Donnerstag, 11. Dezember 2014

12.12 -19.12.2014

Шалом, друзья!

Первое, что мы всегда делаем, это пробуем создать настроение. Как правило, весёлое. Сегодня оно будет иным, сегодня захочется плакать. Но светлыми слезами.  Прислал Ехиль Белиловский (Оберхаузен).

 http://www.odnoklassniki.ru/video/62746802162682-1

И ещё об одной войне, которая в Украине. Впрочем, в этом ролике всё понятно без слов. Спасибо Леониду Айзенбергу (Бохум) за его присылку!

https://www.facebook.com/video.php?v=1042900145736424&fref=nf

Это было недавно…

В пятницу встречали Субботу. Приятно было видеть новые лица. Если бы пришли все, кто обычно ходит, нам бы пришлось перебираться в большой зал. Этот переход, чувствую, не за горами. Ели, пили, пели, как обычно. Тему беседы подсказала текущая глава: мы на примере взаимоотношений Якова и Эсава вспоминали о разных «братских» случаях. Многие рассказывали о себе, а это всегда интересно.

В воскресенье помимо школы «Ами» был вечер «Споёмте, друзья!», Сразу скажу, пели много. И шутили, и много смеялись. Сообща решили такие вечера и впредь проводить. А это, конечно, самая лучшая оценка. Единственное замечу, что многие не пришли. Это не значит, что гостей было мало, нет, пришлось даже ставить дополнительный столик, просто жаль тех, кто манкировал нами в этот вечер. В конце концов, они оказались в проигрыше. Хотя обидно мне.

…Это было давно.

Здесь мы выбираем по одной дате из еврейского календаря

12.12

-332 — Александр Македонский появился у ворот Иерусалима. Первосвященник Шимон HaTzaddik вышел ему навстречу во главе большой делегации. Был одет он в святые одеяния, также, как и другие коаним, следовавшие за ним вместе со многими горожанами. Когда царь увидел первосвященника, он вдруг приветствовал его с большим уважением. Удивленные этим военачальники спросили, чем объяснить такое его поведение? Александр ответил, что образ этого святого человека представлялся ему уже раньше. Это он ободрял его неоднократно в его победоносных войнах и обещал ему победу. В сопровождении первосвященника Александр вошел в Иерушалаим и в Бет-Амикдаш. Все увиденное произвело на царя большое впечатление, и он обещал разрешить проживающим во всей его империи евреям жить согласно законам их веры. Особенно большое впечатление произвела на Александра служба в Бет-Амикдаше, и он пожелал, чтобы выгравированный на камне его портрет был там помещен. Первосвященник ответил ему на это, что законы Торы запрещают помещать в Бет-Амикдаше или где бы то ни было какую либо статую или портрет. Однако евреи увековечат имя Александра более достойным образом. Первосвященник обещал, что все мальчики, которые родятся в будущем году, будут названы его именем – Александр. Это очень понравилось царю.

13.12

1742 —  Дочь Петра I Елизавета Петровна издала Указ Именной «О высылке как из Великороссийских, так и из Малороссийских городов, сел и деревень всех Жидов, какого бы кто звания и достоинства ни был, со всем их имением за границу и о невпускании оных на будущее время в Россию, кроме желающих принять Христианскую веру Греческого вероисповедания».

14.12 (22 Кислева)

1976  (5737) - Фракция Кнессета Религиозный фронт Торы вынесла вотум недоверия правительству из-за дела об истребителях Ф-15, в день прибытия которых прошла церемония, начавшаяся до и закончившаяся после наступления Шабата.

15.12 (11 Тевета)

1956  (57170) - Жители Беер-Шевы объявили бойкот жительнице города за то, что она взяла плату 2 лиры с солдата, возвращавшегося из Синая и попросившего разрешения принять душ.

16.12 (5 Тевета)

1958  (5719) - Атака саранчи из Египта не принесла особого ущерба сельскому хозяйству, благодаря использованию сельхозавиации и отрядам школьников, освобождённых от занятий для борьбы с вредителями.

 17.12

2009 — Председатель ПА Махмуд Аббас (Абу-Мазен) вновь подтвердил претензии арабов на Иерусалим (Аль-Кудс). "Иерусалим навечно останется столицей Палестинского государства, всего арабского народа и всех мусульман", - сказал он на митинге в Шхеме.

18.12

1887 — Родился Артур Карлос де Баррос Басто - капитан португальской армии. Был марраном, кавалером нескольких орденов, спустя четыре столетия после разгула инквизиции открыто возвратился к религии своих предков. Его примеру последовали тысячи других, скрывавших свое вероисповедание. Однако волна эйфории среди «скрытых» евреев улеглась столь же быстро, как и возникла. Причиной тому стала кампания против Барроса Басто, развернутая, как утверждают историки, католической церковью. Все началось с того, что один из местных священников обвинил капитана в гомосексуализме и прочих непристойностях, утверждая, в частности, что тот пьет кровь младенцев во время обряда обрезания. Баррос Басто был арестован и даже получил прозвище «португальского Дрейфуса». В 1943 году Баррос Басто был изгнан из армии Португалии, объявлен вне закона и умер в 1961-м.

 Между прошлым и будущим

О войне зат Независимость мы знаем только в общем. Более подробно можно её «почувствовать» благодаря документу эпохи, дневникfv Цви Зиппера. Сначала немного о нём.

Родился Цви Зиппера в Германии в 1925 году. Когда ему было 13, семья переехала в Южную Африку, год спустя – в Родезию (нынешняя Зимбабве). Мы жили в этой отвратительной идиллии, - рассказывал он. -Когда весь мир горел синим пламенем и захлебывался кровью, мы жили с пятью слугами, цветущим садом и собственным автомобилем. Я учился в традиционной английской школе. Просыпаясь утром, я звал Джима, и слуга входил с подносом, на котором были чашка чая и печенье, затем он лез под кровать, чтобы достать мне туфли" Но, примкнув к движению Хашомер Хацаир, Зиппер в 1945 эмигрировал в Израиль и вступил в кибуц Шоваль. Сначала он служил в мобилизованной гвардии в Негеве. Это подразделение состояло в основном из членов Палмаха, которые были призваны в британскую поселенческую полицию. Им выдали оружие и униформу и приказали охранять водопровод. Семнадцатого декабря 1947 года резервисты Палмаха из Хайфы прибыли в Негев, после того, как три отделения солдат Палмаха были уничтожены на юге один за другим. Один взвод, состоявший в основном из студентов университетов, присоединился к Восьмому полку под командованием Хаима Бар Лева и осуществлял боевые действия в южной части перехода Нирим-Ревивим. Второй взвод вошел в состав Второго полка, которым командовал Моше Нецер и вскоре получил прозвище Звери Негева. Этот взвод под командованием Симчи Шилони, базировался в киббуце Мишмар Ха-Негев. К нему присоединилась уже существовавшие силы мобилизованной гвардии, в которых служил Цви Зиппер. -Звери Негева- принимали участие в атаках на батареи артиллерии в Бейт-Хануне, эвакуации раненых из Яд-Мордехай, двух штурмах крепости, удерживаемой ирако-суданской полицией, завоевании Беэр Шевы и других операциях. Зиппер, которому тогда было 22 года, в свободное время вел подробный дневник – сначала в -коричневой тетради-, потом в -большой тетради-, на своем родном языке, английском. „После каждой битвы я находил несколько минут для дневника. Записи были очень спонтанными, - все, что я мог вспомнить, все свои чувства в тот момент".Когда война закончилась, Зиппер вернулся в Шоваль и в 1951 -с десятилетним младенцем и вещами, упакованными в ясли- он с женой Деборой покинул киббуц. В городе он нанялся репортером в информационное агентство Итим. Сейчас Зиппер с семьей живёт в Талмей-Менаше (Беэр Яааков). Вот отрывки из его дневника.

1947, 28 Кислева: "Песок, кажется, висит в этой удушливой атмосфере напряженного ожидания. Убили пятерых наших. Забавно, я дал пару свежих носков Шейки перед тем, как они вышли. Он сидел на моей койке, отбиваясь от Сатаны, который все тыкался в него мордой и говорил о волдырях на ногах. Я дал ему пару шерстяных носков, чтобы обувь не так натирала. У них был "стен" (немецкий пистолет-пулемет – прим. пер.) и пара ручных гранат, но, похоже, что они так и не смогли ими воспользоваться. Сколько им было? Около девятнадцати. Есть вероятность, что они попали в засаду, в общем, мы больше их не видели. Гидеон и я слышали выстрелы. Лежа рядом с дорогой мы слышали вдалеке выстрелы. Возможно, это были они, но тогда мы об этом не знали... Ветер, дующий в эту сторону, означает, что завтра, возможно, будет дождь. Нашим полям сейчас нужен дождь. Я вижу в окне башню Бир Забалла (Шоваль). Как глупо было думать о том, чтобы уехать отсюда! Может, я и ненормальный, но эта земля стала для меня настоящим домом, я не хочу ее покидать... Сатана лежит на койке. Кто знает, будет ли когда-нибудь у тебя такой же хороший хозяин, как я..."

 

(30 Кислева 5708) "Принесли троих из тех, убитых. Может, и к лучшему, если не найдут остальных! Изуродованные пытками, в ранах и побоях, их обнаженные, пожелтевшие и жутко деревянные тела, отвратительно пахнущие желтые трупы лежат на листах оцинкованного металла, на которых их обмывают. Бесстрастно, грязно ругаясь, они моют своих мертвых товарищей, с уголков губ свисают сигареты, а в глазах стоят слезы. Им пришлось снять рубашки. Мертвые лежат, протянув ноги, с черными отметинами, которые оставила смерть. Я копаю могилу. Большая глубокая яма на вершине холма и мы трудимся над ней, смеясь, богохульствуя, плюясь, мочась и пуская газы, мы роем эту яму. Уже ночь, парни тихо стоят вокруг могилы, носилки с трупами везет грузовик. Ветер сдувает покрывало с первых носилок, и мы видим желтое нагое тело. Девушки невольно закрывают глаза руками, мы стоим и клянемся отомстить. Каждый про себя, драмы здесь не нужны. Тела соскальзывают с носилок в яму. Шелест обнаженных ягодиц о ткань, сбитые накрест рейки, мы забрасываем могилу землей, пока над тремя телами не вырастает небольшой холмик. Прощальный салют – очередью, огонь! Эхо разносится по горам. Прячься в свои норы, враг, мы наступаем!"

15 декабря — (2 Тевета 5708) "Первое крещение огнем (у Мишмар Ханегев). Я видел, как птица прервала свой полет и оцепенев, сидела на дороге, трясла своей маленькой головкой, как при головокружении, - наверное, из-за пуль, летающих туда-сюда. Справа на холме установлен "брен", взвод перебегает из стороны в сторону под прикрытием этого пулемета, стреляющего одинаковыми очередями с таким приятным звуком – тра-та-та, тра-та-та, вжжж! Так близко, что чуешь жар земли, которую он взрывает пулями у тебя под носом. Охрипший голос командира, Йехуды, не замолкает даже после того, как в руку ему попала пуля. Нас пятнадцать, и около двухсот вооруженных арабов, окружающих нас и грузовики, отрезающих путь к отступлению. Мы, отстреливаясь, забираемся в грузовики и возвращаемся на базу. У Йехуды пуля в плече, но ничего особенно серьезного, больше никто не пострадал".

Всё будет хорошо, я это знаю, знаю.

Напомню. В пятницу Встреча Субботы, которую мы назвали «При свечах». Надо отметить, что пятничный вечер при свечах проводят очень много еврейских домов. И это – прекрасная традиция. У нас на «Ликбезе» (кстати, в это воскресенье его не будет из-за мероприятия) мы недавно говорили о Шаббате, о том, насколько это революционное для того времени изобретение оказало влияние на судьбу еврейского народа. Мы говорили о том , что так, как мы отмечаем Субботу, есть элемент профанации, которого не может не быть, поскольку мы были «пионеры – дети рабочих», и для нас зажигались не свечи, а взвивались костры. Нас оторвали от корней довольно успешно, но теперь мы к ним приближаемся. Пусть по миллиметру, но приближаемся. Мыидём верной дорогой,  товарищи,  хотя бы потому, что она нас ведёт к самим себе. К нашему, не последнему на этой планете, народу. Присоединяйтесь!

Школа «Ами! Начнётся, как всегда, в 11 часов, а мероприятие, которое помешает «Ликбезу» зовётся спектаклем театра «Рэй» «Три красавицы». Это будет уже пятый показ. Поверьте, что первые четыре проходили с большим успехом. И есть люди, которые посмотрели спектакль уже четыре раза. И это понятно: во-первых, всегда интересно посмотреть на игру актёров, которая меняется всякий раз, а, во-вторых, почему не посмотреть, если стоимость билета всего пять евро. Но справедливости ради надо сказать, что те, кто смотрел три - четыре раза, являются членами общины, то есть платили по три евро. Смешная цена, впрочем, и спектакль весёлый. Он же – комедия, правда, из тех, что со слезами на этих, на щеках. В общем, так: если кто-то подойдёт ко мне и скажет, что ему спектакль не понравился, то ему вернут стоимость билета. Так и передайте всем инертным знакомым, лентяям – родственникам и соседям - принципиальным противникам самодеятельного театра.. А если вы сами ещё не смотрели «Трёх красавиц», то скажите это себе. Начало в 16 часов.

Анонс: 21 декабря все «Вместе!» будем зажигать 6-ю ханукальную свечу. То есть мы будем зажигать все свечи, но 6-ю на общем празднике. В 16 часов. Если вы – член общины, захватите с собой 2 евро, если нет, то пострадаете вдвойне, т. е. 4 евро.

Пусть всегда будет Солнце

Ваешев (И поселился).

Начнём с краткого пересказа.

И поселился Яков вместе с двенадцатью сыновьями в Хевроне. Его любимцем становится Иосиф, которому старшие братья завидуют, из-за предпочтения, оказываемое ему отцом. Иосиф рассказывает братьям два увиденных им сна, в которых предсказывается, что в будущем он воцарится над ними. Это еще больше распаляет их ненависть к нему.

Шимон и Леви (те, которые истребили обидчиков сестры) замышляют убить Иосифа, но самый старший брат, Реувен, советует бросить его в яму, намереваясь позже вернуться и спасти его. Пока Иосиф сидит в яме, Йеуда предлагает братьям вместо того, чтобы убить, продать его проходящим мимо арабам. Испачкав рубашку Иосифа в крови козленка, братья показывают ее Якову, чтобы тот поверил, что его любимого сына сожрал дикий зверь.

Йеуда женится, и у него рождаются три сына. Старший, Эр, умирает молодым и бездетным, его жена Тамар сочетается браком с его братом Онаном. Онан грешит, впустую изливая семя, и тоже умирает. Йеуда не хочет, чтобы его младший сын женился на Тамар, и под благовидным предлогом отсылает ее. Однако, Тамар, желая, чтобы ее дети во что бы то ни стало были потомками Йеуды, переодевается блудницей и отдает себя Йеуде. Когда тот узнает, что его невестка беременна, он распоряжается, чтобы ее казнили, так как она согрешила прелюбодеянием. Но когда Тамар предъявляет вещи, оставленные им у нее, он осознает, что она беременна от него, и публично это признает. Тамар рождает двух сыновей.

Иосифа приводят в Египет и продают Потифару, царедворцу фараона. Вскоре он благодаря своим организаторским талантам становится управляющим в доме. Жена Потифара влюбляется в прекрасного юношу, но когда Иосиф отвергает ее домогательства, она говорит мужу, что «раб-еврей» пытался ее изнасиловать, и добивается того, что Иосифа бросают в тюрьму. Там он опять своими талантами заслуживает доверия со стороны главного тюремщика, который делает Иосифа управляющим в тюрьме.

В заточении Иосиф встречает двух царедворцев фараона, брошенных в темницу: главного виночерпия и главного пекаря. Оба обеспокоены приснившимися им снами, которые \Иосиф истолковывает так: через три дня виночерпий будет освобожден, а пекарь повешен. Иосиф просит виночерпия замолвить за него слово перед фараоном. Истолкование снов сбывается, но виночерпий забывает про Иосифа.

 

Эта глава обширна, в ней происходит множество событий. Начинается она с того, как Иосифа продалив рабство, а заканчивается тем, что в Египте он в связи с ложным обвинением в изнасиловании попадает в тюрьму. В промежутке между этими двумя событиями ещё Тамар беременеет Йехуды, побывав ранее в жженых двух его сыновей: Эра и Онана. И если о первом мы и слыхом не слыхиывали, то имя второго стало нарицательным. Но вернёмся к началу главы, к взаимоотношению братьев и Иосифа. Я хочу обратить ваше внимание, друзья, на одно обстоятельство, связанное с продажей Иосифа в рабство. Надо сказать,что сам Иосиф спровоцировал братьев на это действие. Конечно, оно было неадекватно его проступку, но проступок был. Он выражался в высокомерии Иосифа, его хвастовстве и предательстве. Именно предательством можно назвать то, что мы в детстве определяли как ябедничество. В этом случае братья считали его доносы отцу явной клеветой. В общем, братья его ненавидели. Даже несмотря на то, что этому брату было всего 17 лет. Возможно ли такое чувство по отношению к брату? Конечно. Буквально на прошлой неделе мы говорили об отношениях Якова и Эсава.  Можете себе представить, как вёл себя Иосиф, если старшие братья его возненавидели?! И решили убить. Хорошо, братоубийство не произошло, но продажа в рабство была равносильна смерти – для них он исчезал навсегда. Так о чём я? Ах, да, о том, что после продажи Иосифа ненависть братьев к нему исчезла. Религиозные люди скажут, что таково было предначертание Бога – ненависть братьев нужна была только для того, чтобы отправить Иосифа в Египет, потом она за ненадобностью исчезла. Но мы-то с вами знаем, что нормальный человек, как правило, так устроен: ему всегда надо то, чего у него сейчас нет. А когда это появляется, оно становится ненужным. А когда вновь теряется, то опять приобретает магнетизм…Это правило сопровождает человека постоянно. И во всём. Да, братья ненавидели Иосифа. Когда он был с ними. А когда они продали его за 20 серебряных монет – это было немного ниже цены раба - нормального мужчины от 5 до 20 лет, то он стал им нужен – их ненависть испарилась. Кто из нас не испытывал подобных чувств? Собственно говоря, они частично выражены русской поговоркой  «Что имеем не храним, потерявши плачем». (Эта поговорка была сначала названием водевиля середины 19-го века, потом выражением Козьмы Пруткова). Полагаю, что в каждом языке есть нечто подобное, вот, в немецком нашёл: „Eher schatzet man das Gute, nicht, als bis man es verlor". Это чувство знакомо каждому человеку и имеется в опыте каждого народа. Но первыми письменно это зафиксировали опять же таки евреи. В Устной Торе. Когда братья по своей вине потеряли Иосифа. Универсальность человеческих чувств, отражённых в Торе, поражает точностью и пониманием того, что нам до наших праотцов из 5775 года рукой подать. Это только кажется, что три с половиной тысячи лет много. На самом деле это всего один миллион триста тысяч дней. Пустяки! И мы за это время не очень изменились. Мы – всё те же. Правда, у нас появился интернет и мы можем обмениваться информацией. Именно для этого у нас существует раздел

Есть за горами, за лесами маленькая страна…

Начнём с «Манифеста Либермана». Его прислал Борис Бендиткис (Оберхаузен). Не знаю, как другим, а мне мысли этого политика очень близки. Правда, иногда теория на практике оказывается менее убедительной, но не всегда внятные действия традиционных израильских политиков нас убеждают. По-крайней мере, Либерман последователен  и честен, и поскольку ясно, что у других не получается, дайте ему попробовать

http://www.ndi.org.il/content/%D0%9C%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%82_%D0%9B%D0%B8%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B0

Почитайте статью «Тайны арабского базара». И хоть прислал её Борисм Бендиткис из Оберхаузена, за базар отвечает Александр Майстровой, написавший её.

http://isrageo.com/2014/09/02/arabmarket/

Тот же Борис Бендиткис с ещё одним материалом. О мифе вокруг мечети Аль Акса.

http://www.gazeta.rjews.net/keidar6.php

Он же прислал материал, в котором разговор идёт о Евтушенко, его взгляде на еврейский вопрос.

 http://zemliakychicago.org/archiv/0414/Blagodarnoat.html#up

И опять Борис Бендиткис. Он прислал материал, о священнике Сергее Журавлёве. И хоть речь духовного лица осноязычна, а мысли зачастую банальны, стоит его послушать, потому что он борется с антисемитизмом в рядах Церкви. И поёт израильский гимн.

https://www.youtube.com/watch?v=sQzs0ZEaFfQ

Мирра Чернявская  из Израиля прислала материал о Черчиле. Естественно в еврейском ракурсе.

http://mnenia.zahav.ru/Articles/5267/ten_cherchilla

Михаил Местер из Бельц считает нужным познакомить нас с мнением российского еврея о России. Интересно, тем более, что еврей этот Михаил Ходорковский. А делился он им в Европарламенте.

https://de-mg42.mail.yahoo.com/neo/launch?.rand=b2i9qj7c59ss3#4805180347

А вот работы еврейского художника Иголя Озери. Прислал Нахман Левит из Торонто.

Завершим фильмом об Израиле, о том, в чём причина его успехов. Посмотреть стоит. Прислал Григорий Бейдер (Лос Анжелес).

http://youtu.be/TI8IvWljg1A

Вот ссылка на Приложение. Там материалов совсем немного, но есть те, что нельзя пропустить. Приятного чтения!

http://www.brfanl.ruhr-ju.de/Prilozenie 12_12_14.doc

Всем желаю «Шаббат шалом!» С последующим «Шавуа тов!»

Ваш Л. Ш.

 

 

Keine Kommentare: