Freitag, 13. Dezember 2013

Ваехи 5774

Шалом, друзья! Нам поднимет настроение корейский кларнетист-виртуоз-вундеркинд Хан Ким, который  исполняет пьесу Рова Фейдмана "Шалом Алейхем" для кларнета с оркестром. За эту присылку мы должны благодарить Нахмана Левита (Торонто).

http://panikowsky.livejournal.com/318179.html

Начну сегодня с раздела

К А Л Е Н Д А Р Ь

14.12

1503  Родился Мишель  Нострдамус (Много интересного о нём вы сможете прочитать в Приложении).

 

15.12

1923 — Родился Узи Галь - создатель автомата.

 

16.12

2006 — В Киеве вечером неподалеку от синагоги на Подоле группа из десяти молодых людей внезапно набросилась на трех религиозных евреев в характерной одежде и стала их избивать. Двое из пострадавших — израильтяне, преподаватели еврейской школы.

 Метки:

17.12

1942 — Англия и США выступили с резолюцией, осуждающей убийства евреев в Европе.

Метки:

18.12

1978 — Кнесет почтил память бывшей главы правительства Голды Меир, скончавшейся от тяжелой болезни.

 

19.12

1857 —Градоначальник Одессы написал письмо полицмейстеру: «24 августа передано было Вашему Высокоблагородию предписание Господина Новороссийского генерал-губернатора... о недопущении на одесских улицах еврейским свадьбам ходить с... музыкой

 

20.12

1926 — Родился Моше Марзук - агент Мосада в Египте. Был схвачен в 1954 и казнён 31 января 1955 года. 24 апреля 1977 года прах разведчика был перезахоронен на горе Герцля в Иерусалиме.

                                               Использованы материалы календаря «Luahshana                      

 

 

 

Б Ы Л О

Отчёт мой пойдёт по известной схеме: пятница – «При свечах», воскресенье – школа «Ами» и… Но сначала о том, что упомянуто.

На встрече Шаббата пели мы «всухую» - из-за нездоровья не было Галины Мучник. Ничего, Валентина Плаксина нас вела так, что мы спели весь «репертуар».  И конечно, было всё остальное.

Дети в школе поделены на две группы – со старшей последнее время один час беседую я. Так сказать, мини-ликбез.  С младшей группой занимались Лёля Некрич и Ирина Авербух. В программу занятий входит, помимо традиции, иврит. Потихоньку они продвигаются к своему народу.

Теперь переходим к тому, что должно было следовать за «и». Из-за показа спектакля «Моя кошерная леди» не было «взрослого» Ликбеза. Зрительный зал был неожиданно настолько заполнен, что пришлось ставить дополнительные стулья. Количество слухов об этом спектакле перешло в количество зрителей, которые, в свою очередь, перешли в качество – ведь всегда лучше получается играть в заполненном зале. Хотя мне вспоминается один из концертов в далёком 1972-м году, который я вёл с товарищем в большом промёрзшем сельском Доме культуры всего для 40 зрителей. А накануне мы выступали на открытии Дворца культуры самого большого села Европы. Публики на концерт пришло столько, что после первого же концерта этот Дворец пришлось ремонтировать. Так вот,  концерт для 40 любителей музыки у нас получился вдохновенней, чем для огромной толпы, которой было всё равно, что смотреть, важно, что в новом дворце культуры. Тем не менее, никто не станет спорить, что перед полным залом приятней выступать. У нас в воскресенье был аншлаг. Пришли те, кто видел уже спектакль, но хотел увидеть Галину Нуримарданову в роли Леди. Пришли те, кто любит этот спектакль и старается не пропускать его показы. Но, главное, было очень много новых лиц. Спектакль прошёл ровно. Ни одного отрицательного отзыва я не услышал. Это был 18-й показ «Леди». Какова будет её дальнейшая судьба, сказать трудно. По крайней мере, будем стараться сделать всё, чтобы этот спектакль не умер -  он заслуживает долгой жизни.

Кстати, в зале было несколько человек, не понимающих по-русски. Они пользовались либретто, и сказали, что спектакль им понравился. Но в целом он не для немецкой публики, не знакомой с советскими реалиями, многое им не понять. Так что будем ориентироваться на наших, а их, не посмотревших эту работу, ещё тысячи. Так что, поглядим, что будет, пока же поговорим о том что

Б У Д Е Т

на этой неделе. Пятница – святое дело. 18 часов. Петь уже будем под аккомпанемент. И есть-пить под разговоры.   Елена Банд, наверное, как всегда, приготовит картошечку с сельдью. Как говорил мой знакомый поляк: «Вкусьно!»

В воскресенье – «Ами» (11 часов), «Ликбез» (15.00). А в 16.30 мы будем спорить в клубе «Бекицер». Если всё пройдёт деликатно, то это будет не спор, а обмен мнениями. По важным для нас темам. По которым у каждого из нас обязательно есть мнение. Насколько оно совпадает с мнением других, проверим на практике. «Бекицер», как правило, проходит интересно. Приходите!

На «Ликбезе» мы, очевидно, будем говорить о недельной главе. То есть о вечном, о том, что

Б У Д Е Т  В С Е Г Д А

Она (глава) называется «Ваехи», что означает «И жил».

Яков прожил в Египте последние свои 17 лет. Перед кончиной он берет с Иосефа клятву, что будет похоронен в Святой Земле. Яков благословляет сыновей Иосефа Менаше и Эфраима — и приравнивает их статус к статусу собственных сыновей в качестве родоначальников колен народа Израиля. Яков благословляет своих сыновей, присваивая каждому из колен определённую роль: из колена Йеуды выйдут вожди, законодатели и цари; священники выйдут из колена Леви; ученые мудрецы — из Исахара; купцы-мореходы — из Звулуна; учителя — из Шимона; искусные воины — из Гада; судьи — из Дана; оливководы — из Ашера и т. д. Реувен получает порицание за вмешательство в семейную жизнь отца, а Шимон и Леви — за уничтожение Шхема и заговор против Иосефа, который благословляется красотой и плодовитостью.    Якова хоронят в пещере Махпела в Хевроне.                                                                          Иосеф умирает в Египте в возрасте 110 лет. Он распоряжается, чтобы его останки тоже были погребены в Святой Земле, это произойдёт спустя годы — при Исходе евреев из Египта.

Несколько слов по поводу желания Иосефа быть похороненным  не в египетской земле, а в еврейской. Казалось бы, какая покойному разница? Есть, видать. Я вспоминаю наблюдение Стендаля о том, что все люди делятся на две группы: первой всё равно, что будет после их смерти, второй – небезразлично. Место захоронения – одна из лакмусовых бумажек этого утверждения. И сегодня огромное количество евреев не  считает себя связанным с иудаизмом как мировоззрением, поскольку оно абсолютно не религиозно. Они не соблюдают традиций, не посещают синагогу даже в праздники, не заботятся о том, чтобы передать еврейство своим детям – сами они его ощущали благодаря окружающему антисемитизму, а детей в какой-то мере эта чаша может минуть. Бывает, что даже из страха скрывают своё еврейство.  Им всё равно, где и как их похоронят. Они не против даже кремации. Но многие даже из них предпочитают быть похороненными на еврейском кладбище. И желательно по еврейскому похоронному обряду. То, чему они не будут свидетелями, им не безразлично. Вот также и Яков – не хотел он, чтобы чужая земля была ему пухом. Это было для него настолько важно, что он даже взял клятву с Иосефа. Я написал «даже», потому что, как известно, клятвы у евреев запрещены. Не исключаю, что Якову это было неизвестно, поскольку традиции и правила складывались веками, возможно, в те времена клятвенность была в ходу. Ведь Тора, где прописаны заповеди, ещё не была известна евреям. Хотя, полагаю, что на интуитивном уровне бессмысленность клятв была известна уже Аврааму.

Мне довелось быть свидетелем сцены, которая запечатлелась навсегда. Я присутствовал при выяснении отношений группы евреев – членов правления синагоги, так называемой «десятки». (Как известно, община может существовать при наличии не менее десяти евреев, отсюда и количество членов правления). Одного из них, выполняющего, кстати, функции кантора, заподозрили в финансовой нечистоплотности.  И он, не имея, очевидно, никаких убедительных аргументов  для защиты, вдруг обратился взглядом к потолку и исступлённо  прокричал, что он клянётся Богом, что не брал денег из общественной кассы. И все остальные члены «десятки» стали его осуждать за то, что клянётся, за то, что делает это именем  Творца… Мне показалось, что клятва только укрепила их в подозрении. Давно уже нет на свете того кантора, да и всех, наверное, остальных членов правления. Не уверен, что им пришлось держать ответ за свои поступки после жизни, но и они жили по правилу: человек сам формирует свою похоронную процессию. То есть ему не всё равно, что о нём после смерти скажут люди. Еврейские мудрецы говорили, что наша жизнь – это тень пролетающей птицы. Но мы летим рядом с другими птицами,  и полёт этот должен быть, конечно, приятен нам, но и другим тоже. (Гилель передал примерно так содержание всей Торы, стоя на одной ноге, а я сделал то же самое, сидя на одном стуле).

Останки Иосефа похоронены в Шхеме. Он умер раньше всех братьев. Последним умер Леви. Как говорится, все там будем. Всем нам желаю, чтобы это «там» было землёй еврейского кладбища. Если уж у многих из нас не получается лечь в израильскую землю, так хоть воспользуемся её посольством в диаспоре. Места на всех хватит. Хотя, может быть, когда-нибудь и здесь начнут из-за отсутствия земли хоронить, как в Израиле – друг на друге. Я в этом не уверен, поэтому и не клянусь.

Давайте поглядим, что у нас

Е С Т Ь

Виктор Топалер на страницах «Нашей Канады» написал, как он относится к покойному Манделе. Прислал Григорий Бейдер (Лос Анжелес).

http://nasha-canada.livejournal.com/1372344.html

Ехиль Белиловский (Оберхаузен) поделился рассуждениями Максима Шевченко об еврействе в России. Мне кажется, что до Шевченко дошло, наконец, что некрасиво быть антисемитом. Тот есть быть не стыдно, открытым быть неудобно – заклюют. Но ослиных ушей не спрятать.

http://www.youtube.com/watch?v=OTk-nY5QfvA

Нахман Левит (Торонто) поделился с нами остроумным материалом. Молодец!

http://www.liveinternet.ru/users/rinarozen/post241729212/


А закончим мы фильмом, который прислал Григорий Бейдер (Лос Анжелес). Мы смотрели уже много фильмов об Израиле, возможно, и этот был в нашем репертуаре. Но всё равно хороший фильм о прекрасной стране всегда впечатляет.

http://video.yandex.ru/users/lana56kai/view/2/#hq

Осталось предоставить в ваше распоряжение ссылку на Приложение. Хочу обратить ваше внимание, друзья, на материал, присланный Инной Белиловской (Оберхаузен) «Прости нас, Израиль». До слёз трогает тот факт, что в такой антисемитской стране как Норвегия, такие люди есть!

http://www.brfanl.ruhr-ju.de/13_12_13.doc

Всем Шаббат шалом! Хорошей недели!

 

Ваш Л. Ш.

 

 

Keine Kommentare: