Freitag, 5. April 2013

Шмини 5773

Опять пролетела неделя, опять друзья я с вами, опять шалом!
Как всегда, вернее, как уже давно, начинаем с «Хавы». Мою коллекцию пополнил Леонид Айзенберг из Бохума.
http://youtu.be/LBBQyI5EyGE
Что ж, давайте о том, что
Б Ы Л О
Встреча «Ппри свечах» прошла в Страстную христианскую пятницу и была у нас без музыки. Поэтому больше времени уделилось беседе. О чём мы только не говорили?! И о том, кто и как узнал о смерти Брежнева, и о… Нет, я не буду вам пересказывать наши сюжеты, сами приходите и слушайте. И высказывайтесь!.
В воскресенье в детской школе состоялся Седер. Ребята во время занятий много узнали о Песахе, а Седер углубил эти знания, перевёл их в практическую борозду. Всё было по-настоящему: и рассказ об Исходе, и пояснения к обязательным атрибутам торжества, и поиски афикомана (его нашла Симона), и вкусные подарки из Израиля, и запеканка из мацы и пение четырёх вопросов… В жизни ребят это был, очевидно, первый Седер, значит, запомнится навсегда. Впрочем, и мамам с одним папой было интересно.
«Еврейский Ликбез» потерял на сей раз меня в качестве рассказчика, зато приобрёл двух новых. О Торе рассказывал Валентин Соколовский, а по просьбе слушателей, об исламе – Юрий Рябов. Такие «эксперименты» будем проводить и впредь. Их главная цель – дать возможность не только слушать, но и высказываться как можно большему числу слушателей. И меня хоть чуток разгрузить.
Сразу после «Ликбеза» начался концерт хора дортмундской еврейской общины. ортодоксальной – либеральной там нет. Но это не имеет никакого значения – люди и там, и там одинаковые. Чтобы не сказать одни и те же. Хор пел блестяще. Прекрасные голоса и умелые аранжировки. Все присутствующие получили большое удовольствие. Само собой, теперь руководительница нашего хора и его участники боятся выступать с ответным визитом (он будет в июне) в Дортмунде. Но полагаю, что мы лицом в грязь не ударим. Хотя бы потому, что там её нет.
А после концерта состоялось общее застолье. Скромное, конечное. Его скромность была спровоцирована ещё и тем, что стояли пасхальные дни, и ничего квасного мы на столе не хотели видеть. Поэтому Татьяна Сторожева, которая в очередной раз продемонстрировала умение, а также ответственное отношение к делам общины, приготовила блюда из картошки и мацы. В адрес её кулинарного искусства было высказано много приятных слов. Правда, она их не слышала – хлопотала на кухне. Спасибо ей! Застольная часть встречи была не менее важной, чем концертная, ведь контакты членов разных общин и участников разных хоров также являются одной из целей организации таких концертов. Все вместе пели, танцевали, шутили, пили вино… Отрицательных отзывов я не услышал, наоборот, все были воодушевлены. И славно!
Что ещё было? Была первая годовщина со дня приезда семьи Лившиц в нашу общину. Я много говорил о них на собрании, повторяться не хочется, скажу только, что они сделали, как показал первый год, очень правильный шаг, выбрав Германию и нашу общину. И мы сделали тоже верный шаг, оказав им помощь в приезде. Эта семья так вписалась за этот год в жизнь общины, что хочется её ставить в пример. И хочется, чтобы добрый пример тоже был заразителен. А интеграция у этой семьи идёт очень хорошо. Оба посещают курсы немецкого языка, оба делают в учёбе большие успехи, оба нашли себя в общине. И к ней же приучают дочку. Через год я вам расскажу, как они продвинулись дальше.
Переходим к тому, что
Б У Д Е Т
Во-первых, пятничная встреча. В 18 часов. Приходите без всяких церемоний.
В субботу после каникул начинает работать русская школа «Кенгу.Ру». Сюда привести ребёнка никогда не поздно.
В воскресенье в 11 часов – еврейская школа. Кстати, забегая вперёд, напоминаю, что 27 апреля в Унне пройдёт семейная встреча, в первую очередь, для детей воскресной школы и их родителей. А во вторую очередь для всех семей с детьми. Я уверен, что будет интересно, весело и вкусно. Для членов общины это мероприятие будет бесплатным. Точно так же, как будет бесплатной поездка в Эссен на детский концерт еврейской музыки. Я всегда призывал вступать в общину. Конечно, не для того, чтобы иметь материальные преимущества. Просто мы должны быть вместе в радости и в горе. Когда есть возможность повезти детей бесплатно на концерт, мы хотим этой радостью делиться.
В 15.20. «Еврейский Ликбез». Будет продолжен рассказ об исламе, остальное, как обычно.
В этот же день будет ещё одно мероприятие, которое в газете проанонсировано не было. Потому что к нам обратились с просьбой предоставить помещение тогда, когда газета уже вышла. В 14.15 начнётся игра «Что? Где? Когда?». Честно говоря, я толком не знаю, как она будет проходить? То есть насколько она будет смотрибельна. Но в любом случае польза от того, что на игру можно будет взглянуть, обязательно будет. Вход свободный. Конечно, хотелось бы и нам иметь свою команду, но давайте сначала присмотримся, как это проходит, а потом будем мечтать
А теперь о вечном, о том, что
Б У Д Е Т В С Е Г Д А
Недельная глава Торы называется «Шмини» (восьмой). В этой главе рассказывается в том числе о смерти двух (из четырёх). сыновей Аарона Не будем сейчас касаться причин смерти – Тора говорит, за что они были наказаны Всевышним. Нас интересует сейчас другой аспект. А именно: как иудаизм относится к смерти молодых людей? Вернее, как её надо воспринимать оставшимся, скажем, родителям. Как известно, самое страшное – это, не дай Бог! - пережить детей. Как же Аарон отреагировал на смерть сыновей? Всем казалось, что наказание несправедливо, непропорционально проступку. Не забудьте, что все воспринимали смерть именно как деяние Бога. чьё достоинство было нарушено. И Бог тоже косвенно подтверждает чрезмерность наказания. Он через Моше говорит убитому горем Аарону, что души наказанных его сыновей будут находиться в самом лучшем месте божественного присутствия за пределами этого мира. Там, где души впитывают божественный свет. И Аарон перестаёт плакать, он принимает решение Бога. На него сошло смирение и понимание. Понимание того, что есть вещи выше человеческого понимания. Это – высшая форма мировоззрения, когда ты смиряешься с тем, что не можешь изменить. И не важно, чувство это религиозное или философское. В еврейской заупокойной молитве «Кадиш» близкими того, кто ушёл из жизни, принимается факт ухода, принимается и признаётся, что Божий Суд всегда справедлив. Даже если нам непонятен. Мы никогда не сможем принять смерть близкого человека, но мы… смиряемся с ней. И поэтому, несмотря на постигшее его несчастье, еврей продолжает освящать имя Всевышнего. Чьи решения выше нашего разума. В «Кадише» тема личного горя переходит в национальное, потому что несчастье уничтожения Храма сильнее любого горя. «Кадиш» всегда читается в миньяне, то есть в присутствии десяти человек, и это тоже не случайно – горе легче переносить на миру. Как и смерть, согласно русской поговорке. «Кадиш» утешает тех, кто в трауре. Но не только их. Мне довелось как-то читать, что наш «Кадиш» утешает и Бога. Потому что потеря каждого человека – это и его боль. Поразительная мысль!
И последнее о «Кадише». Всем известные слова песни «Осэ шалом бимромав, ху ясэ шалом алэйну…» тоже взяты из «Кадиша» . Многие поют и танцуют под молитву, не зная об этом. Просто эти слова, вырванные из контекста, живут самостоятельной жизнью. Они же о мире: «Устанавливающий мир в своих высотах, пошлёт мир нам и всему Израилю».
Это было к слову о заупокойной молитве, давайте вернёмся к смерти. Примирение с фактом смерти близкого человека не только мудро, оно необходимо. Я видел людей, для которых смерть, скажем, сына превращала их жизнь в … не могу подобрать сравнения. Скажу по-другому: жизнь у них начинала походить на смерть. Они очень много времени проводили на кладбище, концентрировались только на жизни покойного, на протяжение многих лет отказывались от всех удовольствий. Культ умершего заменял им обыкновенную жизнь. Я уже писал как-то об одном древнем греке, который спокойно прореагировал на сообщение о смерти двух сыновей. Его спокойствие было воспринято как помешательство от горя, но нет, он сказал, что всегда знал о том, что его сыновья смертны.
Есть прекрасное выражении «Бог дал, Бог взял». Прекрасное, по-моему своей первой частью. Жизнь – это божественный дар, и надо радоваться тому, что она случилась. Лучше ли было бы, если бы рано умерший человек не родился и не прожил бы отпущенных ему, скажем, двадцати лет? Надо благодарить проведение, Бога, судьбу за то, что ты жил. Как тут не вспомнить Василия Жуковского, написавшего:
О милых спутниках, которые наш свет
Своим сопутствием для нас животворили,
Не говори с тоской: их нет,
Но с благодарностию: были
Кажется, Юлиан Тувим сказал, что жизнь – это большое мучение, что лучше бы вообще не родиться, но такая удача выпадает одному из тысячи. Что ж, нам с вами не повезло..Хотя еврей Юлиан Тувим пошутил, он прекрасно знал, что согласно взгляду его народа на мир мы живём в лучшем из миров. Несмотря ни на что.
Вот такие мысли навеяла глава «Шмини». О жизни и смерти. И хотя иудаимз – религия жизни, надо иногда вспоминать и о смерти. Вы можете это сделать на сайте www.nekropol.com Там вы увидите и смешные страницы и согласитесь с нами: страх смерти можно победить юмором. И пониманием того, что чему быть, того не миновать.
Вот сейчас нам не миновать материалов, которые прислали наши корреспонденты.
Начнём с песни, присланной Татьяной Работниковой. Она сделала это своевременно, до Песаха, но я приберёг её на завершение нашего праздника. Это песня американских рабов, которые мечтали об освобождении и брали в пример евреев, ушедших из Египта. Песня так и называется «Ступай, Моисей!». Уж очень она хороша в исполнении хора Турецкого. Спасибо Татьяна!
Леонид Айзенберг и Софья Павлоцкая прислали очень интересный фильм о разведке Моссад. Я его за неимением времени ещё не досмотрел, но обязательно это сделаю.
http://www.youtube.com/watch?v=CRfWQlrK25s

Ещё один их материал под названием «Еврейское счастье»

http://www.anekdot.ru/id/470291/

Изредка мы публикуем, так сказать, нееврейские материалы. Ничто нам не чуждо. Пропустить такие кадры нельзя. Утверждают, что эта съёмка удостоена 9-ти международных премий. Есть за что!
http://www.flixxy.com/bear-animal-nature-film

Полина Крейндис из Дюйсбурга прислала передачу с Михаилом Казиником. Что ж, как всегда увлекательно.как не подивиться ещё одному таланту Рекомендую.
http://vk.com/club4445477?z=video-4445477_162661434%2Fvideos-4445477

А сейчас вспомним, что 7 апреля – День героизма и катастрофы еврейского народа. Я долго провозился, хотел прикрепить фотографии памятников жертвам Холокоста со всего мира, однако, не получилось. Жаль! Но ничего, давайте посмотрим, как в Израиле проходит этот день.
http://www.youtube.com/watch?v=-Ema0K9yW-M

http://www.dailymotion.com/video/xqcamb_yyyyyyy-yyyyyyy-yyyy-yyyyyy-yyyyy-yyyyyyyyy_news#.UV3trGzwCig
http://www.youtube.com/watch?v=zNGiF-J0vc0
http://hd-vipserver.com/online/142364955-14451134/
Давайте и мы зажжём свечу памяти. И скажем слова, которые констатируют чудо нашего выживания: «Ам Исраэль хай!»
Ваш Лев Шварцман

Keine Kommentare: