Freitag, 24. Mai 2013

Беаалотха 5773

Друзья! Сегодня, надеюсь, вы получите письмо здесь, в этом поле, и в прицепе. Мы продолжаем эксперементировать. Извините.




Шалом, друзья! Что там есть среди «Хав»? Ага, детишки это всегда приятно и умилительно
http://www.youtube.com/watch?v=c-hXqPPwFbk&feature=related
А мы приступаем к нашим разделам. Раньше, помнится, они менялись местами, но теперь придерживаемся строгой конструкции, которая начинается с того, что
Б Ы Л О
В пятницу прошёл большой Шаббат. Надо ли подробно рассказывать, как он проходил? Ведь схема его проведения известна. Хотя у нас в общине Встреча Субботы проходит не совсем стандартно. Во-первых, молитвенный акцент, как известно, у либералов делается на пении. Тем более, что наш кантор – прекрасный певец. Уже сам процесс пения доставляет наслаждение. А если вспомнить, какие прекрасные мелодии составляют еврейскую литургию?! Многое из молитв разъясняется, поскольку далеко не все знакомы с философией Шаббата. Немного рассказывается о недельной главе – само собой, что для краткого рассказа выбирается самое существенное и самое интересное. Надо ли говорить, что практически всё переводится, на немецкий или на русский, в зависимости от говорящего. Потом начинается застольная часть. Благословения, кошерное вино, ужин… В этот раз его приготовили Татьяна Сторожева и Барбара Штайнкуш. Пел хор. К слову, я отметил, что без него всё было бы скучнее и обыденней. При этом вспомнил слова написанной к юбилею руководителя хора песни:
Важнее всех Галина Мучник, Она создала хор «Рина». Нет никого в общине круче И никого красивей, чем она.
Внешность, конечно, приятная косвенность, но хор – это действительно её заслуга. Однако вернёмся к вечеру. Мы начали новый цикл субботних разговоров. Наш 8-летний опыт обращался к разным формам проведения Шаббатов, но, вот, новшество. Я не буду раскрывать будущие темы, скажу только, что мы решили максимально много узнать друг о друге. Как и полагается в семье. И начали мы с первого воспоминания. Буквально каждый присутствующий рассказал о своём первом детском воспоминании. Они были разные, но все искренними. У нескольких человек первое воспоминание было связано с ленинградской блокадой, у некоторых с войной. Через день одна из участниц Шаббата сказала, что вечер разбередил у неё массу воспоминаний, что она долго не могла в ту ночь заснуть. Ну а на вечере раз мы заговорили о воспоминаниях, то всё потом было подчинено этой теме: Михаил Непомнящий проводил конкурсы на проверку зрительной и слуховой памяти, все пели «одноимённые» песни.
В воскресенье были занятия в школе «Ами» и «Еврейский Ликбез». На нём мы закончили разговор об исламе. Само собой, что была и фитнес-аэробика с Василиной Лившиц, а также репетиция хора, завершившаяся застольем по поводу Дня рождения одной из его участниц, Нины Таккин. И я там был, не было, правда, мёда с пивом, но коньяк, помню, точно, вроде, был. Всем было весело и уютно. Пусть следующая неделя пройдёт не хуже
Б У Д Е Т
В пятницу Шаббат. Маленький-маленький. Но, надеюсь, тоже полезный и интересный. Как всегда, в 18 часов.
В субботу мы едем в Роттердам и Дельфт. Лучшая реклама – едем с Леонидом Раевским. Хотя реклама как раз и не нужна. Когда я пишу эти строки, автобус заполнен полностью. Записываться ещё можно, но это будет про запас – вдруг кто-то занеможит и откажется. Через неделю напишу, как прошла поездка.
Школа «Ами» будет. В 11 часов. Само собой, будет «Ликбез». В 15.20 А между ними - аэробика. В 12 часов.
Переходим к тому, что
Б У Д Е Т В С Е Г Д А
И начнём с того, что в пятницу годовщина рождения Абрахама Гайгера.

Он родился в 1810 году во Франкфурте-на-Майне. Это – немецкий раввин, идеолог реформации иудаизма. Он способствовал развитию научного изучения иудаизма. Впервые показал, что фарисеи, а не саддукеи представляли либеральное крыло древнего иудаизма и учил, что «гений народа Израиля – носитель Откровения». Вступил в конфликт с ортодоксальной оппозицией. Умер в Берлине в 1874.Его имя носит колледж, готовящий либеральных раввинов в Потсдаме, открытый в 1999-м году.
В этот же день, только в 1941-м году, родился Боб Дилан, вообще-то Циммерман – культовая фигура в рок-музыке.

Корни его, конечно, в России, точнее, в Одессе и в Литве. Его песни, помимо него, пели самые известные музыканты. Напомню только, что в 80-е годы Дилан увлёкся христианством, хотя происходил из семьи, которая придерживалась еврейских традиций. Последние же 20 лет он вернулся в лоно иудаизма и принадлежит к движению Хаббад.
А 25 мая исполнится 87 лет с того дня, когда Шолом Шварцбард застрелил в Париже Симона Петлюру. Таким образом, отомстив за погибшую от рук погромщиков семью.

Принято считать, что он был юношей, но Было ему тогда 40 лет, и он успел стать поэтом и публицистом. Хотя основная профессия – часовщик. Он воевал в бригаде Котовского, потом разочаровался в большевизме и уехал в Париж Суд, как известно, его оправдал – петлюровцы убили 15 его родственников. Умер шварцбард в 1938 году в Южной Африке. Его прах перевезён в Израиль.
:

27 мая исполняется 90 лет Генри Киссинджеру.

Киссинджер был государственным секретарём США. Он был инициатором политики разрядки. Он наладил отношения с СССР и Китаем. Он окончил войну во Вьетнаме, За чтог получил Нобелевскую премию мира. Интересы США Киссинджер ставил выше всего, даже выше своих национальных приоритетов. Известно его высказывание президенту Никсону по поводу просьбы Голды Меир повлиять на советское руководство в вопросе эмиграции советских евреев: «Эмиграция советских евреев не входит в список приоритетов американской внешней политики. И даже если их пошлют в газовые камеры, это не станет проблемой американцев, разве что гуманитарной»
Недельная глава называется Беаалотха (Ты возжигаешь). Вот её краткое содержание:
Первосвященник Аарон получает повеление о зажигании лампад Меноры и колено Леви посвящается служению в Святилище. Для тех, кто был не в состоянии принести пасхальную жертву, так как был ритуально нечист или был в дороге, даётся закон о Втором Песахе. Всевышний сообщает Моше указания о том, каков должен быть порядок во время странствий по пустыне при отправлении в путь и при расположении на стоянку. С соблюдением указанного порядка народ Израиля отправляется в путь от горы Синай, где они располагались станом почти год. Недовольный "небесным хлебом" (манной) народ ропщет и требует от Моше обеспечить их мясом. Моше назначает 70 старейшиz в помощь себе для управления народом. Мирьям в разговоре с Аароном отзывается\ негативно о Моше и в наказание поражается проказой. Моше молится об ее исцелении и весь народ в течении семи дней не двигается с места, ожидая ее выздоровления
Вы понимаете, друзья, что в этой главе масса интересных и важных тем, и многих из них мы уже касались. Но я сейчас просмотрел главу и захотелось опять поговорить о бунте мясоедов. Мы об этом тоже говорили пару лет назад. Предлагаю вам новое издание, «исправленное и дополненное».
Мясо было поводом для о бунта. Бунта еврейского народа против его предводителя, против Моисея. Это был не первый и не последний случай, когда народ роптал. На сей раз ему хочется мяса. Опротивела манна небесная, мяса, кричат, давай. Я думаю, что понять психологию и желания бунтовщиков можно – манна им обрыдла. Среди моих читателей есть два вида «мировоззренцев»: одни верят, что манну небесную дал Бог, другие знают, что это был тамариск, один из десятков видов кустарников, а именно тот, что растёт в пустыне. Он выделяет сладковатую жидкость, застывающую на воздухе в виде шариков – её до сих пор бедуины употребляют в пищу. Ничего сверхъестественного, помните, как мы ели в детстве цвет акации? Статистика говорит, что тех, кто верит в земное происхождение небесной манны, значительно больше, чем утверждающих, что она падала с неба. Меня сейчас этот спор не интересует, мне хочется примирить и тех, и других утверждением, что в любом случае пища у евреев в пустыне была непривычной. Манна, хотя была полноценной для здоровья пищей, не давала чувства насыщения, к которому мы привыкли (чтобы это понять, надо вспомнить, что медицина рекомендует вставать из-за стола с лёгким чувством голода, мы же привыкли с тяжёлым чувством сытости). Кстати, вот ещё точка соприкосновения обеих групп моих соотечественников: среди официальных названий тамариска есть ещё такие: божье дерево и жидовильник – оставляю их без комментариев.
Итак, представьте себе, что вам в течение года надо питаться манной. Небесной ли, земной ли – всё равно. Устная Тора говорит, что манна приобретала тот вкус, который едок себе представлял. Но, как известно, от слова «халва» во рту сладко не становится. Сладкая пища - это, как наркотик, но мясо тоже. Не поешьте его с годик, и вы в этом убедитесь. Да, конечно, сильные люди от него могут отказаться: из любви к животным, например. И это несмотря на то, что наши зубы, созданные Богом ли, природой ли, предназначены в том числе и для разрывания мясных волокон. Ещё одной причиной вегетарианства могут стать причины медицино-гигиенического характера = мало ли передач о смертельном вреде мяса? Но большинство из нас после года акациевой диеты тоже заорёт: «Мяса!» Даже помощники Моше, предводители народа, жаждали мяса. Моше, ставший лидером народа, взмолился перед Богом о том, что он не просил себе такой доли и, главное, такой ответственности. И вправду: зачем ему это надо было? Но у каждого народа, уверен, есть поговорки и пословицы типа «Взялся за гуж…», «Сказал «а»…». И Моисей понимал, что лучше его никто не сделает эту адову работу. И он достал мяса. Опять же «два источника, две составные части» моего народа утверждают, что это произошло по одной из двух причин: 1) Бог завалил евреев куропатками, падающими с неба, 2) куропатки действительно падали с неба, но не потому, что их послал Бог, а потому что эти перелётные, из Европы в Африку, птицы падали от усталости, после длинного перелёта, причём, их можно было брать голыми руками. И хотя куропатки являются оседлыми птицами, нельзя исключить, что вымер один из их перелётных видов (евреи тогда окончательно съели его, что ли?), либо это была какая-то другая птица, чьё название так перевели. Как бы то ни было, мяса евреи наелись до отвала. В прямом смысле слова: то есть часть их отвалились не от стола, а из этой жизни. Но дело не только в мясе – оно стало поводом для выражения общего недовольства: заповедями, которые надо, оказывается, исполнять, а это трудно, Моисеем, который «много на себя берёт…» Любой прогресс пробивается с трудом. Ну как, скажите, было отнестись к тому, что Тора и соответственно Моисей запрещают браки между близкими родственниками? Сегодня ещё некоторые народа не хотят придерживаться этого правила, а тогда... Недавно в немецком обществе возникла дискуссия на тему: «А почему, собственно, запрещены браки между близкими родственниками?» Вот и евреи задались тогда этим же вопросом, тем более, что теперь им надо было выискивать себе подруг среди других израильских колен, а это было хлопотно: вот, женщины под боком, а запрещены… Сексуальный голод тоже требует удовлетворения, а тут иди ищи… Не то, что раньше, рядом взял. Как мог Моисей объяснить им, невежественным, что так и вымереть недолго. Можно было только запретить. Он и взял на себя величайшую задачу – донести до народа заповеди и принудить его исполнять их. Если судить по сегодняшним евреям, то до конца он с этой задачей не справился. Хотя большие успехи есть. Одна примета этого успеха то, что вы дочитали до конца рассуждения об этой главе. А те, кто не дочитал, всё равно чуть продвинулись в постижении мировоззрения своего народа. А кто погасил это письмо в самом начале, может быть, даже не открывая его, всё равно сделают когда-нибудь этот шаг. Я бы даже сказал, вынуждены будут сделать. Потому что из еврейства не уйти – оно бумерангом вернётся к ним, их детям, внукам… Об этом говорит вся история нашего народа, ничем не отличающегося от других. Разве что тем, что он решил получить, говорят первые, или создал, это мнение вторых, великую философию – иудаизм. Наша же задача не дать ему исчезнуть.
Поддерживает его в нас и разные материалы из рубрики
Е С Т Ь
Начнём с присылок Леонида Айзенберга и Софии Павлоцкой (Бохум). Их первый материал о том, как Израиль продаёт снег.
http://yulen-ka.livejournal.com/390207.html
Следующая их ссылка только для киевлян. То есть все, конечно, могут смотреть, но только киевляне не смогут оторваться.
https://www.youtube.com/watch?v=UjuNbRMS9iQ&playnext=1&list=PL50070401B821C2
Посмотрите зарисовку в иерусалимском госпитале – тоже прислали Леонид и София.\
http://www.youtube.com/watch_popup?v=tzwWskM4hN8
И последний материал из Бохума – блестящее эссе о научной правде и высшей правде.
http://berkovich-zametki.com/2007/Zametki/Nomer8/Matlin1.htm
Инна Белиловская (Оберхаузен) снабдила нас этими фото из Израиля. Не спешите судить, проблема не так проста, как на первый взгляд кажется.
http://www.newsru.co.il/photo/17may2013/haredim_photos.html
Из старого ящика пани Доры вытащим материал о безопасности в аэропорту Бен-Гуриона.
http://www.youtube.com/watch?v=3hPsoeEniDg&feature=related
Из второго ящика, тёти Поли, достанем фильм «Её зовут Ева» Я его пока не досмотрел, но, по-моему, он стоит того, чтобы его посмотреть.
http://www.netzulim.org/FilmDay/Sarah.html
Прощаюсь. Хорошей Субботы и уютной недели!
Ваш
Л. Ш.

Keine Kommentare: