Freitag, 25. Oktober 2013

Хаей Сара 5774

 

 

Шалом, друзья! Фрида Рувинская (Оберхаузен) балует нас сегодня песнями  Даниэля Пружанского:

http://www.youtube.com/watch?v=wlvXQQjB2MM

 

http://www.youtube.com/watch?v=Hczu5WQQ328

 

http://www.youtube.com/watch?v=0e9AT4G8SD

 

Хватит кайфовать, давайте - к делу, к тому, что

 

Б Ы Л О

 

В пятницу  не совсем обычно прошёл «Spiegel». Необычность его заключалась в том, что к основной теме мы так и не подобрались - разговор вертелся вокруг политических вопросов. Даже не политических, а насущных. Так получилось ещё и потому, что случайно на встрече оказался немецкий гость, вернее, гостья. Вот и поплыл разговор по волнам случайной беседы. В любом случае было интересно.

Потом состоялась Встреча Субботы.

 А на следующий день русская школа завершила первую четверть занятий большим утренником, посвящённым теме рисования. Утренник подготовила и провела Ирина Антоновна Рябченко – это у неё всегда хорошо получается.

В воскресенье были дети в еврейской школе «Ами». Завершились занятия празднованием дня рождения Ульяны Лившиц – её родители устроили праздник для всех детей. Праздник с переодеваниями, вкусным обедом и хорошим настроением

Следующим воскресным действом стал «Еврейский Ликбез». Он тоже прошёл, можно сказать, живо. Живость ему придал спор на вечную тему: какое место в иудаизме занимает, вернее, должна занимать, Устная Тора? Я считаю, что наряду с Пятью книгами Письменной Торы равное значение имеет Устный Закон. Более того, Письменная Тора непонятна без комментариев, мидрашей и суждений мудрецов, да и простых людей, имеющих право на собственную картину мира. Иудаизм всегда был силён именно этим: глубиной изучения трудов и шириной охвата ими еврейского сообщества. То есть сила нашего мировоззрения в том, что Тора предназначена не узкому кругу избранных, а всему народу. И Устная Тора постоянно развивается не покидая границ реальность и смысла времени, тем самым составляя с Письменной, навсегда зафиксированной, Торой единое целое.

Есть и другой взгляд, его представил на «Ликбезе» Валентин Романович Соколовский. Он говорит о приоритете письменной Торы перед Устной. Наиболее последовательные его ревнители не признают Устную Тору вообще. Спорам этим тысячи лет. Как известно, саддукеи отвергали учение фарисеев, которые признавали Устную Тору. Разные взгляды на этот вопрос породили сектантство в иудаизме, наглядный пример которому, караимы. В общем, нормальный еврейский спор вышел у нас на «Ликбезе» Я пишу об этом здесь, чтобы дать понять вам, друзья, что скучно у нас не бывает. Правда, не только из-за споров, но и потому, что иудаизм и в сольном исполнении чрезвычайно интересен. Так что, приходите, не пожалеете.

 

Переходим к тем материалам, которые входят в раздел

 

К А Л Е Н Д А Р Ь

 

Этот «жанр» сам по себе очень интересен. Но в наших письмах он всё-таки попутен. И хотя хочется сообщить о массе событий, будем придерживаться железно принятого правила – один день – одно событие из четырёхтысячной еврейской истории.

 

26.10

1986 — В Риме агентами Мосада захвачен и переправлен в Израиль М. Вануну, рассказавший прессе о ядерной программе Страны. В Лондоне Вануну познакомился с очаровательной блондинкой - американской студенткой. Дело сладилось. Синди и завлекла его в Рим, утверждая, что имеет там квартиру.

 

27.10

1811 — В Нью-Йорке в семье бедных евреев – эмигрантов из Германии родился Айзек Мерритт Зингер, изобретатель швейной машинки.

 

28.10

1948 Правительством принята Декларация о государственном флаге Израиля. Было рассмотрено свыше 170 проектов. Первоначальная версия, предложенная к утверждению, представляла собой флаг, состоящий из трёх равных вертикальных полос: двух голубых по краям и белой в середине, с синей звездой Давида на белой полосе. Но большинство членов правительства высказалось за две горизонтальных синих полосы, напоминающих небо и море.

 Метки:

29.10

1898 — Торжественная встреча первыми поселенцами Эрец-Исраэль императора Вильгельма. Дети спели в честь Императора германский гимн. Среди встречавших Вильгельма был и Херцль, которого тот заметил и даже пожал руку, что произвело на присутствующих впечатление, особенно на самого Херцля, надеевшегося на поддержку Вильгельма его (Херцля) сионистских надежд и проектов.

 Метки:

30.10

1943 — В Белоруссии бойцы отряда Ф. Дзержинского напали на партизан из еврейского отряда имени А. Пархоменко, зверски избили их и отняли продукты

 

31.10

 2011 — Организация ЮНЕСКО приняла в свои ряды "государство Палестина". В поддержку решения проголосовали представители 107 государств, включая Францию. Против проголосовали представители четырнадцати стран, в том числе, Израиля, США, Канады и Германии. Представитель Великобритании вместе с еще 51 государством воздержался.

1.11

1210 — Во время правления Короля Иоана по приказу его брата Ричарда арестована большая часть евреев Англии с требованием выплатить огромный выкуп в 66000 фунтов. Некий Авраам из Бристоля, отказался платить свою долю в 1000 фунтов. Тогда король приказал удалять ему зуб за зубом до тех пор, пока несчастный не отдал вёе, что у него было.

                                                               Материалы взяты на сайте luahshana.com

Метки:Метки:

Переходим к недалёкому будущему. Для этого у нас есть раздел

 

Б У Д Е Т

 

Начнём с Шаббата. На этот раз он будет «большой». Я бы даже сказал, очень большой. По параметру первой встрече с нашим новым раввином. По задуманной программе. Хотелось бы, чтобы он стал большим и по количеству присутствующих гостей. Поэтому приглашаю (и настаиваю на этом приглашении) всех, кому дорога наша община и то, чего она смогла достигнуть за 8 лет. Я смело приглашаю всех, хотя помещения у нас скромные. Но мы размещались всегда, в обиде никто не останется и в этот раз. А прийти, как я уже написал, стоит. Чтобы не пропустить исторический момент – первую Субботу с Натальей Вержбовской. Уверен, что она никого не разочарует, наоборот, очарует. По крайней мере, так было со всеми, кто побывал на её службах других общинах. Но об этом чуть позже, а пока расскажу, что будет в программе вечера после богослужения. Впрочем, чего это я открываю Америку, которую неделю назад чуть не закрыл Б. Обама? Все знают, что будет. Ужин (кто придёт без салатика, будет сыт тем, что приготовит община), будет за столом разговор о…  Пока секрет о чём, скажу только, что мы продолжим тему, начатую на последнем «большом» Шаббате. Будут и просто разговоры, беседы, обмен личными новостями  и мнениями.

Продолжение знакомства с Натальей будет проходить и на следующий день. В 10.30 она начнёт вести индивидуальный приём. Такого в нашей общине ещё не было. Потому что не было духовного лица, заинтересованного в организации полноценной общинной жизни. А Наталья заинтересована. Потому что она – не временщица, потому что она – серьёзно подходит к своим обязанностям. Беседа с людьми – одна из них. Все, у кого есть вопросы, проблемы, просто необходимость поговорить с тем, кто опытен и знает ответы на многие вопросы благодаря иудаизму, приходите. Приём будет вестись, примерно в течение полутора часов. В газете было объявлено о начале приёма в 11 часов, но сдвигаем время его начала. Ещё и потому, что в 12.00 Наталья проведёт коллективную встречу, где она расскажет о… Впрочем, откуда я могу знать, о чём она будет рассказывать? Предполагаю, что она коснётся еврейской мудрости, привязанной к недельной главе. Повторяю, что это лишь предположение. Не пропустите встречи с нашим новым раввином, индивидуальные и коллективную.

 

В воскресенье не будет «Ликбеза». Во-первых, если моё предположение сбудется, то о главе разговор уже произойдёт, а во-вторых, мы опять уезжаем со.спектаклем «Моя кошерная леди». На сей раз нас ждёт Карлсруэ.

Не будет занятий и в школе «Ами» - пусть дети в полной мере насладятся каникулами. Да и те, кто проводит с ними занятия, готовит для них обеды, тоже насладятся их каникулами. Которые будут коротки – уже в следующее воскресенье, то есть 2-го ноября, занятия в школе «Ами» состоятся.

 

Теперь несколько слов о том, что ещё состоится, но в чуть отдалённгом будущем, хотя о нём следует заботиться уже сейчас. Например,  ЗИМНИЙ ЛАГЕРЬ для детей и молодёжи (от 8-ми до 18-ти лет). Он пройдёт с 22 по 29 декабря где-то неподалеку от Ваймара и Эрфурта. Местность там прекрасная, программа – тоже. Те, кто был, те знают. Кроме того, лагерь – это прекрасная возможность обзавестись еврейскими друзьями со всей Германии. Стоимость – 220 евро. Напомню, что для получателей всяких помощей есть возможность снизить стоимость. Заявления можно подать в общине. Последний срок – 15 ноября. Надо сказать, что в последнее время активность молодёжи возросла, и мест может не оказаться даже для тех, кто уложился в срок. Поэтому спешите!

 

В среду, 6 ноября, состоится семинар по теме «Признание иностранных аттестатов,  дипломов и рабочих профессий». Адреса места проведения у меня не оказалось, но если кого-то этот семинар заинтересует, позвоните мне и я выясню, где это проходит.

 

И ещё. Bundesamt набирает молодых людей из числа эмигрантов, которые хотят получить профессию Kaufmann /  Kauffrau fur Buromanagement. Возможен приём и инвалидов. Если у кого-то есть интерес к этому предложению, дайте знать – я скажу, что дальше делать.

 

А пока что перехожу к тому, что

Б У Д Е Т   В С Е Г Д А

 

Глава называется Хаей Сара, что означает «Жизнь Сары». Хотя речь идёт о её смерти. Но всё-таки я предлагаю поговорить о жизни нашей праматери. Но сначала краткий пересказ главы.

 

Сара умирает в возрасте 127 лет и Авраам хоронит её в Хевроне, в пещере Махпела, которую он приобретает у хитийца Эфрона за 400 серебряных шекелей. Авраам посылает слугу Элиэзэра в Харан, чтобы тот нашел там жену для Ицхака. Прибыв на место и  остановившись у колодца, Элиэзер ждёт, когда девушки придут по воду и он попросит напиться: та, что предложит напоить также его верблюдов, будет предназначена в жены сыну его господина.

Ривка, дочь Бэтуэля, племянника Авраама, приходит к колодцу, и делает все в точности так, как загадал Элиэзер. Придя в её дом, Элиэзэр рассказывает историю своего путешествия. Ривка отправляется вместе с Элиэзэром в Землю Кнаан. Ицхак женится на ней, полюбив её, находит утешение после кончины своей матери.  Авраам женится на Кетуре (Агарь), которая рождает ему еще 6 сыновей. Oднако только Ицхак становится его единственным наследником. Авраам умирает в возрасте 175 лет. Ицхак с Ишмаэлем хоронят его в той же пещере, где была погребена Сара.

 

А теперь всё-таки о жизни Сары. В первую очередь, семейной. Хотя как отделить личное от общественного – это всё составляет жизнь. Сара – праматерь нашего народа, и дело не только в биологическом плане, дело в том, что она вместе с Авраамом стояла у истоков нашего мировоззрения. Она была не только верной подругой Авраама, но и его соратницей.  Причём она играла далеко не последнюю роль в становлении иудаизма. И если Авраам пропагандировал идеи справедливости среди мужчин, то Сара – среди женщин.

Жизнь Сары демонстрирует то, какое положение у евреев занимала женщина уже в те времена, когда у других народов она была просто товаром. Мы говорили на «Ликбезе» о том, что в вопросе изгнания Агари и Ищмаэля, что далось Аврааму очень нелегко, Бог говорит ему, чтобы он поступил (и поступал) по слову Сары. Из этого можно сделать вывод, что Сара была незаурядной личностью. Её значение в разработке концепции иудаизма можно вывести из того факта, что не только Аврааму было предложено изменить имя в соответствии с новой жизнью, которая ждёт его, но и Саре – беспрецедентный случай для женщины. Эта пара явила собой пример на все времена, пример единства супругов по всем вопросам жизни. Такие пары и теперь всё-таки редкость, а Авраам и Сара жили  в бронзовом веке.

Интересен ещё один фактор их жизни: бездетная Сара соглашается на то, чтобы Авраам взял наложницу для продолжения рода. Надо с этого нам тоже брать пример? Возможно. Потому что евреи всегда рассматривали отсутствие детей как Божье наказание. И ради чего стоило Аврааму и Саре  разрабатывать новые правила жизни, копить, в конце концов, богатство, если некому передать и первое, и второе? Так пусть, решила, очевидно, Сара, пусть хоть у Авраама будут дети. Не говоря уже о том, что многожёнство было в те времена делом обычным. Мне кажется, что этот шаг Сары говорит о её мудрости и силе характера. Эти качества ценил в Саре не только Авраам, это делали все, кто её знал. И все оплакивали её смерть.

Нельзя не упомянуть, что Сара была очень красивой женщиной. Пусть её заслуги в этом нет, но всё равно, полагаю, что во все времена внешность женщины зависела во многом от её желания и умения эту внешность преподносить. У кого-то из комментаторов я прочитал, что Сара не ощущала своей красоты, мне трудно поддержать это мнение. И если с известным выражением «Красота спасёт мир» согласиться трудно, хотя бы потому, что оно непонятно, то, уверен, что красота спасает внутренний мир женщины, примиряя её с собой, т. е. приводя к единству формы и содержания.

Авраам любил Сару. В Торе есть упоминания, что он заботился о ней, берёг её. Когда она умерла, он «не постоял за ценой», купил пещеру Махпела для захоронения жены. Он тосковал по ней. Их чувства зафиксированы в еврейской Традиции. Супружеские пары слышат слова, которые произносятся, когда они стоят под хупой: «Вспомните Авраама, отца вашего, и Сару, родившую вас, и посему любите и уважайте друг друга до самой смерти, как ваши прародители». Такому счастью можно завидовать и стремиться к нему.

 

Переходим к закромам.

Е  С Т Ь

Кончаем с весельем, сейчас нам будет не до него.  Бруха Гринберг (Хайфа) прислала очень свежий материал о… Несколько недель назад у нас был ролик о том, как прекрасно живут евреи Львова еврейской жизнью. То, что описано, в этой ссылке, тоже часть еврейской жизни во Львове.

http://shzeev.livejournal.com/115679.html

Продолжим трагическую тему. Михаил Местер из Бельц (Молдова) прислал маленький кинематографический шедевр. Если это слово допустимо, когда речь идёт о Холокосте. Но за полторы минуты сказать так много, можно только шедеврально.

http://mnenia.zahav.ru/Articles/3478/red_tufelki_dlya_holokosta

А закончим фильмом. Фильмом, в котором звучат еврейские песни. Его прислала Кира Нагутова из Дюссельдорфа. Наслаждайтесь, друзья!

http://www.youtube.com/watch?v=cCvhERrG1Mo

А я прощаюсь с вами. Хотя, нет, поделюсь напоследок анекдотом, который прислала Полина Крейндис из Дюйсбурга:

«Нобелевский комитет попал в весьма щекотливое положение: его просят присудить премию мира Путину, за спасение Сирии от нападения другого нобелевского лауреата премии мира»

 

Мне осталось только дать  ссылку на те, присланные вами материалы, которые можно передать  только в текстовом режиме.  Обратите внимание: там есть материал об одном событии календаря. Материал большой, в Календарь его не поместить, а прочитать об еврее, который изобрёл не только швейную машинку, но и много маркетинговых и рекламных вещей, стоит.

http://www.brfanl.ruhr-ju.de/25_10_13.doc

Шаббат шалом! Хорошей недели! И тому, и другому старт буден дан в пятницу в 17 часов в общине. До встречи!

Ваш Лев Шварцман

Keine Kommentare: