Donnerstag, 6. Oktober 2011

Шалом, друзья!
Не могу не отметить, что еврейская мироощущение сильно изменилось: сегодня ничего не мешает нам в Дни между Рош а-Шана и Йом Кипуром жить, как обычно. По-крайней мере внешне. А ведь идут Дни Трепета. Во все времена евреи в эту декаду трепетали в ожидании того, будет ли утверждено Богом его же, десятидневной давности, Божественное решение по поводу индивидуального внесения в Книгу жизни. Стали мы умными – не трепещем: знаем, что не умрём. Хотя гарантировать это не можем. Всё равно живём в эти дни, как обычно. Что ж, раз как обычно, то начнём с «Хавы». А об остальном поговорим позже.
http://www.youtube.com/watch?v=2dIafKIty2s&feature=related
Это был Лиор Каменецкий. Я о нём мало что слышал, знаю только, что он израильский музыкант, пользующийся популярностью на Западе. А теперь давайте вспомним,
ЧТО БЫЛО
Был праздничный вечер Рош а-Шана. Нас было свыше 60 человек. Мы совершили сначала полагающуюся молитвенную службу, которую провёл Эберхард Йон. Я рассказал о правилах, по которым община выбирает из своей среды человека ведущего в отсутствие раввина либо кантора службу. Хорошо было в прежние времена – практически любой член общины мог справиться с этой задачей. А теперь – слава Богу, что хоть кто-то нашёлся. Хотя Эберхард подходит практически по всем параметрам: избранник общины должен иметь безупречное моральное прошлое и настоящее, он должен пользоваться уважением и авторитетом у членов общины, он должен быть красив (!) и обладать звучным голосом. Эберхард по всем вопросам подходит для этой роли. И справился он с задачей прекрасно. Он читал молитвы на иврите и немецком, я рассказывал о празднике на русском. Александр Райф переводил мои экскурсы на немецкий – в общем, всё получилось. Так что без раввина мы уж не совсем пропадём. Тем более, что вскоре у нас ожидается новый кантор. А канун Йом Кипура мы проведём ещё с Эберхардом - ему приходится для этого много готовиться. Что ж, спасибо за труд на благо общины! Как в эти дни трудится по ремонту наших электропроблем Яков Александрович Буркин из Дуйсбурга. Он делает эту работу хорошо и бескорыстно. Спасибо ему! Но вернёмся к Рош а-Шана. После службы был праздничный ужин, традиционные викторина и игра под «оригинальным» названием «Чёрный ящик», песни хора и музыкальная программа Якова Шварцмана. Самое главное, что в этот вечер мы были вместе!
В пятницу, само собой, мы встречали Субботу. О чём говорили? О разном. Но и о мере ответственности человека за свои поступки. То есть о том, насколько человек может нести ответственность, если какие-то черты его характера предопределены наследственностью. Да и среду обитания, которая влияет на человека, он тоже сам себе не выбирает. И всё же… И всё же хорошо, что мы рассуждаем на любые темы.
Это всё, что касается мероприятий. В праздники община была закрыта. В другие дни шли репетиции, работала социальная служба, в общем, община жила обычной жизнью.
Теперь о том,
ЧТО БУДЕТ.
Будет тоже немного. В пятницу, 7 октября, в общине пройдёт традиционный вечер «Кол нидрей», попросту говоря, вечер кануна праздника Йом Кипур (начало в 18 часов). Напомню, что в этот день все евреи, даже те, которые не переступают порог синагоги или общины весь год, обязательно проводят его согласно Традиции в коллективе. Мы вместе поужинаем, что является обязательной процедурой накануне поста, проведём полагающиеся песнопения и молитвы. В субботу община будет закрыта. Все, кто хочет принять участие в основной службе этого дня, причём, либеральной службе, смогут присоединиться к тем, кто поедет в этот день в Унну. Начало службы в Унне в 16 часов. Это означает, что молитва Йом Кипура, которая обычно проходит целый день, будет сведена, в основном, к её завершающей части. Но главное, можно будет принять участие в Изкоре – поминальной молитве, читаемой всего два раза в год. Тут же будет читаться молитва за погибшие еврейские общины, за жертв Холокоста, за солдат Армии обороны Израиля, отдавших жизни за еврейское Государство. Поэтому призываю всех присоединиться к поездке в братскую общину. Завершится вечер в Унне, как и полагается, праздничным ужином. В связи с последним обстоятельством прошу тех, кто захочет провести этот праздник в Унне, позвонить мне по телефону и сообщить об этом (0208 – 937 52 29). При этом я скажу подробности о времени выезда. Есть ещё одна причина поехать в Унну – можно будет повидать те места, которые оказались для многих из нас первыми в Германии, а потому особенно запомнились.
В воскресенье - «Еврейский Ликбез». Как всегда, в 15 часов.
Всё, больше мероприятий на этой неделе не будет. Забегу вперёд и скажу, что мы на следующей неделе готовим два мероприятия, приуроченные к празднику Суккот. В прошлом году, если помните, вечер у нас получился на славу. В этот раз в воскресенье, 16 октября, мы опять приглашаем наших традиционных участников праздников, а накануне, в субботу, 15 октября, мы хотим увидеть у себя тех, кто помоложе. Мы шуточно определили возраст тех, кого мы ожидаем, как между 25, 1 и 49, 9 годами. Честное слово, не знаю, как назвать возрастные рамки тех, кого мы назвали: «Кто чувствует себя молодым». Конечно, это не точное определение, потому что практически каждый чувствует себя не старым. Но мы очень надеемся, что и паспортный возраст гостей будет соответствовать ощущению молодости. В общем, паспорта на входе никто проверять не будет, но… Не обойтись, видать, мне без «но»! Надеюсь, что те, кто придут, хорошо проведут время. Мы планируем организовать танцевально-развлекательную программу. И поскольку те, кого мы приглашаем, являются, как правило, молодыми родителями, то попробуем организовать на время вечера присмотр за детьми. Надо только сообщить об этом заранее по общинному телефону (0208 – 38 56 225).
Два слова о русской школе. Немногие, наверное, знают, что в для родителей учеников уже несколько месяцев действует проект, позволяющий им заниматься полезными делами. Так, для них проходят встречи с психологом, косметологом, идут занятия гимнастикой Стрельниковой, будут проводиться компьютерные консультации и многое другое. В эту субботу занятий, само собой, не будет, а в следующую. 15 октября, можно прийти не только родителям. Эти встречи полезны всем. Я в следующем письме сообщу, что именно будет проходить, но справку можно будет получить также по нашим телефонам. Напомню, что эти мероприятия проходят в субботу в первой половине дня.
Но я забежал вперёд. Мы пока ещё не в Суккоте, а в Йом Кипуре. Первый колышек в шалаш принято забивать на следующий день после Йом Кипура. Вот и перейду я к нему. То есть поговорим о том,

ЧТО БУДЕТ ВСЕГДА
Йом Кипур будет всегда. Даже если наше поколение ничего не будет делать для его сохранения. В главном он не будет меняться. Хотя этот день, отмечаемый евреями испокон тысячелетий, уже претерпел серьёзные изменения. В первую очередь, они касаются жертвоприношений животных. В том виде, какими они( жертвоприношения) были на заре иудаизма, их уже нет 2000 лет. С того момента, как нет Храма. В древние же времена одним из важных событий этого дня было жертвоприношение. В Храм стекались тысячи людей, чтобы увидеть, как первосвященник приносит в жертву 15 животных, среди которых были быки, бараны, козёл, ягнята. Первосвященник приносил очистительные жертвы за себя, потом – за свою семью, затем - за весь израильский народ. Отголоски этого действа сопровождали евреев всё время после разрушения Храма. Я помню, в моём детстве в нашей семье ещё совершался обычай «капурыс», «капарот» на иврите. Над головой мужчин делали несколько круговых движений с петухом, мальчиков – с юными петушками, женщин и девочек, соответственно с курицами и курочками. Я уже не помню, какой текст при этом произносился, но в уже вполне сознательном возрасте узнал, что что-то вроде: «Пусть этот петушок будет искуплением моим». Потом птицу уносили к шойхету и он закалывал её.
Либеральный иудаизм против восстановления Храма. Только из-за того, чтобы не было провоцировано приношение в жертву животных. И даже ностальгическая нотка по детству, имеющего, впрочем, много еврейских примет, не может смягчить и моего отношения к жертвоприношению. Я понимаю, что принесение в жертву животных было для человечества огромным шагом вперёд, потому что многими народами в жертву тогда приносились люди. И поскольку всё в сравнении, то животные были разумной альтернативой варварству. Хотя эта замена особой цивилизованностью, не отличалось. Но это глядя из сегодняшнего дня. Всё равно, сопротивляется душа против такого способа «очищения от грехов». Но это было, и сила иудаизма и в том, что он не скрывает своё прошлое, даже если оно, мягко говоря, некошерное.
Кроме этого, недостойного мировоззрения нашего народа, акта, всё остальное в Йом Кипур представляется разумным. В этот единственный день в году предполагается 25-часовый пост. Предполагается, потому что многие, давайте признаемся сами себе, живут в мире параллельном еврейскому и игнорируют мудрые изобретения своего народа. У евреев есть ещё пост Эстер, перед праздником Пурим, пост 9-го Ава, в память о разрушениях Храма, пост первенцев в Песах, но пост Йом Кипура традиционно носит тотальный характер. Такова уж структура этого дня и еврейского мировоззрения в этот праздник. Нельзя есть и пить, следует отказаться от всех телесных удовольствий, включая мытьё и бритьё (можно ополоснуть кончики пальцев утром и после посещения туалета). Ну и запрещено отвлекаться на любые бытовые дела – всё должно быть сосредоточено на анализе своей жизни. Интересно, получается последнее? Не думаю, у нас, у нынешних, точно нет. Но всё равно идея красива, и в какой-то, пусть малой, мере она всё-таки включает в работу даже нашу совесть.
Само собой, в этот день остался последний шанс помириться, попросить прощения, исправить нанесённый вред. И согласитесь, что даже «дежурное извинение» всё равно сыграет положительную роль, как профессиональная улыбка, появляющаяся ради улыбки, всё равно остаётся улыбкой. Так и извинение, всё равно остаётся извинением. Хотя, кто спорит, искреннее, не формальное, извинение, как и улыбка, много лучше.
Я призывал к посту и продолжаю это делать: кто не может не есть целый день, пусть постится хотя бы несколько часов, всё лучше, чем пренебрегать четырёхтысячелетней традицией. Мы сможем при этом лучше почувствовать ощущения тех, кто не ест не потому что пост, а потому что нечего есть, а таких в мире примерно один миллиард человек. К слову говоря, иудаизм много веков назад считал, что пропитания на земле хватит всегда на всех её жителей. Как видите он не ошибся – только вчера видел булку валяющуюся на улице, а воскресенье на мероприятии, в котором участвовал хор, собирали по кругу деньги для голодающих в Сомали. Но вернёмся к посту. Ещё мы получим новый опыт, связанный с ощущением голода, а также почувствуем единство со всем еврейским народом. Да, я прекрасно понимаю, что среди евреев, особенно советских, есть много людей абсолютно равнодушных к тому, о чём я сейчас пишу. Какой иудаизм? какой пост? что за Радж Капур? Они равнодушны к своим корням, полагая, что спокойно обойдутся без них. Возможно, что обойдутся, но можно обойтись и без музыки, живописи, исторической памяти… Что ж делать, если атрофировано одно из самых важных чувств? Напомню фразу одного еврея, сказавшего, что не стоит бросать диету, на которой сидишь несколько тысяч лет. Но есть ещё одна категория людей – про них в последнем номере нашей газеты опубликован анекдот про еврея, который в Песах выпекал булку, которую сохранял до Йом Кипура, чтобы в этот день съесть её. Что ж, мы всегда умели смеяться над собой. А это тоже мы, только те, которые активно протестуют против иудаизма. Убеждён, что от невежества. Впрочем, я заканчиваю, получается, не на очень радостной ноте. Это не так – я больше оптимист, чем его противоположность. И хоть мы говорим о Йом Кипуре, я забегу к следующему, зимнему празднику, Хануке. Помните, что сказал старый Мататьяху, когда его заставляли присягнуть греческим богам: «Если весь народ отречётся от веры отцов, то я и мои сыновья всё равно останемся верны законам нашего Бога!». Он, видать, тоже был оптимистом. А в другом празднике, который следует за Йом Кипуром, Суккоте, мы будем говорить о том, что мы все, и те, кто с совестью, и те, кто с атрофированным чувством своих корней, и те, кто съедает булку в Йом Кипур, всё равно один народ. И мы в ответе за всё и за всех. Поэтому я всем ещё раз желаю сладкого и удачного года! Чтобы к следующему празднику на чаше весов нашей общины и всего нашего народа было больше хороших дел, чем их оказалось в этот раз! И чтобы Книга Жизни для нас с вами не захлопнулась. Ведь мы на самом интересном месте!
Сегодня я приложу всего лишь пару ссылок. Напоминаю всем корреспондентам, что пока мы можем оперировать только ссылками, а не текстами в поле письма. Поэтому всем спасибо, хотя не всё идёт в рассылку.
Инна Белиловская прислала клип «Стена плача». Подходит…
http://e.mail.ru/cgi-bin/link?check=1&cnf=a3720e&url=http%3A%2F%2Fgod-tv.net%2Fload%2F3-1-0-169&msgid=13178156890000000006

Ну, и полагаю, что в эти дни можно посмотреть фильм (прислал Нахман Левит из Торонто) об Израиле. – эта страна –неразрывная часть иудаизма. Как и его праздники.
http://e.mail.ru/cgi-bin/link?check=1&cnf=ad05cc&url=http%3A%2F%2Fvideo.yandex.ru%2Fusers%2Flana56kai%2Fview%2F2%2F%23hq&msgid=13176216830000000882;0,1

На этом попрощаемся. Насыщенного и вдохновенного вам йомкипурного дня, друзья!
Ваш Лев Шварцман

П. С. И как всегда, программа немецкого телевидения, а на сей раз ещё и радио, "имеющая отношение к нам".
Donnerstag, 6. Oktober 2011, 14.30-16.15 Uhr, arte: Die Juden – Geschichte eines Volkes (Folgen 1-2: Exodus/Diaspora).
Dokumentationsreihe
Freitag, 7. Oktober 2011, 14.30-16.55 Uhr, arte: Die Juden – Geschichte eines Volkes (Folgen 3-5: Stigma/Davidstern/Zion).
Dokumentationsreihe
Freitag, 7. Oktober 2011, 18.07 Uhr, DeutschlandRadio Kultur: Zum judischen Fest Jom Kippur – Musikalische Lauterung. Von
Jonathan Scheiner
Freitag, 7. Oktober 2011, 14.45-15.00 Uhr, WDR 3: Judisches Leben. Zum judischen Versohnungsfest.
Freitag, 7. Oktober 2011, 16.50-17.00 Uhr, WDR Fernsehen: WDR 5: Gedanken zum Schabbat. Landesrabbiner Henry Brandt,
Augsburg / Kantor Leo Roth, Gesang – Wiederholung: 22.50 Uhr
Samstag, 8. Oktober 2011, 16.40-16.55 Uhr, Das Erste: Die Rabbinerin Alina Treiger in Oldenburg
Samstag, 8.Oktober 2011, 15.15-15.45 Uhr, 3sat: Jaffa – Geschichten aus der altesten Hafenstadt der Welt. Film von Gerd Helbig
Sonntag, 9. Oktober 2011, 12.05-13.00 Uhr, WDR 3: Gutenbergs Welt – Judisches Leben (u.a. Gesprach mit Gotz Aly uber sein
neues Buch „Warum die Deutschen? Warum die Juden?")
Sonntag, 9. Oktober 2011, 17.15-17.45 Uhr, arte: Yourope - Judisches Leben in Europa. Magazin
Dienstag, 11. Oktober 2011, 19.15-20.00 Uhr, Deutschlandfunk: Zwei Seiten der Erinnerung. Die Bruder Edgar und Manfred
Hilsenrath. Von Volker Dittrich
Dienstag, 11. Oktober 2011, 22.00-22.29 Uhr, WDR Fernsehen: Am heiligen Fluss – Eine Reise durch das Jordantal. Reportage
von Richard C. Schneider
Mittwoch, 12. Oktober 2011, 14.45-15.00 Uhr: WDR 3: WDR 3 Judisches Leben. Zum judischen Laubhuttenfest
Donnerstag, 13. Oktober 2011, 23.15-0.44 Uhr, WDR Fernsehen: Defamation. WDR Erstausstrahlung. Dokumentarfilm, Israel
2010. Autor: Yoav Shamir
Freitag, 14. Oktober 2011, 9.45-10.35, ZDFKultur: Let's Dance! Israel und der moderne Tanz. Film von Gabriel Bibliowicz und
Efrat Ami
Приятных минут!
Л. Б.

Keine Kommentare: