Samstag, 11. Juni 2011

Беаалотха. «Ты возвысишься»

Шалом!
Мелькнула неделя, как… сами придумайте сравнение. А я перехожу к нашей песне. Сегодня её представляет Андре Рье. Напомню, что этот голландский музыкант вызывает полярные отзывы: он - блестящий дирижёр и «король вальса», его эстрадная манера исполнения классической музыки неприемлема своим стремлением к развлекательности. Оставим спор профессионалам, мы знаем, что на его концертах во всём мире залы переполнены. Я могу это подтвердить личным впечатлением – на его концерте в Оберхаузене публика была в восторге. Но не его творчество является предметом нашего разговора: «Хаву» не надо популяризировать, «Хава» подходит под любую манеру, её ничто не может испортить. Вы сейчас послушаете её в исполнении Рье и увидите, что в его мощном оркестре она звучит мощно. Прощаюсь с вами на пару минут.

http://www.youtube.com/watch?v=BFtv5qe5o3c&feature=related

Теперь переходим к тому,
ЧТО БЫЛО.

«При свечах» не отличались ничем особенным. Хотя нет, в этот вечер мы не пели – этому помешало недомогание нашей Галины. Что ж, иногда надо отсутствовать, чтобы заметили, что без тебя стало хуже. А так было всё, как обычно: вино, разговоры, цветы женщинам…
В воскресенье на Ликбезе мы говорили о Шавуоте - он заслуживал более подробного рассказа, но что поделать? – о главном мы всё же успели поговорить. И о Книге Рут тоже. Напомню, что эта женщина в 10-м веке до начала нынешнего летоисчисления будучи моавитянкой выбрала еврейский народ, народ её покойного мужа, в качестве своего. Причём, этот выбор был, осознанным – глупое слово! - он был настолько органичным, что мы понимаем: другой путь она себе просто не представляла. Нет, представить, конечно, можно: её сестра, Орпа, которая тоже стала вдовой еврейского мужа и которой тоже нравилась еврейская жизнь, вернулась всё-таки к своему народу, жила, рожала детей, радовалась внукам… Наверное, первое время сожалела о том, что рассталась с еврейскими ценностями... Но только Рут не могла жить по-другому. Вот, спроси меня, хотел бы я родиться неевреем, и я отвечу отрицательно. Так и Рут – она не могла не стать нееврейкой, хотя и была ею. Провидение наградило её – как известно, она стала прабабушкой царя Давида. А Орпа, говорят комментарии, стала прабабушкой Голиафа. Так что Давид вышел сражаться со своим четвероюродным братом. Что ещё раз подтверждает, что духовное родство является антонимом кровной вражде.
Потом было «заседание» дискуссионного клуба. Теперь я могу назвать его тему: месть, отмщение, возмездие, мщение, вендетта, отместка, кара… Можно ещё подобрать синонимы, но суть темы от этого не изменится, хотя терминология нас тоже занимала. Главное же насколько нравственна месть? Справедливо ли еврейское «око за око»? Или «вторая щека» более нравственна и продуктивна? Примеры мы брали, в основном, из истории второй мировой войны. Диспут получился активным и полезным. Не в смысле, что все пришли к одному мнению, а в смысле участия аудитории: незаинтересованных не осталось.
Во вторник мы отмечали праздник Шавуот. Как я сказал в самом начале вечера, мы оказались оптимистами – заготовленных мест оказалось больше пришедших гостей. Но вот пара мнений участников вечера: «Вечер получился хорошим» (член общины, постоянная посетительница вечеров), «Почему вы меня не спросили, чему я завидую? – я бы сказал вашей общине: у нас в Дюссельдорфе огромное здание, но они и половину не делают того, что вы» ( человек, появившийся во второй раз на нашем вечере), «я в восторге, вам можно только позавидовать!» (израильтянка, пришедшая с родственниками). Я к чему цитирую наших гостей? Чтобы сказать вам, что мне невыносимо «жаль тех, которые, не бывают на нашей территории». Я их жалею и не понимаю. Как говорил на экзамене один преподаватель у нас в институте искусств: «Всё, ни слова дальше, а то всё испортишь!» Поэтому умолкаю.
Теперь о том,
ЧТО БУДЕТ.
В субботу в 16 часов Елена Абрамовна Захарова приглашает в свой клуб «Кумиры прошлых лет». Название говорит о том, что речь здесь идёт о тех, кто занимал наши умы и чувства, находясь на сцене, эстраде, на экране или у микрофона радио. На сей раз она выбрала Лидию Русланову. Вы спросите: «Какое она имела отношение к евреям?» Ответ простой: евреи её слушали и любили. Давайте вместе вспомним, за что. Начало в 16 часов.
В это же время начнётся встреча молодёжи (старше 18-ти лет). Организация, которая её проводит, называется «Jung und judisch». Она относится тоже к Союзу прогрессивных евреев Германии. Если среди наших читателей есть люди «подходящего» возраста или у вас, друзья, есть дети, внуки, родственники, знакомые, сообщите им эту информацию. Я уверен, что они не пожалеют о том, что придут. Это проверено. А о чём жалеть? – порядочные, умные еврейские ребята вместе проводят время. Только позавидовать можно. Записаться и получить информацию следует по телефону 0177 – 3345024. Вам (по-немецки или по-русски) ответит Александр. Этот шаг может стать прыжком. В лучшую жизнь и в лучшее будущее. Кто не сделает его, так и не узнает, что я был прав.
В воскресенье 18 июня Елена Банд приглашает на экскурсию в город – крепость Цойс. Я там не был, но, полагаю, что напрасно. Кто поедет, прошу дать знать, верно ли моё предположение. Для этого вам надо прибыть на дюссельдорфский центральный вокзал к 10 часам. Встреча у расписания. Приятно провести время!
В то же воскресенье в 15 часов - «Ликбез». Больше по этому поводу мне сказать нечего. Кто понимает, что знакомясь с иудаизмом, он знакомится с самым навсегда вперёд продвинутым мировоззрением, тот придёт. Остальные пусть смотрят по первому российскому каналу передачу о Людмиле Зыкиной. Что я могу добавить? – ходила бы певица на «Еврейский Ликбез», может быть пела бы не про Волгу, а про Иордан, который течёт не так долго: сколько там от предгорий Хермона до низин Мёртвого моря? – но не известен в мире много больше Волги. Так что – все на Ликбез!
После него пройдёт очередная встреча с психологом Ниной Глазовой. Мы об этом уже говорили, то есть о необходимости психологических консультаций каждому из нас. Но на сей раз будет общая лекция. Кто был на прошлой, говорят: полезно и интересно. Давайте проверим! Начало в 16.30.
Друзья, поскольку на следующей неделе я «сачкую»… стоп! - интересна этимология этого слова: я не поленился, посмотрел в словаре, вот как он это объясняет:
Слова «сачок», «сачковать», «саковать» происходят от названия рыболовной снасти «сак». В старое время, когда не было грузоподъемных кранов, грузы речных (морских) кораблей загружались и разгружались артелью грузчиков. Оплату за перенесенный груз артельщики получали в конце каждого рабочего дня, соответственно количеству перенесенных тюков, мешков и т. п. грузов. Чтобы вести точный учет количества груза каждый день выделялся один член артели, который держал сак с натянутым мешком на трапе корабля. Каждый грузчик, проходя с грузом на спине мимо «сакующего», бросал в мешок камушек. В конце рабочего дня подсчитав камушки, артель получала от хозяина соответствующую плату. А член артели, державший сак с мешком, считался как бы не работавшим, «сачковавшим». Сачковали члены артели по переменке, т.е. по очереди.
Извините, что так долго, но вернёмся к моему сачкованию. Так вот, поскольку я на следующей неделе отлыниваю от всяких контактов с вами, то сообщаю сейчас о наших планах на неделю, следующей после наступающей.

В пятницу 17 июня – «Большой Шаббат». С раввином Моше Навоном. У нас давно не было таких встреч, поэтому ожидаем с трепетом. Начало в 17.30. Схема проведения вам известна: примерно час мы будем петь молитвы, потом благословения и ужин, потом интересная программа. Но главным при этом остаётся всё-таки возможность быть в этот вечер вместе, общение и родные глаза наших соплеменников, товарищей по эмиграции. Приходите! Для тех, кто никогда у нас не был: сделайте этот простой шаг! Вам будут рады.
В субботу 18 июня «Литературный салон» с Еленой Банд. Она связывает рассказ с судьбой ушедшего недавно из жизни Михаила Казакова. Какое он имеет отношение к Литературе, мы узнаем на встрече. Её начало в 16 часов.
О том, будет ли 19-го проходить «Ликбез» мы сообщим дополнительно. По-крайней мере тем, кто на него постоянно ходит.

Вот и всё. Можно спокойно переходить к вечному. Вы поняли, что сейчас разговор состоится на тему о том,

ЧТО БУДЕТ ВСЕГДА.
Глава называется
Беаалотха.
То есть «Ты возвысишься». Напомню, что речь идёт о заповеди зажигать менору. Но в этой главе речь идёт о разных вещах. Например, о бунте еврейского народа против Моисея. Это был не первый и не последний случай, но на сей раз ему (народу) хочется мяса. Опротивела манна небесная, мяса, кричат, давай. Я думаю, что понять психологию и желания бунтовщиков можно. Вы знаете, что такое манна? Тора говорит о то, что это была духовная пища, которую запрещено было даже заготавливать впрок. Среди моих читателей есть два вида «мировоззренцев»: одни верят, что манну небесную дал Бог, другие знают, что это был тамариск, один из десятков видов кустарников. Тот, что растёт в пустыне. Он выделяет сладковатую жидкость, застывающую на воздухе в виде шариков – её до сих пор употребляют в пищу бедуины. Представьте, как мы ели в детстве цветы акации. Статистика говорит, что тех, кто верит в земное происхождение небесной манны, значительно больше, чем утверждающих, что она падала с неба. Меня сейчас этот извечный спор не интересует, мне хочется примирить и тех, и других утверждением, что в любом случае пища у евреев в пустыне была непривычной. Кстати, может, есть ещё точки соприкосновения между обеими группами моих соотечественников: среди официальных названий тамариска есть ещё такие: божье дерево и жидовильник – оставляю их без комментариев.
Итак, представьте себе, что вам, друзья, в течение года надо питаться манной, небесной ли, земной ли – всё равно. Устная Тора говорит, что манна приобретала тот вкус, который едок себе представлял. Но как известно, от слова «халва» во рту сладко не становится. Сладкая пища - это, как считают, наркотик, но и мясо тоже. Не поешьте его с годик, и вы в этом убедитесь. Да, конечно, сильные люди от него могут отказаться: из любви к животным, несмотря на то, что наши зубы, созданные Богом ли, природой ли, предназначены в том числе и для разрывания мясных волокон; или из-за причин медицинско-гигиенического характера, хотя нынешняя эпидемия смертельной инфекции, в распространении приписываемая пока овощам, переворачивает все вегетарианские теории. Так или иначе, большинство из нас после года акациевой диеты тоже заорёт: «Мяса!» Даже помощники Моше, предводители народа, хотели мяса. Моше, ставший лидером народа, взмолился перед Богом о том, что он не просил себе такой доли и, главное, такой ответственности. И вправду: зачем ему это было надо? Но у каждого народа, уверен, есть поговорки и пословицы типа «Взялся за гуж…», «Сказал «а»…». И Моисей понимал, что лучше его никто не сделает эту адову работу. И он достал мяса. Опять же «два источника, две составные части» моего народа утверждают, что это произошло по разным причинам: Бог завалил евреев куропатками, падающими с неба, или куропатки действительно падали с неба, но не потому, что их послал Бог, а потому что эти перелётные из Европы в Африку птицы падали от усталости, причём, их можно было брать голыми руками. И хотя куропатки являются оседлыми птицами, нельзя исключить, что вымер один из их перелётных видов (евреи тогда окончательно съели его, что ли?), либо это была какая-то другая птица, чьё название так перевели. Как бы то ни было, мяса евреи наелись до отвала. В прямом смысле слова: то есть отвалились не от стола, в переносном смысле слова, а отвалились из этой жизни. Но дело не только в мясе – оно стало поводом для выражения общего недовольства: заповедями, которые надо, оказывается, исполнять, а это трудно, Моисеем, который «много на себя берёт…» Любой прогресс пробивается с трудом. Ну как, скажите, было отнестись к тому, что Тора и соответственно Моисей запрещают браки между близкими родственниками? Сегодня ещё некоторые народа не хотят придерживаться этого правила, а тогда?.. Евреям теперь надо было выискивать себе подруг среди других израильских колен, а это было хлопотно. Сексуальный голод тоже требует немедленного удовлетворения, а тут иди ищи… Не то, что раньше, рядом взял. Как мог Моисей объяснить им, невежественным, что так и вымереть недолго. Можно было только запретить. Нет, Моисей взял на себя величайшую и величественнейшую задачу, и если судить по сегодняшним евреям, так до конца с ней и не справился. Хотя большие успехи есть. Одна примета этого успеха то, что вы дочитали до конца настоящее письмо. А те, кто не дочитал, всё равно чуть продвинулись в постижении мировоззрения своего народа. А кто погасил это письмо в самом начале, может быть, даже не открывая его, всё равно сделают когда-нибудь этот шаг. Я бы даже сказал, вынуждены будут сделать. Потому что из еврейства не уйти – оно бумерангом вернётся к ним, их детям, внукам… Об этом говорит вся история нашего народа, ничем не отличающегося от других. Разве что тем, что он решил получить, говорят первые, или создал, это мнение вторых, великую философию – иудаизм. Наша же задача не дать ему исчезнуть.
Всё переходим к приложениям.
http://e.mail.ru/cgi-bin/link?check=1&cnf=4f1fee&url=http%3A%2F%2Fpiratyy.h14.ru%2Farticle%2Fja.html&msgid=13020745230000000114
Это присланный Инной Белиловской материал о связи японцев с иудаизмом. Наконец-то он дождался очереди. Впрочем, давно пришли и прочие материалы. Как, например, этот, присланный Броней Гринберг из Израиля. Он очень любопытен: безукоризненной логикой и точными фактами. Честь и хвала людям, создающим такие материалы.
http://e.mail.ru/cgi-bin/link?check=1&cnf=b309bc&url=http%3A%2F%2Fart-of-arts.livejournal.com%2F352681.html%3Fstyle%3Dmine&msgid=13022948470000000049;0,0,1
Она же прислала песенное выступление, и хотя мы уже что-то такое уже видели, но эти песни можно слушать бесконечно – они создают настроение и временно заводят мурашек на коже.
http://e.mail.ru/cgi-bin/link?check=1&cnf=0a723c&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3D5h1cPdbdZfw%26feature%3Drelated&msgid=13022975440000000464;0,1
А это ещё один хор, созданный Михаилом Турецким. Ссылку прислал Марк Певзнер из Дуйсбурга. Слушайте и смотрите.
http://e.mail.ru/cgi-bin/link?check=1&cnf=fc70da&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3Di7ILsZuuQOg%26NR%3D1&msgid=13025416020000000308;0,1

А это уже Григорий Рубинштейн из Бохума. Мне кажется, что только русскоговорящие евреи устроили в интернете такой обмен информацией. Что ж, прекрасно, вот только я с ней запаздываю. Но этот материал актуален всегда.
http://e.mail.ru/cgi-bin/link?check=1&cnf=47a77c&url=http%3A%2F%2Fshaon.livejournal.com%2F107659.html&msgid=13028710510000000621;0,1
Ещё один привет из Бохума от Леонида Айзенберга и его жены Софьи Григорьевны. Это фильм о праведнике народов мира политруке Красной Армии Николае Кисилёве. Фильм – Лауреат какого-то фестиваля, но дело не в этом: он вам понравится.

http://e.mail.ru/cgi-bin/link?check=1&cnf=47a77c&url=http%3A%2F%2Fshaon.livejournal.com%2F107659.html&msgid=13028710510000000621;0,1

А вот ещё одно подтверждение моего отставания от прихода почты. Материал об Элизабет Тейлор пару месяцев назад был уместнее. Тем не менее давайте почитаем его.
http://pavel-slob.livejournal.com/401138.html
Давайте завершим и так затянувшийся перечень рассказом о художнике Феликсе Нуссбауме. Оба последних материала пришли также от леонида Айзенберга.
http://pavel-slob.livejournal.com/401138.html
Что ж, вам, друзья, есть что смотреть и читать на долгое время. Я прощаюсь с вами на две недели. Всего вам! Доброго, разумеется!
Ваш Лев Шварцман

Keine Kommentare: