Freitag, 15. März 2013

Ваикра 5773

Шалом, друзья! Не знаю, появится ли когда-нибудь возможность спокойно написать еженедельное письмо: гонка не кончается. Вот выпущена наконец газета (в выходные она уже будет лежать в общине), но сразу возникла необходимость сделать заказ на ритуальные предметы, на которые выделило средства правительство. То есть срок приобретения этих предметов и книг подходит к концу. Только сделан заказ, надо посылать до конца месяца проект на поддержку культурных мероприятий. Да ещё подготовка к мероприятиям (о них ниже). И участие в семинарах и встречах. В общем, спокойных писем не предвидется. Всё будет в спешке и выбор «Хавы» тоже. Хорошо, что вы помогаете. Так, Леонид Айзенберг прислал сразу 4 ссылки на «Хаву», но три из них у нас уже были. А вот той, которой не было, давайте насладимся.
http://www.youtube.com/watch?v=yPmd0cL0IA4
Времени нет ещё и потому, что кое-что, несмотря на отсутствие газеты, всё-таки у нас
Б Ы Л О
В пятницу была встреча «При свечах». У меня нет о ней впечатления, поскольку я на ней отсутствовал. Впрочем, ещё три постоянных участника не были на ней: Галина Мучник, Полина Плаксина и Владимир Лившиц. Только этот перечень фамилий может пытливым читателям подсказать, что было выступление хора. Об этом ещё и потому легко догадаться, что об этом сообщалось в прошлом письме в разделе Будет. В общем, это «будет» состоялось. Сразу скажу, что хор «Рина» выступил прекрасно. Весь концерт был посвящён Женскому Дню и разбит на эпохи. Мы представляли период войны. Поэтому мы предложили «Синий платочек» и «Майский вальс». С экранным переводом (спасибо Владимиру Лившицу) и рассказом (спасибо Льву Шварцману). Завершили мы песней «Эвену шалом алэйхем» (спасибо Галине Мучник и всему хору) с демонстрацией прекрасного слайдо-фильма. Но всё это было вторично: на первом месте звучал хор. Хорошо звучал! Аплодисменты долго не стихали.
В воскресенье работала школа «Ами». На её занятиях началась подготовка к Песаху. Она заняла времени больше обычного, потому что не было английского языка. Сразу скажу, что для родителей и учеников запланирована в конце апреля поездка в Унну на семейный праздник. Пишу об этом потому, что двери для этой поездки, а я предполагаю, что она будет интересной (занятия, культурная программа, развлечения, шашлыки и прочие радости еврейской жизни), не закрыты ни для кого. Кто имеет, конечно, детей либо внуков в возрасте от 4-х до 13 лет. Запишитесь пот тел. 0208 – 93 75 229. Этот телефон находится у меня в кармане.
В обычное время начался «Еврейский Ликбез». В этот раз он проходил не совсем обычно – мы не говорили о недельной главе, а решили просвятиться насчёт еврейской семьи, бракосочетания, интимной жизни по-еврейски. Будем впредь почаще отрываться от Торы и смотреть на жизнь. Хотя, глядя в эту Книгу, мы всё равно глядим на неё, на жизнь.
После Ликбеза прошла встреча с Леонидом Раевским, для которого очень подходит банальная фраза : «В представлении не нуждается». Он действительно удивительно интересный рассказчик. Лучше всего моё мнение о нём передаёт нацарапанная во время его выступления эпиграммка:
Что нам Шуманы и Брамсы? Судьбы их, что лепет детский. Нужно лишь, чтоб эти мансы Нам рассказывал Раевский!
Это – правда. Рассказы его впечатляют. Как вы уже догадались, он рассказывал о Роберте и Кларе Шуман, в чьи судьбы вплелась жизнь Брамса. Мы вернёмся ещё к Раевскому в разделе
Б У Д Е Т
В пятницу, 15 марта состоится встреча в клубе «Spiegel". Карин Хайм будет продолжать рассказ о немецких землях. Начало в 16.30. Конечно, можно найти информацию, которой она будет делиться, в интернете, и даже на русском языке. Но мы-то хотим приподнять свой немецкий. В его понимании и разговоре на нём. На теме «Германия» это делать лучше всего: совмещаем полезное с полезным. Приходите! Ещё одно преимущество: можно сразу остаться на Шаббат. Не большой, а маленький. Шаббатик, так сказать. Но он очень мил и, как и положено, бывает весел. Загляните к нам на огонёк свечей. Вернее, огоньки: из песни слова не выкидываются, но меняются.
В воскресенье действует схема: школа «Ами» (11 часов), «Еврейский Ликбез». Внимание! В 15.15. Мы будем пока начинать на четверть часа позже. Из организационных соображений.
Теперь заглядываем чуть дальше. 23 марта, это суббота, мы едем во Франкыурт. На Майне, конечно. С Леонидом Раевским. Это значит, что будет интересно. Затёртое, безусловно, слово, но найдите другое, которое может передать наши чувства. Стоимость поездки 24 евро. Для членов община она (община) оплачивает 33%, то есть члены общины платят только 16 евро. Я бы от такого подарка не отказался, Я и не откажусь, обязательно поеду, отложив все дела, чтобы потом их свалилось сразу больше. Нет, Шаббат, всё-таки, давайте отдохнём. Мы познакомимся с еврейским Франкфуртом и с современным, само собой. По-крайней мере, Леонид Петрович обещал, что мы посетим синагогу, одну из самых красивых в Германии, могилу барона Ротшильда, а также все намагниченные обычным туризмом точки. Скажу сразу, что две трети автобуса уже записалось, причём, большинство из туристов сделало это сразу после рассказа о Шуманах. Хорошо излагал, собака. (не обижаться, это цитата).
Что ещё надо уже планировать, так это пасхальный вечер. Мы проводим второй Седер, в этом году он выпадает на вторник., то есть на третий день еврейской недели. Но нам всё равно, попразднуем в будний день. Не планируйте ничего на этот вечер. Отметьте первый вечер в семье, а второй – в общине. Так сказать, «Вместе!» - так называются и такова цель наших вечеров.
Ещё один анонс. Мы планируем создать на время весенних школьных каникул небольшой лагерь при общине. Информация будет в газете, пока же скажу, что это будет дёшево, удобно для родителей, которые работают, и полезно (для тех детей, которые придут). Почему планируем? Потому что не уверены, что наберётся группа. А программа будет интересной.
Теперь немного о том, что
Б У Д Е Т В С Е Г Д А
Ваикра» (И воззвал), так называется глава этой недели. В ней речь идёт о принесение в жертву животных. В прошлые годы я достаточно подробно писал, почему либеральный иудаизм отрицательно относится к жертвоприношениям, хотя они около четырёх тысяч лет назад были введены евреями как замена человеческим. Пытался я тогда же найти также смысл в них – ведь в иудаизме ничего нет бессмысленного – по-моему у меня это получилось. Не хочу повторяться, хотя, наверное, стоило бы. Я попробую затронуть тему, которая имеет к жертвенным животным косвенное отношение. Как известно, жертва приносилась в том числе и за совершённые грехи. .Она называлась хатат. Так вот, её характер зависел от благосостояния того, кто совершил грех. Состоятельный человек должен был жертвовать мелкое животное, скажем, козу. Бедного человека обязывали жертвовать, предположим, курицу. А совсем бедный, нищий, так сказать, тоже не освобождался от наказания жертвой – он должен был расплачиваться блюдом из пшеничной муки. Такое правило было введено не для того, чтобы с бедного получить хоть что-то, нет, кому нужна была, например, пшеничная каша в Храме? Дело было в необратимости замаливания греха, предания его публичности. В иудаизме нет института исповеди, но покаяние необходимо. Искреннее, конечно. Поощрялось, когда человек объявлял вслух, какой грех он допустил, и объявлял, что во искупление он приносит жертву. И стоимость этой жертвы должна была быть для человека чувствительной. Самой дорогой жертвой было крупное животное, например, бык. Можете себе представить, сколько он стоил? Не в абсолютном выражении, а пропорционально материальному положению. Он и сегодня может разорить человека его приобретающего, а тогда? Быка могли принести в жертву только очень состоятельные люди. Например, первосвященник. А он, что, тоже бывал грешен? И должен был публично признать свой грех? Именно так! Конечно, речь не могла идти о банальном грехе, скажем, воровстве или лжесвидетельстве – для этого в первосвященники избирались чистые люди, но при выносе каких-то решений этот человек мог ошибаться. Ему-то приходилось принимать решения по халахическим вопросам. И ошибаться он, как любой человек, конечно, мог. Слишком дорого обходились такие ошибки. Они искажали Закон. Поэтому и плата за них была тяжела. Но я не об этом. А о том, что нет у евреев непререкаемых авторитетов. Хоть Моше, делавший немало ошибок, хоть первосвященник… Да царь не освобождался от наказания жертвоприношением, то есть публичным признанием греха или ошибки! Представьте себе такую картину: еврейский царь лично приводит животное в Храм, возлагает на него руки (о цели этого ритуала мне уже доводилось подробно писать) и признаётся вслух в грехе. Да что там царь – глава Верховного Суда не освобождался от такой процедуры. В Израиле абсолютно все были равны перед законом. Более того, если Верховный Суд, Синедрион, допускал ошибку, то каждое колено приносило в жертву быка. 12 быков закалывалось одновременно. Весь народ знал о таких ошибках. Они не скрывались, и в этом был залог очищения от них. Не забудьте, что они были зачастую результатом нравственной работы человека, который мог бы скрыть грех, но не хотел этого. Потому что хотел очиститься от скверны. Иудаизм выработал такие правила, которые должны были изменить природу человека. Ведь моральный Кодекс строителя коммунизма был скопирован из еврейского подхода к миру. Причём, его авторы это не скрывали. В кулуарах, конечно, не скрывали. Зюганов до сих пор как открытие утверждает, что этот Кодекс взят из проповеди Иисуса. Даже если это так, то не забывайте, что Иисус тоже был еврейским раввином. В общем, куда ни кинь, всюду, блин, евреи. И хотя уже две тысячи лет жертвоприношения отсутствуют, и хотя их жестокость вызывает у современного человека отторжение, всё равно, эти евреи и в этой области смогли приподняться над окружающим миром.
Давайте посмотрим, что у нас

Е С Т Ь
И как всегда взгляд в сторону Бохума. Леонид Айзенберг и София Павлоцкая прислали немало материалов, но по техническим причинам мы можем привести только этот, о гетто в Венеции.
http://www.liveinternet.ru/users/3244445/post260943431/
Полина Крейндис из Дюйсбурга прислала ссылку на интересный факт.
http://booknik.ru/publications/all/delo-o-tore/?utm_source=facebook&utm_medium=facebook&utm_campaign=page_facebook
Анатолий Франко из Эссена прислал ссылку на… впрочем, смотрите и слушайте это маленькое чудо. Из Бостона.
http://jennyferd.livejournal.com/1531089.html
Вот и всё. Шабат вам и шалом!
С любовью
Лев Шварцман

Keine Kommentare: