Freitag, 8. März 2013

Ваякель 5773

Шалом, друзья! Вас ждёт удивительная «Хава». Прошу!
http://www.dailymotion.com/video/x6xf5i_hava-nagila_music?ralg=meta2-only#from=playrelon-3
Вы уже поняли, что я буду краток, как никогда ранее – надо доделать газету (она выходит с огромным опозданием), подготовиться к завтрашнему концерту. Поэтому сходу, что
Б Ы Л О
Ничего не было. По причине отсутствия газеты и невозможности проанонсировать мероприятия. Ничего, кроме «При свечах», школы «Ами» и «Еврейского Ликбеза». В следующей рубрике
Б У Д Е Т
тоже особенно сообщать нечего. По той же причине. Единственное что отличает эту неделю, это концерт, который я упомянул выше. Вернее, не концерт, а выступление – хор «Рина» представит три песни в концерте певческого Союза Оберхаузена, посвящённого Женскому Дню. Песни будут посвящены второй мировой войне. Это выступление будет отзвуком того концерта военной песни, который мы предложили в ежегодном концерте в конце января. Для тех, кто хочет послушать (и посмотреть – мы готовим и интересный видеоряд) «Рину» и выступление других хоров, сообщаю адрес мероприятия: Finanzstr. 1. Это в центре Штеркраде. Начало в 19 часов.
А в 18.00 начнётся встреча Шаббата в общине.
В воскресенье в 11 детская школа, в 15 – Ликбез.
В 16.30 пройдёт очень интересное мероприятие. К нам приедет Леонид Раевский – удивительно талантливый рассказчик. Ровно год назад он рассказывал о Ремарке. Казалось бы, что нового мы могли узнать о кумире наших молодых лет? Ан, нет, Леонид Петрович смог удерживать внимание аудитории на протяжении долгого времени. В это воскресенье он приедет с рассказом о Кларе и Роберте Шуман, а также истории с Брамсом. Убеждён, что всем, кто придёт, понравится. Кроме того, он расскажет, очевидно, о нашей поездке во Франкфурт. Об этом ещё нигде, то есть в газете не сообщено, но уже известно, что поездка состоится 23 марта. Все подробности, скорее всего, на встрече, в газете и в следующем письме.
Теперь немного о том, что
Б У Д Е Т В С Е Г Д А
Есть одна неделя, когда речь идёт о двух главах сразу. Это – «Ваякель» («И созвал» или «И собрал») и «Пикудей» («Итоги» или «Подсчёты» или «Счёта», или «Исчисления»). В связи с цейтнотом, обращусь к прошлым моим письмам. Но чтобы не цитировать себя, выберу то письмо, которое пару лет назад было послано мной, но с комментарием другого человека. Вот оно:
Когда я искал перевод названия второй главы, я наткнулся на комментарий Пинхаса Полонского. Это имя знакомо всем, кто интересуется иудаизмом. Он - автор многих блестящих по форме и мудрых по содержанию книг и материалов об иудаизме. Мне посчастливилось слушать его лекции в Иерусалиме, где в 1991-м году я был на первом семинаре для группы евреев из СССР, который назывался «Сержанты религии». Полонский приехал в Израиль за 4 года до этого, но уже в Москве он был известным популяризатором нашего мировоззрения. Он – прекрасный человек и большая умница. По сравнению с маршалом Полонским я навсегда остался сержантом, поэтому просто не могу писать в этой ситуации, когда просмотрел его комментарий. Поэтому сегодня сделаем исключение и дадим слово Пинхасу (Петру) Полонскому. А я почитаю вместе с вами.
Недельная глава Торы, читаемая в эту Субботу, начинается словами: И собрал Моисей всю общину сынов Израилевых, и сказал им: "Вот слова, которые велел Господь исполнить" (Исход 34:1). Тора употребляет здесь слово "эда", которое в русском переводе обычно передается как "община", "народ", "общество". Следует, однако, отметить, что ивритский корень слова "эда" связан с глаголом "леhаид" - "свидетельствовать". Моисей собирает "эда" - "общину свидетельства" - для того, чтобы сообщить о заповеди Субботы и организовать постройку Скинии - передвижного Храма. И Суббота, и Храм являются в своей сути свидетельством о Создателе. Именно потому в осуществлении обеих этих заповедей должны принять участие не просто "много людей", но соединяющая всех евреев вместе община - коллективный свидетель Синайского Откровения.
Но почему обязательно все? А если только часть народа примет участие в этом - что же, тогда Завет, Договор между Богом и евреями, не будет действителен? Оказывается, это именно так. Синайский Завет был заключен не только с отдельными евреями, но и со всем народом как с единым целым. Храм может быть построен, только если в этом захочет принять участие весь народ. И Суббота так же не может быть полноценной, пока весь народ Израиля не проявит желания соблюдать ее. Выбор каждого влияет здесь на всех остальных.
Однако есть существенная разница между строительством Скинии и соблюдением Субботы. Для строительства Скинии, как и для всякого сложного созидательного действия в этом мире, необходима иерархическая структура: руководители разных уровней, мастера и простые исполнители. При этом отдельный человек действует не индивидуально, а как часть общей структуры. В противоположность этому, в соблюдении Субботы каждый еврей действует отдельно, внося свой индивидуальный вклад в действия общины. Таким образом, две заповеди, порученные "общине свидетельства" - Храм и Суббота - призваны подчеркнуть два параметра этой общины, без которых она не может осуществить своего свидетельства - параметр индивидуальный и параметр общинно-национальный.
Сказано в Талмуде, что "у каждого еврея есть место в Будущем Мире". Место это "гарантировано" нам самим фактом принадлежности к народу Израиля. Однако, осмысленность и наполненность конкретного человеческого существования определяется осознанием своего места в этой общей картине.
Когда, по выходе из Египта, Моисей создавал армию, то каждый мужчина старше двадцати лет должен был лично явиться к нему, называя свое имя, имя своего отца и имя колена, к которому он принадлежал. Т.е каждый имел свою индивидуальность и в то же время представлял, какое место внутри национальной структуры он занимает. Интересно, что понятие "армия" в этом контексте Торы не связано непосредственно с ведением военных действий. Оно имеет гораздо более широкий смысл - Армии Служения, которая может реализовать свою задачу, только если каждый еврей в ней осознает себя как на индивидуальном, так и на общенациональном уровне.
Иудаизм стремится сохранить в человеке равновесие между "ощущением себя как отдельной индивидуальности" и "ощущением себя как части народа". Современная же западная система ценностей направлена в основном на цели идивидуальные, она принижает важность осознания себя клеткой единого национального организма. Но эта потеря "коллективной сущности" оборачивается уменьшением жизненной силы. И в этом - одна из причин появления постсионизма, который представляет собой растерянность людей, надеявшихся, что с построением Государства Израиль они станут жить так же, как все другие народы мира. Те, кто потерял ощущение своей принадлежности к цепочке поколений, идущих от Синая и до Машиаха, - ощущают свое одиночество и свою слабость перед враждебным окружающим миром. С другой стороны, для религиозных евреев эта связь не потеряна, и создание еврейского государства является для них лишь одним из этапов в приведении в мир Машиаха; а пока есть смысл в завтрашнем дне, - есть силы для преодоления трудностей дня сегодняшнего.
Переходим к разделу
Е С Т Ь
Что там пришло из Бохума? Леонид Айзенберг и София Павлоцкая прислали очень впечатлительный материал о… впрочем, смотрите сами.
http://www.youtube.com/watch?v=H_sytvqcKQU&feature=share
Вот ещё один их материал, в общем-то известный, но повторение – мать, как известно, учёная.
http://israblogger.co.il/blog/eto_interesno/488.html
Инна Белиловская прислала материал о Владимире Молчанове.
http://www.liveinternet.ru/users/3453311/post162750980
Анатолий Франко из Эссена прислал чудесный материал о наших братьях – китайцах.
http://bagira-svet.livejournal.com/49103.html
В заключение послушайте тоже присланное из Бохума шедевральное исполнение Икуко Каваи. Напомню, что эта японка не только блестящая скрипачка, но и композитор, а также профессор искусств.
http://israblogger.co.il/blog/eto_interesno/488.html
На этом давайте прощаться. Шаббат шалом!

Ваш Л. Ш.

Keine Kommentare: