Donnerstag, 6. Februar 2014

Тецавэ 5774

Шалом, друзья! Сразу к делу: Нахман Левит создаёт нам настроение посредством этой ссылки:

http://www.youtube.com/watch?v=XcMv_jF-iaw

Б Ы Л О

Начну с Шаббата. Мы встретили Субботу, как обычно, в пятницу, в 18 часов.

В воскресенье были преображающие женщин танцы с Леей Миневич. Напоминаю, что они проходят по воскресеньям с 11.00. Места пока  хватает – зал-то у нас небольшой. Так что, спешите!

Школы «Ами» в это воскресенье не было – болезни помешали проведению. Зато школа получила собственный стенд – теперь надо заполнять его поделками, фотографиями.

«Ликбез» проводил Валентин Соколовский. Краем уха слышал, что всё прошло прекрасно. Я же был в этот день в Ханновере – там проходило собрание общин – членов Союза прогрессивных евреев. Затем была встреча председателей этих же общин. Ничего особенно важного там не произошло – внесли изменение в Устав, определяющее, как будут проходить выборы председателя правления. Ну и информация всякая полезная была получена.

А в общине в это время проходила игра «Что? Где? Когда?». То есть мы предоставили командам помещение. Надеюсь, им было уютно.

А наш хор в этот же вечер выступал в одном из центров русской культуры в Эссене. Спел, кажется, три песни, оставив тем самым у публики очень хорошее впечатление. Я там не был, но, во-первых, мне рассказали, а, во-вторых, по-другому с нашим хором не бывает. Молодцы!

К А Л Е Н Д А Р Ь
08.02

1967 — Решением властей СССР квота на выезд в Израиль советских евреев увеличена до 5 тыс. человек в год (до тех пор была 1500 человек)

 

09.02

1953 — Взрыв бомбы на территории советского посольства в Тель-Авиве в знак протеста против волны антисемитизма в СССР. Три человека с ранениями госпитализированы.

 

10.02

1890 — Родилась Фейга Ройдман, более известная под именем Фанни Каплан, революционерка, которой приписывается неудачное покушение на Ленина 30 августа 1918 года. Расстреляна большевиками через 4 дня.  

 

11.02

1909 — В немецкой еврейской семье родился Макс Бэр (настоящее имя Максимиллиан Адальберт Бэр ) - чемпион мира по боксу в тяжёлом весе. 

*Информацию о Максе Бэре читайте в Приложении

 

12.02

-1272 (до н. э.) /7 Адара 2488/ Умер Моисей.

 

13.02

1195 — Кровавый навет в Шпaйере (Германия). За городом был найден труп христианина, в убийстве обвинили евреев. Убили дочь раввина Исаака бар Ашер ха-Леви, труп повесили на площади и не давали похоронить. За большие деньги раввин добился выдачи тела дочери. На следующий день он тоже был убит, погибли многие евреи, их дома сожжены.

Метки:

14.02

1918 — На этот день была запланирована атака англичан на турецкую деревню Михмас. В ночь перед атакой майор Вивиан Джильберт читал Библию. Прочитав 14-ю главу Первой Книги Царств, майор бросился к командиру полка, тот созвал экстренное совещание и план атаки был полностью изменен. О чем же говорится в 14-й главе? Там идет речь об отважном Ионафане, который во главе небольшого отряда евреев сражался против филистимлян. И однажды Ионафан хитростью захватил деревню филистимлян. А называлась деревня… Михмас. И сказал Ионафан: вот, мы перейдем к этим людям и станем на виду у них... Когда... они стали на виду у отряда Филистимского, то Филистимляне сказали: вот, Евреи выходят из ущелий, в которых попрятались они..." Англичане с успехом повторили хитрость Ионафана: небольшой отряд пехоты прошёл по ущелью между скалами Боцец и Сене, а турки, как когда-то филистимляне, решили, что они окружены и поспешили сдаться в плен. "В ту ночь в Михмасе мы убили или взяли в плен всех турок и таким образом, спустя тысячи лет, британские войска успешно применили военные хитрости Саула и Ионафана..." – так спустя 5 лет написал в своей книге майор Вивиан Джильберт.

 

                                                                              События взяты из еврейского календаря Luahshana
Б У Д Е Т

Теперь о нашем совсем недалёком будущем.

В пятницу большой, я бы даже сказал, очень немаленький Шаббат. Я делаю этот вывод по тому интересу, который вызывает личность нашей раввинесы. Да, в пятницу проводит Каббалат Шаббат Наталья Вержбовская, приезжающая к нам из Берлина. Она будет в нашей общине во второй раз, но все, кто видел и слышал её в первый раз, тогда же говорили, что обязательно придут в следующий раз. Вот он пришёл. Я не стану говорить о её достоинствах, пусть каждый сам убедится. Упомяну только, что самые лучшие отзывы о ней звучат также из Унны и Кёльна, чьи либеральные общины тоже опекает Наталья. Я очень рад тому, что у нас именно она, что у нас есть предварительная договорённость о том, что после завершения учёбы она будет в наших общинах работать. А пока мы можем видеться примерно раз в месяц. Что ж, пока так. Значит надо дорожить каждой встречей с ней. Не пропустите эту. Шаббат начнётся в 17 часов. Напоминаю, что тот, кому не хватит закуски, которую приготовит община,  пусть захватит из дому какие-нибудь салатики или другие вкусные вещи. И ещё одно, хотя это напоминание излишне. Просто, полагаю, что на раввинесу придёт немало гостей, возможно, даже не говорящих по-русски. Поэтому, во-первых, будем, как всегда, терпеливы к необходимости переводов, а во-вторых, часть гостей не знает, что мы-то приходим со своими закусками, и не хочется, чтобы они себя из-за этого неуютно чувствовали.  Поэтому проявим наше гостеприимство и в очередной раз покажем, какая вкусная наша кухня. Повторяю, именно так у нас и бывает, поэтому и написал выше, что мой призыв излишен – мы с вами щедры и гостеприимны. Не могу не воспользоваться случаем и не подчеркнуть, что гостеприимство – это еврейское изобретение, которое сделало более приятным пребывание на земле. И началось гостеприимство с Авраама, а на нас оно будет только продолжаться.

Переходим к воскресенью. В 11 часов – танцы с Леей Миневич и школа «Ами».

А вот в 14 часов начнётся отчётно-выборное собрание нашей общины. Да, друзья, те, кто в органах управления, два срока уже отмотали. А вот что будет с третьим, узнаем в воскресенье. Конечно, я призываю всех членов общины прийти на собрание. …Хотел начать приводить доводы для вашего более активного участия в жизни общины, но вспомнил, что я сам состою в организации, на собрания которой не хожу. Это общество диабетиков. Конечно, я плачу членские взносы, конечно, я знаю, что там происходит, поскольку получаю журнал всегерманского общества и рассылку местного. Но на собрания не хожу. Поскольку быть избранным не желаю, а избирать не знаю кого. У нас в общине, мне кажется, положение несколько другое – здесь все всех знают и знают, кто чего стоит. Поэтому лучше, мне кажется, прийти на собрание и сказать своё слово. И выслушать чужое. Возможно, они совпадут. В общем, милости просим! В любых выборах, даже предсказуемых, есть интрига. Чтобы её увеличить, призываю вас, друзья, быть активней и предлагать себя для работы в органах общины. Я бы на вашем месте сделал бы это. А на своём… посмотрим. Итак, в 14 часов.

Б У Д Е Т   В С Е Г Д А

«Тецавэ» называется очередная глава Торы. «Вели,   прикажи» - так переводится этот глагол. В  ней повествуется:

Б-г говорит Моше повелеть сынам Израиля принести чистейшего оливкового масла для зажигания светильника "постоянного горения", который Аарон будет зажигать в Святилище, чтобы тот горел "от вечера до утра".                                                                                                                                     Описываются одеяния священников (коэнов), в которые те должны быть одеты во время храмовых служений: 1)  длинная льняная рубаха; 2)  льняные штаны; 3)  льняной тюрбан; 4)  длинный пояс.                                                                                              Коэн-hадол (первосвященник) вдобавок надевал: 5) нечто наподобие фартука, сделанное из синей, пурпурной и красной шерсти, льна и золотых нитей; 6) нагрудник с двенадцатью драгоценными камнями, на которых были выгравированы имена двенадцати колен Израиля; 7) плащ из синей шерсти с декоративными гранатами и золотыми колокольчиками вдоль нижней кромки; 8) золотая пластина, надеваемая на лоб, с выгравированными словами: "Святыня Б-гу".                                                         Всевышний также дает подробные предписания о семидневной церемонии посвящения в коэны Аарона и его четырех сыновей и об изготовлении Золотого Жертвенника для воскурения благовоний .

Как известно, в этой главе ни разу не упоминается имя Моисея. Наши мудрецы связывают это с тем, что он сам попросил Бога, чтобы тот, если не простит народу греха золотого тельца, вычеркнул его из Книги. Ну, вот, в наказание за шантаж, за то, что к своим словам надо относиться взвешенно, и нет имени величайшего из наших соплеменников в одной из глав Книги.

А вообще глава начинается, как мы уже наем, с указания зажигать светильник, то есть Менору. И использовать для этого только оливковое масло. Еврейские мыслители задавались вопросом, а почему именно этому маслу отдано предпочтение. И пришли к выводу, что оливковое дерево символизирует наш народ. Так не единожды у пророков оливковое масло – самое чистое из всех масел: еврейский народ должен стремиться к полюсу нравственной и духовной чистоты. Чтобы получить масло из оливы, её плоды надо выжимать, сдавливать и выбивать. Это тоже сродни еврейскому народу, который давили, избивали, выжимали из него все соки, что делало его в конечном итоге только чище.

Далее, все жидкости между собой смешиваются. И только масло не смешивается ни с чем. Опять ассоциация с нашим народом, который никогда до конца не поглощался другими народами, хотя многим из них ой как этого хотелось. Не смешивался с ними, оставаясь самим собой на протяжении тысячелетий. А что касается попыток этого смешивания, то, когда масло смешивают с другими жидкостями, оно всплывает на поверхность. Еврейский народ в бесчисленных смешениях всегда играл первостепенную роль: он дал миру монотеизм, мораль и цель. Он в смешении с другими народами играет непропорционально большую роль в их судьбе. Примеров этому великое множество. И в конечном итоге судьба народа иудейского, как и менора, освещала путь человечества.

Е С Т Ь

Леонид Айзенберг (Бохум) прислал материал о Канаде и Израиле.

http://kstati.net/vizit-v-izrail-sdelal-kanadu-mirovym-liderom/

От того же адресанта пришла ссылка о католическом еврее. Обязательно прочитайте.

http://club.berkovich-zametki.com/?p=7487

Поскольку нельзя обнять необнимаемое, то мы ограничиваемся еврейскими темами, такими же авторами, проблемами. Но исключения бывали. Вот ещё одно – уж очень интересный ход нашли авторы. Прислала Улла Стальски (Мюльхайм).

http://marcbrecy.perso.neuf.fr/history.html 

Включая, предыдущую ссылку, я не предполагал, что сегодня будет немного материалов. Вернее, их не мало, но многие пришли не ссылками, а текстами, поэтому вошли в Приложение. Что ж, иногда материалов у нас действительно много, поэтому не грех от них когда-нибудь и отдохнуть. Поэтому перехожу к последней ссылке.

Завершим весёлым номером. Его прислал Анатолий Франко (Эссен)

 http://www.youtube.com/watch?v=LBBQyI5EyGE&feature=player_embedded

А теперь ссылка на Приложение – там, как всегда, есть что почитать. Размещает Приложение в нужном месте и в нужное время, а это, как правило, рано утром, Владимир Лившиц. А письмо рассылает, напоминаю, Инна Белиловская. Им спасибо!

http://www.brfanl.ruhr-ju.de/07_02_14.doc

Шаббат Шалом, надеюсь, многим смогу сказать в общине лично. Всем остальным мирной субботы из Оберхаузена!

Ваш Лев Шварцман

Keine Kommentare: