Freitag, 12. April 2013

Тазриа -Мецора 5773

Шалом, друзья! Евреи считают, что ощущение времени зависит от того, чем оно наполнено. Мне показалось, что прошедшая неделя была не такой «быстрой», как обычно. Значит, меньше, чем обычно, было в ней дел и, возможно, святости. Хотя по событиям она не уступала другим. Но об этом чуть позже, пока же – «Хава». Хотя, нет, вместо «Хавы» я предлагаю посмотреть и послушать фрагменты с израильского фестиваля детских коллективов. Как увидите, мальчуковых. Делаю это не потому, что «Хава» кончилась, хотя она в моих закромах подходит к концу. Нет, просто я наткнулся на этот фестиваль и решил почему-то, что он будет более кстати. И возможно, это - прообраз того времени, когда «Хава» всё-таки закончится. Будем создавать настроение другими номерами. Что же касается детских коллективов, то они, кстати, выбраны ещё и потому, что это наша маленькая мечта – создать детский певческий коллектив. До сих пор ничего не получалось. И проблема не столько в руководителях, сколько в исполнителях. Сейчас мы, возможно, предпримем ещё одну попытку создания такого коллектива. Но посмотрим, что получится. Хотелось бы, чтобы получилось так, как у этих израильских ребят. Включайте ссылку.
http://vk.com/video181892201_163940705?list=f4c78ea52f307f86b9
Давайте посмотрим всё-таки, чем была наполнена улетевшая в небытиё неделя.
Б Ы Л О
Конечно, была встреча Суббота. Всё было, каквсегда: ужин (Барбара опять нас баловала вкусными вещами), беседа, песни… Единственное, что было внове – это торт, «выставленный» семьёй Лившиц в честь годовщины их приезда в Германию и пребывания в нашей семье. Они очень тепло отозвались о нашей общине, в том смысле, что родные не оказывают столько помощи и внимания, сколько они получили здесь, ну и так далее. Что сказать? – приятно слышать, но главное, и об этом я упомянул, что это естественная функция еврейской общины: она должна делиться радостью с её членами и помогать тогда, когда им это нужно. Но что делать? – мы привыкли естественные вещи в силу их редкости называть подвигами. Но пойдём дальше.
В воскресенье детская школа «Ами» работала в обычном режиме. Единственные различия бывают во время обеда: на сей раз Татьяна Сторожева испекла детям пирожки. С картошкой и с яблоками. А остальное было обычным: иврит, традиции, песни…
Потом был «Ликбез». Валентин Соколовский заболел, поэтому не смог продолжить «торный» рассказ. Пожелаем ему выздоровления, как и всем остальным больным и немощным! А рыфие! Об исламе рассказывал Юрий Архипович Рябов. Я его немного дополнил. Дело в том, что давно я собирался познакомиться с кораном. Всё не хватало времени и духу. А тут посмотрел его слегка, то есть только те суры, которые связаны с евреями. И поразился. Тому, как непоследовательно построена эта книга, хотя нам до этого дела нет – что хотят, пусть почитают. Но то, что она ведёт враждебную дискуссию с иудаизмом, я никак не мог предполагать. Ведь это катехизис ислама, а он заполнен ненавистью к другой религии и к другому народу.
Обычного послеликбезного чаепития у нас не было, потому что всем хотелось посмотреть хоть немногим игру «Что? Где? Когда?», проходившую в это время в нашем зале. Событие это поразительное. Можно ли себе представить, что посреди Германии соберётся полсотни человек и будут играть в русскую интеллектуальную игру?! Конечно, большинство игроков оказались нашими соплеменниками. Но всё равно… Оказывается, такие клубы есть по всей Германии. Проходит даже её чемпионат. Этот же турнир, что проходил у нас, назывался «Кубок городов». Честно говоря, я не очень понял структуру встреч, но это и неважно. Важно, что много людей хотят развивать интеллект, благодаря этой мудрой и интересной игре. Которую придумал еврей Ворошилов. Вопросы были очень сложными. Мне не удалось «взять» ни одного. Но я не показатель, хотя бы потому что – тугодум. Команда – победительница отгадала 24 вопроса из 36! Я всё время жалел, что от нас было так мало зрителей. А за столиками сидели люди разного возраста. Потому что это вневозрастная игра, хотя, конечно, интеллектуальный и творческий потенциал человека достигает пика к 35 – 40 годам. Но это в среднем – за столиком, за которым я наблюдал вблизи, больше всего правильных ответов дал самый старший по возрасту участник. … Я договорился с организаторами и энтузиастами игры, что они будут присылать информацию об их клубе. А я буду делиться ею с вами, авось, кого-то это заинтересует и этот «кто-то» будет с огромной пользой проводить досуг. Которого у многих из нас очень много.
Говоря о будущем, я уже затронул тему того, что
Б У Д Е Т
Перехожу к ней вплотную. В пятницу – встреча Субботы, которую мы бесхитростно назвали «При свечах». В 18 часов.
В воскресенье в 11.00 начнётся школа «Ами». Приглашаю новых учеников в школу, которая не позволит им стать… даже не знаю, как эмоциональней выразиться. Человеком без национальных корней, что ли? То есть человеком без стержня. Ведь общеизвестно, что дерево без корней – это дрова. Но я не об этом, а о том хочу напомнить, что 27-го апреля мы планируем семейную встречу в Унне. На неё могут записаться не только ученики нашей школы с родителями, но и все, кто имеет детей до 13 лет. Убеждён, что там будет интересно: вожатые, раввины, шашлыки, игры… С детьми и со взрослыми. Так сказать, семейный отдых. Папы, мамы, бабушки, дедушки, берите детей в охапку и – в Унну!
Унна, Унна, Унна, унн моменто Вас не будет стоить даже цента…
Кроме того, мы планируем поездку на концерт клезмерской музыки для детей. 28 апреля. Тоже можно записаться. И если первое мероприятие будет для всех абсолютно бесплатное, то на втором билеты будут оплачиваться только ученикам школы и детям членов общины. Записывайтесь!
В 15.20 – «Еврейский Ликбез». Мы продолжим разговор об исламе. Ведь в нём надо хоть немного разбираться. Иначе…
После «Ликбеза» будет концерт Любови Меджибовской. Она не нуждается в особом представлении – её знает вся округа. И слышала, наверняка, вся округа. В нашей же общине, она представит, скорее всего, новую программу. Её пение пользуется успехом, полагаю, что кто придёт на концерт, получит удовольствие. Цена билета – 2 евро.
Ещё один анонс. Как вы знаете, в воскресенье 21 апреля у нас выступает «Династия Гинзбург». Именно так называется коллектив клезмерской музыки в шестом поколении. В нём отец и три сына – все прекрасно играют и поют. У меня есть отзыв об их выступлении в одной из наших общин, то есть в Хамельне – они в восторге. Надеюсь, мы будет в том же. Как известно, их выступление материально поддерживается Центральным Советом евреев Германии, поэтому цена на билет так низка – всего 6 евро. А для членов общины (не имеющих задолженностей по взносам) в два раза меньше. Вы, друзья, читали, конечно, последний номер «Делета» и обо всём этом знаете. Но вы не знаете, что билеты уже продаются. А мест в зале всего 70. А объявления в немецкой прессе уже на выходе. А в массовых немецких электронных рассылках мы уже об этом сообщили. Поэтому, если не хотите иметь проблемы с посещением этого концерта, купите билеты заранее. Потому что больше зрителей, чем в зале будет мест, мы просто не пустим. Конечно, я не могу знать, сколько людей хлынет или не хлынет в наш зал 21-го апреля, но предупредить вас о возможных тромбах считаю необходимым.
А теперь о том, что
Б У Д Е Т В С Е Г Д А
В этот раз во главе угла сразу две недельные главы (как я употребил два раза слово «глава»? А теперь ещё третий раз): Тазриа (Зачнёт / Будет оплодотворена/ Забеременеет) и Мецора (Прокажённый). Вот краткое содержание этих гав:
"Тазриа" продолжает обсуждение законов ритуальной чистоты и нечистоты. Женщина после родов должна пройти процесс очищения, который включает окунание в микву (ритуальный водоем) и принесение жертвы в Храм. Каждый младенец мужского пола должен быть обрезан на восьмой день жизни. Если на коже человека появляется белая или красноватая язва цараат (проказа), или если на одежде появляется язва темно-красного или зеленого цвета, то должен быть вызван коэн. В силу различных признаков, таких, как увеличение размера пораженного участка после семидневного карантина, коэн выносит вердикт о нечистоте или чистоте. Человек, пораженный цараат, должен жить в одиночестве за пределами лагеря (или города). Из одежды пораженный цараат участок должен быть удален, а в случае дальнейшего распространения или повторного возникновения язвы - все одеяние должно быть сожжено
В «Мецоре» рассказывается о процедуре очищения прокаженного, совершаемой коэном. Он же в процессе 19-дневной проверки определял, может ли дом,и поражённый цаарат, быть очищен или же он подлежит разрушению. Ритуальная нечистота может также явиться следствием выделения семени или слизи у мужчины, а также менструального или иного кровевыделения у женщины. В этом случае необходимо очищение с окунанием в микву.
На темы, подсказанные этими главами я уже много писал. Хочу кое-что повторить. Во-первых, цейтнот – он, конечно, хронический, но сейчас он острый. Во-вторых, мы уже имеем запас тем, так что можем себе позволить заглянуть в копилку. В-третьих, повторение – матушка знания. Так что, ничего страшного, если мы прочитаем ещё разок то, что уже начисто забыли. Вот что я писал ранее:
Сегодня я хочу коснуться двух миров, о которых говорят все религии. Их (религий) квинтэссенция сводится к тому, что существует загробная жизнь, которая является вечной, и которая становится наградой или наказанием для каждого человека. В зависимости от того, как он жил на земле. «В христианстве и исламе разработаны учения о рае для праведников и аде для грешников». Это цитата из философского словаря. И далее: «В иудаизме представления о рае и аде весьма туманны…» Это правда. Конечно, иудаизм имеет понятие о вечном блаженстве, а точнее, о конечной справедливости, но оно связано с приходом мессии. Заметьте, приходом на землю. И говорится ещё о воскрешении всех мёртвых. Опять обратите внимание на то, что наградой является возвращение к земной жизни. И тут мы подходим к главному постулату иудаизма: в сопоставлении «того и этого света» последний имеет явное предпочтение. Иудаизм считает, что души умерших людей находятся в высшем пределе, где они впитывают божественный свет. И это приносит душам наслаждение. Причём, чем праведнее жил человек НА ЗЕМЛЕ, тем больше его душа впитает этого света. Какое отношение это имеет к нашим главам? Самое прямое – глава «Зачнёт» или забеременеет начинается словами: «Если женщина зачнёт и родит мальчика…» То для него начнётся самое главное – жизненный путь на земле. Как появляется человек? Когда Бог хочет, чтобы родился новый человек, он поручает одному из ангелов, тому, который отвечает за зачатие, достать из-за предела душу. Но душа, как мы с вами уже знаем, наслаждается божественным светом и не хочет покидать райское место. Она спрашивает Бога, почему она должна вместо покоя идти на огромный труд (Заболоцкий писал, что «душа обязана трудиться»). И Бог, рассказывает мидраш, отвечает, что мир, в котором ей предстоит жить прекраснее того, где она обитает сейчас. И что главное предназначение всего сущего считать, что в центре Вселенной находится земной человек. Любая душа, которая считает, что её поселение в человеке «опускает» её, на самом деле возвышает. И может возвысить даже выше верхнего предела. Потому что только на Земле и только человеку доступны знания. Только человек может испытывать истинную радость – ангелам этого не дано. И только человек стоит перед моральным выбором, как ему жить? И только человек может самосовершенствоваться. С кем можно сравнить человека? Только с ангелом. И разница между ними такая же, как между шарманкой и скрипкой, на которой Басков не умеет играть. Разжигание божественной искры возможно только в человеке, и именно этот процесс даёт высшую радость. Здесь, на Земле. Что касается техники появления души, то Всевышний смешивает душу человека с семенем его отца, и рождается человек уже с душой. А душа соответственно – с человеком. И начинается их совместный путь по Земле, когда нельзя отделить одно от другого и когда одно ответственно за другое. После смерти, говорит иудаизм, ничего уже изменить нельзя, можно только пожинать плоды земной жизни. Мне кажется, что именно в этом – сила иудаизма, его неразрывная связь с реальностью. Как соблазнительно было бы для наших мудрецов признать главенство загробной жизни, так, как это сделали другие религии, выросшие из иудаизма. Ведь так видеть мир намного легче, и жить, очевидно, легче. Но иудаизм не искал лёгких путей – он сладким снам предпочитал реальность. Именно поэтому он существует уже почти 4000 лет.
Переходим к тому, чем довольствуемся, то есть к тому, что
Е С Т Ь
Сразу проверяем почту из Бохума. Леонид Айзенберг и София Павлоцкая прислали серию материалов об Израиле. Сегодня первый из них, об израильском спецназе. (Чуть позже я увидел, что на 2 дня раньше этот же материал прислал Нахман Левит из Торонто. Но сочтёмся славою, главное, чтобы повышалось наше национальное самосознание).
  .http://www.youtube.com/watch?v=XrwyN7220YM&feature=related
К этому материалу примыкает и следующий, также присланный названной супружеской парой. У меня нет времени на поиски аналитических материалов. Поэтому я их и не искал в связи с извинениями Израиля, принесёнными Турции по поводу «нападения» на их судно. Но дискомфорт из-за этих извинений преследовал меня всё последнее время. И вот мнение Авигдора Либермана по этому поводу, укрепившее меня в моей уверенности, что Израиль допустил непростительную ошибку. Чтение займёт у вас несколько минут, но вы узнаете точку зрения противную правительству Израиля. И увидите, что и оно принимает конъюнктурные, непростительные решения. За которые бывает стыдно. И за которые придётся расплачиваться.
http://www.freie-juedische-meinung.de/de/component/content/article/100-2012-03-30-12-26-02/7580-2013-03-30-18-36-33
Вот ещё один материал от тех же адресантов. На сей раз об антисемитизме. Посмотрите. И обязательно да самого конца. Там почти в самом конце Жванецкий.
http://avmalgin.livejournal.com/3688837.html
Ещё одна «посылка» из того же источника. Эти известные стихи из «Кадиша», а также песня широко известны. Новая мелодия у нас уже была. Но здесь она хорошо иллюстрирована.
http://www.playcast.ru/view/2373410/cabb2f5b7a452b395b09d014a4c836083ba1b2abpl
Огромный материал прислала Полина Крейндис из Дюйсбурга. Я буду постепенно делиться им с вами. Причём, в том порядке, в каком он существует. Начнём с художественного фильма «Побег из Собибора». Лента американская, 1987 года.
http://www.netzulim.org/FilmDay/Sobibor.html
Далее следуют шутки на тему антисемитизма, в основном, в СССР. Смешно, честное слово!
https://e.mail.ru/cgi-bin/ajax_attach_action?id=13651643050000000913&_av=0&x-email=lewpraw%40mail.ru
А вот материал об евреях – космонавтах. Прислал его Ехиль Белиловский (Оберхаузен)
http://shaon.livejournal.com/151723.html
В прошлый раз я написал, что не смог прикрепить фотографии памятникам жертвам нацизма. Вот подобный материал.
https://e.mail.ru/cgi-bin/ajax_attach_action?id=13656077210000000186&_av=0&x-email=lewpraw%40mail.ru
Инна Белиловская (само собой, Оберхаузен) прислала информацию о новинке в еврейском музее Берлина.
http://sinagoga.kiev.ua/node/2773
От неё же прекрасная сценка на улице Иерусалима.
http://www.youtube.com/embed/RzhQuQGyulA?hd=1
На этом закончим. Всем хорошего настроения! В Шаббат и всю неделю!
Ваш Лев Шварцман

Keine Kommentare: