Freitag, 11. Oktober 2013

Лех леха 5774

Шалом, друзья! Вы не поверите, но уже почти середина октября. А ведь только что мы говорили о Рош ха-Шане,  Суккоте... Так, не успеем оглянуться, как придёт 25 октября, когда к нам приедет наша раввин. Уже предвкушаем! Уже нужно соответствующее настроение. Его может создать песня, скажем, о еврейском городе Одесса. Её прислал Нахман Левит из Торонто. Спасибо ему!

http://www.youtube.com/watch?v=YjYaNMrXpo8

Ну и, не теряя времени, к прошлому, к тому, что

Б Ы Л О

Последняя неделя, как и все остальные, началась со встречи Субботы.И была она отмечена тем, что мы поздравили с 75-летним юбилеем члена нашей общины Юрия Архиповича Рябова. Помимо традиционного подарка, кошерное вино и конфеты, ему были вручены цветы и сказаны слова, которые он, конечно, заслужил. Ну, и выпили, конечно, за его здоровье – пусть его талант рассказчика и жизненный опыт согревают нас ещё 45 лет!

А разговоры велись обычные: Сталин, Путин, Ной… Именем последнего названа текущая глава Торы. Пели шаббатные песни  с Галиной Мучник. Для той группы людей, которая постоянно приходит по пятницам в общину, эти вечера стали уже ритуалом, необходимостью. Хорошо!

В воскресенье прошло первое занятие в этом учебном году в школе «Ами» (Мой народ). Больших изменений не произошло: те же дети, те же преподаватели, такие же вкусные обеды… 

Ещё в воскресенье прошёл «Еврейский Ликбез». Здесь мы за чаем говорили о второй по счёту главе Торы. В конце завязалась небольшая дискуссия, в том числе о Боге. Понятно, что готовых ответов ни у кого нет. Но всё равно, если в таких спорах истина не рождается, то, по крайней мере,  каждый её проверяет на оселке чужого мнения. И это тоже хорошо!

Наш хор в этот же день выступал на ежегодном молебне, посвящённом празднику урожая. Традиционно в Оберхаузене в нём принимают участие представители евангелической и католической церквей, мусульмане и мы, иудеи. И это, конечно, приятное событие. Во время которого руководителями христианских организаций произносятся слова о том, что не надо забывать об еврейском происхождении Христа, что надо бороться с антисемитизмом…  Накануне я  побывал на концерте, о котором я упоминал в прошлом письме, в католической церкви. К сожалению, там я был единственным представителем нашего народа и нашей общины. Это не упрёк, это, как видите, сожаление, вызванное досадной ошибкой – я дал неправильный адрес  места проведения концерта – он прошёл в церкви, а не в общине. Не исключаю, что кто-то пришёл в общину, как я, но мне повезло, я случайно я встретил пастора, который подсказал, где проходит концерт.  У других могло быть меньше удачи, но скорее всего, что никого не было. А концерт был хороший. Признаюсь, что я впервые слушал настоящую органную музыку живьём. Её исполняли профессор – немец из Дюссельдорфа и альтист еврейско-украинского происхождения. из Хамбурга.  Исполнялась музыка еврейских и немецких композиторов. Программа так и называлась: «Шалом - церковь встречается с синагогой». Поверьте, что на таком концерте охватывает чувство гордости за свой народ и уважения к немецкому. Примерно такие же эмоции были и на совместном молебне. Молодцы немцы! Конечно, среди местного населения есть и скрытые антисемиты (о неонацистах я не говорю) – как отвечает хасид из «Кошерной леди» на вопрос «Есть ли среди французов антисемиты?»: «А чем они хуже?». Но в целом немецкий народ очистился от скверны антисемитизма. Ему бы ещё поменять часть интеллектуалов, скрывающих антисемитизм за критикой Израиля. Мы-то с вами это уже проходили, когда евреи были хороши, а сионисты плохи. Только в СССР это было на государственном уровне, а на Западе этим балуются левые и прочие кривозащитники.  И оболванивают они народ неплохо. Сегодня разговаривал с немкой, будущей героиней очередного «Делета», на мой вопрос об отношении к Израилю, ответила, что арабы говорят одно, евреи – другое, где правда она не знает. Предполагаю, что она была ещё деликатна., но если даже не занет правды, то почему? Почему журналисты и политики не говорят её? Из тех немецких газет, которые я держал в руках, кажется, только «Бильд» говорит правду о Ближнем Востоке. Не случайно еврейская община Дюссельдорфа пару дней назад наградила жену покойного издателя Фриду Шпрингер. Мы тоже на нашем уровне, сколько можем, столько делаем, чтобы сократить предубеждения против Израиля. Наше участие в молебне -  пример этому.

К слову, в нашей общине всегда лежит свежий номер газеты Центрального совета «Zukunft».  В последнем номере есть интересная статья «Искажённая картина» с подзаголовком «Что написано в немецких школьных учебниках о еврейском государстве и ближневосточном конфликте». Почитайте (газета на двух языках), увидите, как работают антисемиты в Германии – они не только среди журналистов, среди учёных тоже.. 

Теперь то, что находится между прошлым и будущим –

К А Л Е Н Д А Р Ь

12.10

2000 — Военнослужащие-резервисты Армии Обороны Израиля, Вадим Нуржиц и Йосеф Авраами, растерзаны толпой арабов в Рамалле, куда они попали по ошибке.

 

13.10

1953 — Арабы швырнули гранату в дом семьи Каниас в посёлке Йехуд в 10 километрах от границы с Иорданией. Взрывом были убиты женщина и двое маленьких детей, другие члены семьи получили ранения

 

14.10

1973 — В войнe Судного дня произошло самое большое со времён Курской битвы танковое сражение. В Синае сошлись 2000 танков Израиля и Египта. Египетское наступление началось тремя основными бронетанковыми колоннами. Они оторвались от поддерживавшей пехоты и столкнулись c израильскими силами в классическом встречном танковом бою, где воины Армии Обороны имели решающее превосходство в подготовке наводчиков. К вечеру египтяне потеряли 260 танков и 200 других единиц бронетехники, в то время как наша армия - только около 40 танков.

 

15.10

 1897Pодился писатель Илья Ильф. Настоящая фамилия Файнзильберг. Писал в соавторстве с Евгением Петровым. Романы «12 стульев», «Золотой телёнок». cтали культовыми в СССР.  Увлекался фотографией. Умер от туберкулёза лёгких в 1937 г. 

16.10

1958 — В первый день операции "Кадеш" для всех арабских деревень на Севере Израиля с 17.00 был объявлен комендантский час. В нарушителей был отдан приказ стрелять. В 18 часов подразделением пограничной стражи были застрелены 43 жителя арабской деревни Кфар-Касем, ничего не знавшие о комендантском часе. Следствие длилось 2 года. 16 октября суд признал виновными в убийстве 8 из 11 пограничников. Среди них майор Шмуэль Малинки, командир пограничного патруля, его заместитель Габриэль Дахан, шестеро солдат. Майора обвинили в подчинении незаконному приказу, подстрекательстве к убийству и дали 17 лет.

 

17.10

1973 —В войнe Судного дня группа израильских боевых пловцов доставлена подводной лодкой в акваторию египетской военно-морской базы в Порт-Саиде. Аквалангистам удалось скрытно проникнуть на тшательно охраняемую территорию базы и взорвать военные корабли противника, построенные в СССР и находившиеся под командой русских офицеров. Были потоплены ракетоносец и два торпедных катера. В ту же ночь на Красном море подразделение морских диверсантов атаковало морскую базу спецназа. В ходе скоротечного боя израильские бойцы потопили четыре боевых катера и четырнадцать вспомогательных судов врага.

 

18.10

2011 — Военнослужащий Армии обороны Израиля Гилад Шалит, более пяти лет находившийся в плену у арабов в секторе Газы, вернулся в Израиль. Шалит был освобождён в результате обмена: из тюрем сразу были выпущены 477 террористов (450 мужчин и 27 женщин). 287 из них были приговорены к пожизненным срокам за убийства. 40 террористов, по условиям сделки, высланы в другие страны (Турцию, Сирию и Катар), двое вернулись на родину (в Иорданию и США). Еще 550 террористов были освобождены через два месяца. За свободу одного солдата, в общей сложности, Израиль заплатил свободой 1027 террористов.Метки:

 

Давайте поглядим, что

Б У Д Е Т

В пятницу - святое дело : Встреча Субботы. В 18 часов. Но до этого, а именно в 16 часов, нчнётся программа, названная «Кумиры прошлых лет», которую уже много лет ведёт Елена Абрамовна Захарова. В этот раз речь (и фильм) пойдёт о Муслиме Магомаеве. Вечер назван «Я – твой преданный Орфей». Магомаев безусловно был великим певцом. Кто с этим согласен, приходите, посмотрите. Кто не согласен, приходите, убедитесь, что вы неправы.  Чай, как это обычно бывало, не обещаю, а вот вино на Шаббате, пожалуйста.

В воскресенье – святое дело: детская школа «Ами». В 11 часов.

А вот святого дела «Еврейский Ликбез» не будет. Дело в том, что наш театр уезжает с «Кошерной леди» в Магдебург.  То есть уезжает часть тех, кто приходит на «Ликбез». Не будет и меня, конечно, меня, незаменимого, спокойно может заменить Валентин Романович Соколовский, но, как выяснилось, не смогут прийти ещё пару человек. Так что отдохнём от иудаизма в это воскресенье.  То есть отдохнём в такой форме. Нам же от него никуда не деться, и в Магдебурге будем просвещать тамошних евреев. И немцев, к слову говоря: по предварительным прогнозам они в зале будут.

Чужое мероприятие, но всё-таки родное. В воскресенье 13 октября в Burg Vondern (это в Остерфельде) пройдёт клезмерский концерт квартета  Badeken di Kallah. Концерт обещает быть интересным, стоимость билета 12 евро. Билеты можно купить чуть дешевле, заказав их по тел. 0208 - 60 25 41 или на странице www.burg-vondern.de bzw   Мы однажды с хором в этом замке выступали. К сожалению, в это воскресенье меня не будет. Кто пойдёт, дайте знать, как пройдёт концерт.

Отсутствие «Ликбеза» не означает, что мы не будем думать о том, что

Б У Д Е Т   В С Е Г Д А.

Недельная глава называется «Лех леха».  Что означает «Иди к себе».

Бог велит Авраму уйти из родных мест в другую землю. Именно там он сделается отцом великого народа. Аврам с женой Сарай и племянником Лотом отправляются в землю Канаан, где  он распространяет среди людей единобожие и первые правила иудаизма.                                                                                                                        Разразившийся голод вынуждает Аврама отправиться в Египет, откуда после очередных испытаний он возвращается с серебром и золотом                                                              Лот отделяется от Аврама и поселяется в городе Содом. Там он оказывается в плену. Аврам с группой соратников  вызволяет  племянника.                                                               Бог заключает с Аврамом союз, в котором ему обещается потомство, предрекаются  изгнание и лишения еврейского народа. Святая Земля посвящается народу Израиля как вечное наследие.                                                                                                                  Бесплодная Сарай отдаёт  Авраму в качестве наложницы служанку Агарь. Забеременев, Агарь начинает вести себя по отношению к Сарай нагло. На 86-м году жизни Аврама Агарь рожает ему сына Ишмаэля. Ангел сообщает ей, что ее сын станет родоначальником многочисленного народа.                                                                                                          13 лет спустя Бoг меняет имя Аврам на Авраам ("отец множества народов"), а имя Сарай - на Сара ("владычица") и обещает, что у них родится сын, от которого произойдет великий народ, с которым Бoг заключит особый союз.                                             Авраам получает повеление сделать обрезание себе и домочадцам, а также заповедь об обрезании своего потомства как "знак союза между Мною и тобой".

В прошлые годы мы расуждали об отношении иудаизма к астрологам и прочим мошенникам, паразитирующих на желании части людей знать будущее; мы говорили о гениальном изобретении еврейского народа, об обрезании, о роли личности в истории, в даном случае, личности Авраама; мы убеждались, что старое еврейское наблюдение о том, что всё, что ни делается, всё к лучшему, универсально. Казалось бы, обсуждены все темы, но нет – Тора такая же неохватная, как сама жизнь. Вот, давайте обратим внимание на одно обстоятельство: Авраам, первый человек, решивший жить по справедливости и разрабатывающий правила и законы такой жизни, он активно пропагандировал свои взгляды. Например, устанавливал в пустыне шатёр, куда мог зайти любой путник, чтобы отдохнуть, поесть, попить, поговорить… Так популяризировались законы гостеприимства. При этом Авраам активно рассказывал о единобожии, о том, что следует жить по заповедям Бога. Тем, кто готов был хоть как-то прикоснуться к новым, для того времени, взглядам, все услуги предоставлялись бесплатно. Тому же, кто не хотел даже слушать, не говоря уже о том, что богохульствовал,  предлагалось оплатить хлеб – соль, и главное, воду. Нахожу это вполне правильным: почему нужно привечать тех, кто такое гостеприимство, как говорится, использует? Авраам никого не заставлял примкнуть к иудаизму, вернее, стать единомышленником, хотя увеличение их числа было бы ему, уверен, приятно. Но я о другом: получается, что Авраам активно пропагандировал свои взгляды, то есть иудаизм. А ведь миссионерство у евреев запрещено. Как это понимать? Не знаю. Полагаю, что на этапе зарождения нашего мировоззрения, было вполне естественным распространять его. Иначе идеи справедливости остались бы в рамках одного рода, то есть исчезли бы ещё в зародыше. Можно ли жить справедливо в несправедливом мире? Трудно. Очень трудно, если взглянуть на историю еврейского народа. И тут есть две модели: пытаться изменить мир или пробовать выжить в имеющемся. Евреи выбрали второй путь, первый, миссионерство, у них запрещён. Мне кажется, что запрещён он в виду полной бесперспективности. Ведь мир этот всегда сопротивлялся его иудаизации, запрещая её под страхом смерти евреев – миссионеров. Счастье, что таких не было. Так что же, не пытаться влиять на мир? Отнюдь, евреи нашли верный путь. О нём я упоминал в прошлый раз, это ноахизм. Зачем принимать неевреев в евреи? Нет, конечно, если кто-то очень хочет и настаивает на этом, то переход возможен, хотя процедура непроста. Но для остальных, считают евреи, достаточно исполнять семь заповедей Ноаха. В отличие от других религий, евреи не считают, что путь к царствию небесному лежит только на столбовой дороге иудаизма. Любой человек может рассчитывать на то же уважение, что и еврей. Ведь дело не в происхождении, а в том, насколько кошерно живёт человек.

Почему же миссионируют другие религии? Потому что в отличие от иудаизма они считают, что путь к тому же царствию небесному лежит только в рамках их религии. В христианстве это – обязательная вера в Христа, в исламе вообще иноверцы названы неверными. То есть неправильными. Те, кто придерживается других религиозных взглядов, согласно доктринам этих религий, осуждены на проклятье. В иудаизме же отношение к представителям других народов очень уважительное. Иноверцев называют гоями, но в этом слове нет никакого обидного смысла, хотя выходцам из Союза так может показаться.   Нет, это слово совершенно нейтрально, а слышимый нашим советским ухом негативный смысл притянут за уши. Мы знаем, что слово имеет тот смысл, который  мы в него вкладываем. Чтобы подтвердить эту мысль, напомню, что обидное для нас слово «жид» вполне невинно, например, в чешском языке. Таким же оно было и в польском, пока в него не стали  вкладывать негативный смысл. А ведь слово было поначалу во всех языках абсолютно нейтрально, оно того же корня, что и «ид», «юде»… Но отставим лингвистику, вернёмся к миссионерству. Хотя сказать  на эту тему больше нечего. Разве что упомянуть, что немало людей всё-таки пытаются принять иудаизм. Знаю это и по нашей общине. Наверное, во многих случаях играет роль эффект запретного плода: «Что же там такого происходит, что не допускают чужих?» А ничего интересного нет, спросите у евреев: многим иудаизм неинтересен. А жаль! И ещё: пять строчек назад я употребил слово «немало». Да, всё относительно: ислам, который очень активен (мы знаем о распространителях Корана на улицах городов Германии), под видом распространения знаний о их религии, мусульмане активно миссионируют. Вот результаты: во Франции ислам приняло более 150 тысяч французов, в Англии – 100 тысяч англичан, в Испании – 50 тысяч соответственно испанцев. Огромна цифра и по Америке. Евреи же уже 200 лет как отказались распространять иудаизм. И эти две тысячи лет подтвердили правильность этого решения.

Когда я уже написал этот текст и стал просматривать присланные материалы, то увидел текст на тему «жид». Случайное совпадение. Он в Приложении.

Всё, перехожу к тому, что

Е С Т Ь

Неделя была неурожайной на ссылки. Начнём  с Леонида Айзенберга из Бохума. Присланный им материал о палестинцах очень полезен. Вот он:

http://9tv.co.il/news/2013/09/19/159049.html

Не установил, кто прислал красоту из песка. Мероприятие прошло в Израиле.

http://www.liveinternet.ru/users/domenika_live/post290222412/ 

Инна Белиловская (Оберхаузен) прислала подборку фотографий, которую обязательно надо посмотреть. Еврейского ничего в ней нет, хотя встречаются такие лица как Элвис Пресли, Чарли Чаплин… Да и по ту сторону фотокамеры было, уверен, немало нашего брата. Но это неважно, важно, что в этих фотографиях история нашего времени.

http://superinteres.mirtesen.ru/blog/43145300454/Fotografii-iz-proshlogo,-kotoryie-stoit-uvidet/?pad=1&pad_page=0&announce=1&utm_campaign=transit&utm_source=main&utm_medium=page_0

Давайте закончим весёлой нотой. Хор Турецкого и Филипп Киркоров. Прислал Нахман Левит, всё ещё из Торонто.

http://www.youtube.com/watch?v=vhjczm8iPXw

И самое последнее. В последнее время мы начали включать ваши текстовые присылки в Приложения. Они получались, соответственно, огромными, отправка писем продолжалась часами, Инна Белиловская изнывала. С этой недели мы их размещаем на нашем сайте, вам же останется только нажать эту ссылку. Кому интересно, читайте!

http://www.brfanl.ruhr-ju.de/11_10_13.doc

А я прощаюсь с вами, друзья, на неделю. Пусть она будет у вас удачной!

Ваш Лев Шварцман

 

 

 

Keine Kommentare: