Donnerstag, 20. Februar 2014

Ваякель 5774

Шалом, друзья! Давайте начнём с визита в амстердамскую синагогу, куда нас приглашает Григорий Бейдер (Лос Анжелес). Это сефардская синагога. Построена в 17-м веке. Она всегда освещалась только свечами. Всё, что в ней есть – это ручная работа.

http://www.youtube.com/watch_popup?v=H4IF8OmLOMw

А сейчас вспомним, что

Б Ы Л О

Неделя была обыкновененькой. В пятницу встречали Субботу. Свечи, вино, песни, разговоры… Говорили обо всём понемногу. Но главной темой был приход к власти в Дюйсбурге нового правления. Мнения высказывались разные: от восторженных до очень скептических. Всех примирило выражение: «Поживём – увидим». Я рассказал, что наше правление поздравило с результатами выборов новое руководство дюйсбургской общины. Мы пожелали им успехов и выразили надежду, что прошедшая там мирная «революция» послужит на благо евреев нашего региона.

Ещё обсуждали личность российского телеведущего Малахова. Понятно, что есть люди, считающие его эталоном журналисткого профессионализма и нравственности. Оказались они и за нашим столом. Понятно, что спорить здесь бесполезно. Надо просто помнить, что в моральные авторитеты он не годится, хотя бы потому, что в суждениях недалеко ушёл от своих героев. Но как водится, все остались при своих мнениях и взглядах. Я об этом упоминаю, чтобы показать, что у нас бывают самые обычные разговоры самых обычных людей. Хотя мы пытаемся подняться над обыденностью и обывательщиной. Но не слишком отрываясь от земли. Это значит, что духовные разговоры, как и полагается, нам тоже не чужды.

В воскресенье занятие проводила Лея Миневич. Вы помните, что там женщины становятся стройней и милей? Дети занимались в еврейской школе. Ликбез проводил Валентин Соколовский. Конечно же, на нём возникали дискуссионные моменты – а как без них у евреев, да ещё при обсуждении вечных тем? В общем, всё, как всегда, то есть, как должно быть.

Единственное, что было новым – это новая женщина на нашей кухне. Она готовила пятничный ужин и обед для детей и их родителей. Всё было вкусно. Так будет и впредь.

А теперь к рубрике

К А Л Е Н Д А Р Ь

22.02

1942 — Рядовой Абрам Левин лег грудью на амбразуру пулемёта за год до Матросова. Произошло это при освобождении Калининской области. Награждён он был орденом Отечественной войны I степени (?) посмертно… через 25 лет.

 Метки:

23.02

2003 - В больнице в Иерусалиме умер бывший посол Израиля в Великобритании Ш. Аргов. Он был тяжело ранен арабским террористом и два десятка лет лежал полностью парализованным. Нападение на посла стало одним из поводов для начала Израилем антитеррористической компании в Ливане.

 

Метки:

24.02

1941 — Всеобщая забастовка голландцев, выступающих против преследований нацистами евреев. К ней призвали профсоюзы Голландии. Появились листовки "Забастовка! Требуйте освобождения евреев! Проявите солидарность! Cпасите еврейских детей и возьмите их в свои дома!" Стачка была подавлена в 3 дня. Сотни арестованы, четверых активистов приговорили к казни.

 

Метки:

25.02

1799 — Наполеон захватил Газу и впервые встретился с палестинскими евреями. Есть сведения, что он говорил им о необходимости восстановить древний Иерусалим, который вновь стал бы родиной для всех евреев – в обмен он просил верности Императору.

 

26.02

1989 —курорт Таба возле Эйлата, любимое место отдыха израильтян, возвращён Египту.

 Метки:

27.02

1958 — В Иерусалиме вспыхнули беспорядки, связанные с открытием плавательного бассейна для мужчин и женщин. Произошли серьезные столкновения между ультраортодоксами и полицией. Демонстрации протеста продолжались несколько месяцев. Десятки автобусов, наполненных харедим со всех концов страны, приезжали в Иерусалим с самого утра. Известные раввины тоже высказались против такой совместной купальни.

 

Метки:

28.02

2007 — Началась весенняя миграция пернатых. В долине Хула была замечена внушительная стая аистов - несколько тысяч птиц. Они сделали в Стране остановку по дороге в Европу. Израиль лежит на центральной оси миграции пернатых из Европы и Азии в Африку. Ежегодно небо над Израилем во время сезонных перелётов пересекают до полумиллиарда птиц сотен видов. Первыми в путь пускаются аисты, затем пернатые хищники, журавли, пеликаны, певчие птицы. Весенняя миграция продолжается с начала марта до мая.

 Метки:

 

                                                                                  Сведения взяты из еврейского календаря Luahshana

Б У Д Е Т

Пятница: встреча Субботы. 18.00

Суббота: концерт Ефима Чёрного в клубе «К 14» (Lothrimger Str. 64, 46045 Oberhausen). 20.00. Входной билет – 6 евро. Певец и композитор дважды выступал в нашей общине. Его концерты пользовались большим успехом. Советую прийти и получить удовольствие от его выступления и заодно посмотреть, как его будут принимать местные немцы.

Воскресенье: становимся стройными и красивыми с Леей Миневич. 11.00

Школа для детей «Ами». 11.15

«Еврейский Ликбез». 15.00

Внимание! До 1-го марта можно подать заявление на получение стипендии. Это касается школьников 8 – 9-х классов (при 12-классном обучении) и 9 – 10-х (при 13). Конечно, надо хорошо успевать в школе – средняя оценка не должна быть ниже 2,5. И само собой, это не касается детей миллионеров. А вот те, кого это касается, могут до конца школы получать стипендию в 100 евро в месяц. А также стать обладателем переносного компьютера, принтера, копировального аппарата и сканера. Всю информацию можно найти на сайте http://www.start-stiftung.de/.

Игра стоит свечного заводика! Заявки следует подавать до 1-го марта. И последнее: на получение всего этого счастья могут претендовать дети только из семей мигрантов.

Ещё один анонс: 27 февраля в Оберхаузене будет проходить закладка «камней – спотыкачей». То есть плиток с именами жертв нацизма. Напомню, что это проект Гунтера Демнига – он заложил тысячи пластинок с именами евреев, пострадавших от нацистов, а также других жертв кровавого режима. Начнётся процедура в 10.00 на Bottroperstr. 159. Далее такой график: 10.30 – Katharinenstr.  61,  11.00 –  Flugelstr. 35,  11.30 -  Nohlstr. 230,   12.00 – Alsenstr. 11,  12.30 – Inselstr. 27. Конечно, еврейская общественность не должна не замечать такое проявление памяти о наших предшественниках немецким обществом.

Б У Д Е Т    В С Е Г Д А

Глава называется «Ваякель» (И собрал). В ней рассказывается об очередном призыве Моше к соблюдении Шаббата. Затем он просит собрать пожертвования для строительства передвижного Храма, для его атрибутов, для одежд священников. Главными специалистами по возведению Мишкана назначаются Бецалель и Оолиав. Евреи жертвуют много золота, серебра, драгоценных камней, шкур животных, оливкого масла для меноры и т. д.

В прошлые годы мы говорили о еврейской взаимопомощи, затрагивали другие темы. Сегодня я хочу обратить ваше внимание, друзья, на то, что среди различных даров были и зеркала. Их приносили женщины. Возникает первый вопрос: откуда взялись зеркала в то время, когда хорошо известно, что они появились только в 13 веке? События, о которых идёт речь, происходили 3500 лет назад, на рубеже медного и бронзового веков. Но зеркала были известны уже в каменном веке. Во времена Моше их делали из меди, а чуть позже из олова, золота… Стоили они неимоверно дорого, тем не менее, женщины отдавали их на строительство переносного Храма. Цену их сегодня определить невозможно, но для сравнения упомяну, что в Средние века зеркало стоило в два-три раза дороже, чем полотно Рафаэля такого же размера. Это была стоимость, примерно, имения или морсокго судна.

Второй вопрос, который возникает такой: зачем нужны были зеркала при строительстве Храма? Оказывается, из них изготовили умывальники.

Ещё интересно знать: как в то время относились к зеркалам? Ведь и  в более поздние времена с зеркалами были связаны мистические поверья. Например, что в них не отражаются вампиры и прочая нечистая сила. Что в них видна душа человека, что они обладают чудодейственной силой: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду расскажи…» Во времена Моисея верования о зеркалах только начинали зарождаться, и отношение к ним было непочтительное. Моше тоже видел в них зачатки дурного и даже подумывал о том, чтобы отказаться от них. Но мидраш говорит, что Бог пояснил ему следующее: благодаря именно зеркалам евреи, придя в Египет в количестве 70 человек, смогли стать большим по численности народом. Логическая цепочка здесь такая: благодаря зеркалам еврейские женщины смогли выглядеть красиво. Красивые женщины нравились мужьям. А отсюда уже недалеко до наблюдения, что от любви рождаются дети. Получается, что зеркала делали полезное дело. Так оно и есть. Поэтому у евреев не развилось к зеркалам отрицательного или мистического отношения. А то, что их завешивают, если в доме покойник, то это для того, чтобы даже случайный взгляд в зеркало не вызывал мысли о внешности – не до красоты, когда в доме горе. А вообще женской красоте еврейский народ уделял достойное внимание. Мудрецы понимали, что для женщины главное –  красота. Она является той одёжкой, по которой, согласно русской поговорке, встречают. Ум, доброта, прочие добродетели проявляются следующими, но сначала мужчина судит о женщине по её внешности.

Я понимаю, что суждение, будто красота является важнейшим атрибутом женщины, для  некоторых послужит красной тряпкой. «А где духовная красота? – закричат они. - И потом, разве все могут быть красивыми?» На первый вопрос я скажу, что физическая красота и обаяние не отменяют духовных и прочих положительных качеств женщины. Наоборот, красота без, скажем, ума, является пустышкой. А настоящей красотой является симбиоз души и внешности. Но всё это не отменяет женской красоты как самоценности.

А на второе возражение я скажу, что да, к сожалению, не все женщины одинаковы красивы, хотя красивы все. (Нет некрасивых женщин – есть только женщины, не знающие, что они красивы» Вивьен Ли). Исключения из этого постулата бывают, но они бывают во всём. Именно поэтому существует целая серия анекдотов о некрасивых женщинах. Потому что это не нормально, парадоксально, а только такие явления и становятся темами анекдотов. Поговорим лучше о красоте.

Разве случайно в Торе говорится про Сарру, что она «прекрасная видом». Что рядом с ней все женщины казались некрасивыми. Очень красивыми были и другие наши праматери Ривка, Рахель… Оставим евреев, женскую красоту воспевали лучшие поэты человечества, изображали лучшие живописцы. Потому что поклонение красоте, в первую очередь, женской, в природе мужчины. Помните у Жан-Жака Руссо (цитирую по памяти): «Без мужского общества женщина дурнеет, а мужчина без женского - глупеет».

Всё-таки вернёмся к евреям. В Торе есть такой отрывок: «Когда пойдёшь на войну….и увидишь между пленными женщину, красивую видом, и возжелаешь её, и захочешь взять её себе в жену». Дальше просто перескажу: её надо было взять в дом, обрить ей голову, одеть её в простую одежду и месяц она должна была оплакивать уже вечную разлуку с родителями. Что за странные приказания? Всё просто: женщина без волос, без нарядов, без косметики – мы представляем себе, как выглядит. Да ещё в трауре. А всё для того, чтобы изголодавшийся без женского общества мужчина (по Руссо – глупый) смог за месяц определить, действительно ли взятая им женщина красивая? Не ошибся ли он? Вы понимаете, что эта женщина не могла быть еврейкой. Значит, Тора  не препятствовала смешанным бракам? Это так, но это уже другая тема – о ней как-нибудь в другой раз. А сегодня – о красоте.  Очень точно заметил отношение к красоте Жюль Ренар. Он сказал: «Глядя на красивую женщину, я не могу не влюбиться в неё, я от неё без ума. Это как удар молнии и длится столько же: мгновение». Наверное, Ренар был женат.

А закончу я высказыванием немецкого юмориста и поэта, еврея (Моисея) Моритца-Готлиба Сафира, жившего в 19-м веке: «Зеркало – совесть женщины; она ничего не делает, не посоветовавшись с ним». Так что, отдавая зеркала, еврейские женщины лишали себя многого. Хотя, может быть, были уверены в своей красоте. Чего желаю всем читательницам этого письма. 

Постскриптум: спектакль театра «Рэй», премьера которого состоится 9 марта, называется «Три красавицы».

Е С Т Ь

Леонид Айзенберг из Бохума прислал стих Городницкого. Читаем:

http://www.liveinternet.ru/users/3244445/post220350815/

Сегодня Юлия Липницкая у всех на устах. Воспользуемся присылкой того же Леонида Айзенберга и посмотрим на её первое выступление ещё раз. А заодно познакомимся с ней поближе.

http://evreiskiy.kiev.ua/zvezda-the-girl-in-red-coat-zazhglas-na-12819.html

И опять Майдан. Леонид Айзенберг прислал материал об этой горячей теме.

http://censor.net.ua/resonance/270358/evreyikomandir_na_mayidane_antisemitizma_net_so_mnoyi_slujat_4_izrailtyanina_s_boevym_opytom

Нахман Левит (Торонто) порадовал нас блестящим рассказом Геннадия Трифонова.

http://magazines.russ.ru/continent/2002/111/trif.html

 

Мирра Чернявская из Кирьят-Аты прислала заметку – реакцию на выступление Шульца в кнесете. Вернее, - на протест части депутатов, чья твёрдолобость чести нам всем не делает. Когда я услышал об их выступлении, первой появилась мысль: да, Шульц – антисемит, да, он - неумный человек, но при чём здесь немецкий язык? Что ж, среди нас тоже есть балбесы. Нередко злобные и тупые.

 

http://mnenia.zahav.ru/Articles/3986/zapretim_antisemitskie_yaziki

 

Инна Белиловская (Оберхаузен) поделилась материалом о положении в Германии с мусульманскими мигрантами. Он не совсем свежий, но зато можно определить, что несмотря на оптимизм российских журналистов, здесь мало, что меняется.

  http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=QD-TlgZLsGg

А закончим ссылкой на церемонию вручения премий «Скрипач на крыше». Она лежит у нас в запасниках уже давно. Прислал её Нахман Левит из Торонто.

http://www.youtube.com/watch?v=3SCz0LilobQ

Маленький «нееврейский» материал. Его прислала Улла Стальски (Мюльхайм). На это чудо стоит посмотреть.

https://www.youtube.com/watch_popup?v=HhabgvIIXik&hd=1

Самое последнее: ссылка на Приложение к этому письму.

http://www.brfanl.ruhr-ju.de/21_02_14.doc

 

Прощаемся на неделю. Будьте здоровы!
Ваш

Лев Шварман

Keine Kommentare: