Donnerstag, 19. Mai 2011

Бехукотай (Установления)

Шалом, друзья!
Последнюю неделю я был по разным обстоятельствам не очень активен в жизни общины, поэтому мы не сильно продвинулись в технических вопросах. Так что сегодня опять будут только тексты. И конечно, по традиционной схеме, которая начинается с того,
ЧТО БЫЛО
Пятничная встреча «При свечах». Я на ней не был, но знаю, что всё прошло очень интересно.
Открылись компьютерные курсы. Собрались люди, которые хотят приобщиться к современным средствам связи. И собралось их ровно столько, сколько рабочих мест мы создали в нашем компьютерном классе. Поскольку мы находимся в собственном помещении, то и режим обучения можем выбирать любой. Руководитель курсов Ехиль Белиловский решил проводить занятия два раза в неделю. Это значит, что уже можно записываться на следующие курсы - они начнутся примерно через месяц. Плата за них символическая, да ещё члены общины получают пятидесятипроцентную скидку. А тем, кто овладеет этими нехитрыми знаниями, откроется новый мир. Мир информации и общения.
В воскресенье прошёл детский утренник в клубе «Ами», что означает «Мой народ». На сей раз тема встречи была посвящена Израилю, который недавно отметил очередную годовщину своей независимости. Приехали вожатые нашего Союза прогрессивных евреев Германии, которые всегда, в общем-то, на высоте. Я на этой встрече тоже не смог побывать, но по отзывам и письму из Союза знаю, что всё прошло хорошо. Не в последней степени благодаря гостеприимству, оказанному нашими сотрудницами Яниной Маер и Евгенией Штейкман.
На празднике района города Штеркраде выступило три наших коллектива. Детский коллектив эстрадных танцев (руководитель Наталья Митраева), балетная студия (Елена Осман) и хор «Рина» (Галина Мучник). Что касается детей, то их выступления прошли очень хорошо – они приятно удивили организаторов праздника, да и зрителей, собравшихся на этом празднике. А выступление хора прошло не лучшим образом, и виной этому - плохая подготовка организаторов. Дело в том, что неудовлетворительным оказалось звуко-усилительное оснащение выступления. Кроме того, хор находился под козырьком, и его звучание оказалось почти недосягаемым для зрителей. Что ж, «на ашипках учемся» - в следующий раз надо будет более требовательно отнестись к предоставляемым техническим условиям выступления.
Прошли первые встречи с психологом Ниной Глазовой. Во-первых, она в рамках проекта русской школы «Кенгу.РУ» проводит занятия с родителями. Это бывает по субботам с 10 часов. Двери открыты в это время для всех желающих расширить свои теоретические и практические знания по воспитанию детей. По понедельникам она же проводит индивидуальные консультации. Они платные, но их стоимость скорее символична. Первые посетители, по-моему, остались довольны. Наконец, раз в месяц будут проходить общие встречи с психологом. Первая прошла, и на ней, к сожалению, мне тоже не удалось побывать, но судя по отзывам, прошла она успешно. Полагаю, что в общении с опытным психологом нуждается каждый человек. Самая продвинутая нация земли, американцы, поняла это давно. Мы же только нащупываем путь.
Теперь надо напомнить о том,

ЧТО БУДЕТ
Гляжу в план наших мероприятий и вижу в нём, во-первых, участие детей в мини-лагере в Унне. Группа наших детей выезжает в пятницу в час дня. Если кто-то пожелает ещё присоединиться, то, вероятно, это ещё возможно сделвть. Дайте знать. Надо сказать, что мы нашли возможность оплатить половину всех расходов для наших детей. А вот впечатлений они наберутся много - в этом я уверен. Два дня и две ночи в Унне это подтвердят. Кроме того, это будет хорошая тренировка для летнего лагеря, который, напоминаю, пройдёт в этом году в Австрии. Вся информация есть в «Делете», но всё равно у родителей появляются вопросы, на которые мы с удовольствием ответим. Главный из них – как получить помощь для тех семей, которые получают средства на прожиточный минимум из социальных источников? На это я отвечу так: получить помощь возможно, надо только своевременно обратиться к нам. То есть уже самое время обращения.
В пятницу будет «При свечах». Начало в 18 часов.
В субботу пройдёт экскурсия в Вупперталь. Это один из самых впечатляющих городов нашего региона. Экскурсия будет обзорной. Проводить её будет Елена Банд. Я завидую тем, кто свободно, дыша полной грудью, проведёт полдня в ознакомлении с этим городом. Встреча тех, кто хочет отправиться на эту экскурсию, произойдёт в 10 часов на центральном вокзале Дюссельдорфа, у расписания.
В воскресенье будет «Ликбез» (15 часов).
А в 16.30 состоится заседание в киноклубе. Это только так называется мероприятие . «заседание», на самом же деле всё будет очень просто: мы представим два фильма, зрители выберут одни, мы его посмотрим, а потом, за чаем, обсудим. Фильмы заявлены в нашей рекламе: это «Неверный» и «Четыре льва». Напомню вам, что оба фильма имеют отношение к главной проблеме сегодняшнего дня – мусульманской нетерпимости и мусульманскому же терроризму. Оба они комедийного плана. Подробней о них будет рассказано непосредственно перед демонстрацией. А выбор будет за вами, теми, кто захочет этот воскресный вечер провести интересно в кругу тех, кто также любит киноискусство.
Вот так мы потихоньку добрались до последнего раздела, который сообщает о том, что
БУДЕТ ВСЕГДА
То есть мы добрались до недельной главы Торы, которая называется
Бехукотай
(Установления)
Речь здесь идёт о том, о чём мы говорим с вами очень часто – о необходимости (или желательности) жить в формате еврейского мировоззрения. А его основой являются Письменная и Устная Торы. Оказывается, наша проблема не нова, она рождена не нынешним поколением евреев, и даже не предыдущим. Она была актуальна и в библейские времена – всегда находились люди, которым ценности иудаизма были безразличны. В «Бехукотае» именно об этом идёт речь: вся глава пронизана стремлением убедить евреев изучать Тору. И если мы можем только убеждать, то Тора использует для этого и кнут, и пряник. За жизнь по Торе, то есть по еврейским правилам, обещаются разные блага: здоровье, сила, дожди в нужное время, победы над врагами, благополучие и процветание. В полной мере эти благословения никогда нашему народу не доставались, не потому, что Тора не сдерживала пророчеств, а потому, что евреи никогда не поднимались до такого уровня изучения Торы и жизни по ней. Это значит, что всегда большое количество людей жили некошерно.
А теперь пару слов о кнуте. Дело в том, что за неисполнение законов Торы, конечно, не полагается уже упомянутых благ. Но этого мало – за такую жизнь обещаются наказания. То есть Тора перечисляет проклятия за отступления от заповедей Торы. Причём, возникает непонятная ситуация – другим народам, стопроцентно живущим безнравственно, не грозят никакие золы, а евреям, часть которых живёт по Торе, Бог обещает страшные страдания. Я понимаю это так, что мы имеем повышенные требования к тем, кто нам близок. Вот так и Бог – ему вдесятеро обидней за избранный им народ. Избранный стремиться к справедливости и избегающий её. Кому много дано, с того и спрос больше.
Евреи давным – давно выяснили, как происходит отход от иудаизма, вернее, от его правил. Последовательность необязательна, но, как правило, всё начинается с того, что человек перестаёт изучать еврейское мировоззрение. Естественно, что тот, кто не знает законов и правил не может их исполнять. Затем такой человек начинает считать свой подход единственно правильным и свысока начинает относиться к тем, кто всё-таки остаётся в поле иудаизма. Такое пренебрежение оканчивается, как правило, ненавистью к тем, кто придерживается иудаизма. Мы видим это на каждом шагу, особенно, в Израиле. Воинственность позиции такого человека зависит от многих факторов, нас же интересует сам путь.
Хотя эта тема достаточно интересна, я не буду сейчас рассматривать подробно проклятия, изложенные в этой главе для тех, кто отступает от заповедей. Коснусь только одного, связанного с питанием.
В качестве поощрения в самом начале этой главы есть фраза «… и будете есть хлеб свой досыта». А в качестве проклятия написано: «… будете есть и не насытитесь». То есть будет постоянное чувство голода. Неважно от чего: то ли еда будет некачественной, то ли её будет недостаточно, то ли болезни будут влиять на наш аппетит… Это неважно, важно, что наказание чувством голода одно из самых страшных. Мы как-то у нас в семье во время застолья по поводу встречи Субботы разговорились о наказании детей. Мой зять сказал, что самым запомнившимся на всю жизнь наказанием стало для него лишение обеда. У нас в семье этим не наказывали. Возможно, напрасно, как видите очень эффективный и запоминающийся способ.
Двумя строчками далее Бог обещает за отступление от иудаизма наказание полным голодом: «И будете есть плоть сынов ваших, и плоть дочерей ваших». Нельзя не отметить, что буквально все проклятия, впрочем, как и блага, описанные в этой главе, осуществлялись. Напомню, что во времена разрушения Первого и Второго Храмов, евреев в иерусалимской осаде мучил страшный голод. От него многие умирали. И тогда же исполнилось страшное проклятие о поедании собственных детей и, согласно одному из пророчеств, собственных родителей. На долю еврейского народа выпали неслыханные мучения. Они повторились во времена голодомора в Украине, в блокадном Ленинграде. За неимением фактов времён двухтысячной давности, обратимся к фактам блокады. Как известно, в самое тяжёлое время в Ленинграде партийно-хозяйственная элита баловала себя полноценной пищей, включающей в себя даже пирожные. Во время же осады Второго Храма даже богатые евреи умирали от голода. Напомню, что они спускали римлянам корзины с золотом, а наверх поднимали те же корзины с мясом. Но потом вместо мяса римляне стали класть солому, из которой евреи варили похлёбку, а потом корзины стали возвращаться пустыми, и от голода стали умирать все. Как мы, люди, которые не могут выдержать никакой диеты, можем понять муки голода? Вот фрагмент рассказа одной блокадницы:
«Есть приходилось что попало. Помню, приходила домой, и мне так хотелось кушать! Я жила тогда на улице Войтика. У меня там дрова лежали около печки, полено или два. И вот я взяла это полено (сосновое, помню) и стала грызть, потому что молодые зубы хотели что-то кусать. Есть хотелось страшно! Вот грызу, грызу это полено, смола выступила. А этот запах смолы мне какое-то наслаждение доставлял, что хоть что-то я погрызу. Надо было что-то кушать, иначе неминуема смерть от голода, а это еще хуже, чем от обстрела. От голода очень тяжелая смерть».
Или вот случай из летописи блокады:
«Зима. Холод и голод. Хлеб, выданный на день, отдан детям. Бабушка самая слабая из всех. Зовёт дочь и говорит, что не переживёт эту ночь. Просит убить её и накормить детей. Этого запаса хватит на две, три недели. Дочь согласилась. Они втроём выжили»

Частные случаи? Нет. Вот статистика НКВД о преступлениях, связанных с каннибализмом:

«Рабочий ленинградского речного порта С. А. М., 42 г., проживавший в барже в Гребном порту, и его сын Николай, 17 лет, убили проживавших совместно с ними рабочих М. и И. Трупы убитых расчленили, ели сами и променивали рабочим соседних общежитий на вино и папиросы под видом конского мяса" (12 янв. 1942 г.).
«Сестры И., Анастасия 29 лет и Серафима 16 лет, решив употребить в пищу человеческое мясо, совершили убийство своей 14-летней сестры, труп которой расчленили и употребили в пищу» (28/29 янв. 1942 г.).
«Случаи людоедства в городе уменьшились. Если за первую декаду февраля за людоедство было арестовано 311 человек, то за вторую декаду арестовано 155 человек. Работница конторы "СОЮЗУТИЛЬ" П. 32 лет, жена красноармейца, имеет на иждивении 2 детей в возрасте 8 – 11 лет, привела к себе в комнату 13-летнюю девочку Е., убила ее топором и труп употребляла в пищу.
В. – 69 лет, вдова, убила ножом свою внучку Б. и совместно с матерью убитой и братом убитой – 14 лет, употребляла мясо трупа в пищу…
Л. – 34 лет, уборщица 3-й стройконторы и ее соседка по квартире К. – 35 лет, безработная, употребляли в пищу труп умершего мужа Л., скрыв его от регистрации и похорон.
Всего за эти преступления арестовано 879 человек. Дела на 554 человека следствием закончены и переданы на рассмотрение Военного Трибунала, 329 человек уже расстреляны, 53 человека приговорены к 10 г. лишения свободы» (23 февр. 1942 г.).
«Всего за людоедство арестовано 1171 чел.» (13 марта 1942 г.). 14 апреля арестованных уже 1557 человек, 3 мая – 1739, 2 июня – 1965… К сентябрю 1942 г. случаи каннибализма становятся редкими, и только в спецсообщении от 7 апр. 1943 г. впервые говорится, что в марте не было отмечено убийств с целью употребления в пищу человеческого мяса…»

Извините за длинные цитаты, но по-другому не понять ужаса голода. C другой стороны случаи каннибализма происходят не только на фоне голода. Вчера в немецких газетах было опубликовано сообщение о том, что в Москве 35-летний мужчина умертвил своего знакомого и из его внутренних органов приготовил рагу. Психически больной? Наверное. Но мы сегодня вместе с недельной главой говорим о голоде. Заметим, что, оказывается, голод – не самое страшное наказание. Дальше в нашей главе упоминаются более страшные наказания: «… сделаю города ваши пустынями», «…вас рассею среди народов». Всё так, как пророчествует Тора, и произошло. Нам же хватает сегодня для рассмотрения одного голода. Лучше уж не отказываться от иудаизма!

Ваш Л. Ш.

Keine Kommentare: