Donnerstag, 5. Dezember 2013

Ваигаш 5774

Шалом, друзья! Сходу заряжаемся хорошим настроением. Не надоели вам, евреи? Послушаем кого-нибудь другого. Сегодня мы слушаем китаянку, играющую венгерскую музыку. А пригласил её к нам Леонид Айзенберг (Бохум).

http://www.liveinternet.ru/users/avi-tal/post297504790/

А мы переходим к тому, что, хотите верьте, хотите нет, но

Б Ы Л О

Ханука началась в прошлую среду, а завершилась в эту. Каждый вечер в общине зажигались свечи. Участвовали в этом действе все, кто в этот момент находился в нашем помещении . Татьяна Сторожева и Барбара Штайнкуш практически каждый день напекали ханукальных пончиков, а винА и сОка (для детей) тоже было достаточно. Дважды мы зажигали свечи в группе изучения немецкого языка, которую ведёт Ирина Соколовская. Прибегали девочки из балета Елены Осман. В общем, освящали праздник и чудеса, которые сделал Он нашим отцам в это время в те дни.

В пятницу к ханукальным свечам присоединились шаббатные. Было нас немало. А в субботу мы отмечали Хануку уже масштабно. Начался вечер с Хавдалы – прощания с Субботой. Проводил это прощание кантор Диди Поджус. Мне кажется, что это очень эмоциональный ритуал иудаизма. Кто не записался, я не виноват… Потом были зажжены ханукальные свечи и пелись такие же песни. Когда мы перешли в зал, вечер набрал обороты. Мы посмотрели фильм, посвящённый Хануке, в тело которого были вплетены фотографии с наших прошлых вечеров.  Фильм подготовил Владимир Лившиц. Спасибо ему! Пел наш хор. Пел Михаил Шилин. В викторине всех опередила Наталья Ракова. Она же выиграла шуточный аукцион, в котором на кону стояли немаленькие деньги, правда, ей, в конце концов, не повезло, и её два десятка евро легли в общинную кассу. Потом многие танцевали под песни  и музыку Якова Шварцмана. В прошлом письме я упоминал, что община приобрела звукоусилительную аппаратуру – на вечере все смогли наслаждаться качеством её звучания. А больше всех радовался, так мне показалось, сам музыкант. Конечно же, приятно пользоваться высококачественной техникой! А качество её таково, что можно было пренебречь регулятором уровня громкости. Что и было к радости танцующих сделано.

Всё это, конечно, замечательно, но самое главное то, что вместе с нами в празднике участвовали дети. И пусть их программа была пока не очень сложна, самое важное, что наши дети и внуки были с нами в этот вечер. После застолья они ушли к себе, то есть в класс, в котором постоянно занимается школа «Ами». Там они  и получили ханука-гельд от общины. Помню, мой дедушка выдавал нам, внукам, на Хануку деньги всегда новейшими, хрустящими и всегда рублёвыми купюрами. Я пробовал здесь в банке выпросить новенькие денежки, оказалось, невозможно - банк не может повлиять на возраст выдаваемых банкнот. Что ж,  наши детки запомнят просто получение ханука-гельд, а эффект их новизны не выстрелит. Весь вечер с детьми провела Лёля Некрич – она преподаёт в школе «Ами».

Во вторник у нас были гости. Мы Людмилой Лысенко участвуем в работе городского бюро по работе с организациями иностранцев. Представляем общину  и русский Центр. Я вхожу в Совет этого бюро, на сей раз он заседал в нашей общине. Речь шла о подготовке к январской встрече, но важно, что гости участвовали в зажжение седьмой ханукальной свечи и живо интересовались еврейской Традицией. Я удовлетворил, насколько позволяло время, их любознательность. Они заглянули на репетицию хора, детской балетной группы… Всё им понравилось. Так нам и надо!

Давайте перейдём к тому разделу, который называется

К А Л Е Н Д А Р Ь

7.12

1988 —Госсекретарь США Шульц получил письменное заявление от Арафата о том, что исполком ООП осуждает индивидуальный, групповой и государственный терроризм и не прибегнет к нему.

 

8.12

2011 — В Москве впервые прошёл религиозный диспут между раввинами, представляющими ортодоксальный и реформистский иудаизм. Реформистское направление иудаизма представлял глава общины «Ле-дор ва-дор» раввин Александр Лисковой*, ортодоксальную точку зрению защищал заместитель председателя Московской  раввин xоральной синагоги Яков Щумяцкий. Проведение такого мероприятия возродило давние традиции еврейских религиозных диспутов. Дебаты были организованы сионистским движением «Шахар».

 

* Александр Лисковой явялется мужем нашей раввинессыМетки: Натальи Вержбовской. (Л. Ш.)

 

9.12

2002 —Арестован Махмуд Амр - убийца 9-месячной девочки в Хевроне. Приговорён к трём пожизненным заключениям.

 

10.12

1982 Ю. Андропов предложил обсудить на заседании Политбюро ЦК КПСС вопрос «о привлечении советских граждан еврейской национальности к активному участию в контрсионистской пропаганде». В пояснительной записке говорилось, что «известные люди еврейской национальности воздерживаются, за редким исключением, от публичной оценки сионизма».

 

11.12

321 — Первое официальное упоминание о евреях немецкого города Кёльна. Этим днём датируется указ римского императора Константина Великого ("Codex Theodosianus"), которым евреи Кёльна облагаются дополнительными податями

 

12.12

1990 — После 23-х лет перерыва в отношениях между Израилем и СССР министр иностранных дел Союза Шеварнадзе встретился в Вашингтоне с премьер-министром И. Шамиром.

 

13.12

2004 — Два израильских футбольных арбитра были приговорены к 6 месяцам тюремного заключения за то, что брали взятки за обеспечение "нужных" результатов матчей. Судьи Мейр Амсили и Ури Битон не только проведут по полгода за решеткой, но и заплатят штраф в размере 7 000 шекелей (1 615 долларов) каждый. Они признаны виновными в том, что за деньги влияли на результаты матчей чемпионата и Кубка Израиля.

 

А теперь давайте посмотрим, что

Б У Д Е Т

Ну, в пятницу, как обычно, в 18.00: вино, хлеб, приятная компания, разговоры, ужин, субботние песни, женщинам - цветы, мужчинам – пламенный привет! (Смотри, не перепутай!)

В воскресенье – школа «Ами». В этот раз она начнётся в 12 часов. А всё из-за спектакля «Моя кошерная леди». И Ликбеза по этой же причине не будет. Спектакль начнётся в 16 часов. Я не исключаю, что больше мы его показывать на базе не будем. Да и не в этом дело – всегда интересно посмотреть нового человека в главной роли.  Вы знаете, что в связи с рождением Настеньки не может пока играть Анна Гетце. Её заменила Галина Нуримарданова. И заменила так, что можно только диву даваться. Вот и давайтесь в воскресенье. Цена-то входного билета смешная, особенно для членов общины. Поэтому сами приходите, да ещё сообщите всем вашим, то есть нашим, то есть всем. Всё ещё есть масса людей в округе, которая не посмотрела до сих пор этот спектакль. Я не вижу этому рационального объяснения, просто призываю: приходите, не пожалеете, как не пожалели до сих пор зрители 17-ти показов по всей Германии. Везде мы принимались с большим успехом, то же произойдёт, уверен, и 8-го декабря. Обидно будет, за тех, кто не посмотрит. А поскольку такие обязательно будут, хотя бы из-за небольшой вместимости нашего зала, то обидно всё равно будет.  Сделайте только так, чтобы обиды было меньше.

Всё! Ничего больше не будет, не стойте, расходитесь. До следующей недели ничего больше предложить не можем. Давайте лучше поговорим о вечном, о том, что

Б У Д Е Т   В С Е Г Д А

Глава называется «Ваигаш» (И подошёл). В ней:

Йеуда умоляет Иосифа,освободить Биньямина, и предлагает себя рабом вместо младшего брата. Убедившись в преданности братьев друг другу, Иосиф раскрывает себя. Братья охвачены стыдом и раскаянием, но Иосиф утешает их, говоря, что на самом деле не по их воле он оказался в Египте - Всевышний послал его туда для будущего спасения семьи от голода.

Братья возвращаются к отцу с радостной вестью. Яков прибывает в Египет вместе с сыновьями и их семьями - семьдесят душ в общей сложности - и наконец после 22 лет разлуки воссоединяется с любимым сыном.

В течение голодных лет Иосиф умножает богатство Египта, продавая хлеб, собранный в годы изобилия.

Вот о чём я подумал, когда представил себе сцену, в которой Иосиф раскрывает братьям своё лицо. Что он испытывал? Да, мы знаем, что он простил их предательство, их зависть к себе и их вражду. И то, что он был абсолютно незлобивым человеком, тоже мы знаем, иначе как бы простил? Но вот, жалел он, что  его жизнь так сложилась или был даже этому рад? Ведь он до того, как вознёсся на вершину власти был рабом, заключённым… Но он не мог не понимать, что не продай его тогда братья арабам, никогда бы не достиг он таких высот. И речь не только о его должности и о власти, которую он получил. Он набрался огромного жизненного и душевного опыта, а другого пути для собирания такого опыта просто не существует. Полагаю, что он даже радовался, что так сложилась жизнь. Такое чувство было у меня в отношении Льва Разгона, когда я читал его книгу о сталинских лагерях. Я думал: а прожил бы он 90 лет, если бы не было лагерной закалки? А стал бы он такой личностью, если бы не прошёл все круги ада (как я рад, как я рад, что попал я в этот ад!). Первый раз его посадили по доносу, интересно, что он всё-таки испытывал к доносчику? Благодарность? Презрение? Хотя чего я спрашиваю: мне рассказал один человек, получивший в сталинское время высшую меру, которую ему заменили на 25 лет, что после освобождения и реабилитации ему в КГБ (тогда МГБ) устроили встречу с человеком, который написал на него донос . Тот был заместителем у моего собеседника на пограничном пункте. Встреча была в кабинете следователя. Мой знакомый плюнул в лицо доносчику и вышел, заплакав, из кабинета. Спустя 20 лет он мог себе позволить грубить публично первому секретарю горкома партии, а когда его пугали, он говорил, что после камеры смертников его ничего не может испугать. Значит, и его приподняло страдание. Глухов, была его фамилия, светлая ему память!

Так что же делать нам в мире, наполненным страданием? Радоваться жизни при любых обстоятельствах, говорят евреи. Потому что жизнь – это бесценный дар, и радость должна быть её постоянным спутником. Насчёт «бесценного дара» вспомнил такую шутку, очевидно, тоже еврейскую: «Не родиться – это большое счастье, но оно выпадает одному на миллион».  А уж если родились, то воспринимайте жизнь прекрасной во всех её проявлениях. И в страдании тоже. Конечно, оно больно, оно, бывает, унизительно, но если его невозможно избежать, то надо радоваться тому, что выйдем из него более сильными и более мудрыми. Мы живём в лучшем из миров, - утверждают евреи, согласитесь, что это – не хорошая мина при плохой игре, это – огромная правда. Вот с этой правдой и открылся Иосиф братьям. Он простил их априори. Мудрецы говорят, что он убедился в том, что они стали другими и сожалеют о содеянном 22 года назад. Извините, но мне кажется, что Иосиф с его незлобивостью, оптимизмом и пониманием ценности страданий простил бы их при любых обстоятельствах. Может быть, он не стал бы сними близок, но не простить он не мог. Наоборот, он был им всё-таки благодарен. Потому что годы страданий стали годами его совершенствования. В отличие от него, его отец, Яков, на вопрос фараона о возрасте, ответил, что он прожил жизнь полную страданий. За эту жалобу на свою жизнь Бог лишил его нескольких десятков лет жизни. Отсюда наши мудрецы делали всё тот же вывод: жизни надо радоваться, а не сетовать на выпавшие испытания. Они – наши невидимые ордена! А видимые следы испытаний и длинной жизни – морщины, потухший взгляд некрасивы, вообще, вид явной старости недостоин человека. Человек, у которого даже в глубоком возрасте жизнь играет в глазах и мыслях, более свойственен еврейскому взгляду на мир. А уж этот  взгляд никогда не бывает потухшим!

На этом настроении переходим к тому, что

Е С Т Ь

Полина  Крейндис (Дюйсбург) прислала материал об участии евреев Палестины в войне с нацизмом.
http://rusplt.ru/world/evreyskie-chasti-kto-stal-prototipom-besslavnyih-ublyudkov.html

Она же делится своей другой находкой в сети. Это фашистско-сталинский сайт возмущается жидовским влиянием  в России.

http://forum.17marta.ru/index.php/topic,6056.0.html

Нахман Левит (Торонто) поделился с нами стихами Наума Сагаловского

 http://www.stihi.ru/diary/hodorkovskij/2012-07-05\

И наконец, Мария Хейфец из Билефельда прислала фильм «Жизнь других». В своё время он нашумел в Германии, и поскольку нам интересно прошлое этой страны, давайте посмотрим его.

Про фильм Жизнь других :

Драматические события, сопутствовавшие периоду распада социалистической системы, в кино отображены достаточно широко. О последних годах существования ГДР повествует драматический триллер «Жизнь других». Руководство Восточной Германии в стремлении сохранить власть ужесточает контроль за гражданами. Система сыска получает огромные полномочия и возможности… Но она не всемогуща.

Фильм «Жизнь других» в хорошем качестве достаточно широко представлен сегодня онлайн. Это позволяет без ограничений смотреть его практически всем желающим в хорошем качестве. Реализован фильм «Жизнь других» и на видео. Приобретя диск с фильмом в домашнюю коллекцию, Вы получаете возможность возвращаться к «Жизни других» неоднократно. Этот фильм относится к категории кино, которое смотреть ради праздного времяпровождения не получится, но которое, тем не менее, влечет к себе. Поэтому смотреть фильм Вы будете не раз. Согласно рейтингам МРАА, смотреть этот фильм лицам до семнадцати лет необходимо строго в присутствии взрослых. Некоторые события фильма, безусловно, оправдывают эту рекомендацию. В целом же фильм, несомненно, заслуживает зрительского внимания

 http://salut-kino.ru/zhizn-drugix/

А это ссылка на Приложение. В нём, как всегда, есть интересные материалы.

http://www.brfanl.ruhr-ju.de/06_12_13.doc

Всё. Прощаюсь. Шаббат шалом!

Ваш Лев Шварцман

Keine Kommentare: