Donnerstag, 5. Juli 2012

Билам 5772

Друзья, шалом!
Вы получили это письмо на день раньше обычного. На это есть причина, но обо всё по порядку. А порядок предполагает начинать с «Хавы». Я порядкопослушный человек. Иду в закрома. О, вот прекрасный ансамбль! Это «Дилижанс» из Омска. Мне кажется, что эти аккордеонисты высоко высокопрофессиональны. Вообще, аккордеон – прекрасный инструмент, способный заменить все остальные. Наслаждайтесь, друзья!
http://www.youtube.com/watch?v=91RPC0vvCwA
Переходим к тому, что
БУДЕТ ВСЕГДА
У евреев на этой неделе изучается глава
Балак
Вот о чём идёт в ней речь:
Когда вышедшие из пустыни сыны Израиля приблизились к стране Моав, ее царь Балак обратился за помощью к известному магу Биламу (Валааму), чтобы тот проклял еврейский народ, то есть остановил его заговором.. Бoг явился в ночном видении к Биламу и запретил ему говорить проклятия, но Билам после некоторых колебаний всё же отправился к Балаку.
По дороге посланный Б-гом ангел преграждает дорогу Биламу, который едет на ослице, но Билам не видит ангела, не понимает вынужденных манёвров ослицы и бьёт её за «упрямство». И тогда «отверз Бог уста ослицы».
«Валаамова ослица» укоряет Билама за непонимание и жестокость: ведь она спасает ему жизнь. «Прозревший» Билам видит, наконец, ангела, который сообщает ему, что можно и чего нельзя говорить о евреях.
Наконец, Билам прибывает к Балаку, и царь Моава проводит тщательную подготовку к ритуалу проклятия в надежде, что гость словами уничтожит ненавистных евреев. Но результат получается обратный: трижды Билам пытался изречь проклятия в состоянии провидческого транса, и все три раза его уста произносили благословения.
Разочарованный Балак отсылает Билама домой. Тем временем, евреи начинают распутничать с моавитянками и поклоняться их идолам. Бoг насылает мор на грешников. Лидер колена Шимона на глазах у всех евреев вводит в свой шатер мидьянскую принцессу, и внук Аарона коэн Пинхас пронзает обоих копьём.
Повальная эпидемия прекращается. От нее умерли 24 тысячи человек.

Пару лет назад, говоря об этой главе, я, помнится, рассказал о том, как моавитянки соблазняли еврейских мужчин. То есть я начал с того, что представляет явный интерес. На сей раз поговорим о другом аспекте этой главы – о нашей еврейской судьбе. Которая просматривалась уже в библейские времена.
Начну с вопроса, почему проклятия в устах Билама превращались в благословения? Мне кажется, что он не мог говорить то, что считал ложью. Это действительно нелегко. Да, его пригласили именно проклинать. Да, в нём боролись противоположные чувства к евреям. Но стремление к правде в нём всё-таки оказалось сильнее «заказанных» и, очевидно, оплаченных слов. Помимо этого он боялся наказания еврейского Бога. И последнее, возможно, главное: он знал, что его магия в этом случае бессильна. По всему поэтому он и прорицал не то, что от него ждал Балак. Получается, что Билам предвидел уникальную еврейскую судьбу. Он понял, что евреи никогда не сольются с другими народами. Потому что они живут совсем по другим законам и правилам. Он видел, что они уже из другой, более совершенной, цивилизации. А остальные, живущие в то время, племена и народы ещё далеки от того уровня нравственности, которого достиг проклинаемый им народ, явившийся из пустыни и обладающий невиданной духовной силой. Которая не подвержена местным колдунам и магам. Билам понял также, что этот народ не должен и не будет смешиваться с другими народами, чтобы не растерять свою уникальность. Это несмешивание стало благословением и проклятием еврейского народа. Смешиваться было нельзя, потерялся бы достигнутый уровень морали, не смешиваться было опасно для самого существования – зависть и непонимание народов другой, более низкой ступени нравственного развития, угрожали физическим уничтожением. Второе было менее очевидным, чем первое, то есть потеря нравственности была духовной смертью народа, потерей его достижений. Отсюда известное: "Вот народ, живущий обособленно". Эта обособленность не позволяла смешиваться с другими народами путём браков. Это была бы очевидная и для сегодняшнего еврея потеря национальной идентификации. Это соблюдение своих обычаев, в первую очередь, обрезания, Шаббата, праздников…
Известные истины. Но вот вопрос вопросов: а почему сегодня важно для нашего народа не ассимилироваться? Ведь уровень нравственности цивилизованных обществ не уступает нашему. Это верно. Но всё равно наша уникальность ещё остаётся ею. Другие религии выполняют среди других народов наши задачи – взойдя от еврейских семян они по всему миру сеют нравственность. Но всё равно урожай не совсем такой, как хотелось бы. Превратившийся, скажем, в воскресенье Шаббат у христиан стал лишь его бледным эрзацем. Конечно, хорошо, хоть так, но плохо, что всё таки не так. Обряд обрезания не только не стал всеобщим – до 30% всех мужчин земли подвергаются этой операции, но он до сих пор находит осуждение. На сей раз в лице немецкого суда. Это очень поверхностные примеры – еврейская философия имеет ещё столько аспектов, которые никого кроме нас не интересуют, что нам далеко до ассимиляции. Беда в том, что многие этого не хотят видеть и понимать. И даже когда всё лучшее из еврейского взгляда на мир остальное человечество возьмёт на вооружение, всё равно еврейский народ нужен будет. Как живой экспонат музея нашей цивилизации. Но пока музей ещё даже на замышляется, мы продолжаем играть важную роль, продолжаем быть закваской нашего общего котла. Поэтому мы должны оставаться теми, кем родились. Евреями, народом, у которого длиннейшая и уникальная история. Нельзя нашему поколению по собственному неразумению её прерывать. Билам бы был разочарован.
Перехожу к тому,
ЧТО БЫЛО
Был концерт хора в Гельзенкирхене на местном интернациональном празднике. Надо сказать, что особого удовлетворения это выступление нам не принесло. Во-первых, оно было слишком коротким, во-вторых, шло под дождём. Наш хор был в положении петуха, который прокукарекал, не думая о том, наступил ли день. Мы тоже пели, не думая о том, кто из тех, укрывшихся от дождя в глубине площади, нас слушает. «Прокукарекали» мы то, что нам заказали: русскую и украинскую программы. Порадовала форма подачи этого материала. Форма – в прямом смысле слова: на головах наших «девчат» были русские короны и украинские веночки, А наш парубок Валентин Гинзбург щеголял в русском картузе и украинской папахе. Мы пошли на расходы, полагая, что этот антураж и впредь нам пригодится. Надо сказать, что придумала и продумала всё это участница хора Галина Нуримарданова, а исполнили Елена Леер, Василина Лившиц и Татьяна Сторожева. Всем спасибо!
Был «Еврейский Ликбез». На нём мы отложили в сторону Тору и говорили на самую «модную» сегодня тему, вызванную решением кёльнского суда, тему обрезания. Хотя куда без Торы? – эта заповедь оттуда. А решение суда от тех, о ком я упомянул выше. О тех, кто противостоит нашему несмешиванию. Я\сегодня (3 июля) давал газете WAZ интервью на эту тему. В нём я назвал вещи своми именами – в глубинных причинная, а может, и поверхностных, этого решения определённо лежит антисемитизм. Не потому что евреи чуть что не по ним, обвиняют в антисемитизме. А потому что кёльнский суд и кёльнская прокуратура вольно или невольно (это для красного словца – конечно же вольно) объединилась с теми, кто на протяжении всей еврейской истории выступал против этого обряда и боролся с ним. Какая разница другим народам, как мы живём? Ан нет, под видом заботы о наших детях они пытаются с нами бороться. Я подробно рассказывал об этом на «Ликбезе» - не хочется повторяться. Скажу только, что эта попытка, как и предыдущие, так и последующие, обречена. И чем больше будет нас, неассимилированных евреев, тем легче нам будет отстаивать наше право смотреть на мир глазами той цивилизации, которой уже 3800 лет. А у кёльнского судьи была, очевидно, температура 38. Я рассказал корреспонденту, что в те саамы дни, когда в Кёлье выносилось это решение, в Зимбабве 40 членов парламента прошли обряд обрезания, пропагандируя его этим фактом. В качестве главного метода борьбы со СПИДом. Кстати, это неплохой метод борьбы и с глупостью – сделать бы этим «специалистам» обрезание, их устами стала бы говорить истина. А то они, как восьмидневные младенцы, честное слово.
Завершился «Ликбез» рюмкой чая. В прямом смысле слова – мы пили почти одновременно кошерное вино и чай. Дело в том, что это было последнее занятие в нынешнем учебном году. Мы уходим на каникулы. Когда и в какой форме «Ликбез» возобновится, узнаем из следующего номера газеты «Делет». После лета. К сожалению, в последнее время - «Ликбез» посещало не очень много людей. Это - эвфемизм, можно сказать и проще: мало людей посещало «Ликбез». Жаль! По словам только прибывшего в нашу общину Владимира Лившица, практически не пропустившего ни одного занятия, «Ликбез – самое важное в еврейской общине!». Хорошо, что есть люди, понимающие это. «Ликбез» - это тоже то, что не позволяет нам уменьшится. Ни численно, ни духовно.
Перехожу к тому,

ЧТО БУДЕТ
Заглядываю в план работы и вижу два радостных события. В пятницу «большой» Шаббат. К нам опять приезжает кантор Диди Поджус. Опять помещение общины заполнится его прекрасным голосом. И всеми остальными атрибутами наших «каббалатных» встреч: вкусными вещами, которые приготовят наши женщины, песнями, которые наш хор споёт, беседами, встречами и другими, пока не называемыми мною, вещами. Приходите! Приподнимайтесь над бытом, суетой и над… собой. Начало в 16.30.
В воскресенье уже многократно мною упомянутый КОНЦЕРТ профессора Игоря Эпштейна. Вернее, его группы, которая называется «Клезмер тов». Я программы не видел, но уверен, что будет интересно. Помимо еврейской музыки будут звучать шутки, прибаутки и прочие вещи, которые в сочетании со словом «еврейские» делают такие выступления привлекательными для всех. Цену билета мы назначили совсем небольшую – 6 евро (с уменьшением цены вдвое для членов общины и Клуба её друзей). Обязательно найдётся кто-то, кто скажет: «Ничего себе, 6 евро, а он говорит «небольшая цена». А вдвоём пойти = это уже 12. Откуда такие деньги у нас, «социальщиков?».
Это как посмотреть. Слышал от одного человека, который не знал, что я имею отношение к нашей общине, такую фразу по поводу нашего спектакля «Моя кошерная леди»: «Я смотрел московский театр и театр из Оберхаузена. Оберхаузеновский был в 100 раз лучше. Причём, на московский спектакль билет стоил 30 евро, а на «Леди» - пять! 30 евро, все мы сплошные социальщики, а зал был заполнен!» Вот я и говорю, дело не в деньгах уж 3 или два раза по 3 евро найдётся у всякого. Бокал пива в баре стоит 3 евро! А тут прекрасный концерт. Кто любит себя, тот придёт! Начало в 16.30.
Теперь о том, почему я попросил Инну Белиловскую отправить это письмо на день раньше. Причина в том, что будет сегодня, то есть в четверг, вечером. По радио пройдёт передача о нашем хоре. Само собой, будут звучать его песни. Это происходит впервые, поэтому почему не послушать Радио Оберхаузен? Сделать это просто. Для тех, у кого есть компьютер, наберите строку www.radiooberhausen.de
Это был первый шаг. В качестве второго – на появившейся странице щёлкните мышью вверху посередине на тексте web radio
На открывшейся странице посередине на видном месте красным шрифтом написано jetzt einschalten Щёлкните на этом тексте. Всё! Три шага и вы уже слушаете радио Оберхаузен. Если вы эти три шага произведёте в четверг в 21 час, то услышите наш хор «Рина». И мои потуги рассказать о хоре на немецком языке. Если произойдёт сбой, у меня он однажды при пробе случился, повторите последнюю операцию.
Для тех, кто не имеет компьютера или хочет слушать радио по радио, сообщаю волну: 106,2 kHz (с антенной) и 99,9 (по кабелю).
Всем приятного вечера!
Теперь давайте о том, что
ЕСТЬ
Я что-то запутался в присланных ссылках, возможно, будут повторы. Прошу простить. Сегодня у нас только почта от Белиловских Ехиль Белиловский прислал много еврейской музыки.
http://www.liveinternet.ru/users/2496320/post215805076/\
Им же прислан «сумасшедший дом» в Тель-Авиве.
http://www.lookatisrael.com/foto/tel-aviv-crazy-house/
А Инна Белиловская прислала очень полезный сайт «Всё об Израиле»
<http://masbirim.gov.il/rus/index.html>

Пока всё.
До личной встречи на Шаббате и на концерте! До письменной встречи через неделю!
Ваш Лев Шварцман

Keine Kommentare: