Donnerstag, 28. August 2014

Шалом, друзья! Вот и лето пришло, то есть прошло. Обойдёмся без слова «словно», его действительно в этом году не было. Это письмо будет читаться в разных странах и даже континентах, поэтому читайте и не завидуйте – в западной Германии пока лета не было.
Заговорил о погоде не потому, что нечего сказать, наоборот, после такого длительного перерыва болтать можно без умолку. Но буду стоять на горлышке собственной песенки, которая ещё не спета, чтобы не превратить ваше чтение из удовольствия в каторгу. Впрочем, какая каторга? – вы в любой момент можете произвести лёгкий нажим средним пальцем правой руки – и будете абсолютно от этого письма свободны. В общем, мне есть что рассказать, но я ограничусь одной одним предложением: никуда не уезжал, личные, служебные и общественные дела не позволили. Тем не менее,  я полон сил для нового сезона в жизни нашей общины. Общины, которая 28 августа могла бы отметить 9-летие существования. Дата некруглая, и надо быть круглым балбесом, чтобы широко  праздновать некруглую дату, когда кругом столько проблем, что голова идёт кругом. Просто поднимем тост за нашу общину на ближайшем Шаббате (как видите, я уже вас соблазняю). Но перейдём к главному, что составит суть этого письма. В нём будет кое-что новое, но много и традиционного. Например, начало, создающее хорошее настроение.  В виде исключения это будет номер не еврейской тематики. Но вам он понравится. Прислал эту ссылку Борис Дубирный из Кишинёва. Спасибо ему!
Друзья! Я немного меняю структуру писем. Если раньше заглавиями разделов письма были глаголы (Было. Есть. Будет. Будет всегда.), то теперь ими станут песенные строки, которые ту же самую задумку передают чуть по-другому. Начнём с прошлого.
Это было недавно…
Здесь, как и прежде, будут (кратко) упомянуты важные события в жизни нашей общины, и не только.
Так как мы с вами почти четыре месяца не общались, сегодня воспоминаний о  мероприятях будет больше, чем в будущем. Был праздничный вечер, посвящённый разгрому нацизма. Он проходит по стандартной схеме: театр подготовил фрагмент пьесы об евреях фронта и тыла, я рассказал о вкладе евреев – учёных в победу, хор спел большую программу песен войны и о войне, было из года в год повторяющееся угощение.
Наши танцевальные коллективы (руководитель взрослых Светлана Нейман, детей – Елена Осман) провели семинар танца в либеральной общине Унны.  Заодно выступили и сами коллективы. Получилось!
Мы провели Встречу Субботы с Натальей Вержбовской. «Получилось» - не то слово! Наталья смогла сделать вечер очень интересным. Два человека, вне зависимости друг от друга,  сказали мне, что впервые в жизни на религиозной службе им было не скучно, а, наоборот, - интересно. Напомню, что в нашей общине всегда есть тематический разговор и такая же программа, которой посвящён очередной Шаббат. Это тоже делает наши Шаббаты привлекательными.
Около 40 человек из нашей общины посетили билефельдскую в Лаг ба-Омер. Там выступил также наш хор. День оказался приятным. И для детей школы «Ами» и для взрослых.
Хор «Рина» показал в общине баптистов программу, подготовленную к зимнему концерту этого года. Прошла она с огромным успехом. Её дополнили выступления детского балета, а также Михаила Шилина и Хартмута Кера.
В третий раз был показан спектакль, который поставила Татьяна Сторожева «Три красавицы». Успех был огромным. Актрисы превзошли сами себя. Напоминаю их имена: Марина Бетцофен, Лариса Волова и Наталья Лукашова.
Дважды прошли встречи в клубе «Spiegel». Сожалею, что посетило их немного людей. Сожалею и не понимаю тех, кто не использует возможность подтянуть язык и, главное, получше узнать Германию.
Было ещё одно выступление хора. В одном из Домов престарелых. В том, в котором находится бывшая участница хора. Собственно, это и спровоцировало концерт. Он прошёл с большущим успехом. Хору к этому не привыкать, а вот судя по высказыванию одного из социальных работников этого заведения, такой интересный концерт обитатели Дома увидели впервые. Приятно!
Очень удачно выступил хор и в гостях у одного из певческих коллективов Оберхаузена. Заодно отдохнули там на свежем воздухе.
 Ещё одно выступление хора состоялось на городском мероприятии, посвящённом 100-летию начала Первой мировой войны. Наше выступление тоже получилось мировым! Я рассказал об участии евреев в той войне, а хор спел «Прощание славянки» и «Эвейну шалом алейхем». Хорошая комбинация!
Мы побывали с Леонидом Раевским в Ханновере. Всем понравилось! Кажется, Раевскому тоже.
Группа членов нашей общины побывала на ежегодном слёте прогрессивного еврейства Германии в Берлине. Польза, полагаю, была. Я-то там присутствовал в 9-й раз. Поэтому мои впечатления не так остры, как у новичков.
Вот и всё. Я просто перечислил мероприятия. Более подробный отчёт о них будет в нашей газете, которая вот-вот должны выйти. Ещё более подробно знают о мероприятиях те, кто их посетил.  Отнеситесь серьёзно к разделу, в котором будут упоминаться будущие мероприятия – тогда ваши впечатления будут насыщенными.
Переходим к разделу
… Это было давно.
Здесь публиковались фрагменты (по одному событию на день) из еврейского календаря Luahshana. Продолжим, поскольку возможности переходить к большему количеству памятных дат нет.
29 августа
1897 — Открытие в Базеле первого сионистского конгресса. На нём присутствовало около 200 человек, половинe из которых составили студенты. Их никто не приглашал и не избирал, т. к. сионистских организаций ещё не существовало. Но они и основали её. Главными на конгрессе были речи Герцля и Нордау. Герцль: "Где бы мы ни находились, мы живём в окружении той извечной ненависти, имя которой антисемитизм","Спасение нации - только в её собственных руках, и если она не способна на это, ей невозможно помочь", "Сионизм - это возврат к еврейству ещё до возвращения в Страну евреев". Нордау: "Вот положение эмансипированного еврея: от своей еврейской сущности он отказался, а другой не приобрёл, его попытки приобщиться к согражданам-неевреям отвергнуты ими. Он живёт в ощущении отверженности мира и нет места, которое одарило бы его душевным теплом"
 
30 августа
1982 — Операция "Мир Галилее". Силы ООП покинули Бейрут. Израильские снайперы держали на прицеле Арафата, но не убили его, т. к. была договорённость об этом с правительством Ливана.
 
31 августа
1955 — Акция возмездия за нападения египтян на гражданские объекты Израиля . 72 погибших египетских полицейских.
1 сентября
2006 — Принято решение о переводе из Иерусалима в Тель-Авив посольства Сальвадора – последнего из иностранных посольств, остававшихся в столице Израиля.
2 сентября
1993 — Ш. Левинсон, отставной поковник ЦАХАЛа, осуждён за шпионаж в пользу России.
 
3 сентября
2002 — А. Авербух, репатриант из СССР, стал чемпионом Европы в прыжках с шестом.
 
4 сентября
1945 — В Киеве лейтенант НКВД И. Розенштейн подвергся нападению двух военнослужащих-антисемитов. Ими оказались   молодых офицеры, которые, находясь в краткосрочных отпусках, прибыли в украинскую столицу для того, чтобы помочь родным одного из них не допустить возврата занимаемой ими жилплощади старым хозяевам — реэвакуированной с востока еврейской семье. Однако сделать этого не удалось. И обозленные на всех евреев молодые люди решили залить горе вином в одной из киевских закусочных, где они, разгоряченные спиртным, выместили гнев на некоем посетителе еврейской наружности, которого сначала принялись оскорблять, а потом жестоко избили. Однако, на горе дебоширов, жертвой их издевательств оказался одетый в гражданское платье лейтенант НКВД Розенштейн. На следующий день тот, установив место пребывания своих обидчиков, уже в служебной форме явился к ним домой и потребовал следовать вместе с ним в милицию. Те оказали сопротивление, и в возникшей потасовке Розенштейн пустил в ход табельное оружие. Трибунал войск НКВД Украинского округа приговорил Розенштейна к расстрелу
Между прошлым и будущим
В этом разделе мы будем время от времени более подробно рассматривать одно памятное событие наступающей недели. Сегодня им станет изданный в Третьем Рейхе 1 сентября 1941 года указ об обязательном ношении евреями отличительного знака. Им стала жёлтая шестиконечная звезда с буквой „J" или со словом „Jude". За два года до этого жёлтый треугольник на спине был ведён в Польше. А теперь его должны были носить все евреи. Вы представляете, друзья, что должен чувствовать человек, которого по виду можно сходу определить как, в лучшем случае, второсортного? Знаки парии преследовали евреев давно. Один пример: в некоторых мусульманских странах еврей, передвигающийся верхом на осле, должен был обе ноги держать по одну сторону животного.  Западное право практикует такую предохранительную меру: потенциальному преступнику или нарушителю спокойствия не разрешается приближаться к определённому человеку или зданию ближе, чем на, скажем, 200 метров. А теперь представьте себе, что у этого человека есть на одежде соответствующий знак оповещающий всех об этом. Как себя будет чувствовать этот человек? Трудно себе представить большее унижение, чем жёлтая звезда для человека, который считал себя равным другим гражданам.  Надо сказать, что большая часть местного населения  во многих регионах одобряла введение такой меры для евреев. Иногда помимо звезды спереди и сзади предписывалось носить ещё белую нарукавную повязку, а в некоторых регионах – нашивку с номером дома и квартиры. Ко всему, конечно, можно привыкнуть, но с этим унижением, кажется, невозможно смириться. Деваться некуда было: в Польше, например, за невыполнение этого приказа назначалась смертная казнь.
По-моему, добровольное ношение знака религиозной принадлежности является дурным вкусом.  Любой религии. Я не говорю об одежде, ношение которой предписывается традицией той или иной религии. Но ношение маген-дувидов, крестиков не предписывается. Сегодня можно увидеть повсюду: у певицы на экране телевизора, у прохожего на улице, у медсестры в больнице нательные крестики, которые правильней было бы назвать накостюмными. Предки были более деликатны нынешних христиан, многие из которых и верующими-то не являются, а носят крестики как дань моде. Носить в Израиле шестиконечную звёздочку тоже безвкусно. Чего не могу сказать о диаспоре, где ношение маген-дувида является часто актом мужества. Мы помним, как в прошлом году на берлинской улице избили раввина Альтера за то, что носил кипу. Мне известны рассказы некоторых членов нашей общины, которые испытывали трудности с ношением звезды Давида здесь, в Германии.  Антисемитам хотелось бы, чтобы и сегодня мы все носили жёлтую звезду. Но сегодня её носят назло им. Я хотел бы, чтобы мы жили в обществе, в котором  не надо носить никаких знаков. Люди должны относиться друг к другу без предубеждений и предупреждений: «Это - еврей!» или «Это - христианин!». Наверное, нескромно говорить о себе, но я ни разу не надел своего значка о высшем образовании. Хотя у меня их было два. (Оба, кстати,  за ненадобностью утеряны). Эта советская практика – значок о высшем образовании или техникуме – тоже выверт нормального вкуса и нормального поведения.
Все знают о том, что датский король Кристиан, когда нацисты предписали евреям  Копенгагена надеть жёлтые звёзды, выехал на ежедневный верховой моцион с жёлтой звездой на груди. При этом он сказал, что все его подданные равны, и раз одних заставляют надеть знак унижения, то это сделает и король. Вся его свита тоже надела еврейский символ. Впервые об этом написал Леон Юрис в романе «Эксодус». (напоминаю, что он есть в нашей библиотеке, и кто его не читал до сих пор, тот много потерял; но может наверстать). Потом Эльдар Рязанов  поставил этот эпизод в фильме про Андерсена. Становится очень обидно, когда читаешь, что это лишь красивая легенда. Уж слишком она красива! (На самом деле евреев Дании нацисты не заставляли носить звёзды). Хочется верить, что история с королём была на самом деле. Что были люди высокого духа, даже среди королей. И, повторяю, не хочется жить среди обстоятельств, когда людей друг от друга отличают не по красоте души или уму, а по внешним признакам. Вспоминаю имеющий к этому пожеланию отношение анекдот.
Во времена, когда чернокожие в Америке дискриминировались, когда, например, им нельзя было сидеть в общественном транспорте  на передних местах, в одном автобусе несколько негров уселись впереди. Начался шум: белые стали требовать, чтобы места были освобождены. Чёрные стали возражать: «Мы тоже люди!» Возникла  свара, крики, шум… Вдруг раздался голос пастора: «Люди! Люди! Остановитесь! Успокойтесь! Какая разница, кто какого цвета?! Давайте представим себе, что нет чёрных и белых. Давайте представим себе, что мы все зелёные. Все! Договорились? Представили? Всё! Мы все зелёные. А теперь светлозелёные пройдите вперёд, а тёмнозелёные идите назад!»
Мир стал лучше, чем он был, но хуже, чем он будет. Переходим к следующему разделу –
Всё будет хорошо, я это знаю.
Эта рубрика о будущем. Недалёком, недельном. О тех мероприятиях, что вас, друзья, ожидают.
В пятницу, 29 августа, мы собираемся после каникул на первую Встречу Субботы. У нас сложился в эти вечера коллектив, который отдаёт должное нашим предкам, продумавшим процедуру празднования Шаббата, и одновременно пытающийся применить к себе на практике народную мудрость. Но это не значит, что наши двери не открыты для всех желающих. Начало нового сезона – благоприятное время, чтобы что-то изменить в своей жизни. Тем более, накануне Нового года. Конечно, у нас бывали люди, которые потом перестали приходить по пятницам, но таких немного, да и обстоятельства их мне неизвестны. Большинство же – рады этим встречам по пятницам. Я в их числе. Начало в 18 часов.
В субботу, 30 августа на празднике  под названием «Пёстрые ночи Нибурга» выступят дети из балета Елены Осман , а также Хартмут Кер и Михаил Шилин.  Пройдёт это в театре Нибург по адресу: Niebuhrstr. 61. Это на границе Оберхаузена и Дюйсбурга. Начало в 18.30
В воскресенье начинает заниматься хор. Во вторник они встречались за чайно-винным столом, рассказали о том, как провели лето, нарадовались друг другу и наконец-то возможности вновь ходить на репетиции. Присоединяйтесь. Конечно, к Шаббатам может присоединиться любой человек, к хору же тот, кто умеет петь. Но в том-то и дело, что таких людей немало, а в хор не идут. По разным причинам. Опять же, преодолейте себя и те причины, которые не позволяют вам насладиться коллективным пением. Приходите, репетиция в 13 часов.
Напоминаю, что мы рады и тем, кто придёт в театр – нам нужны актёры, особенно мужского пола. Всех возрастов. Здесь тоже надо чуть поломать себя. В любом случае это легче, чем прийти на репетицию танцевального коллектива. Здесь даже я не рискнул бы. Меня приняли бы за диверсанта, заброшенного, чтобы развалить коллектив.  Хотя с другой стороны, может быть и коллектив бы укрепился: видя, как я танцую, у других бы появилась уверенность в своих силах. Хотя я, конечно, скромничаю – я бы смог одолеть это искусство. Просто, обошлось бы мне это дорого – коньяк нынче недёшев, а без него у меня бы ничего не получилось.
Ещё чуть рекламы. Десятый учебный год начинает русская школа «Кенгу.Ру». Она принадлежит Русскому Центру культуры, но он вместе с общиной делает одно дело: во-первых, обучает детей родному языку их родителей, дедушек, бабушек,  вообще предков (читайте об этом очерк «Дверь в дверь» в сентябрьском номере «Делета»), во-вторых, эстетически развивает детей, в-третьих, сближает представителей  разных народов друг с другом. Помимо еврейских детей, детей «русских» немцев, сюда начали ходить и дети местных немцев.  Мой младший внук закончил эту школу и только благодаря ей понимает и говорит с нами на русском. Чему мы чрезвычайно рады. Во-первых, он понимает нас, во-вторых, я уверен, что язык этот сослужит ему ещё добрую службу. Русская школа работает с 10 часов в субботу 6 сентября. Записаться и получить информацию можно у Ирины Антоновны по телефону 0208 – 7822986.
В это воскресенье, 31 августа, начинает работать еврейская школа. Начало в 11 часов. Если у русской школы практическая выгода видна сразу – язык может пригодиться в любой профессии и любой ситуации, то прикладной характер еврейских знаний не так очевиден. Но он есть. И может быть, он важнее языка. Если язык можно сравнить с языком, то полученный еврейский дух, можно сравнить с другой частью тела, с позвоночником. Это фундамент личности – последние события показывают, что без такого позвоночника легко оказаться поломанным. Выше я писал о жёлтой звезде, сейчас вспомнил, что нацисты заставляли носить звезду даже евреев – выкрестов. Не спрятались, оказывается, беспозвоночные. Школа называется «Ами», что означает «Мой народ». Мне кажется, что этим сказано всё. Добро пожаловать!
«Ликбеза» в это воскресенье ещё не будет. Будем потихоньку впрягаться в наш воз.
А теперь
Пусть всегда будет солнце.
Эта рубрика была у нас постоянной, теперь же будет появляться время от времени. В ней будет вестись разговор о недельной главе Торы. Надо сказать, что эти недельные письма появились почти семь лет назад. И почти всё это время я делился с вами мыслями по поводу недельной главы. Я был одним из пионеров – сегодня в интернете есть масса комментариев. Я решил более не забирать хлеб у раввинов.  Хотя сила иудаизма в том, что каждый человек может и должен иметь собственный взгляд на жизнь… Прекрасно, если он совпадает со взглядами мудрецов. С ними легче продираться к истине. Хотя истина всегда припорошена собственным опытом. В общем, главным результатом моих трудов я вижу то, что была продемонстрирована возможность задумываться над любыми проявлениями жизни с помощью еврейских ценностей. Теперь если я и буду что-либо помещать в этой рубрике, то это будет либо особый повод, либо повторение каких-то прежних мыслей – они ведь не однодневки. Само собой, что я буду их подправлять: грамматически, логически, использовать новый опыт.  В общем, рубрика пока остаётся. Вы спросите, почему я взял в её название строчку Льва Ошанина из известной пенсии? Очень просто: евреи ассоциируют Тору с солнцем, а еврейский народ – с луной, светящей отражённым солнечным светом. Поэтому название «То, что будет всегда» легко трансформировалось в «Пусть всегда будет солнце» . Вот если бы еврей Ошанин написал «Пусть всегда будет Тора», то мне не пришлось бы сейчас объяснять, что солнце – это Главная Книга евреев.  Сегодня глава называется «Шофтим»  (Судьи). Но я о ней ничего сообщать не буду. Чтобы не пугать вас, друзья, метровыми письмами. Чтобы вы не думали: «Нам читать так долго невозможно, а он всё это пишет! Делать ему нечего!» Делать есть что, например, идти спать, потому что уж полночь близится, а конца письма всё нет. Ну, ничего, остался один раздел, который представит вам то, что есть в загашниках, которые вы, друзья, добросовестно вот уже четыре месяца пополняли. В основном, это материалы об еврействе, об Израиле, поэтому я спел бы этот раздел так:
Есть за горами, за лесами маленькая страна.
Я буду включать сюда только те материалы, присланные вами, которые сохранили актуальность. Их, конечно, много. Начнём с давних, постепенно разгребая завалы.
Героине предлагаемого клипа 93 года. Кто, не видел, посмотрите, кто видел, подивитесь ещё раз.
Анна Зак (Израиль) прислала материал об израильских изобретениях. Гордимся!
Кира Нагутова (Дюсельдорф) позаботилась о том, чтобы мы познакомились с еврейским Будапештом.
Леонид Айзенберг из Бохума прислал речь главного раввина Англии.
Ещё один материал Леонида Айзенберга – о самом еврейском городе Европы.
И от него же информация об еврейском музее в Москве.
Нахман Левит (Торонто) прислал эти прекрасные кадры. Завершим ими, пусть ваши души тоже наполнятся гордостью и восторгом.
Только в Италии можно услышать ивритскую свадебную песню на классический итальянский мотив
 
Пока всё. Всем Шаббат шалом! Мирной Субботы!
Ваш Лев Шварцман
 
 

Keine Kommentare: