Freitag, 13. Juli 2012

Пинхаc 5772

Щалом, друзья!
Во-первых строках моего письма обращаюсь к запасам «Хавы». И нахожу: группа «Соловки». Но «Хава» у них не приблатнённая, они её исполняют уважительно. Впрочем, за «Хаву» в наше время можно было загреметь на Соловки.
http://www.youtube.com/watch?v=Ok-M-iI3z70
Переходим к вечному, к тому, что
БУДЕТ ВСЕГДА
Недельная глава называется
«Пинхас».
Если кратко, то вот её содержание:
В награду за то, что Пинхас, внук Аарона убивает Зимри, главу колена Шимона, и мидьянскую принцессу Косби, Бoг дарит ему священство. После очередного исчисления еврейский народ насчитывает 601730 мужчин (по другой версии человек) в возрасте от 20 до 60 лет. Моше получает указания о том, как Святая Земля должна быть по жребию разделена между коленами и семействами Израиля. Пять женщин обращаются к Моше с прошением дать им удел их отца, который умер, не оставив после себя сыновей. Бoг принимает их просьбу и даёт законы о наследовании, включающие в том числе и ситуацию этих женщин. Моше назначает Йеошуа своим преемником, именно он должен будет ввести евреев в Землю Израиля. Глава завершается подробным описанием ежедневных жертвоприношений, а также жертв, приносимых в Шаббат, Рош-Ходеш (новомесячье) и в праздники.
Об этой главе мы уже подробно говорили в прошлые годы. Сегодня я коснусь одной небольшой темы. Если вы помните, у Моисея с Богом был разговор, в котором человеку стало ясно, что он не войдёт в Землю Израиля, в Эрец Исраэль. Ему очень не хочется умирать, этому человеку. Но проходит время, человеку невозможно постоянно жить с мыслью о смерти. «Помни о смерти» не означает, что с утра до ночи нужно переживать свой уход. 19 лет назад я был директором еврейского лагеря для детей. Это была очень нужная и очень интересная работа, но с ней связан один из самых ужасных моментов моей жизни: в Днестре утонул 16-летний мальчик из нашего лагеря. Трудно себе представить, какой силой нужно было обладать, чтобы прийти на похороны и посмотреть в глаза родителям. И хотя моей прямой вины в гибели не было - я вообще отсутствовал в то время - я считал (и считаю), что руководитель всё равно несёт ответственность.
…Прошло несколько лет, я был с друзьями на рыбалке, там же был и сын одного из рыбаков, тоже отдыхавший в лагере тогда, когда это случилось. Это был, наверное, 8-летний Феликс. В жизни есть эпизоды, когда запоминаешь чей-то взгляд, поворот головы, слова… Я помню позу, в которой сидел Феликс, чётко помню его взгляд, когда он ни с того, ни с сего произнёс:»Лев Борисович, а вы всегда помните того мальчика, который утонул?» В ту минуту я понял, что не так часто, как должно бы, помню о том мальчике. Психика человека выталкивает из памяти то, что мешает жить.
Я не открываю Америки, просто я вспомнил об этом эпизоде потому, что Моше тоже вытолкнул из своего бытия известие о своей скорой смерти. Более того, теперь он подумал, что не может уйти из этого мира, что забыл Бог о своём намерении. Что значит «забыл»? - это невозможно, возможно, передумал просто. Ведь Моше столько сделал для еврейского народа и для всего человечества! Неужели Всемогущий не может сделать для него исключение? Му сейчас 120 лет, надо пожить ещё немного, невозможно сейчас умереть. Сколько раз мы видели, что смертельно больной человек всё равно надеется на выздоровление. У меня был близкий человек, мы с ним (с ней) вместе поднимали общину в Молдавии. Она жила в Израиле, неожиданно заболела раком. В последние недели её жизни я звонил ей почти каждый день. Она не могла не понимать, почему я зачастил со звонками. Но я всё равно не знал, как с ней говорить: поддерживать её в восприятии неизбежности близкой смерти или внушать ложную надежду на выздоровление? Она сама разрешила мой мучительный выбор: она до самого конца верила, что поправится. Так устроен человек. Мы говорили о методах лечения, а главного, что люди могут сказать друг другу при расставании навеки, не сказали. Так был устроен и великий человек Моисей. Он себя обманывал иллюзией того, что Бог поймёт важность его присутствия при распределении земли между коленами Израиля. Ведь столько об этом было передумано и переговорено за эти 40 лет! Но нет, ему не суждено было войти в Израиль. Бог подтверждает прежнее решение и предлагает Моисею подняться на гору, чтобы окинуть взглядом желанную землю. А потом последует божественный поцелуй, как образно назвали смерть еврейские мудрецы. Представляете, что должен чувствовать человек, которому не суждено завершить начатое им великое, дело? Давайте представим себе Моисея стоящего на горе у самого Израиля и взирающего на будущую еврейскую страну. Я думаю, что его взгляд был жадным. Помню, как я ходил по комнате со своим старшим внуком на руках, когда ему было несколько месяцев. Я открывал шкафы, их содержимое он видел впервые. На лбу у него от напряжения образовывались морщины – он впитывал в себя новую информацию. Мне казалось, что я вижу, как работает его мозг, как в него поступает новая информация. Может быть, Моисей точно так впитывал новую для него информацию, то, что он видел в Эрец Исраэль. В стране, в которой его народу предстояло обосноваться. Я не исключаю также, что его взгляд был усталым, полным мудрости и разочарования. Не от страны, которую он видел впервые, а от той ноши, которая лежала на его плечах все эти десятилетия. И от того, что даже мысли его были уставшими. Он стоял перед концом своей жизни, и я не знаю, что он чувствовал. Могло быть и первое, могло быть и второе. А всего скорее была какая-то смесь прекрасного итога и неотвратимости ухода. Ему было жаль себя, но он понимал, что проделал великую дорогу, которая по плечу была только ему. Чувствовал ли он гордость, стоя на горе? Полагаю, что да. Он был награждён природой великим умом, огромными организаторскими способностями, и это богатство он прекрасно реализовал. Не понимать этого он не мог. Может быть, слеза выкатилась у него в этот момент. А возможно, и нет – Моисей не научился плакать. Но он, наверное, думал о том, какой станет страна, лежащая перед ним. И каким будет его народ. Вспоминая последние 40 лет, он понимал, что не самый золотой народ ему достался. Но золотых народов не бывает, бывают мировоззрения, воспитывающие народы. Он понимал, что выработанное его предками учение – самое прогрессивное, оно обязательно правильно воспитает его народ. Он для этого очень много сделал. Слова «иудаизм» тогда ещё не было. А сам иудаизм уже был. И он понимал, что эта система взглядов должна жить. Глупо её терять. Он был уверен, что так и будем – уж слишком хорош мир при таком на него взгляде! Моисей сделал очень много, чтобы этот взгляд у его народа доминировал. Это, согласитесь, – главное в жизни каждого человека: поддерживать то, что считаешь правильным.
Давайте теперь поговорим о том,
ЧТО БЫЛО.
Было два больших мероприятия. Во-первых, встреча Субботы, во-вторых, концерт профессора Эпщтейна и его трио «Клезмер тов».
На Шаббат приезжал кантор. Вроде, всё было, как обычно, но всё-таки атмосфера была более эмоциональная, чем тогда, когда его нет. Служба состояла из песен, зажигания свечей, недолгих молитв и рассказов. В прошлом письме я говорил о том, что Билам, у которого заказали говорить проклятия об еврейском народе, вдруг стал произносить благословения. Я попытался объяснить это тем, что ему была противна ложь. Всё правильно, он не мог лгать. Но вот кантор пересказал мнение раввина Ротшильда, который утверждал, что Билам, находящийся на горе, видел чистоту и порядок в лагере евреев, видел налаженную систему отхожих мест, а вы помните, что евреев было минимум более полмиллиона, и был положительно поражён увиденным. И само собой, не мог врать. Я об этом пишу для того, чтобы ещё раз подчеркнуть глубину и широту Устной Торы – иудаизм неиссякаем. О версии туалетов я тоже услышал впервые.
Потом выступил хор – песни всегда придают нашим вечерам особый настрой. Затем мы предложили в преддверии летнего лагеря для наших детей (в этом году он будет в Польше) вспомнить наше пионерско-лагерное детство. Получилось: были воспоминания, песни тех лет, кисель на столах (не только: наши женщины приготовили вкусную мацовую бабку и нажарили вкусную рыбу). В общем, как и каждый «большой шаббат», и этот удался.
А завершил в этом сезоне активный период жизни нашей общины замечательный концерт. Я спрашивал у многих зрителей, понравилось ли им? Ни одного отрицательного отзыва я не услышал. Его и быть не могло – нашу общину посетили музыканты – виртуозы. Скрипка, гитара и бас-саксофон превратили этот вечер в волшебную еврейскую сказку. Надо сказать, что гости показали не ту программу, которая была ими обещана, но об этом я не пожалел, а остальные не знали. Я не могу утверждать, что нет у меня критических замечаний, но относятся они к тому, что произносилось. А всё, что игралось, было неподражаемо хорошо..
В зале были евреи и немцы, великолепная еврейская музыка их объединяла. В таких случая мне всегда жаль тех, кто не пришёл. Но приди все, кого я бы желал видеть в общине, сидеть было бы негде – наш маленький зал был полон. Это радует. Как и то, что выбрав этот коллектив из длинного перечня культурной программы Центрального Совета евреев, мы угадали.
Хочу ещё раз упомянуть, что мы впервые участвовали в этом проекте Центрального Совета. И благодарны ему за концерт. Потому что мы увидели на практике, что нет «наших» и «чужих» евреев. Это наконец-то поняли обе стороны, либералы и ортодоксы. Этот концерт, хочется верить, станет одним из первых шагов в нужном направлении. Помощь Центрального Совета позволила сделать билеты нет только недорогими, но и предложить членам общины 50-процентную скидку. Хочу ещё упомянуть, что члены хора, являющиеся членами общины, были приглашены на концерт вообще бесплатно.
После концерта мы устроили очень скромное застолье с гостями. Чуть ближе познакомились. Галина Мучник спела пару песен, хотя в присутствии таких музыкантов ей было поначалу неуютно играть. Но спела она, как всегда, хорошо. Присутствовал ещё давний герой рубрики «Делет» «Дверь в дверь» Хайо Кемпер. Напоминаю, что он немец, свободно говорящий на русском и идише. Для гостей встреча с таким человеком тоже не могла быть дежурной. Тем более, что Игорь Эпштейн хорошо владеет языком идиш. В общем, всё прошло неплохо, предотпускная точка в нашей работе была поставлена точно.
Теперь о том,
ЧТО БУДЕТ.
На сей раз эта рубрика будет пуста: НИЧЕГО НЕ БУДЕТ. Община уходит на каникулы. Мы сделаем (уже начали) маленький ремонтик, поедем в Берлин на ежегодную встречу прогрессивных евреев Германии, будем готовиться к новому сезону. Работать будет только социальная служба, и то в облегчённом режиме. А именно: в понедельник, вторник и среду с 10 до 13 часов. В четверг наоборот: с 14 до 17. Само собой, если у кого-то термин в другое время, сопровождение будет обеспечено. Но договариваться придётся летом в названное время. Газета, я надеюсь, выйдет к сентябрю. Работа к подготовке нового сезона будет идти. Её первые результаты мы увидим осенью. Я желаю всем тепла: внешнего и внутреннего! Но перед прощанием обратимся к тому,

ЧТО ЕСТЬ.
Ролик о Джо Дассене мы уже показывали однажды. Но вспомнить об этом знаменитом еврее не помешает
http://www.youtube.com/watch?v=qSXM66Yzz6U
А эту ссылку прислала Полина Крейндис (Дюйсьург). Верить или не верить событиям, описываемым в материале, это индивидуально. Но вспомнить атмосферу антисемитизма, царившую на нашей бывшей родине, можно очень легко. Спасибо, Полина Михайловна!
http://art-of-arts.livejournal.com/528207.html
На фоне предыдущей статьи, хорошо будет «смотреться» завершающий материал - парад солидарности с Израилем в Нью-Йорке в этом году. Подобный парад пора провести и в Германии. И не такая уж это наивная мечта.
Israel Parade - New York (2012) - YouTube
Полагаю, что ваши материалы будут приходить всё лето, и осенью мы разгуляемся вовсю. А пока ещё раз хорошего лета! Шаббат шалом! Субботы мы в этот период будем отмечать в семьях. По вечерам в пятницы будем помнить, что в одно и то же время у нас одновременно загораются субботние огоньки. Будем поэтому вспоминать друг друга. Сколько Суббот мы не увидимся? Я наблюдал в Израиле 21 год назад такую картинку: стояла на вокзале в Нетании пожилая негритянка и более молодой негр. Они целовали друг друга в щёчки. Потом переставали, о чём-то говорили, затем опять продолжались поцелуи. Я ждал, чтобы за мной приехали, и мог долго смотреть на эту странную пару. Целовали друг друга они долго. Мы уже уезжали, я оглянулся: они опять чмокали друг друга. Меня заинтересовала эта сцена, и я всё пытался выяснить, что бы это значило. И кто-то меня просветил: это фалаши, евреи из Эфиопии. У них такой обычай – после разлуки целовать друг друга столько раз, сколько суббот они не виделись. Я обязательно такой подсчёт сделаю и при встрече … Да что там, мелочи оп сравнению с разлучёнными фалашами - у нас набежит какой-то десяток Суббот. Проведите их мирно, интересно и достойно!
Ваш Лев Шварцман

Keine Kommentare: