Dienstag, 26. Juli 2011

Шалом, друзья!
На сей раз я могу нарушить сложившуюся схему моего письма и начать с извинений за прошлое послание, которое пришло к вам с почти недельным опозданием. Причиной тому технические проблемки – из-за них вы получили столько вопросительных знаков, что и жизни не хватит, чтобы дать на них ответы. Дело в том, что мы поменяли компьютер рассылки, именно это и дало сбой.
Теперь я должен перейти к «Хаве», но опять сделаю маленькое отступление. В разговоре с одним моим читателем им было высказано пожелание поменять песню – вступление, создающее, с моей точки зрения, хорошее настроение перед чтением письма. Его довод: одна и та же песня надоедает. Как одно блюдо. Я возразил, что нельзя назвать нашу песню одним блюдом, ведь она имеет разных исполнителей, разную окраску и даже разные мелодии. Да, хлеб есть хлеб, но только в Германии его испекается 300 сортов, да ещё примерно 1000 разных видов булочек. В моей коллекции примерно 150 «Хав», треть которых мы уже прослушали. Да вы ещё время от времени пополняете мою «хавочницу». К сожалению, обратной связи у нас нет, опроса я провести не могу, но раз прозвучало такое мнение, то я не могу его не учитывать. Поэтому все, кого утомляет единственный выбор песни, могут её спокойно не включать. Это как в доинтернетовской шутке «Телевизор – прекрасное изобретение: одно движение руки и ничего не видно». А чтобы не услышать «Хаву» в интернете вообще ничего делать не надо. А я буду и дальше руководствоваться интуицией и опытом. При этом буду судить не по себе, конечно, – сам-то я могу «Хаву» слушать часами. Буду руководствоваться тем, что моё чувство меры меня редко подводило. Поэтому иду выбирать песню на сегодня. Минуту… Ну вот, хотя бы эту. Взял первую попавшуюся, единственное, что – я решил, что сегодня она будет на русском языке. Попал на народное техно. Группа в переводе называется «Ещё раз». Вот я и говорю, давайте послушаем ещё раз, чем ни разу сорок раз.
http://www.youtube.com/watch?v=HQz5YQbtwCU
Послушал – посмотрел и ещё раз убедился в том, что надо всю мою коллекцию досмотреть до самого конца – её ценность в том, что она демонстрирует, весь мир поющий наш национальный хит. И как поющий! И как мир разнообразен. Ладно, давайте перейдём к тому,
ЧТО БЫЛО.
А ничего почти не было. Кроме пятничного вечера и «Ликбеза». Как всегда мы пили кошерное (и не только) вино, говорили благословения, пели красивые песни и беседовали. Каждая часть этих вечеров неотъемлема, но общение, уверен, главное. Мне доводилось в одиночестве зажигать свечи, произносить благословения, правда, не пел в одиночестве. И говорить было не с кем. То есть ущербная встреча Субботы получалась. Поэтому я и говорю: очень важно – общение. А у нас его по пятницам в избытке. Причём, темы «вырисовываются» как-то неожиданно. Они бывают и бытовые, и возвышенные. Приходите (приезжайте, прилетайте), убеждайтесь, что у нас интересно.
По-моему, и на «Еврейском Ликбезе» интересно. Разве может быть неинтересна Тора - риТОРАическийц вопрос. Так, в последний раз мы говорили о взаимоотношениях между братьями, отцом и детьми. На примере судьбы Иосифа. Вот я и говорю, что всем, у кого есть братья, сёстры, родители или дети, эта тема интересна. Да и всем остальным тоже. Ведь мы прикасаемся к многотысячному опыту еврейского народа. А это чего-то стоит!
Хочу ещё сказать, что у нас в общине меняется форма социального обслуживания (чуть не добавил: «трудящихся»). Нет, те, кому мы помогаем, как правило, уже (или ещё) не трудятся. А в помощи нуждаются. Так вот, у нас теперь каждый день дежурят два человека: один русскоговорящий, другой - немецкоболтающий. То есть коренной немец (в ближайшие две недели один немецкоговорящий сотрудник будет в отпуске) Не стану говорить о преимуществах такого тандема, они очевидны. Так что, милости просим! Все, кому нужна помощь в сопровождении, составлении письма, телефонных разговорах, приходите и получайте её! С 10 до 17 часов. В пятницу до 15, но в последний день рабочей недели после обеда помощь нужна только в общении. Вот и приходите к нам (читай выше).
А в остальном пока щадящий режим. Щадящий нас, да и вас. И проявляется он в том,

ЧТО БУДЕТ
Ничего не будет. Кроме опять же «При свечах» (пятница, 18.00), занятий балетной студии, да репетиций хора. («Ликбеза» в связи с юбилеем одной из участниц хора не будет). Хор готовится к концерту в Мюльхайме – в этом городе мы будем петь впервые. Это будет 28 июля, в «Ladenkirche» (Kaiserstr. 4). Это в самом центре Мюльхайма. Начало в 18 часов. Публика, в основном, очевидно, будет немецкая, но русские вкрапления не возбраняются. Особенно это касается наших людей из Мюльхайма – ведь многие ещё не слышали наш хор. Приходите, друзья. Вход свободный. Начало в 18 часов.
Я пишу об этом сейчас, хотя выступление будет на следующей неделе. Но не знаю, как с нашей рассылкой будет, поэтому на всякий случай сообщаю об этом уже в этом письме. Впрочем, для многих это не новость, так как афиша концерта и флаеры давно уже лежат у нас в общине.
Раз я уже заговорил о следующей неделе, то скажу, что последним мероприятием этого сезона у нас запланирован «Литературный Салон», посвящённый памяти Владимира Высоцкого. О времени его проведения я сообщу в следующем письме, скорее всего это будет следующее воскресенье, 31 июля. Потом у нас будет отпуск, но об этом мы ещё успеем поговорить. А теперь опустимся на почву этой недели и поговорим о вечном, о том,
ЧТО БУДЕТ ВСЕГДА.
Недельная глава называется
Маттот (посохи).
Здесь Тора приводит законы, касающиеся обетов и клятв. Как известно, еврейская Традиция не одобряет эти действия. Кстати, решил посмотреть у Ушакова, чем эти слова отличаются друг от друга. У него обет – это «Обещание, обязательство, налагаемое на себя из религиозных побуждений». (У Ожегова, кстати, религия не упоминается). А клятва – это «Торжественное утверждение, уверение, подкреплённое упоминанием чего-то священного, ценного, авторитетного, присяга». Понятно, что разница в этих понятиях присутствует в любом языке. Да вот хоть в немецком: обет – это согласно словарю das Gelubde, das Gelobnis, а клятва – der Schwur. Это любопытно, но иудаизм отрицательно относится и к одному, и к другому. Правда, в отношении к обетам есть исключения. Они (обеты) приветствуются, когда речь идёт об избавлении от дурных привычек или поступков. Или об обещании добрых дел. Это понятно. Сегодня психологи советуют заявлять как можно большему количеству людей о таких намерениях, например, бросить курить. Для того, чтобы отрезать пути к отступлению. А иудаизм понимал это уже три половиной тысячи лет назад. Правда, с оговоркой: обет не должен быть легкомысленным, а наоборот, продуманным и прочувствованным. То есть серьёзным. В этой связи хочу упомянуть об ещё одном виде обетов, которые признаёт иудаизм. Это обет, данный в тяжёлой обстановке. К нему подталкивают обстоятельства, и его невозможно запретить: ведь иудаизм – реалистичное мировоззрение. Правда, и в этом случае наши мудрецы требовали, чтобы обеты выполнялись. А не так, как в этом анекдоте:
Больной после болезни спрашивает врача: - Я вам так благодарен, доктор! Сколько я вам должен заплатить за лечение? - Дайте мне 10 процентов от той суммы, которую вы намеревались дать мне, когда в тяжёлом состоянии.
Иудаизм против подобных озвученных намерений – они должны быть реальны, и в любом случае исполняться.
Что же касается клятв, то это сильное средство убеждения у евреев не имеет права на жизнь. Действительно: наше слово, обещание должны быть и без дополнительных стимуляторов надёжными. Кроме того, правда не нуждается в клятве, а ложь - тем более.
То есть я не случайно привёл лингвистические оценки обетов и клятв – грань между ними всё же тонка. И если клятва исполняет функцию обета, то иудаизм не возражает против неё, только в уже упомянутых случаях. Поэтому, если прозвучало обещание, обет или клятва, то они должны быть исполнены. Всеми, кто достиг религиозного совершеннолетия, то есть после 13 лет (для девочек – после 12).
Но иудаизм был бы сладкой (или глупой) сказочкой, если был бы так прямолинеен. Нет, он понимает, что человек слаб, что он не всегда может исполнить обещанное, хотя стремиться к этому надо изо всех сил. Но иногда они (наши силы) могут быть нами самими переоценены. Для таких случаев существует процедура отказа от обета. Человек, который не может выполнить его, а вы помните, что речь может идти только о вредных привычках и добрых делах, ну ещё обещание, данное в трудных жизненных обстоятельствах, так вот, человек должен обратиться к раввину. А тот уже должен разобраться в причинах неисполнения обещания. В этом разговоре обязательно должен прозвучать вопрос о том, пожалел бы человек, знай, как трудно будет, и если прозвучит искреннее «нет», то он освобождается от обета. Но раввин может и поддержать в стремлении всё-таки исполнить обещанное. Есть ещё правила освобождения от обетов, но наша задача не рассматривать подробно то, что требует много времени, мы просто обозначаем тему. Хоть в каком-то объёме. Даже простым упоминанием. Так, в этой же главе рассказывается о войне с Мидьяном. Но всё это не для такого письма. В какой-то мере для «Ликбеза». Там мы говорим подробней и глубже.
А теперь – следующий раздел письма. Он известен – я поделюсь с вами, друзья, теми ссылками, которые получаю со всего света. Всё, как обычно, вот, только хочу упорядочить письмо. Этот раздел был до сих пор без названия, с этой недели он как продолжение того, что было, будет и будет вечно станет называться
ТО, ЧТО ЕСТЬ.
А есть у нас сегодня в загашнике вот что.
Призыв Эдуарда Тополя поддержать Израиль в вопросе противостояния самопроизвольному провозглашению палестинского государства. Его прислала Инна Белиловская.
http://e.mail.ru/cgi-bin/getattach?file=pdf.pdf&id=13107968210000000811;0;1&mode=attachment&channel=

И ещё один материал, присланный Леонидом Айзенбергом из Бохума. Это четырёхчастёвый фильм «Что произойдёт, если евреи исчезнут». Очень талантливый фильм. Впрочем, убедитесь сами.
http://www.youtube.com/watch?v=SXkAdwY208E&feature=related
На сей раз всего две ссылки. Но фильм не короткий. Были присланы ещё материалы, но, как я уже писал, мы пока можем оперировать только ссылки.
Удачной вам недели!
Ваш Л. Ш.

Keine Kommentare: