепёшки. Доля истины в их рассуждениях есть : община – не кормушка для её членов, в материальном плане члены общины ничего не могут требовать для себя. А пока это происходит на каждом шагу: большинтсво говорит: «Что я могу получить от общины?» вместо: «Что мне сделать для общины?» Вот, возьмём кёльнскую либеральную общину, где абсолютное большинство членов – немецкие евреи. Она существует уже много лет только на членские взносы. Взносы, конечно, работающих членов общины – у тех, кто вынужден прибегать к общественным фондам помощи, взнос определён минимальный. А работающие платят, примерно, 35 – 40 евро в месяц. Причём, они сами его для себя определили.
Почему я говорю о том, что зерно истины в таком подходе есть, потому что, например, наш Устав предполагает, что те, кто работают, сами определяю размер ежемесячного взноса. К сожалению, некоторые из немногих работающих, делают вид, что ..., ну, вы понимаете. А ведь община – действительно организация объединяющая людей, в данном случае еврейского происхождения для, простите за тафтологию,организации совместной жизни. В том числе для организации помощи тем, кто в ней нуждается. Таковы еврейские традиции издревле. Но наш советский менталитет продолжает работать, то есть заставляет относиться к своей общине потребительски.
Не подумайте, что я – сторонник отказа от государственной помощи, отнюдь. Германия – единственная страна в мире, которая содержит еврейские общины, и это справедливо, если помнить о том ущербе, который здесь был нанесён еврейской жизни. В Советском Союзе среда обитания еврейской Традиции тоже была уничтожена, но в России – правоприемнице СССР сейчас и мысль не возникает о том, чтобы материально поддержать восстановление разрушенного. Там еврейское возрождение тоже идёт за счёт Запада, вернее, западных евреев. А Германия поступает более справедливо, и от этой справедливости мы не должны отказываться. Конечно, придёт время, когда мы все будем работать и, может быть поймём, что вклад в общину – это вклад в собственную жизнь, на собственные нужды, но пока будем ожидать помощи от правительства. Полагаю, что ещё в этом году она придёт. Конечно, за счёт уменьшения тех средств, которые получают ортодоксальные общины. А они согласно гос. договору получают 7 миллионов евро в год. Нам незачем скрывать цифры, как это происходит в некоторых ортодоксальных общинах. Я помню, сколько членам дуйсбургской общины приходилось бороться, чтобы просто познакомиться с Уставом организации, в которой они состоят! А что говорить о выделяемых средствах? Выделяемых, кстати, на организацию еврейской жизни. По самым скромным подсчётам Дуйсбург получает примерно 600 тысяч евро в год. И это не считая денег на содержание кладбища, денег, приходящих из так называемого церковного налога и многих других источников, которые мы назовём в другое время. У меня возник вопрос: содержание, например, оберхаузеновского филиала, открытого после того, как в Дуйсбурге увидели, что у нас идёт работа и нам надо составить конкуренцию, стоит немалых денег. Куда же уходили эти деньги раньше или на чём они экономятся теперь? Конечно, эти вопросы должны задавать не мы, а активные члены дуйсбургской общины, но мы говорим об этом, чтобы была очевидна разность в весовых категориях по получению помощи у ортодоксов и либералов. Если мы без денег смогли развернуть такую работу, то чтобы мы сделали с их деньгами?! Риторический вопрос. Ответ на него мы обязательно дадим нашей работой. Когда пойдёт финансирование.
Я собирался только объяснить, почему моё прошлое письмо было коротким, а вот куда занесла нелёгкая логика рассуждений. Письмо было ещё коротким, потому что надо было в тот вечер хоть немного под готовиться к праздничному вечеру, посвящённому Рош а-Шана. Основные его вехи мы продумали с Михаилом Непомнящим ещё накануне, но всё-таки – надо было, например, обновить викторину, подобрать понятия для «Поля чудес» и т. д. Вот и написал коротенько. Зато вечер у нас получился неплохим. В первую очередь, обрадовало то, что пришло много людей. Вы не представляете, как мы радовались, когда надо было по ходу вечера доставлять стулья и накрывать дополнительные столы. Я сказал Михаилу Непомнящему: «Плохо Вы о наших людях думаете, коль так мало столов приготовили!» Мы и вправду не рассчитывали на такое большое количество гостей – ведь будний день был, газета практически не рапсространялась, моё письмо прошло лишь накануне. Но люди пришли и приехали. Как приятно, что те, кто пришёл, понимают, что в один из основных праздников евреи должны быть вместе. В этом смысл существования нашей общины – быть вместе в будни и в праздники, в горе, не дай Бог, и в радости.
Среди гостей были и те, кто не говорит по-русски, но в этот день не быть вместе с другими евреями нельзя. Приехал из Боттропа американский еврей, который находится здесь в командировке. Пришёл еврей, с детсва проживающий в Оберхаузене и говорящий, естетсвенно, только по-немецки. Сердце радовалось, что мы, евреи, разных стран и разных языков, были в этот вечер вместе. И понимали друг друга без слов – нша литургия, наши традиции были нашими переводчиками. И ещё в одном мы были одинаковы – в нашей принадлежности к еврейскому народу, в ощушщении этой принадлежности как большой удачи и радости.
А что было на вечере, уже неважно, приходите, кто не был, в следующий раз, увидите. Хотя, нет, я скажу, о чём я говорил там.
Я сказал, что мой средний внук (он тоже присутствовал в зале) в детстве, когда я что-то рассказывал об иудаизме, иногда с недоверием говорил: «У тебя получается, что у евреев всё самое лучшее». Тогда я не мог объяснить ему (а сегодня он сам это понимает), что когда что-то одно делается или изобретается в нескольких разных местах и разными людьми, то одно обязательно будет лучше другого. Полагаю, что из телефонов Белла и Грейса (кстати, людей, претендовавших на изобретение телефона, было больше; среди них был и Эдисон) один был несомненно лучше. Так сложилось, что евреи изобреди и внедрили такой подход к разработке мировоззрения, что именно он объясняет все последующие успехи евреев. Именно он, а не генетическая предрасположенность, «доказанная» каким-то институтом в США и ставшая популярной благодаря Сарацину, сославшемуся на неё, позволили евреям быть «впереди планеты всей» по многим духовным вопросам. Так что, по-моему, вполне закономерно, что евреи в этой сфере разработали много передового. Впрочем, это не требует доказательств – именно из иудаизмы выросли две самые значительные мировые религии. Вот, пожалуйста, пример с календарём. Попробуйте сказать, что еврейский не лучший!
Самый древний календарь – египетский: он ведёт отсчёт годов от дат восхождения на престол фараонов. Китайский календарь старше еврейского лет на 700: он тоже привязан к династиям императоров, причём, заключён в 60-летний цикл, который действует до сих пор. (Мне смешна нынешняя мода на объявления года тигра, обезьяны и т. д. – чужая философия слепо и бездумно перенимается Западом, который не понимает её и чужд ей, но готов зарабатывать на ней деньги). Кто там ещё давно на планете? Греки? Они вели отсчёт лет от первых олимпийских игр. Значительное событие, но вести от него отсчёт лет можно только варварам, уж не знаю, как просвещённые греки придумали это? Римляне в календаре отталкивались от основания Рима. Их дело, но просто, никто точной даты этого события не знал, учёные спорили между собой, у них фигурировало дат 20, а счёт годам вёлся от, возможно, неверной даты. Впрочем, у христиан то же самое. Они совершили переворот в календарном деле, отменив для себя римский календарь. «Кто верит в Магомета, кто в Аллаха, кто в Иисуса...», - пел Высоцкий. Справедливо пел. Кто, во что или в кого хочет, пусть верит. Но вот монаху Дионисию я бы сказал пару ласковых. Это надо же было остановить бег времени и начать вести его заново, оттолкнувшись от рождения раввина Йешуа, названного впоследствии по-гречески Иисусом! В его (Дионисия) бредовой голове родился план, по которому отсчёт «до новой эры» пошёл в обратном порядке. Мне было бы безралично это, но в школе путаница с датами доставляла мне, как и всем остальным школьникам, много хлопот. Да и сейчас, чтобы понять точно, о каком годе идёт речь, приходится применять специальный ключ. И опять почти весь западный мир принял эту календарную систему. Не обращая внимания на то, что и день рождения Христа, и год были «высчитаны» искусственно. Кстати, сам Дионисий определил, что Йешуа родился 25 марта. Но не стал он из-за этого поднимать шум, потому что к тому времени укоренилось в качестве даты рождения Иисуса 25 декабря, хотя известно, что этот день был просто привязан к языческому празднику, посвящённому солнечному потивостоянию. И ещё: год рождения Иисуса был «высчитан» через 100 лет после определения дня и месяца. Но это не наше дело, хотя нам приходится вести счёт годам тоже по этим правилам.
Или взять ислам: мусульманский календарь взял за точку отсчёта переселение Магомета из Мекки в Медину. А буддизм «пляшет» от дня рожения Будды. В общем, все календари привязаны к событиям или конкретным людям. И лишь еврейский календарь взял за точку отсчёта самое начало цивилизации. Называйте это сотворением мира, если вы религиозны, или самым первым воспоминанием человечества о себе, но в любом случае, наш календарь идёт от начала начал. До сотворения мира ничего не было. До Адама и Хавы человечество ничего не сохранило в памяти. И если у всех народов Новый год праздник, то у евреев – божественный суд. Или суд совести. Заставляющие отвечать на главный вопрос: «Как ты живёшь?» Иудаизм хочет, чтобы мы жили справедливо. Поэтому последние недели, сам день Рош а-Шана и наступающие 10 дней трепета являются осмыслением своей жизни. И попыткой стать на этот самый справедливый путь. Вся философия и процедура этих дней способствуют этой цели. И иудаизм – самый реальный взгляд на человека - понимает, что мы далеко не совершенны. Но попытка стать на этот путь нам засчитывается.
Справедливость требует исправления всего недоброго, что мы совершили. Поэтому предстоящие 10 дней и, конечно, Йом Кипур предполагают, что мы извинимся за всё, что сделали «не так» другим людям (нарушение заповедей между человеком и человеком), что сделали во вред самим себе (несоблюдение заповедей между нами и Богом). Извинения, компенсация нанесённого ущерба, открытость души – вот форма, которую требует себе содержание праздника. Мы сделали на вечере попытку публичного принесения извинений. Конечно, было наивно предполагать, что кто-то будет говорить о чём-то сокровенном – это «вслух» почти не возможно, но мы хотели показать, что нравственное очищение свойствено этому дню. Это праздник со словами извинения на устах.
Тост, который я предложил на вечере, был посвящён фундаменту иудаизма – желанию жить в мире и без лжи. Именно это я желаю всем вам, тем, кто вхож в нашу общину, и тем, кто пока не принадлежит к нам, тем, кто живёт в наших городах, и тем, кто читает нашу рассылку. А это происходит от Хабаровска до Лос Анжелеса и от Киля до Бершевы. Всем хорошего, сладкого года по еврейскому календарю! Всем: евреям и тем, кто является нашими друзьями! Как в Союзе говорилось: «Всем людям доброй воли». Я скажу по-другому: Всем людям доброй боли за наше общее будущее!

Я, конечно, ещё буду писать об этом, но уже внесите в свой календарь канун Йом Кипура, он приходится на пятницу, 17 сентября по христианскому календарю и на 10 Тишри по нашему. На 10-е Тишри 5771-го года – «пляшущего» от самого первого года цивилизации на нашей земле. В этот вечер полагается приходить в синагогу, там звучит самая значительная молитва еврейской литургии - Кол Нидрей. В этот вечер с нами опять будет рабби Навон, который на нашем родном языке интересно расскажет о духовных ценностях этого дня, который называется Суббота Суббот. День поста и смирения, день изкора – молитвы в память наших родных ушедших от нас. Приходите в этот вечер в общину, чтобы мы были опять вместе. «Кол Нидре» посещают все евреи, даже неверующие, даже те, кто не переступает в течение года порога синагоги, даже те, кто, родившись евреем, верит в Магомета, Аллаха или Иисуса.
Мы вам будем признательны, если вы предварительно сообщите о вашем приходе по телефону 0208 – 38 56 225 или -228. Ваш звонок облегчит нам жизнь, а в конечном счёте, и вам.
А теперь два слова о том, что нас ждёт в ближайшие дни. Полагаю, что свежая газета уже есть у всех, у кого нет, зайдите в русский магазин, а ещё лучше в общину, но всё равно напоминаю и мероприятиях ближайших выходных. Завтра, в пятницу, встреча «При свечах». Начало в 18 часов. Принесите с собой что-нибудь съестное. Правда, до сих пор тот, кто этого не делал, не чувствовал себя ущемлённым – мы одна семья, но чтобы, с другой стороны, не ощущать себя «не в своей тарелке», рекомендую что-то захватить. Так сложилось, что мужчины, как правило, хвастают чем-то магазинным, а женщины – квинтэссенция жизни – балуют их (нас) разными вкусностями.
В субботу Елена Банд проводит экскурсию в Эссен. Встреча у раписания оберхаузеновского вокзала в 10.00. Мы назвали экскурсию «Прогулка в Средние века». Написал это и подумал, что наши друзья из Израиля, с родины приезжают к нам в гости и стараются осмотреть, как можно больше всякого немецкого, в первую очередь, средневекого. А мы на месте и ленимся. Этот синдром известен, наверное, он связан с нашим убеждением, что всё мы успеем. Дай-то Бог, но практика показывает, что иногда/частенько не успеваем. Поэтому не откладывайте на завтра то, что надо сделать послезавтра, а экскурсия в Эссен – Верден именно послезавтра.
В тот же день Ирина Борисовна Глушкина будет вести «Литературный салон». Кстати, Ирина Борисовна на вечере Рош а-Шана, согласно новой, только вводимой в нашей общине традиции, получила букет цветов. Как самая старшая участница вечера. Напоминаю, что в апреле мы отметили её 86 лет. Смело называю её возраст потому что, во-первых, в Германии женщины его по советской традиции не скрывают, а во-вторых, Ирине Борисовне чуждо кокетство. Хотя она до сих пор до мозга косточек женствена. Просто её возраст придаёт ей дополнительный шарм. И рождает у других определённую зависть: как можно в таком возрасте читать на память столько стихов и часами «без бумажки» рассказывать интересные вещи из мира литературы? Все поражаются. А Ирина Борисовна каждый раз готовит новые темы для рассказов. И хочется снять кепку вместе с париком и скальпом перед её духовной вершиной. Приходите, друзья, вы ведь помните тему её рассказа: «Противостояние антисемитизму в советской поэзии». Полагаю, будет интересно.
В воскресенье, во-первых, хор «Рина» проводит репетицию не в обычное время, а в 12 часов. По этому поводу два соображения: 1. Мы давно не агитировали новых людей в хор. Хотя пару новых хористов (ок) появилось. И, по-моему, они счастливы. И не обязательно уметь отличать Мишу от Фани, я имею в виду ми от фа, достаточно любить петь. А остальное сделает талантливый руководитель нашего хора Галина Мучник. Её хор звучит очень прилично. Зайдите в общину и почитайте отзывы немецкой публики о нашем хоре, вы увидите, что я не приукрашиваю. Да что там приукрашиваю: на следующий (рабочий) день после встречи, организованной для немецкой публики, у меня раздался от одного из гостей звонок: хор так понравился, что его сразу пригласили выступить. Так что приходите. А если вам петь противопоказано, то подслушайте тех, кто умеет петь и выдайте нам о них информацию – мы попробуем так ею распорядиться, чтобы наш хор увеличился. Хотя и теперь уже ему тесно в нашем зале. 2. Время работы хора перенесено потому, что сразу за ним, в 14 часов, начинает работать группа по изучению немецкого языка. Первое занятие уже состоялось. Прошло, вроде, неплохо, и хотя осень на дворе, цыплят мы считать будем значительно позже. Эта группа для тех, кто владеет языком, как это помягче сказать, не очень хорошо. А для продвинутых, как я обещал, будет другая группа.
Итак, в 14 часов немецкия, а в 15.30 – «Еврейский ликбез». Время перенесено в связи с немецким. Другие же воскресные мерпориятия будут начинаться в 16.30. Хотя встреча детей в клубе «Арие» на сей раз запланирована на 16 часов. Приведите ваших детей и внуков. Я думаю, что те, кто видел уже фильм о летнем лагере Союза прогрессивных евреев, пожалели, что до сих пор не отправили туда своих детей. Но всё ещё впереди пока же начните со встречи, посвящённой празднику. Приходите тоже, мы найдём и для вас занятие.

Вот и всё. Я что-то заболтался. Осталось предложить вашему вниманию что-то из того, что мы называем приложением. Это непростая задача – ко мне стекается столько материалов, что я затрудняюсь, что выбрать. Сейчас посмотрю.
Вот известная песня, создающая праздничное настроение. Её прислал Нахман Левит из Торонто.
http://playcast.ru/view/1332094/f4c0b6d9a0ca4ed5fa62e768a2f8aae5550efb98pl
А вот ещё одна любопытная песня. Которая вселяет надежду, что когда-нибудь евреев будет больше миллиарда. Нет, не потому что мы сможем размножаться, как наши предки в Египте, а благодаря гиюру. Эту ссылку прислал, кажется, кто-то из Белиловских.

http://www.dailymotion.com/video/x7yj72_1-milliard-de-juifs-en-chine_music

И ещё: Shana_Tova in yiddisch (название говорит само за себя) прислала Кира Нагутова (Оберхаузен) , a Sana_Tova, честное слово, не помню, кто. Всем присылающим спасибо! И Инне Шамис с севера Германии, приславшей очень любопытную вещичку. Не имеющую отношения к евреям, но с другой стороны, нам есть дело до всех и до всего. Приятного просмотра! Достойных дней трепета!

http://files.mail.ru/98FLB4

http://files.mail.ru/5QUANV

http://files.mail.ru/IZRPYY

На этом прощаюсь.
Ваш Лев Шварцман

П. С. Друзья,когда вы просмотрите все материалы, а это произойдёт очень быстро, тогда всё равно не надо скучать: Карин прислала программу телепередач на ближайшие дни. То есть тех, передач, которые нас могут заинтересовать. Спасибо ей! Вот эти передачи:

Суббота, 11 сентября, по Arte с 14 до 15 часов передача то ли Каминера, то ли о нём. Кого интересует этот литератор, смотрите.

Воскресенье, 12 сентября в 22.25 Klemperer, ein Leben in Deutschland. Надо полагать, что это об евреях (из названия я понять не могу, а звонить Карин в три часа ночи вряд ли целесообразно.

В понедельник по 3sat в 14 часов Generation Lada-30 sein in Russland
14:45-13:30 Katja und Natascha- Moskauer Freundinnen
17:00-17:15 Moskau- Stadt der Kontraste (чем не "Брильянтовая рука"?)
17:15-17:45 Russland zu Fluss. Von St. Petersburg nach Moskau


Пока!
Л. Ш.

Keine Kommentare: