Freitag, 6. Mai 2011

ЭМОР «СКАЖИ»

Шалом, друзья!
Не начнём, как всегда, с нашей культовой песни. Дело в том, что многие из вас жалуются на то, что наши ссылки не открываются. Это произошло из-за смены режима работы сервера майл.ру, который мы использовали для организации рассылки. Сейчас мы ищем другой путь, а пока ссылки не будем давать. Потерпите, пожалуйста. Переходим сразу к трём нашим «рубрикам». Традиционно, начнём с того,
ЧТО БЫЛО.
Была, конечно, встреча «При свечах». Эти посиделки пока проходят у нас стереотипно, отличаясь друг от друга только темами разговоров. На сей раз мы среди прочих тем рассуждали о национальном характере японцев, так мужественно и достойно встретивших трагедию, вызванную стихией. И не только встретивших, но и достойно выходящих из неё. Что ж, можно только позавидовать их менталитету. По этому поводу упомяну, что была высказана на вечере даже версия о том, что японцы – это одно из утраченных еврейских колен. Я по этому поводу напомнил слова Эдиты Пьехи, ответившей примерно так на вопрос, не был ли её муж Броневицкий евреем: «У нас так повелось, что на каждого умного и талантливого человека думают, что он – еврей. Нет, Броневицкий евреем не был». И японцы – не евреи. Просто всем, и нам евреям в том числе, есть у них чему поучиться. Я уже назвал эту черту – Достоинство! В отличие от нашей тотальной меркантильности, берущей истоки в советской жизни, они более порядочны и сдержанны. Как там было у Маяковского:
Глазами жадными хапайте, …что хорошо на Западе.
Теперь надо бы по-другому:
Ищите того истоки, Что хорошо на Дальнем Востоке.
Обсуждались, как я уже сказал, и другие темы.
Был «Литературный Салон». Его вела Ирина Борисовна Глушкина. Кто не пришёл, тот много потерял. Тот не видел перед собой образца дивной старости. Не берусь судить о физической её стороне, об этом как-то писала «Делет», но что касается интеллектуальной стороны, то это надо видеть. И слышать. После «Салона» мы выпили вина за здоровье Ирины Борисовны, чему поводом послужил её недавний, 87-й, день рождения. В этом возрасте иметь такую память! И такое чёткое изложение мыслей! Кто не пришёл, тот много потерял!. Помимо возможностей преклонного возраста интересно было послушать рассказ, который Ирина Борисовна назвала «Поэт и его муза». За два часа она успела рассказать лишь о Блоке и его музе Любови Менделеевой и о Симонове и его музе Валентине Серовой. С массой стихов, разумеется, посвящённым этим женщинам, успела рассказать. Кроме того, Ирина Борисовна читала на память стихи Хайнриха Хайне (я упорно считаю, что передавать личные имена и топонимы нужно максимально близко к фонетическому строю языка – оригинала) на немецком языке. В общем, все, слушая Ирину Борисовну, уверен, примеряли возможности старости на себя. Как я уже сказал, пили вино и чай, беседовали. Было немало людей. Всё прошло хорошо.
В прошлый раз я писал об акции, которая должна была пройти 1-го мая. Не сообщал более подробно, потому что, наверное, чувствовал, что всё может сорваться. Так и случилось. Надо сказать, что готовил акцию Хартмут Кер – наш друг и сотрудник. Речь идёт о том, что мы должны были развернуть на большом первомайском мероприятии наш стенд с реализацией кошерного вина и других вкусностей. Но слишком трудно оказалось удовлетворить всем требованиям организаторов. Поэтому в самый последний момент мы всё-таки, извинившись, отказались. Жизнь показала, что это было правильное решение – у нас мало для этого опыта. Мы ограничились только тем, что на празднике выступила Лея Миневич. Не знаю, как первомайская программа (вы, анверное, знаете из прессы, что на митинге выступала премьер-министр нашей земли Ханелоре Крафт, кстати, неплохой оратор)), но собравшиеся, думаю, не пожалели, что пришли: Лея выступила блестяще. Такую же оценку мы получили уже по почте от организаторов праздника. А кошерное вино оберхаузеновцы попробуют в другой раз.
Вроде, ничего больше существенного на прошедшей неделе не было. Хотя да, вышел очередной номер «Делет». Он лежит в магазинах, у врачей и, конечно, в общине. Загляните. Хочу обратить ваше внимание на то, что легко написать фразу «Загляните, заберите газету». Я хочу поблагодарить тех, чей труд способствует появлению нашей газеты. Хотя бы на её конечной стадии: «Делет», не считаясь с личным временем, печатает Борис Штатланд, и делает он это очень ответственно. Фальцевали этот номер газеты наши социальные работники Янина Маер и Евгения Штекман. Не забудьте ещё необходимость доставки газеты по местам её раздачи – это делают несколько человек. В общем, только сообща мы можем одолеть проблемки и проблемы. Давайте держаться вместе!
Теперь о наших планах, которые мы назвали бесхитростно
ЧТО БУДЕТ
В пятницу – «При свечах». Это само собой, это автоматически: я только напоминаю о том, что каждый может всегда присоединиться. Он и/или она будут желанны. Предлагаю в этом убедиться. Начало в 18 часов.
А теперь самое главное – в воскресенье в 17 часов наше традиционное мероприятие, посвящённое победе над нацизмом. Те, кто бывал у нас, знают, как проходит этот праздник. Хотя он иногда видоизменялся: иногда мы делали акцент на песнях, иногда – на видеоряде. В этот раз будет смешанный вариант. Но некоторые элементы вечера будут обязательно. Мы проводим этот праздник в седьмой раз, и всегда бывают традиционное угощение, танцы… Не хочу далее открывать ход вечера, уверен, что всем понравится. Скажу по-другому: может быть, это наш долг прийти на вечер и помянуть жертв и героев.
Само собой, что в дни больших мероприятий «Еврейский ликбез» мы проводить не можем. Так что пропускаем.
Теперь поговорим о том,
ЧТО БУДЕТ ВСЕГДА.
Недельная глава называется
ЭМОР
Это означает «СКАЖИ». Но название – это лишь первое (или одно из первых) слово в главе: оно не отражает, как правило, сути главы. А в нашей главе речь идёт о разных, очень важных вещах: о браках коэнов, то есть на ком они имели право жениться, о других разных законах и правилах. Но я хочу сегодня поговорить об этических законах иудеев. Например, таком: запрещено резать в один и тот же день скотину и её детёныша. Вы представляете, друзья, чем были озабочены евреи в те далёкие времена! Это в то время, когда ассирийский царь во время войны с Израилем приказал разрывать живьём еврейских матерей на глазах детей. Вы скажете, что это были дикие времена, и я говорю, что дикие. Только, несмотря на них, евреи думали совсем другими категориями – гуманными. И ещё одно соображение: уже не в те, а в более цивилизованные времена, скажем, 350 лет назад, казаки Богдана Хмельницкого вспарывали животы еврейским беременным женщинам, вытаскивали плод и засовывали вместо него кошку. Так было, например, в Винницкой области. Избежать муки и казни можно было легко – надо было поцеловать хоругвь, то есть принять христианство. Ни один еврей из примерно трёхсот не сделал этого.
Ещё одно правило для сравнения с другим миром: евреям, об этом тоже говорится в этой главе, запрещено брать яйца из гнезда наседки в её присутствии. Она не должна видеть, что её детёнышей, а она именно так воспринимает яйца, уничтожают.
На этом фоне вспоминается, что еврейский царь Цидкияу допустил несколько стратегических ошибок в войне против персов и в результате был пленён. Но я не об этом. В плен его взяли вместе с десятью сыновьями. Персидский царь решил их казнить. Цидкияу просил, чтобы сначала казнили его, чтобы он не видел смерти сыновей. Сыновья просили об обратном, чтобы не видеть казни отца. Персидский царь подумал - подумал и решил так: всех десятерых сыновей убить на глазах отца. Сказано – сделано. Потом отцу выкололи глаза и увели рабом в Вавилон. Рассказывают, что слепой царь в оковах говорил, что он только теперь понял пророчество Йеремии, пророчествовавшего царю, что он войдёт в Вавилон и умрёт там, но не увидит его.
Вы понимаете, что примеры человеческой жестокости можно множить. Зайдите на сайт www.nekropol.com , посмотрите там Книгу Памяти. Она сделана в алфавитном порядке. Найдите, скажем, судьбу семьи Дунаевских. Вы прочитаете, что конвоиры, соревнуясь в меткости, подбрасывали грудного ребёнка в воздух и стреляли по нему. Мать ребёнка сошла с ума, отца сразил инфаркт. Это в середине 20-го столетия. Конвоиры – румынские солдаты. Да, в этой Книге каждая судьба – это вершина человеческой жестокости. Вернее, низина. Ну и соответственно число еврейских законов можно множить. Напомню только один: запрещено уничтожать плодовые деревья при осаде города. Дерево важнее победы! Невероятно! Но вернёмся к тому правилу, с которого я начал: насчёт детёныша и его мать не резать в один день. На первый взгляд оно гуманно, если это слово можно употребить по отношению к животному. На второй – кажется бессмысленным: какая разница, сегодня или завтра погибнет существо, предназначенное нам в пищу? Ан есть разница. Не поднимается рука разрубать так жестоко кругооборот жизни. Пусть мир устроен так, что одно живое существо должно есть другое. Но всё же не так, не сразу маму и её сыночка. Не по-человечески это. Наши предки понимали это очень ясно. Представьте себе, что кто-то продаёт мать и детёныша в один день разным покупателям. Не поверите, но Тора обязывала продавца спросить у первого покупателя, будет ли он забивать скотину и когда, и эту информацию продавец должен был сообщить второму покупателю. Чтобы два поколения животных не погибли в один день. Да только за этот один закон можно влюбиться в иудаизм. Представьте себе этих двух животных, телёнка и его маму. Плакать хочется. И сбросить шапку перед иудаизмом. Вернее, надеть кипу.
Давайте заглянем ещё раз в «Книгу памяти» Найдём букву «Р» - Раппопорт. Это мои родственники. Жену изнасиловали на глазах парализованного мужа и несовершеннолетнего сына. Потом ей отрезали груди. А уж затем убили. Мужа и сына тоже, конечно, убили. И сделал это учитель – молдованин со своим другом. А евреи воспитывают в своих соплеменниках чувство сострадания. Это вовсе не значит, что среди нас нет жестоких людей, я далёк от подобного утверждения. Но пропорционально таких уродов в нашей семье меньше. Как совершенно ясно, что и преступления, связанные с насилием, в еврейской среде встречаются много реже, чем у других народов. По другому и быть не может, если система ценностей воспитывает сочувствие. Как может еврей убить человека, если ему запрещено умерщвлять курицу?
В этой главе есть ещё много других законов и правил. Подробно мы будем об этом говорить на «Ликбезе». А здесь я пытаюсь только приоткрывать двери в еврейский мир. Мир симбиоза ума и сердца. Помните у Маршака:
Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет. Пусть добрым будет ум у вас, А сердце умным будет!
Маршак был евреем. А японцы – не евреи. На этом я закончу. Как обещал, ссылок не будет. Потерпим.

Прощаюсь с вами, друзья, до пятницы. И до воскресенья. В 17 часов.

Ваш Лев Шварцман

Keine Kommentare: