Freitag, 16. November 2012

Толдот 5773

Шалом, друзья! На сей раз приходится начать с извинений за сбой рассылки. Подвёл прибор, связывающий компьютер с интернетом, поэтому прошлое письмо вы получили с 5-дневным опозданием. А теперь – «Хава». Пусть она прозвучит из Испании. Обратите внимание на зал – в нём, скорее всего, не евреи. Но «Хава» зажигает всех.
http://www.mojvideo.com/video-festa-band-hava-nagila-martinovanje08/ffcc1acade3ad3935f4f
БЫЛО
«При свечах». Я рассказал о том, как готовил цикл международных мероприятий, посвящённых 90-летию Кишинёвского погрома. Через полгода мир будет отмечать уже 110-ю годовщину этого события – предвестника Холокоста. Вспомнили мы и о памятной дате дня, в котором мы собрались – годовщина хрустальной ночи.
Были занятия в воскресной школе «Ами» (Мой народ). К сожалению, я присутствовать не смог, но судя по отзывам, прошло всё хорошо. Я же поспел только к обеду, с которого снял пробу. Утверждаю: всё, что стряпает Татьяна Сторожева, вкусно. А к слову, всё, что делает – умно. Но я вообще-то о школе: включиться в её работу можно в любое воскресенье. В 11 часов.
Вышел очередной номер газеты «Делет» на русском языке. Проще всего его можно взять в общине, которая работает с 10 часов и допоздна. То есть официально до 17 часов, но в общине и после этого времени, как правило, всегда кто-то есть.
БУДЕТ
Вот здесь я буду подробней. Хотя постараюсь остаться лаконичным. В пятницу Встреча Шаббата. Я подсчитал, сколько за годы существования общины у нас прошло «Больших» Шаббатов. Цифру я оглашу позднее и не здесь, но поверьте, что их количество говорит о том, что оно уже давно стало качеством. Я понимаю, что мы ещё не научились подчинять ритм нашей жизни еврейской традиции, но к этому мы всё-таки продвинулись. И даже если рассматривать Шаббат как отдых, то всё равно мы двигаемся по правильной дороге. Вот в ближайшую пятницу можно будет сделать в этом направлении ещё шажок – к нам приезжает кантор, и мы окунёмся в очередной раз в атмосферу еженедельного праздника. Начало в 16 часов.
В воскресенье в общине знаменательное событие. Его знаменательность в том, что оно – личный праздник и в том, что такое у нас будет проходить впервые. 5 процентов века назад я проводил мой 60-летний юбилей. Помнится, что это был, судя по отзывам, неплохой вечер, но всё-таки он был не творческим. На сей же раз это будет юбилейный концерт. Дело в том, что нынешний юбиляр может себе это позволить. Я много раз предлагал руководителю нашего хора Галине Мучник выступить с концертом, но она всё отнекивалась. А теперь не отнекаться – юбилей обязывает. В этом очередная ценность юбилея: выступления Галины мы слышали часто, а вот концерта её до сих пор не было. Так что поспешайте, друзья! Начало в 15 часов. Я предполагаю, да чего там, знаю наверняка, что концерт будет интересным. Ведь Галина удивительно поёт, у неё очень ласковый голос. Будут и поздравления. Даже я собираюсь что-то спеть. Если решусь. Так что, вас могут ждать два удовольствия сразу. Я имею в виду, что присутствовать при провале – тоже удовольствие. Но возможно, я ещё не решусь доставить вам удовольствие – вам достаточно будет одного – чарующего голоса Галины. Начало в 15 часов. Я помню, что уже говорил об этом, я повторяю, чтобы напомнить – не опаздывайте.
Этот концерт не очень помешает занятиям в школе «Ами». Чем больше будет детей, тем веселей им будет. поэтому решайтесь! Дети и внуки будут вам благодарны. К 11 часам приводите их. С 5 до 13 лет. Рассчитайте так, чтобы их забрать к 14 часам – обедать они начинают в 13.30. кстати, некоторые мамочки никуда не уходят – так сказать, создают родительский клуб. Мы их тоже обязательно займём, но это будет чуть позже. Может быть, «Еврейским Ликбезом». Его, кстати, в связи с конце5ртом не будет. Впрочем, об этом указано в газете.
БУДЕТ ВСЕГДА
Глава называется Толдот (Родословие). Вот её краткое содержание.
Ицхак женится на Ривке и после двадцати лет бездетной жизни она наконец беременеет. Два ребёнка, два будущих народа, «толкаются в ее чреве". Первым на свет появляется Эсав. Вслед за ним, держась за его пятку, рождается Яаков. Первый вырастает "искуссным охотником, человеком поля", Яков же становится "человеком цельным", сидящим в шатрах учения. Эсав становится любимым сыном Ицхака, Ривка же любит Яакова. В один прекрасный день утомленный охотой и изголодавшийся Эсав продаёт брату статус первенца за горшок чечевичной похлебки.
Ицхак поселяется в стране филистимлян, где он обрабатывает землю. Эсав берет в жёны двух хеттийских женщин. Ицхак, состарившись и ослепнув, изъявляет желание благословить Эсава перед смертью. Когда Эсав отправляется на охоту, чтобы угостить отца любимыми кушаниями, Ривка одевает Яакова в одежды Эсава, закрывает его шею и руки овечьими шкурами, маскируя его под волосатого брата, и посылает Яакова к Ицхаку. Яаков получает отцовское благословение о господстве над братом. Когда Эсав возвращается, всё раскрывется. Ицхак предсказывает, что Эсав будет жить мечом, и что всякий раз, когда Яаков оступится, он будет терять превосходство над старшим братом.
Яаков покидает отчий дом и отправляется в Харан, чтобы избежать мести Эсава и чтобы найти себе жену в семье Лавана, брата Ривки. Эсав берёт себе третью жену - Махалат, дочь Ишмаэля.
Эта глава достаточно известна. Хотя слишком простенько выглядит, например, история с чечевичной похлёбкой. А наивненькой она кажется именно потому, что не очень широко известно, что там было на самом деле. Об этом нам рассказывает Устная Тора. И благодаря ей мы видим достоверность рассказанной истории, сказочка превращается в реальность. Но я сейчас не об этом – слишком много надо рассказать, чтобы добраться до сути. Например, надо поговорить о воспитании Эсава. Да и детей вообще. И это мы сейчас сделаем. Ведь воспитание – вечно-актуальная тема. Итак, два брата – близнеца. Один вырастает приличным человеком, другой – бандитом. Почему так?
До тринадцати лет Яков и Эсав мало чем отличались друг от друга. Они учились у своего отца Ицхака и у своего деда Авраама. Но ко времени их совершеннолетия (13 лет) стало ясно, что они разные, и жизненные ценности у них различные. Так бывает. Появляются на грядке первые всходы, но спустя время выясняется, что рядом выросли свёколка и сорняк. Вот и у наших братьев была одинаковая наследственность, одни и те же товарищи по играм, одни и те же учителя… Но интересы стали проявляться разные. Если первого интересует охота, то второго – книга. Если второго - семейные традиции, то первого – разнузданные игры. В этом во всём нет ничего удивительного – пути становления личности неизвестны. На них можно пытаться влиять, но успех в этом не гарантирован. Возникает другой вопрос: если непредсказуемы результаты воспитания, то надо ли вообще воспитывать? Яков-то вырос славным человеком, и был бы таким и без особого воспитательного нажима. А Эсаву никакое воспитание не помогло бы – у него были самые омерзительные черты характера и соответственно этому поступки. Их отец, Ицхак, не мог не видеть, какими растут его сыновья. Но он оказался бессилен. А вправду, что можно сделать? Наказывать? Но Ицхак считал, что надо воспитывать любовью – строгость, жестокость приведут к обратному результату. Кроме того, жизнь проносится очень быстро – всё кажется, что успеешь «навести порядок» в семье, а глядишь уже поздно что-то делать. Выросли балбесы, перенеся во взрослую жизнь те недостатки, которые были видны, но… Не случайно есть поговорка о том, что воспитывать надо тогда, когда ребёнок лежит поперёк кровати. А у молдавского народа есть выражение, которое определяет невоспитанного человека как того, кому не хватает семи домашних лет. Есть ещё одна причина, не позволяющая выправлять недостатки наших детей. Это безалаберность, считающая, что у нас не может быть плохих детей - они обязательно поймут, перерастут, исправятся… Как мы. Часто так не происходит. Мы должны определять недостатки детей и пытаться поправлять их точечными ударами. Но вот как? Что делать, когда видишь, что не можешь справиться с ребёнком?
Многие мудрецы осуждают Ицхака за мягкость в воспитании Эсава. И они, очевидно, правы. Любовью хорошо воспитывать того, кто не использует твоей любви для достижения неблаговидных целей. Как это делал Эсав. Он постоянно обманывал, скрывал правду о своих истинных целях. В этом случае нужна твёрдость воспитателя. Вот известное еврейское выражение: «Кто жалеет розгу, тот не любит сына». Сегодня его употребление инициировало бы уголовное преследование родителя. Но его не надо понимать буквально – оно, как и всякая метафора, может быть гиперболично. Надо полагать, что строгость и последовательность в воспитании нужны. И наказания обязательно нужны. Как сочетать это всё с любовью и мягкостью? Это - искусство. Должна, наверное, существовать определённая дистанция между родителями и детьми, и заполняться она должна требовательностью и строгостью. Методы родителей Эсава не оправдались: Ицхак не смог воспитать любовью, А Ривка в этой любви отказывала. Она явно показывала, что любит только Якова. Это тоже метод – показывать, что любовь надо заслуживать. Вот и вырос Эсав между любовью и нелюбовью лицемерным бандитом и проходимцем. От Якова пошёл еврейский народ, Эсав отказался от духовных ценностей деда и отца. Но это уже другая история.
ЕСТЬ
Леонид Айзенберг и София Павлоцкая из Бохума прислали материал, касающийся еврейской эмиграции из СССР. Это «Еврейская сага» Геннадия Рождественского. Интересно…
http://7iskusstv.com/2012/Nomer10/Shtilman1.php


С этого же адреса пришла статья Марка Солонина об открытии еврейского музея в Москве. Советую обязательно прочитать.
http://www.solonin.org/new_gostepriimnoe-getto
Ещё одна посылка из Бохума. Называется она «Сказ о том, как два повара принимали капитуляцию святого города».
http://isrageo.wordpress.com/2012/11/01/jerus_allenby/
Предлагаю посмотреть фотографии солдат Армии обороны Израиля. Прекрасные лица тех, кто защищает, не готов, а именно защищает, особенно в эти дни, существование нашего Государства. Эти ребята и нас защитят в случае надобности. Фотогалерею прислала Полина Михайловна Крейндис. Первой прислала.
http://kador.livejournal.com/1355211.html
Инна Белиловская доставила весёлый клип, который, помнится, уже был. Вернее, песня та же, а видеоряд – другой. Если я ошибаюсь, и мы уже видели эти кадры то убеждён: их можно смотреть много раз. Спасибо Инне, кстати, не только за ссылку, но и за всю рассылку – она каждую пятницу с утра на «боевом посту». Хотя последний раз это сделал Борис Штатланд, т. к. произошёл сбой интернета. Кто будет рассылать на этот раз, не знаю, главное, чтобы информация до вас своевременно дошла: жаль будет если кто-то не попадёт на Шаббат или на юбилейный концерт Галины только потому, что ему об этом будет неизвестно. Но переходим к весёлому клипу.
http://www.youtube.com/embed/r4B90Knx57w
Ехиль Белиловский порадовал материалом о Западной Стене, которую принято называть стеной плача. Спасибо!
http://ilterritory.com/?p=4609
Он же прислал выступление Евгения Литвинковича на кастинге в Киеве. Нас оно может заинтересовать не только прекрасным голосом певца, но и репертуаром – песня-то израильская.
http://www.israel7.ru/News/News.aspx/155203#.UJT2I4Z6-tq
Вот материал о том, как Советский Союз работал на создание Израиля.
http://old.nationaldefense.ru/2332/2348/index.shtml?id=7444
Кира Нагутова из Дюссельдорфа прислала прекрасный фильм об Израиле.
http://video.yandex.ru/users/lana56kai/view/2/#hq
Ещё одна ссылка от Полины Михайловны. Замечательное произведение двух блестящих мастеров: Борислава Струлева и Тамары Гвертцители. Это исполнение было уже у нас, но такому повтору можно только радоваться.
http://www.youtube.com/watch?v=eHqMrE95oLo
Что ж, сегодня присланных вами материалов, друзья, было много. Наша тема не иссякает. Потому что мы не иссякаем. Будьте здоровы! Шаббат Шалом! И хорошей недели! Тем же, кто придёт на Шаббат или концерт Галины всё равно это относится – хорошие слова ведь можно повторять,

Ваш Лев Шварцман






Воспитание

Keine Kommentare: