Donnerstag, 28. Juli 2011

Масэй (переходы)

Шалом, друзья!
В прошлый раз опять произошёл сбой в рассылке, что привело к позднему получению письма – некоторые адресаты получили аж в среду. Виной тому, не вдаваясь в подробности, стал ряд недоразумений. Мы сейчас слегка перестраиваем работу и избежать сбоев, очевидно, нельзя. Простите нас за них. А теперь переходим к хиту всех времён и народов. Сегодня «Хава» проста в видеоряде, но достаточно интересна в музыкальном решении. Хорошее исполнение сочетается с оригинальной аранжировкой. Приятного прослушивания!
http://www.youtube.com/watch?v=emao4d-YpXE&feature=related

А сейчас перейдём к краткой информации о том,
ЧТО БЫЛО.
В пятницу мы пели вкусные песни и ели негромкую еду. С кошерным (и не только) вином. Беседа как-то замкнулась, в основном, на лечении, самолечении, народной и официальной медицине. Как вы понимаете, полярные воззрения в таком разговоре всегда присутствуют. Когда разговор перешёл на экстрасенсов, а по-другому и быть не могло, я вспомнил шутку, которые придумали наши кавэнщики в те времена: «Кашпировский – это чумак 20-го века!» Представляете, как устроен человек, если до сих пор находятся сторонники таких методов лечения! Хотя среди участников нашей встречи их, вроде, не было. Что ж, есть повод сказать: «Чтоб все были здоровы!». Но известно, как приспичит, обязательно все побегут к официальным докторам.
«Ликбез» в воскресенье, как и было объявлено, не состоялся. Ему помешало большое мероприятие в общине – 80-летний юбилей члена общины Полины Исааковны Плаксиной. Помимо этого, она – старейшая и активнейшая участница нашего хора. Юбилей получился славным. Над его сценарием добротно потрудилась Людмила Лысенко, дочь юбиляра. И всё было достойно: звучали песенные и стихотворные поздравления, проходили игры и соревнования, на экране демонстрировались фотографии. Полину Исааковны поздравили дочери, внуки – это было очень трогательно. Хор исполнил юбилейные куплеты. Песни, как всегда прекрасно, пел Михаил Шилин, детьми переоделись и поздравляли тётю Полю Инесса Резникова и Елена Осман. Всё было очень весело, и, думаю, надолго запомнится и юбиляру, и его гостям. В первую очередь, приятными словами высказанными товарищами по хору: в них звучало восхищение талантом дружить, неунывающим характером, оптимизмом и весёлым нравом. Запомнится и вкусные вещи, приготовленные Плаксиными для гостей этого вечера.
Естественно я от общины тоже поздравил Полину Исааковну, вручил ей скромный подарок и …спел пару песен. Одну из них приведу здесь. Не потому что она хороша, просто текстов других поздравлений у меня, к сожалению, нет. Оговорюсь только, что вся семья Плаксиных, то есть Полина Исааковна и обе её дочери принимают активное участие в жизни нашей общины. Поэтому юбилей вызвал мысли о том… впрочем, вы поймёте, что имею в виду и без комментариев. Строки эти можно напевать на мотив «Русского поля».
Поля, Плаксина Поля, Кто из Союза, тот с русской душой. Всем нам отмерена русская доля, А на еврейство махнули рукой.
Поля, Файфер Полина, Всё растеряли мы в долгом пути, Только чужое казалось малиной, Не зная мацы, вкус познали кутьи.
Но куда мы идём? Где отчизна моя? Почему не пророс в нас еврейский росток? Ведь давно уже с ним можно жить не таясь. Слышу, русская Поля, твой еврейский голосок.

Извините некоторую корявость приведённых строк. Но вам ещё ничего, а вот гостям юбилея пришлось слушать, как я пою, а это уже потрудней. В общем, юбилей прошёл славно. И было, конечно, главное пожелание евреев.Не удержусь, процитирую ещё раз себя. Другую песню (мелодию вы легко определите) я завершил таким куплетом:
Пусть Ваш жизненный путь недолог, В юбилей все года напоказ, Много лучше два раза по сорок, Чем ни разу 140 раз. Ну а клин вышибают клином, Третьи сорок прожить Вам сполна, Дорогая моя Полина, Золотая Исааковна!
Так что, ещё раз пожелаю Полине Исааковне здесь: «До 120!» Так тому и быть!
Теперь следующий, тоже краткий, раздел
ЧТО БУДЕТ.
В четверг, 28 июля, хор «Рина» выступает в евангелическом Центре Мюльхайма. Я в прошлый раз дал адрес, но поскольку был сбой с рассылкой и, очевидно, не все её получили, напишу ещё раз:
Ladenkirche Kaiserstr. 4 46468 Mulheim
Начало в 18 часов. Это первый концерт нашего хора в Мюльхайме, надеюсь, что он понравится присутствующим. То есть и нашим, и (чуть не написал «и вашим») и местным. Это будет последнее выступление хора в этом сезоне, потом мы увидимся после каникул и отпусков. То есть в конце августа.
Но у нас будет ещё одно мероприятие, о котором я тоже уже упоминал: вечер в «Литературном салоне», посвящённый Владимиру Высоцкому и приуроченный к годовщине его смерти. Это уже не первый рассказ о великом барде, который проводит Елена Банд, но на сей раз ей удалось найти новые интересные материалы. Итак, последнее мероприятие до каникул, вечер о Высоцком, 31 июля в воскресенье в 16.30.
А в 15 часов того же воскресенья будет «Еврейский ликбез». Тоже последний до каникул. С 1 августа община не работает. Действовать будет только социальная служба. Причём, режим её работы будет выглядеть так: ежедневно с 10 до 15 часов, в четверг – до 17. Конечно, если кому-нибудь надо будет сопровождение за пределами этих временных рамок, оно будет произведено. Так мы проработаем весь август. А с сентября жизнь закружит по-новому. Начнётся 7-ой год существования нашей общины. Будем надеяться, что он продвинет нас ещё дальше по дороге возвращения к самим себе. Будем делать всё, чтобы наши задумки и планы осуществились.
А сейчас давайте о том,

ЧТО БУДЕТ ВСЕГДА.
Глава Торы называется
Масэй (переходы).
Переходы – это потому, что в самом начале главы перечисляются все стоянки евреев на пути из Египта в Израиль. Всего стоянок, и соответственно переходов, было 42. Но я хочу остановиться на другой теме этой главы. В ней идёт речь также о городах – убежищах для непредумышленных убийц. Убийство, кровопролитие сопровождают, как мы знаем, человечество с первых его дней. История братьев Каина и Авеля, уверен, произошла в действительности. Люди были каннибалами, убивали из ревности, в качестве мести, с целью присвоения чужого имущества… Мотивов можно привести бесконечное множество. В стороне стоит убийство по неосторожности. То есть неумышленное лишение жизни. Оно тоже должно быть подвержено наказанию, но у евреев им становились города – убежища, где такие люди могли укрыться от мести родственников убитого ими человека. Кроме того, такое изгнание является одновременно действительно наказанием – ведь его сопровождает отказ от родственников, друзей, соседей, привычного образа жизни… Ссылка, изгнание. Здесь наедине с совестью проходило очищение души убийцы по неосторожности. При этом достигалась ещё одна цель: человек не заключался в тюрьму, ведь нахождение среди настоящих преступников часто влияет с дурной стороны.
В этой главе описываются правила проживания в таких городах – убежищах, но я хочу сейчас поговорить о «настоящих» убийцах. В русском языке и российском праве слово «убийца» универсально. В немецком же, как и в английском, есть убийство и убийство. Уголовное право предусматривает «Mord» и «Totung», причём с разной степенью определения вины и, следовательно, наказания. Если первое слово переводится всеми словарями как «убийство», то второе вообще непереводимо, хотя можно найти в словаре «умерщвление», а в юриспруденции «причинение смерти». Но я не собирался влезать в лингвистику, я хотел поразмышлять о наказаниях за умышленное убийство.
Недавно я был на дне рождения, где были наши люди и немецкая публика. Разговор зашёл о смертной казни. Все «русские» были за смертную казнь, все «немцы» - против. Что за этим стоит? На Западе больше ценят человеческую жизнь? Здесь не задумываются о последствиях их добренькой демократии? Мы более кровожадны? Они более толерантны? Мы больше верим в справедливость, выраженную еврейской формулой «око за око»? Они выросли на христианском постулате «прости врага»? (Кстати, оба понятия неправильно истолковываются большинством , но это уже другая тема). А что если не поддаваться эмоциям, а просто посмотреть, что по этому поводу говорит иудаизм? Ведь мы уже много раз убеждались, что он мудр и точен.
«Умерщвлён да будет убийца» . три раза произносит Бог эту фразу в этой главе. Вот ещё цитаты оттуда же: «Если кто убьёт человека, то убийцу должно убить…», «…земле не искупиться от крови, пролитой на ней, разве только кровью пролившего её.» Сохранение жизни убийце, умышленно лишившего человека жизни и приговорённого судом к смерти, недопустимо, противоправно и аморально. Да, конечно, должно быть минимум два свидетеля преступления, то есть убийство должно быть абсолютно определённо доказано, конечно, должен быть выбран гуманный, нечленовредительский способ казни. Исполнение приговора у евреев некоторое время оттягивалось, на тот случай, если всплывут новые обстоятельства. И на казнь приговорённого вели, не спеша – при появлении новых свидетельств процессия могла быть остановлена в любую минуту. Да и сам приговорённый мог остановить шествие под предлогом того, что он вспомнил новые обстоятельства и хочет выступить в суде. А глашатай меж тем призывал возможных свидетелей дать показания. А перед самой казнью убийцу призывали к тому, чтобы он раскаялся в содеянном.
Так что же, обязательно иметь такую меру самозащиты общества как смертная казнь? Подождите, не всё так просто. Суд у евреев, вынесший смертный приговор, получал название «суд убийц». По некоторым данным такой приговор мог выноситься не чаще одного раза в семь лет (по другим мнениям – в 70). В любом случае процедура вынесения приговора, лишающего человека жизни, была такой, что смертная казнь не могла не быть редчайшим событием.
Сегодня в Израиле казнь предусмотрена законодательством, но выносится она на практике только за преступления нацистов или за предательство во время военных действий. Причём, гражданских лиц вешают, а военных расстреливают. Так за 63 года существования Израиля было вынесено всего два таких вердикта: один по приговору полевого суда, согласно второму был повешен Эйхман. Поскольку еврейские законоучители решили, что после разрушения 2-го Храма смертная казнь в Израиле не выносится, то некоторые раввины считают, что сегодня смертную казнь нельзя выносить. А в своё время один из двух верховных раввинов Израиля заявил, что уничтожение точечными ударами террористов соответствует религиозным правилам наказания убийц смертью. Правда, у этого высказывания нашлись критики. Так что, и в самом иудаизме спор на эту тему продолжается.
Ну, например, израильская общественность дискутировала на тему, можно и нужно ли приговорить убийц семьи Ушеренко (мать отец и четверо младенцев) к смерти. Известный раввин Шломо Авинер дал такое заключение: хотя приговор должен выносить Синедрион (Верховный суд на основе Торы), которого сейчас нет в Израиле, приговор может вынести и Государство. Знаменитый философ Маймонид (Рамбам) выделял четыре критерия для определения строгости приговора: тяжесть преступления, его распространенность, притягательная сила и лёгкость осуществления. На основе этих критериев Авинер делает выводы применительно к убийству семьи Ушеренко: 1) Тяжесть преступления – налицо. 2) Распространенность преступления низкая– это очень редкое явление. 3) Притягательная сила – может возникнуть лишь у очень незначительного количества людей. 4) Что касается легкости осуществления, трудно совершить столь ужасное преступление. Поэтому нет необходимости приговаривать убийц семьи Ушеренко к смертной казни для предупреждения остальных – достаточно пожизненного заключения.
Как видите, логика раввина, а значит, иудаизма безукоризненна.
Мне кажется, что еврейский подход в принципе правильный: наказание смертью должно существовать. Правда, выноситься оно должно в исключительных случаях. К сожалению, таких случаев всё больше. Что делать с норвежцем, убившем 76 человек? Ему могут дать максимум 21 год. Получается, что в 54 года он выйдет на свободу и будет жить среди родственников жертв. Нет, таких нелюдей надо уничтожать, как бешеных собак – только так общество сможет защищать жизни своих законопослушных граждан. (Почти уверен, что норвежский суд признает убийцу невменяемым). Да, гуманность – прекрасная вещь. Но в подобных случаях она вступает в противоречие со справедливостью. А это высшая ценность у евреев. Бог в еврейском понимании мира несёт в себе два начала: справедливости и милосердия. Одно без другого в чистом виде невозможно. Поэтому согласно иудаизму только сочетание этих двух категорий позволяет жить человеческому обществу по-человечески. Западная Европа, по-моему, делает сильный крен в одну сторону, а крен, как известно, может привести к катастрофе. Где-то прочитал, что те, кто выступают безоговорочно за смертную казнь, не имеют сердца, а те, кто безоговорочно против неё – не имеют головы.
Закончу на этой ноте. Теперь перейду к тому,
ЧТО СЕЙЧАС.
Сейчас посмотрите трёхминутный фильм, получивший приз в Каннах. Его прислала Полина Михайловна Крейндис из Дуйсбурга.
http://e.mail.ru/cgi-bin/link?check=1&cnf=6df59b&url=http%3A%2F%2Fwww.porcelainunicorn.com%2F%26msgid%3D13111322290000000408%3B0%2C1&msgid=13114186230000000244;0,1

От нацистов перенесёмся к отечественным головорезам. Правда, в предлагаемой статье, написанной нашим другом Григорием Львовичем Рубинштейном из Бохума тема «Берия и еврейский вопрос» не совсем однозначна. Впрочем, судите сами.
http://e.mail.ru/cgi-bin/link?check=1&cnf=d6ba52&url=http%3A%2F%2Fwww.berkovich-zametki.com%2F2011%2FZametki%2FNomer7%2FGrRubinshtejn1.php&msgid=13111425090000000803;0,0,1

Тот же Рубинштейн прислал ссылку об итогах работы спецслужб Израиля. Почитайте.
http://e.mail.ru/cgi-bin/link?check=1&cnf=220ef3&url=http%3A%2F%2Fwww.kommersant.ru%2Fdoc%2F1619480&msgid=13114971090000000923;0,1
Напоследок приведу один стих. Обычно я избегаю длинных вставок, но на сей раз нарушу собственные правила. Стих ивановской поэтессы, увлекающейся христианским богословием, не является шедевром. Более того, он откровенно слаб. Его же главная ценность в том, что он написан. Что прозвучали слова, которые более важны неевреям, чем евреям. А для нас они просто приятны. Тем, что прозвучали. Его прислал нам Нахман Левит из Торонто.
ПРОСТИТЕ НАС, ЕВРЕИ

Наталья Кротова
Пора уж нам сказать:
«Простите нас, евреи»,
Осмелюсь я.
Ведь мы порой ведём себя, как та свинья,
Что, желудей наевшись, целый день
Клянёт рождающий их дуб, ругая тень.

Пора сказать: простите нас, евреи,
За то, что предок мой, крестом махая,
Рубил сплеча.
По истине Христа не зная,
Мстил сгоряча.
(И ведь абсурд какой! – Мстить за Того,
Кто был уже воскресший и живой.)
Владея словом – не ослиным «и-го-го»-
Не углубились в Слово Божье с головой,
И лишь путём набитых шишек и утрат
Познал Святую истину мой брат.

Простите нам, что буйный отрок наш
С жестоковыйным сердцем уж не знает
Над кем творить кураж
И безрассудно, злобно, дерзко
Разит того, чьего не вынес блеска.

А вообще-то, эй, антисемит,
Будь до конца антисемитом смелым:
Смени TV на чёрно-белый,
Цветной выбрасывай скорей,
Его ведь Гольдмарк изобрёл, еврей.
Антисемиту его иметь не гоже,
Компьютер, за происхожденье от еврея, – тоже:
Джон Нейман был изобретатель тот,
СоздАл процессор и АЗУ, двоичный код.
В видеотеке Стивен Спилберг не простителен:
Он - режиссёр-еврей! Ещё будь бдителен:
Антисемит антибиотик избегает,
А Зельман Ваксман пусть другим их предлагает,
Ведь лучше умереть от «страшной дифтереи»,
Чем пить то, что придумали евреи.
И джинсов «Леви Штраус» не носи,
А впрочем, джинсы вовсе в магазине не проси -
Их изначально Леви Штраус изобрел…

О! Этот список бесконечен, мой орёл.

Увы, увы. Простите нас, евреи
За то, что чревом грузные Исавы
Опять ревнивы: вновь Израиль их обогнал,
Того не видят, что он груз-то поскидал.
А ведь любой из вас не вдруг поймал удачу:
Он редко загорал на даче
И на диване долго не лежал.
За лёгкостью, с которой вы парите,
Не виден нам, живущим налегке,
Упорный труд ваш, вышедшие в гении.
Труд жертвенный, аж до самозабвения.

Простите нас за океан паскудных слов
(Ах, Моська, знать, сильна – сюжет не нов.)
За оскорбительные злые анекдоты,
За это всё не уплатить нам, мы – банкроты.

Как это мало – только скудное «простите»
За реки крови! –
И вы не мстите!

Пора уж нам сказать: Спасибо вам, евреи,
За то, что труд ваш долго не стареет.
Хоть злая чернь всего не понимала,
Спасибо вам за Левитана и Шагала,
Простым трудягам помнить нет резона
Эйнштейна, Фрейда, Пастернака, Мендельсона…

И не хватило бы отдельного листа
Для благодарности за Господа Христа,
Но род Его не просто изъяснить.
«Спасибо!» – лишь могу произносить,

Вы странниками по земле ходили,
Ходили, как по лезвию ножа,
Священное писание хранили,
Хранили, каждой буквой дорожа!
Являли нам для подражания примеры:
Вы – старший брат, первопроходец веры.

Да скажут ныне страны и языки,
Что причинили вам в веках немало мук:
Спасибо вам, народ весьма великий
С умом царей и сердцем верных слуг.

А теперь пора прощаться. Мы расстаёмся с вами, друзья, на месяц. Общинная жизнь практически замирает. Конечно, она будет продолжаться, но подспудно. Так, чтобы к сентябрю вышла газета. Чтобы жизнь у нас вновь забурлила. Чтобы вы в ней были активны. А пока – ласкового вам остатка лета! Будьте здоровы! Поменьше вам стрессов!

Ваш Лев Шварцман

Keine Kommentare: