Donnerstag, 9. Mai 2013

Бемидбар

Шалом, друзья! Хорошо, уговорили – сейчас будет «Хава». Представленный в ней видеоряд не нов – Израиль под эту музыку мы видели уже много раз. Но в том-то и дело, что мы можем смотреть его бесконечно. Особенно под эту бесконечную музыку.

http://www.youtube.com/watch?v=p7fB06S8Bq8

Ну, и сразу к тому, что

Б Ы Л О

Вечер пятницы стал хорошим временем для тех, кто пришёл в общину на встречу Субботы. Барбара приготовила вкусный ужин. Беседа бежала споро, особо подпрыгивая на острых темах. Я заметил, что субботние песни доставляют всё больше и больше удовольствия поющим – ничего удивительного: песенное искусство – самое массовое. Так что, ошибся Ильич.

В воскресенье почему-то было мало детей в школе «Ами». Это привело к тому, что запланированное приготовление самими детьми хумуса и прочих израильских кухонных шедевров, отменилось – детям наспех сварили макароны. Тоже ничего!

После обеда 65-летие праздновала Инна Марковна Рeйдерман – член общины и участница хора. На торжестве присутствовал брат Инны, живущий в Москве, в конце вечера он подошёл и высказал восхищение тем, что у нас в общине люди живут, как одна семья. Сам же он чуть ранее на мой вопрос сказал, что бывает в синагоге один раз в году, чтобы купить мацу. Действительно, можно позавидовать нам. Только это не делают те, кто не ходит в общину. Потому что не знают, как здесь бывает. Ну, где и как прошёл бы такой вечер не будь у Бориса и Инны Рейдерманов общины и хора? А вечер получился славным.

Завершена наконец-то газета – её задержка произошла из-за написания проекта – в нём предусмотрены деньги в том числе и на выпуск газеты. Правда, меня всё больше одолевает уверенность, что деньги нам по этому проекту не дадут – уж слишком он получился прямолинейным. Но не попробовать было бы неумно. Газета отправлена на вёрстку, надеюсь, что в понедельник будет готова. Поэтому уже окончательно ясно, что информация о том, что будет в самое ближайшее время до тех людей, которые не получают письма нашей рассылки, не дойдёт. А

Б У Д Е Т

вот что. В четверг в 16 часов начнётся вечер, посвящённый празднику Победы над нацизмом. В этом году его готовит коллектив нашего театра «Рэй». Не стану ничего вам сообщать о том, что задумано, приходите, сами увидите. Конечно, в первую очередь, хотелось бы, чтобы пришли ветераны войны, но возраст и нездоровье не позволят многим появиться в общественном месте. Что ж, каждому из нас есть кого вспомнить в этот день. Сделаем это на миру. Ещё раз прошу вас, друзья, сообщить о времени начала всем знакомым из близлежащих городов. Как вы знаете, вечера, посвящённые победе, получаются у нас всегда душевными и запоминающимися. Надеюсь, что и в этот раз всё будет достойно. Поэтому и приглашаю.

На следующий день будет пятница. Что это означает, вы уже знаете наизусть: в 18 часов мы сойдёмся на встрече Субботы.
В воскресенье в 11 часов школа «Ами».

И фитнес-аэробика в 12 часов.

А «Еврейский Ликбез» в 15.20. Полагаю, что мы завершим разговор об исламе и затронем недельную главу.

Других мероприятий не запланировано – газета не вышла. Ну и другие причины. А вот анонс на следующую неделю уже даю. 17 мая, в пятницу, у нас будет большой Шаббат. Приезжает Диди Поджус. Схема вечера давно нами внедрена, только отличаются эти встречи разным заполнением некоторой части времени. Честно говоря, я ещё не знаю, что мы придумаем с Михаилом Непомнящим, но надеюсь, что это будет, как обычно, интересно. Начало намечено на 17 часов.

И ещё один анонс. Очень важный. Забегая вперёд, подробней будет в газете, скажу, что в нашей Земле организуется поездка еврейской молодёжи в возрасте 15 – 18 лет в лагерь Освенцим. Помимо самого факта посещения бывшего лагеря смерти (нашёлся фонд, который оплачивает перелёт, гостиницу, питание) ребят ожидает интереснейшая программа. Там же произойдёт встреча с премьер-министром нашей Земли Ханелорой Крафт, которая тоже участвует в этой поездке. Будет проведена церемония чтения имён, в связи с чем прошу вас, друзья, прислать имена ваших родственников, которые, возможно, погибли в Освенциме. А если есть те, кто прошёл лагерь и выжил, тоже дайте обязательно знать. Спешите – сроки ограничены. Буду рад поделиться более подробной информацией с теми, кто проявит конкретный интерес к поездке детей или внуков и свяжется со мной.

А теперь давайте о том, что

Б У Д Е Т В С Е Г Д А

Недельная глава называется «Бемидбар», что переводится как «В пустыне».



В синайской пустыне Бог повелевает произвести исчисление двенадцати Колен. В результате совершенной Моше переписи насчитывается 603550 мужчин возраста воинской службы ( от 20 до 60). Колено Леви исчисляется отдельно и насчитывает 22300 человек мужского пола в возрасте от 1 месяца и старше. Вo время странствий по пустыне, левиты разбирали и несли Святилище, на следующей стоянке опять собирали его в центре лагеря. Сами они располагались вокруг Святилища. Вокруг же стана левитов располагались четырьмя группами шатры двенадцати колен. На востоке Йеуда (74600 человек), Йисахар (54400) и Зевулун (57400); на юге - Реувен (46500), Шимон (59300) и Гад (45650); на западе - Эфраим (40500), Менаше (32200) и Биньямин (35400); и к северу - Дан (62700), Ашер (41500) и Нафтали (53400). В таком же порядке сыны Израилевы передвигались во время странствий. У каждого колена был свой глава и особого цвета флаг с собственной эмблемой

В прошлые годы мы касались истории знамён, которые тогда , в пустыне, изобрели евреи, мы говорили о той роли, которую сыграла пустыня в судьбе еврейского народа, мы обращали внимание на характер чисел, приведённых в этой главе, не забывая о втором названии книги, первую главу которой мы читаем в эту Субботу - «Книга чисел». Давайте на сей раз поговорим о том, что перепись колена левитов была произведена отдельно.

Когда Моше узнал об этом распоряжении Бога, как у любого нормального человека, у него возникли подозрения, почему так нужно делать. Не все они были не из разряда приятных. Но всё объяснилось просто: Бог решил выделить левитов от всех остальных евреев. Поскольку задачи у них были другие, более важные. Мы помним, что в Египте левиты всегда стремились к сохранению еврейских ценностей и к изучению иудаизма. Они не подались влиянию египетских культов и мировоззрений, в то время, как большинство евреев не смогли не сохраниться в этом противостоянии. Что легко понять нам, прожившим в системе других ценностей, чужих, но которые стали для нас близкими. Левиты же сопротивлялись. Например, они всё время египетского рабства продолжали делать обрезание своим сыновьям. И имена еврейские детям давали. Когда возник бунт, закончившийся сооружением золотого тельца, левиты не сдавали драгоценности на его отливку. И по призыву Моше именно левиты расправились с тремястами бунтовщиков. Они исполняли все работы в передвижном храме. Поэтому левиты подсчитывались отдельно – они сознательно были выделены в отдельную группу. Во всех коленах в списки заносились мужчины старше 20-ти лет, а у левитов – старше одного месяца. (Этот возраст объясняется детской смертностью – ребёнок, проживший месяц, имел все шансы выжить). С 20-ти лет подсчитывались воины, а с одного месяца те, кто будет заниматься наукой. То есть предназначение ребёнка левитов должно было вести его по жизни, родительским воспитанием, в первую очередь. Это предназначение начнёт реализовываться с 30 лет (именно с этого возраста можно было начинать служения левитам). Такая постановка дела сходна с подготовкой принца к его предназначению – он по-другому воспитывается уже с детства готовясь стать королём .

Моше подсчитал левитов – их было 22 тысячи. В других коленах, как мы видели, людей было значительно больше. Этому есть разные, в том числе мистические, объяснения, но нам они не важны. Давайте лучше посмотрим, чем ещё занимались левиты. В этом колене готовились музыканты, певчие, поэты. Это же колено выполняло роль стражей. К этому колену относились и первосвященники, коэны, то есть потомки Аарона по прямой мужской линии (подчёркиваю это, чтобы напомнить: в библейские времена материнская линия совершенно не учитывалась – ремарка к вопросу об еврействе по отцу). Врачевание – это тоже была привилегия потомков Леви, сына Якова. Они были и летописцами. И конечно же, левиты были учителями и преподавателями. В первую очередь, они учили еврейским законам, то есть Торе, но и всему остальному. Судьями тоже были левиты.

Когда Яков завещал своим детям иудаизм и Эрэц Исраэль, он распорядился, чтобы потомкам третьего сына, мать которого была Лея, Леви не дали никакого земельного надела – остальные колена должны были содержать тех, кто занимался наукой, литературой, искусством, законами, религией… Ведь они ничего не производили, но их функции были не менее важны, чем остальных. Поэтому все братские колена выделяли по 10 процентов от своих доходов, на эти деньги содержались левиты, коэны и оказывалась помощь нуждающимся. Получается, что левиты были зависимы от остальных колен. Хорошо это или плохо? Не спешите с ответом, помните, что у евреев всё продумано. Значит, если так практиковалось, значит, есть в этом преимущество. Вот оно: история других народов знает немало примеров, когда жрецы превращались в замкнутые касты. Зависимость же левитов была гарантией того, что в иудаизме этого не случиться. И сегодня раздаются голоса о том, что раввины не должны зависеть от общин. С моей точки зрения, это неправильно. Не только потому, что так было на протяжении всей еврейской истории, но и потому, что раввины не должны отрываться от жизни общин, простого народа. Но как только они перестанут быть зависимы от общины – работодателя, это произойдёт немедленно. А в чём эта оторванность выразится, легко представить.

Не могу не упомянуть, что система, придуманная Яковом, давала иногда сбои. Ведь всегда находились люди, которым не нужны наука, искусство… Особенно, если за них надо платить. Так, после смерти Соломона против левитов было поднято восстание, и они были изгнаны из отдельного израильского царства.

Сегодня невозможно определить принадлежность к колену отдельного еврея. А левитов можно. Благодаря фамилиям. Те, кто происходит от Леви, носят такие фамилии: Леви, Левит, Левин, Левиц, Левитин, Левитан, Левинсон, Коган, Каган, Каганович, Кац ( аббревиатура слов " Коэн-цедек"), Гурвич, Горовиц, Эпштейн, Сегал и др. Правда, в этом правиле, как и во всех других в этом мире, есть исключения.

Давайте посмотрим, что у нас

Е С Т Ь

Леонид Айзенберг и София Павлоцкая из Бохума прислали давние мысли Юрия Нагибина по поводу еврейского вопроса. Этот материал была уже у нас, но невредно вновь почитать её. Потому что время от времени надо освежать в себе эти знания.

http://zelikm.com/news/2010/02/27/%D0%BD%D0%B0%D0%B3%D0%B8%D0%B1%D0%B8%D0%BD-%D1%8E%D1%80%D0%B8%D0%B9-%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87-1920-1994-%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0/

Из старых присылок этой семьи возьмём фильм о военно-воздушных силах Израиля. Посмотрите, это увлекательней, чем детектив.

http://www.youtube.com/watch?v=nUxl8387Gl8&feature=related

Давайте завершим клипом из сайта, ссылку на который прислала Полина Крейндис (Дюйсбург). Это 2 минуты звучания песни, посвящённой победе.

http://www.netzulim.org/FilmDay/Pobeda.html

С праздником, друзья! И Шаббат шалом!

Ваш Лев Шварцман

Keine Kommentare: