Freitag, 2. November 2012

Baepa 5773

Шалом, друзья! Первый пункт нашей повестки дня – Хава. Сегодня она будет в исполнении духового коллектива «38 тонн». Я о нём прежде ничего не слышал, но это не мешает ему прекркасно играть. Духовая музыка хорошо поднимает настроение. Даже если оно уже поднято.
http://www.youtube.com/watch?feature=endscreen&v=eq_MLyQsdr8&NR=1
Переходим к тому, что
БЫЛО.
Не всё, что было, сплывает. Полагаю, что в памяти тех, кто пришёл в пятницу в общину, остался «Spiegel», как, впрочем, и Шаббат. На первой встрече мы продолжали с Карин Хайм разговор о Баварии, на второй – темы беседы были не лимитированы. Но была одна, по которой высказались практически все – «Верно ли еврейское наблюдение о том, что всё, что ни делается, всё - к лучшему?» По этому правилу первым стал жить наш праотец Авраам. С течением веков оно стало нашей национальной чертой, которая помогала чувствовать себя комфортней в этом лучшем из миров. Мы приводили примеры из собственной жизни, из чужого опыта – всё сходится: что ни делается, всё - к лучшему. Современники нашли другую формулу для этого же взгляда: надо позитивно относиться к жизни. Но так точнее: всё, что ни делается, всё – к лучшему! Так не легче жить, только так и можно жить. В остальном же встреча «При свечах» была обычной: ужинали, пели песни…
В воскресенье был «Ликбез», мы говорили о недельной главе «Лех леха». О ней я упоминал в прошлом письме. Признаюсь, что на этом круге изучения Торы, мне стало легче – одна тема присутствует «При свечах», в письмах, на Ликбезе. Хорошо!
«Литературный Салон», как я предупреждал, по болезни сорвался. Ничего, наверстаем.
А в остальном шла обычная работа. Во вторник Хартмут Кер проводил занятие с группой по изучению немецкого языка – в основном, там практикуется разговорная речь. В среду Ирина Соколовская работала со своей группой. Здесь немецкий язык изучается более основательно. И там, и здесь занятия бесплатные. За что мы благодарны обоим волонтёрам. Напоминаю, что Хартмут начинает в 15 часов, а Ирина Григорьевна – в 16.
Работала библиотека. За месяцы беспризорности в ней скопилось много проблем – сейчас там наводится порядок. Просьба ко всем, кто брал книги для чтения, вернуть их. Кстати, в связи с отпуском библиотекаря в ближайший вторник библиотека будет закрыта. У нас есть очень интересные книги – они ждут вас. Рекомендации библиотекаря мы будем публиковать в этих письмах и в газете.
Работали хор и театр. В хоре, после нашего объявления в местных газетах, появилась первая немецкоговорящая (или немецкопоющая?) участница. Лиха беда начало! Мы хотим, чтобы наш хор не только по репертуару стал интернациональным.
В театр из местных жителей никто пока не пришёл, а в группе израильского танца тоже появилась новая участница. Вообще-то в этот коллектив ходит немалое количество людей. Это радует. Но одновременно заставляет заметить, что наш зал готов вместить ещё участниц/ков. На этих людей приятно смотреть: двигаются, занимаются полезным и здоровым делом! Хорошо! Присоединяйтесь.
Активно занималась детская танцевально-балетная группа Елены Осман. Количество детей здесь неуклонно растёт, что говорит о таланте и умении руководительницы. Добавлю, что Елена является фанатом своего дела – она проводит в танцевальном зале много часов при символических гонорарах. А они такие, потому что родительская плата тоже символична. Замкнутый круг? Его размыкают такие бескорыстные люди как Елена Осман. Спасибо ей! И, как говорится, респект!
Если уж начал перечислять незаметную работу, то упомяну детский театр под руководством Татьяны Сторожевой. Здесь дети в игровой, а, значит, увлекательной, форме овладевают русским языком. И получают навыки художественного чтения, актёрского раскрепощения. Тоже неплохо!
Что касается взрослого театра, то здесь в работе сразу три пьесы. Не буду рассказывать о них – надеюсь, они доживут до сценического воплощения. Скажу только, что все пьесы интересны, все они запланированы с актёрскими дублями. Поэтому новые люди в театре нам нужны. Всех возрастов, всех темпераментов, всех склонностей. Ведь играть на сцене может практически любой человек. Кто с этим не согласен, пусть придёт – на нём ему и докажем. Кроме того, театр требует не только актёрских умений – здесь могут пригодиться и визажисты, и парикмахеры, и звукооператоры, и осветители, и… любые помощники. Здесь интересно! Здесь люди растут. Так Татьяна Сторожева пробует себя сейчас в роли режиссёра – один из трёх спектаклей ставит именно она. Режиссёр – не актёр, у которого обязательно получится, здесь нужно особое чувство. Уверен, что у Татьяны оно есть.
Что я не упомянул? При культурном Центре «Трио» помимо русской школы, в которой дети с трёх лет рисуют, поют, эстетически и физически развиваются, работает ещё музыкальная студия. За небольшую плату здесь можно овладеть фортепиано, аккордеоном, гитарой. Более дешёвых уроков вам не найти. И это при высокой квалификации наших преподавателей.
Ну раз перелистали быстро деятельность в наших стенах, то надо упомянуть и социальную службу. Я понимаю, что многим помощь не нужна, а тем, кто в ней нуждается, давно уже ею пользуется, но всё же решил напомнить – у нас есть работники, владеющие русским и немецким как родным языком. Мы помогаем в любой жизненной ситуации. Так было с Инессой Резниковой, когда с ней случилась тяжёлая болезнь, так случилось сейчас с Лившицами, где все вдруг заболели, а главу семьи свалил неизвестный оберхаузеновской, а возможно, и немецкой, медицине вирус. В этой ситуации много помогала в урочное и прочее время наш социальный работник Татьяна Сторожева. А помощь нужна была объективно. Говрю спасибо ей за хорошую работу, знаю, что ей благодарны и Лившицы. Раз заговорил об этом, то добавлю, что Владимир уже выписался из больницы, чувствует себя нормально. Остальные члены семьи тоже, вроде, идут на поправку. Я всё это к тому, что каждому может понадобиться помощь. Тем, кто принадлежит общине, легче её получить. И честнее.
Чего-то я разговорился. Пора давно уже переходить к тому, что
БУДЕТ
Сразу оговорюсь, что начало месяца перед выходом газеты является «мёртвой зоной». Если, конечно, газета не появляется в конце предыдущего месяца, так, чтобы успеть прорекламировать мероприятия начала двухмесячного цикла. В этот раз это не произойдёт, поэтому нас ждут только постоянные мероприятия. В пятницу – «При свечах» в 18 часов, в воскресенье – «Еврейский ликбез» в 15 часов.
Единственной новинкой будет возобновление работы воскресной школы «Ами». Напомню, что здесь ожидают детей от 3-х и до 13-ти лет. Здесь будут обучать детишек еврейской Традиции, ивриту, изобразительному творчеству, пению, танцам… Запланирован английский язык. Остальное подскажет жизнь. Кстати, в школе поменялся состав преподавателей, детей ждут в этой области сюрпризы. Начало в 11 часов. Каждая встреча завершается совместным обедом. Ученикам нравится. Тем, кто их приводит, тоже. Приводите и вы детей и внуков! Сообщайте знакомым и друзьям!
Теперь о телевидении и радио. Предстоящая неделя нам предлагает:
Freitag, 2. November, 2.30-3.00, WDR 5: Erlebte Geschichten-
Freitag, 2. November, 9.05-9.20, WDR 5: 2. 11. 1917 - Balfour-Deklaration 95 Jhare – Wiederholung um 17.45 Uhr auf WDR 3
Samstag, 3. November, 22.30, Phoenix: Drei Leben des Axel Springer. Verleger – Feindbild – Privatmann.
Sonntag, 4. November, 14.05-15.00, WDR 5 – KiRaKa.
Sonntag, 4. November, 6.05-7.00, WDR 5: Tischgesprach.
Mittwoch, 7. November, 19.30-20.00, DeutschlandRadio Kultur: Wie judische Jugendliche auf einem schlesischen Gut fur die Flucht vor dem Holocaust ausgebildet wurden.
Теперь о том, что
БУДЕТ ВСЕГДА
А будет всегда глава Торы ВАЕРА (И явил). Или Вайера. Для передачи ивритских звуков на письме существует, очевидно, много возможностей. К сожалению, я могу внести в этот вопрос лишь минимальный вклад. А вот в передаче немецкого языка на русский письменный мне не надо авторитетов. Они уже достаточно запутали этот вопрос. Я об этом писал однажды, но один человек сделал мне замечание, поэтому отвлекусь на несколько минут от главы. Чтобы ещё раз прояснить свою позицию. Этого человека шокировало моё мнение о том – он взял крайний пример – что первый звук в имени Гитлера можно и нужно передавать как русскую букву «Х». Мы дискуссию не устраивали, разговор был на ходу, но его главный аргумент мне ясен – традиционно так сложилось и не нам нарушать обычный порядок вещей. С этим я не согласен: я никому не навязываю мой подход, я просто объяснил, почему я так пишу. Это раз. Там же я доказывал, что есть примеры изменения традиционного подхода. Я писал о Рош га-Шана, ставшим у всех русских авторов Рош а-Шаной или Рош ха-Шаной. Я писал о том, что уже встречается в русских текстах имя Хельмут Коль вместо Гельмута. В общем, капля камень долбит. Это, во-вторых. В-третьих, я пережил уже несколько реформ языка, и русского, и немецкого – их проводят обыкновенные люди. Правда, как правило, с филологическим образованием. У меня оно тоже есть, и если эта тема не является моей профессией, то сей факт не может мне помешать думать так, как считаю нужным. Мой критик, кстати, не филолог, но мнеие об по этой проблеме имеет. Почему я не могу его иметь? Повторяю: я не утопист, я понимаю, что не завтра Ганновер станет Ханновером, а Гамбург – Хамбургом. Но мне это не мешает писать уже сегодня так, как считаю нужным. И возможно, приобретать сторонников, поскольку мой метод прост и универсален – передавать звуки топонимов чужого языка так, как они слышатся иностранному уху. В данном случае, русскому. Извините за то, что отвлёкся. Перехожу к четвёртой главе Торы и начинаю с её краткого изложения.
Бог является Аврааму через три дня после того, как тот совершает обрезание. Являет он себя в виде ангелов, выглядящих, как обыкновенные путники. Авраам их сердечно и гостеприимно привечает. Один из гостей сообщает, что через год Сара родит сына, чем вызывает её смех.
Авраам пытается вымолить у Всевышнего прощение городу Содому. Двое из ангелов приходят в обреченный город, где Лот, племянник Авраама, оказывает им гостеприимство и укрывает от толпы содомитян. Ангелы сообщают ему, что они посланы уничтожить это место, а Лота и его семью спасти. Жена Лота пренебрегает запретом глядеть на гибнущий город и превращается в соляной столб. Разрушены Содома и Гоморра и несколько других городов. Лот и две его дочери укрываются в пещере. Думая, что весь мир кроме них погиб, дочери, напоив отца, вступают с ним в интимную связь и беременеют. Родившиеся у них сыновья станут родоначальниками народов Моава и Амона.
Авраам переезжает в Грар, где царь филистимлян Авимелех забирает Сару, снова назвавшуюся сестрой Авраама, к себе во дворец. Во сне Бог предостерегает Авимэлэха, что тот умрет, если не вернет Аврааму его жену. У 90-летней Сары и 100-летнего Авраама рождается сын, которого называют Ицхаком. На восьмой день ему делают обрезание.
Агарь и Ишмаэль изгоняются из дома Авраама. Авимэлэх приходит в Бер-Шеву, чтобы заключить союз с Авраамом.
Бог испытывает Авраама, повелевая ему принести Ицхака в жертву на горе Мория. Когда связанный Ицхак возложен на жертвенник и Авраам заносит над ним нож, ангел останавливает его. Нашедшийся неподалеку ягненок приносится в жертву вместо Ицхака.
В этой главе, впрочем, как и в большинстве других, можно много говорить буквально о каждом отрывке. Но я хочу обратить ваше внимание на несколько мелких фактов, связанных с приёмом Авраамом ангелов, которых он принял за обычных гостей. Во-первых, он был гостеприимен. Чего местные народы не знали и соответственно не практиковали. Сегодня ещё опасно пускать незнакомых людей в дом. А тогда? Жизнь у других народов была построена по принципу «свой – чужой». Причём, чужой оказывался вне закона. Не забудьте, что речь идёт о бронзовом веке, когда главным признаком состоятельности было наличие рабов, а им мог стать всякий чужой. Авраам захотел жить по-другому: перед ним был весь мир, в тогдашних границах его досягаемости, и он понял, что люди все одинаковы. Если он будет хорошо относиться к чужакам, то и они ответят ему тем же. Он понял, что плохие отношения, конфликты и война НЕВЫГОДНЫ. Он думал так, как сегодня все прогрессивно думающие люди. К сожалению, многие мыслят по-другому. Большинство нынешнего арабского окружения Израиля считает, что война выгодней добрососедства. Что контрибуции могут оказаться щедрее подарков. И ничего им не втолкуешь. Авраам понимал, что открытые им правила тоже не всякому втолкуешь, но всё равно пытался это делать. Он расставлял в пустыне шатёр, куда мог зайти и отдохнуть любой путник. Где его ждали питьё и еда. И беседы: почему выгодней жить так. Многие эти беседы назовут пропагандой иудаизма, и не ошибутся: иудаизм – это учение о том, как лучше и выгодней жить на этой планете. Вот почему Авраам бросился угождать гостям. Слово «бросился» очень уместно, хотя бы потому, что это происходило на третий день после обрезания. Аврааму было 99 лет, а я знаю случай, когда 47-летний после обрезания месяц не выходил на работу. Кстати, стояла неслыханная жара, которую Бог напустил для того, чтобы страдания от раны были меньше – жаркий воздух позволяет легче переносить боль ран. Так вот, в таком состоянии Авраам всё же бросился встречать и кормить гостей. Кстати, давайте посмотрим, чем кормил. Читаем: «»…лучшей муки замеси и сделай лепёшки», «взял телёнка нежного и хорошего», «взял масла и молока, и телёнка, которого приготовил и поставил перед ними». Вас ничего не смущает? Должно смутить, если вы обратили внимание на то, что Авраам смешивает молочную и мясную пищу, а ангелы едят эту смесь. Раши считал, что Авраам подавал эти блюда по отдельности, но Тора этого не отмечает. Вывод может быть один: в те времена кошерность, такой, какой мы её знаем, ещё не соблюдалась. Она – более позднее изобретение иудаизма. Она и менялась со временем. Так, мясо птицы прежде мясом не считалось, это нововведение последующих времён. И последнее - Авраам сам прислуживал гостям за столом. Что говорит о полагающемся внимании гостям.
На этом закончим разговор о главе. Он будет продолжен в воскресенье на Ликбезе. А сейчас посмотрим, что
ЕСТЬ.
Начнём с фотографий, сделанных на последнем мусульманском празднике в Москве. Пусть они послужат иллюстрацией к последнему обсуждению темы ислама в дискуссионном клубе.
http://zyalt.livejournal.com/649058.html
Мария Носилова из Бохума прислала чудные фото столетней давности. На них запечатлён Иерусалим. Наш Иерусалим.
http://www.liveinternet.ru/users/2496320/post219576947/
Полина Крейндис (Дюйсбург) прислала подборку работ Марка Шагала. Комментарии не нужны. Единственное, я не уверен, что линк сработает. Хотя я его легко просмотрел.
http://e.mail.ru/cgi-bin/link?check=1&refresh=1&cnf=48b242&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch_popup%3Fv%3DnaXfk-L5nD4&msgid=13517927670000000506;0,1&js=1
Вот и всё. Шаббат шалом!
Ваш Лев Шварцман

Keine Kommentare: